Кахетия. Глава пятая: Северо-западные соседи
Автор: Д.Зубарев |
Добавлено: 19.11.2011 |
|
Предисловие. Статья русского чиновника на Кавказе Д.Зубарева, фрагмент которой я публикую сегодня под названием "Северо-западные соседи Кахетии:Тушетия, Пшавия, Хевсурия" рассказывает о том, какой была Грузия в сороковых годах 19 века. В оригинале статья не разделена на отдельные главы. Это уже сделал я, ведущий сайта, посчитав, что разбивка на главы позволит систематизировать большой по объёму материал и облегчит восприятие его обстоятельного, изобильного статистикой текста. В остальном авторский текст оставлен в неприкосновенности, включая принятые для того времени географические названия.
Полный текст оригинальной статьи Д.Зубарева можно прочитать здесь. Вниманию читателей сайта предлагаю следующие Главы ( согласно моей разбивке):
Д.ЗУБАРЕВ. КАХЕТИЯ
1 Глава. Кахетинцы 2 глава. Главные города Кахетии 3 глава. Кахетинское виноделие 4 глава. Русские в Кахетии 5 глава. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ СОСЕДИ КАХЕТИИ:ТУШЕТИЯ, ПШАВИЯ, ХЕВСУРИЯ 6 глава. Восточный сосед: Джаро-Белоканы 7 глава. Неукротимые обыватели Лезгистана
ТУШИ, ПШАВЫ и ХЕВСУРЫ
В северо-западной части Телавского уезда, в горах почти неприступных и большую часть года покрытых снегом, обитают Туши, Пшавы и Хевсуры. Они повинуются Русскому Императору и управляются двумя назначенными от правительства приставами, подчиненными Телавскому окружному начальнику; один управляет Тушами, или Тушинами, другой Пшавами и Хевсурами…
Тушетия
|
Тушин. Худ. Горшельт, 1896 |
Местоположение Тушетии, подходящее к большому Кавказскому хребту, гористое и даже утесистое. Лес почти не растет; зима продолжительна; летом прохлада, свойственная северным странам Европы.
Главный промысел Тушин составляет скотоводство, преимущественно овцеводство. Овцы доставляют им шерсть, из которой делают бурки и грубое сукно, называемое шалы; из молока приготовляют они сыр,
|
Тушетия, село Омало |
славящийся за Кавказом своим вкусом.
Скот весною и осенью пасется на Алванском поле, находящемся в Телавском уезде, а зимою в урочище Самух, лежащем в Елисаветпольском округе. Избытки стад своих променивают Тушины Кахеталинцам на хлеб и вино, а Борчалинским и Казахским Татарам на соль, которой ежегодно потребляется у них более двух тысяч пудов.
Соль обыкновенно выменивается на овечью шерсть, за один батман которой получается три батмана соли; примерно можно положить у Тушин лошадей 2000, рогатого скота 4000 и овец до 100 000 голов.
Земледелием Тушины стали заниматься в недавнее время, но оно, по гористому и утесистому местоположению, весьма незначительно. …Сеется ячменя шестьдесят четвертей, пшеницы 500 четвертей.
Содержание мельниц доставляет Тушинам изрядный доход. Множество небольших ручейков, ниспадающих в виде каскадов, представляет возможность устраивать мельницы обыкновенным за Кавказом способом (Мельницы большею частью строятся на каналах, проведенных из рек. Вода, ниспадая с возвышения, приводит в движение горизонтальное колесо. Более одного постава ( Постав – это пара мельничных жерновов или вальцов, один из которых неподвижен, а другой вращается на нем, размалывая зерно – Пётр Згонников) закавказские мельницы не имеют.). Всех мельниц в Тушетии находится 175; большая часть жителей Кахетии перемалывает на них пшеницу, платя за помол 1/10 часть муки.
О реке Алазань
Все реки, протекающие по Тушетии, называются жителями Алазани. Главная в Кахетии река, называемая Алазань, впадающая в Кур, составляется в Тушетии из трех рек, или Алазаней: первой, вытекающей на западной стороне Тушетии из горы Барбали; при селении Хахобо впадает в нее вторая Алазань, берущая начало из горы Алатани, и наконец третья Алазань, выходящая из горы Стаус, соединяется с двумя первыми при селении Ахверты; отсюда уже начинается известная река Алазань, протекающая между Кахетиею и Джаро-Белоканскою областью и впадающая в Кур. Алазань, особенно ближе к устью, довольно глубока и не имеет бродов; в ней водится мелкая рыба; изредка попадаются осетры и севрюги. Берега Алазани составляют равнины; лежащая на левом берегу покрыта густым лесом. …
Пшавия
|
Важа Пшавела, поэт и писатель, самый известный среди пшавов человек |
Пшавия окружена со всех сторон горами. Она граничит к С. с снежными горами и Хевсуриею, от которой отделяется быстрою рекою Белою Арагви; к В. с Тушиниею, к Ю. и З. с Кахетиею. Пространство земли до 270 верст в окружности. Местоположение чрезвычайно гористо; дороги идут по крутым косогорам. Климат суровый. В некоторых местах произрастает мелкий лес. В Пшавии находятся следующие реки: Иори (в древности Камбизус), берущая начало из горы Барбали и впадающая в Алазань; Хевсурская или Белая Арагви, вытекающая с северо-западной стороны снежных гор, и разделясь на два рукава, впадающая в Душетском уезде, при разоренной крепости Джинвал, в Черную, или Большую Арагви. Сверх того находятся небольшие протоки Сигам и Кусно.
Селений Пшавских считается 13, в них находится домов 631; душ мужеского пола 2,059, женского 1,331.
Главный промысел Пшавов, как и Тушин, составляет скотоводство и в особенности овцеводство. Рогатый скот доставляет масло, овцы сыр и шерсть, из которой делают сукна, бурки, вьючные сумы, ковры и прочее. Летом скот пасется в горах, Пшавами обитаемых, а зимою в урочище Самух. Избытки стад сбывают они таким же образом, как и Тушины. У них находится лошадей до 1000, катеров (Лошаков.) 500, рогатого скота 2,500, овец 60,000 голов.
Земледелие весьма незначительно. Земли удобной для хлебосеяния находится до 2,500 десятин, сенокоса на 50 верст, неудобной и лесистой до 200 верст в длину. Следственно, удобной земли на каждую душу обоего пола приходится 11/4 десятина; впрочем и это незначительное количество земли не все засевается. Сеют только пшеницу и ячмень.
Пшавы занимаются и садоводством. Сады их, числом 45, находятся на правом берегу Алазани, [525] в селениях Телавского уезда: Ахмети, Ходашепи, Пшавели и Маграни. Из винограда приготовляют вино для собственного употребления. Мельницы также доставляют доход Пшавам; числом их 87.
Хевсурия
|
Хевсуретия |
Хевсурия занимает по северной и южной сторонам большого Кавказского хребта небольшое, но самое неприступное пространство земли. С З. С. и В. она окружена Гудомакарами, Гудошаурами, Кистами, Богосами и Дидоями, с Ю. Пшавами; кроме того Хевсурские селения находятся в Эрцогском ущелье. Леса нет; изредка попадается мелкий кустарник. Горы изобилуют богатейшими свинцовыми рудниками. Климат суровый; зима продолжительная. Значительных рек нет; множество малых протоков, в виде водопадов, ниспадают в горах Хевсурии. Между ними отличаются Аргун и Хевсурская Арагви.
В горах Кавказских считается 32 Хевсурские селенияв них домов 625, душ мужеского пола 1336, женского 972. В Эрцогском ущелье селений 4, Бакниант-Хеви, Сазапхуло, Надыраапт-Хеви и Антлисс-Хеви; в них 53 дома; душ мужеского пола 128, женского 93. Замечательно, что в большей части Хевсурских селений жители все имеют одинаковую фамилию, как-то: Арабули, Гогочури, Даияури, Чипчааули, и проч. Пропитание снискивают от скотоводства, преимущественно от овцеводства. Выгоды, получаемые ими от стад те же самые, какие упомянуты при описании Пшавов и Тушин. Хевсуры [526] имеют лошадей до 1,000, рогатого скота до 3,000, катеров 700, овец 75,000. Летом стада Хевсуров пасутся в горах, ими обитаемых, а зимою в Самухе.
Земледелием занимаются они весьма мало; живущие в горах Кавказа имеют удобной земли не более, как на 5 верст в окружности, сенокоса на 21 версту, пастбищной на 79 верст и неудобной более 160 верст в длину. Хевсуры, обитающие в Эрцогском ущелье, более занимаются земледелием; земля у них принадлежит разным Грузинским помещикам. Предметы земледелия пшеница и ячмень. Мельниц у Хевсуров 145; из них почти каждая принадлежит двум, трем и четырем семействам.
Религия. Туши, Пшавы и Хевсуры, по наружности, исповедуют христианскую веру, по Греческому обряду, имеют церкви и священников, но по невежеству примешивают множество языческих обрядов и вообще о религии имеют слабое понятие, особенно Хевсуры и Пшавы. Они воздают особенное почтение Лаша Георгию, сыну знаменитой Грузинской царицы Тамары, жившему в конце XII века. Он был знаменит своею храбростью, жил долго между Пшавами, наконец принужден был бежать в Имеретию, где умер и похоронен в Гелатском монастыре, близ Кутаиса. Празднество в честь Лаша Георгия бывает чрез 12 недель после пасхи. Не только Тушины, Пшавы и Хевсуры, но жители Кахетии и даже многие из Кистов, Ингушей, Лезгинов собираются тогда к дому, в котором, по преданию, жил некогда Лаша Георгий, находящемуся в Пшавии, между селениями Хошара и Цителаури; он весьма уважается, и кроме священников никто не может входить в него. На сем празднестве народ веселится три ночи и все время это проводит в пляске, еде и попойке. После празднества в честь Лаша Георгия отправляются к тому месту, где, по преданиям, жила царица Тамара, и там снова пируют двое суток. Кроме того Туши, Пшавы и Хевсуры празднуют в честь древних Распятий, хранящихся у деканосов, или священников, в селениях Удзилаурта, Шуопхови, Гудапи и Хахмати. Только одним деканосам известно место их хранения. Хотя при крещении Туши, Пшавы и Хевсуры получают имена христианские, но в домашнем быту редко ими зовутся. Христианские имена чаще встречаются между Тушами Цовского общества, издавна принявшими христианскую веру. Христианские имена большею частью следующие: Иване (Иоанн) Георгий,
|
Хевсуры. Фото около 1880 года |
Мариама, Елена, Тамара, и т. д…
Суеверие между Тушами, Пшавами и Хевсурами господствует в высочайшей степени; они верят ворожеям, предсказателям, выходцам с того света. Хевсуры более всего верят колдунам и колдуньям. Собравшись во время праздников к священным местам, подобно квакерам остаются они неподвижны, соблюдая строгое молчание. Вдруг кто-либо из них, почувствовав вдохновение, начнет кружиться и кривляться до изнеможения. Утомившись порядком, начинает он говорить проповеди и делать предсказания (Несколько лет тому явился у Тушин какой-то бродяга и уверял их, что он выходец с того света; рассказывал о житье-бытье их умерших родственников; утверждал, что кто в здешнем свете постился, тот и на том свете лишен права есть скоромное. Это было поводом, что многие Тушины перестали почитать посты.), до тех пор, пока сменит его новый вдохновенный.
Тушины, Пшавы и Хевсуры говорят испорченным Грузинским языком, с примесью слов Кистинских… Письмен не имеют. Должно полагать, что они были первобытными обитателями Грузии.
Названия месяцев у них такие же, какие и у Грузинов, а именно: Январи, Тебервари, Марти, Априли, Маиси, Тибатве, Кататве, Мариалюбистве, Енкенистве, Ртвелистве, Георгобистве и Христелюбистве.
Глубокий мрак невежества делает нравы их дикими и зверскими; впрочем, они храбры, предприимчивы, отважны, в особенности Хевсуры, и гостеприимны. Гостя защищают с опасностью собственной жизни. Пшавы более Тушин и Хевсуров наклонны к добру.
Все они отличаются необыкновенною силою и способны переносить тяжкие труды.
Беременную женщину, перед родами, высылают из дома с приставницею старухою, в особо устраиваемые для того хижины, где она остается после родов сорок дней; во все это время никто ее не посещает и она почитается нечистою.
|
Пшавы |
Тушины, Пшавы и Хевсуры, ведя беспрерывную войну с соседними, хищными Лезгинскими и Кистинскими племенами, все вооружены и могут выставить более 5,000 войска. Сражаются обыкновенно пешие; выстрелы их метки. Большими массами бьются они редко, но обыкновенно бродят небольшими отрядами по горам и лесам, отыскивая неприятелей. Мщение за кровь почитается первою добродетелью. Родственники убитого отращивают волосы на голове и бороде, и не стригут и не бреют их до тех пор, пока не отмстят смертью убийце или его родственникам. Убитому неприятелю отсекают правую руку (Этот обычай существует у Лезгинов.), и высушив ее, прибивают на стене в хижине; числом таких рук измеряется знатность и храбрость каждого; молодой человек, не обладающий несколькими неприятельскими руками, не найдет себе невесты.
Выше замечено было, что они управляются поставляемыми от правительства приставами. Внутренние распри разбираются сельскими старостами, которые называются Хевис-Бери, «монах ущелья». Необходимость пасти зимою стада в Самухе главная причина их покорности. Впрочем, Пшавы и Хевсуры никакой подати не платят; только Тушины платят сабалахо, и подать за пастьбу скота, по 1040 рублей серебром в год. При Грузинских Царях давали они, вместо денег, 400 баранов и 200 ягнят за Алванское поле, а за пастьбу скота в Самухе Туши, Пшавы и Хевсуры платят пошлину казенному откупщику, имеющему ее на откупе: за барана и овцу по 5 копеек, за рогатую скотину 10 коп., за лошадь 20 копеек серебром с головы.
Одежду Туши, Пшавы и Хевсуры все носят одинаковую с Кахетинцами, цветом почти всегда черную. Зимою живут в домах, устроенных наподобие Кахетинских; в другое время года, когда кочуют с стадами на Алванском поле и в Самухе, живут в войлочных шатрах.
В горах Тушетии, Пшавии и Хевсурии есть множество развалин церквей и небольших крепостей. Лучше сохранившиеся церкви суть следующие: при селении Хахмати (в Хевсурии), во имя св. Креста, сооруженная царицею Тамарою; при селении Барисахо (в Хевсурии), неизвестно во имя какого святого, а построение ее приписывают также царице Тамаре; при селении Шуапхо (в Пшазии), во имя св. Георгия, построенная при царе Теймуразе; при селении Чаргали (в Пшавии), во имя пресв. Богородицы (время построения неизвестно). При селении Омало (в Тушетии); есть крепость, построенная из аспида, без извести; в длину она 40, в ширину 25, в вышину 9 сажен; построение ее приписывают царице Тамаре, слава которой доселе гремит здесь в горах.
Печатается по изданию: Зубарев Д. Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию и Джаро-Белоканскую область//Русский вестник, Том 2. 1841
Фото с сайтов: Тушин- NYC Public Library, Тушетия - filocart.narod.ru, Важа Пшавела, Хевсуретия, Хевсуры- humus.livejournal.com, Пшавы- cripo.com.ua Просмотров: 8446
|