КАХЕТИЯ. Глава вторая: Главные города
Автор: Д.Зубарев |
Добавлено: 16.06.2011 |
|
Д.ЗУБАРЕВ. КАХЕТИЯ
1 глава. Кахетинцы. 2 ГЛАВА. ГЛАВНЫЕ ГОРОДА КАХЕТИИ.
3 глава. Кахетинское виноделие. 4 глава. Русские в Кахетии. 5 глава. Тушетия, Пшавия, Хевсурия (северо-западные соседи Кахетии). 6 глава. Джаро-Белоканы (восточный сосед Кахетии). 7 глава. Нукротимые обыватели Лезгистана
ТЕЛАВ, уездный город Телавского уезда
|
Телав, 1847 год. Худ.: Григорий Гагарин |
"... переправился я ... чрез Алазань, и по цветущим ее долинам приехал в селение Вардисубани, т. е., дорога роз, находящееся возле самого Телава.
Город Телав сооружен в 1011 году Кахетинским царем Квирике. По разорении, в 1620 году, персидским шахом Аббасом города Греми, столицы Кахетии, Телав сделался местопребыванием Кахетинских царьков, величавших себя, подобно царькам Карталинским, Царями Царей.
Местоположение Телава прелестно. Он на высоком холме, с которого виден почти весь уезд, расположенный, большею частью, на равнине, орошаемой Алазанью, а к ней с северной стороны примыкает Дагестанский хребет гор, большую часть года покрытый снегом. За хребтом обитают хищные Лезгинские племена. В Телави есть крепость, т. е. пространство земли, обнесенное каменною оградою, с несколькими башнями. Внутри ограды находятся церковь, окружный суд, уездное казначейство и городская тюрьма. Все здания обветшали, исключая дома казначейства, недавно отстроенного. Не угодно ли заглянуть в окружный суд? Войдя в крепостные ворота, на правой стороне, видите развалины какого-то каменного здания и чрез груды камней и кирпичей входите в какие-то каморки. В одной из них стоит стол, покрытый сукном, и т. д.
В Телаве есть и сады, но незначительные, по причине безводья. Речка, протекающая через Телав, наполняется водою только во время весны и во время дождей; воду получают из ключей. При камеральном описании (1831 г.) оказалось в Телаве 492 дома; в них обитало тогда обоего пола Грузинов и Армян 2,861 душа. Все они принадлежат к сословию крестьян,
|
Телави сегодня. Фото: Диана Воронина |
казенных, церковных, помещичьих. Сверх того есть небольшое число домов княжеских и духовенства.
Я заглянул в градскую тюрьму, и к удивлению, нашел только одного арестанта из туземцев. Утешительное зрелище: из 67,291 души народонаселения, состоящего из племен необразованных и частью диких, только один преступник! Не знаю чему это приписать: нравственности ли жителей, бдительности ли местного правосудия, или искусству жителей скрывать свои преступления и в случае нечаянного открытия сваливать вину на Лезгинов?
В селениях Телавского уезда считается 7,456 домов Грузинов, Армян и Татар ; в них обоего пола, за исключением женского пола Татар, 53,802 души. Они состоят из крестьян казенных, церковных и помещичьих. Присоединив к тому жителей города Телава и дистанций Тушинской, Пшавской и Хевсурской, по управлению принадлежащих к Телавскому уезду, всех домов будет 10,193; в них душ обоего пола, кроме женского пола Татар, 67,291. Сверх того дворянства (тавади и азнаури ) и духовенства можно положить до 1000 душ обоего пола.
Главный промысел жителей Телавского уезда, Грузинов и Армян, как и во всей Кахетии, составляет виноделие. Занимаются также земледелием (предметы его сарачинское пшено, кукуруза и ячмень), шелководством и пчеловодством, но два последние предмета незначительны и не составляют отраслей торговли, а служат только для удовлетворения домашних потребностей каждого семейства. Шелководство, несколько значительное, находится в селении Гавазы, лежащем на левом берегу Алазани, близ самой Лезгинской границы.
|
Старый Телав. Фото:Пётр Згонников |
Один из Телавских помещиков, именно генерал, кн. Чавчевадзе, делал в своих поместьях удачные опыты разведения шафрана и размотки шелка по Европейской методе; разведение шафрана поддерживается с успехом доныне, но размотка шелка, по разным обстоятельствам, оставлена. Татары Телавские занимаются исключительно скотоводством".
От ведущего сайта. На стыке 19 и 20 веков население Телава приблизилось к 12 тысячам, из которых 9000 человек составляли армяне и всего две тысячи – грузины. Практически армянский город… Почему? Бороздин, бывший в 60-х годах 19 века начальником Телавского уезда, приводит на этот счёт такую легенду.
«К какому-то мифическому, грузинскому царю, много веков тому назад, пришли поводники армянского племени, тогда уже порабощенного турками и монголами, и молили его позволить им переселиться в его царство. Милосердый царь обласкал поводников и разрешил им идти по всему его царству, выбирать лучшее себе место. Долго ходили они; исходили Карталинию, Сомхетию и пришли, наконец, в долину Алазани. Поднявшись же на первые уступы горы Цивы, остановились... их поразило тут обилие чудных, студеных и светлых как кристалл родников, и у них вырвалось общее восклицание: «здесь хорошо!», а по-армянски: «те лав»; царь по просьбе пожаловал им это место, и их поселилась тут целая колония. Прошли года, и из нее вырос городок, названный точными словами армян — Телавом; царь сам излюбил его, перенеся в него свою резиденцию, построил крепость. Когда же Грузия окончательно слилась с Россией, а Кахетия вошла в состав Тифлисской губернии, легендарный городок сделался попросту уездным. Поэзия часто кончается прозой».
СИГНАХ, уездный город Сигнахского уезда
|
Фот.: Ермаков. Город Сигнах |
|
Сигнах от крепостных стен |
"От селения Мокузани, славящегося вином (оно принадлежит фамилии Князей Чавчевадзе), начинается Сихнахский уезд. Отсюда до Сигнаха прогоны платятся за двадцать пять верст, но в самом деле расстояние более сорока верст. Дорога ровная, но часто пересекается канавами и содержится в примерной неисправности. Верстах в пяти от Мокузани находится
казенное селение Велис-Цихе, примечательное по многолюдству и богатству жителей, большею частью Армян, занимающихся покупкою шелка в Джаро-Белоканской области и владениях Улусуйского (Русские обыкновенно называют их Елисуйскими, или Илисуйскими.) Султана. В Велис-Цихе есть каменные двуэтажные домы, впрочем незавидной архитектуры, и довольное число лавок, явление очень редкое в селениях Закавказья. Подъезжая к Сигнаху должно тащиться верст пять по каменистому руслу высохшей реки, и потом около трех верст взбираться на крутую гору, на вершине которой стоит город Сигнах. Он основан известным царем Ираклием. В нем, бывши еще царевичем, долго жил сын и преемник его, последний Грузинский царь Георгий. Сигнах расположен на вершине высокой горы, пересекаемой глубокими оврагами, и по местоположению очень выгоден для кратковременной обороны, но для постоянного жительства неудобен, особенно по недостатку воды, совершенной невозможности езды в экипажах и даже
|
Сигнахи сегодня. Фото:Нодари Какиашвили |
трудности пешей ходьбы. Потому, во время управления Закавказьем Князя Варшавского ( Иван Фёдорович Паскевич – П.З.), предполагалось перенести город в селение Вакири, или к монастырю Стефан-Цминда (св. Стефана), где во времена Грузинских Царей собирались войска, назначаемые против Лезгинов. Сигнах имеет крепость, то есть, место на полугоре, обнесенное стеною, с несколькими башнями. Эту крепость, имеющую 41/2 версты в окружности, основал царь Ираклий и назвал Сигнахи, что значит на Грузинском языке сборное место. На том месте, где ныне домы Сигнахских жителей, с давних времен было селение. В крепости, кроме Грузинской церкви, уездного казначейства и нескольких хижин, других зданий нет…. Сигнах, так же как и Телав не может похвалиться красотою зданий. Впрочем, в нем торговля изрядная; есть довольно лавок; один из обывателей производит обширный торг шелком и записан в Московском купечестве по 1-й гильдии. Замечательно, что съестные припасы привозятся на продажу в Сигнах из окрестных селений женщинами; в числе припасов привозят печеный хлеб, потому что жители Сигнаха, не знаю по каким причинам, сами не пекут хлеба, и в городе вовсе нет пекарней. Кроме Сигнахского уезда, во всем Закавказье нет примера, чтобы женщины производили торговлю, и особенно, чтобы решались являться на городских рынках, где, без сомнения, трудно им укрыться от глаз посторонних мужчин. Не одни Татарки, но и Армянки и Грузинки почитают за страшный стыд и грех показать свое лицо постороннему мужчине, особенно при свидетелях. Сигнах терпит нужду в воде; она получается из родника, находящегося на краю пропасти и называемого Тавгатехили, что на Грузинском языке значит: «разбей голову». Родник так мал, что во времена Грузинских Царей происходили смертоубийства при получении воды и от того произошло название родника. В Сигнахе, при последнем камеральном описании (1832 года), оказалось казенных церковных и помещичьих крестьян 550 домов; в них жителей Грузинов и Армян обоего пола 3,000. В уезде, с участком, называемым Кизихи (название произошло от жителей, пришедших из Кизика, что в Малой Азии, здесь поселившихся; в древности он назывался Камбечовани, т. е. земля буйволов (по Груз. камбечи), потому что в этом участке водилась лучшая порода буйволов.), 6,652 дома; в них Татар, Грузинов и Армян
|
Сигнахи сегодня. Фото: Пётр Згонников |
обоего пола (исключая Татарских женщин), 54,050 душ. Следовательно, все народонаселение города и уезда простирается свыше 58,000 душ.
И здешним уголовным судам мало работы. При посещении градской тюрьмы, я нашел в ней двух арестантов из туземцов.
Жители Сигнахского уезда пропитание снискивают от земледелия, виноделия и скотоводства. Первым преимущественно занимаются Кизихцы. владеющие плодоноснейшими землями. Кизихи при Грузинских Царях считалась житницею Кахетии, и землями ее так дорожили, что цари ни за какие услуги не дарили деревень в Кизихи. Вина выделывается ежедневно до 70,000, водки до 30,000 тунг (тунга равна 4 литрам – П.З.). Способ выделки вина, хранение его и сорты винограда те же, какие в Телавском уезде. Лучшим вином почитается добываемое в селениях Мокузани и Карданахи. В первом получается много белого вина, цветом подходящего к мадере".
От ведущего сайта. В конце 19 века Сигнах, по данным словаря Брокгауза и Эфрона, представлял собой одноэтажный уездный городок с населением 9000 человек. С крутым и неудобным спуском в долину реки Алазань, с узкими, извилистыми и грязными улицами. Среди городского населения преобладали армяне (около 5 тысяч человек). Грузин было около 4 тысяч и совсем низкое число русских - около 100 человек. Люди молились Богу в четырёх православных и трех армяно-григорианских церквях, гостей города ожидали две гостиницы, а потребности в печатной продукции обеспечивала одна типография.
Печатается по изданию: Зубарев Д. Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию и Джаро-Белоканскую область//Русский вестник, Том 2. 1841
Фото: Дианы Ворониной- с сайта dinamiclife.blogspot.com, чёрно-белые- с сайта Нью-Йоркской публичной библиотеки Просмотров: 9572
|