Людвиг Млокосевич. Жизнь и дела. Часть 3. Притяжение Лагодех
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 27.01.2011 |
|
|
Варшава, которую навсегда - ради Лагодехи - покинул Людвиг Млокосевич |
Начало см. Пленник...Вступление
Неизбежный вопрос: почему именно Лагодехи? Чем он так безнадежно – не вырваться - привязал к себе молодого, образованного юношу из Варшавы? Даже сегодня, спустя 150 лет после того, как двадцатидвухлетний Людвиг ступил на лагодехскую землю, мой городок представляет собой неприметное поселение, нечто среднее между маленьким городом и большим селом. Без железных дорог и театров, без троллейбусов и трамваев, с малолюдными улицами, с курами и свиньями во дворах, с медленным течением времени. Райцентр, сонный уголок провинциальной Грузии - не лучшее место для приложения молодых, рвущихся наружу сил и амбиций.
А в 1853 году, когда Людвиг прибыл в Лагодехи, было и того беспросветнее. Среди высокого букового леса и колючих кустарников стояли несколько ветхих строений и корпуса строящихся, незаконченных казарм; то там, то сям виднелись редкие домишки, зеселенные отставниками и женатыми чинами квартировавшего здесь 15-го Тифлисского гренадерского полка. От них, солдат и офицеров полка, от русских, поляков, кубанских и донских казаков начнет свое второе рождение Лагодехи, древний Лакуасти, обезлюдевший на полтора века после нашествия на Кахетию армии Шах-Аббаса.
|
В лагодехских горах |
Что же заставило молодого шляхтича, сына генерала забыть о светских салонах Варшавы и навсегда заточить себя в глухих дебрях Кавказа?
Красота.
Он настолько был очарован красотой и богатством лагодехской природы, что не мыслил себе жизни вне Лагодехи. Млокосевич сам удивится этому необъяснимо сильному чувству, заставившему его навсегда остаться на Кавказе, и в одной из своих публикаций самоиронично
напишет, что ехал на Кавказ на один год, но год тот затянулся уже на тридцать шесть лет.
«Он был влюблен в природу этого уголка», - написал гостивший в 1900 году у Млокосевича ботаник из Юрьева Болеслав Гриневецкий. Его влюбленность, по мнению другого автора, Станислава Пагачевского (Stanislaw Pagaczewski, 1963), граничила с болезненной зависимостью – буйная природа Лагодех повлияла на Млокосевича как наркотик: раз влюбившись, он уже не мог потом от нее оторваться.
|
Панорама Лагодехского ущелья |
Замечание Пагачевского довольно точное. О перманентном восхищении Млокосевичем лагодехской природой говорят рассыпанные по его публикациям разных лет замечания. У нас в Лагодехах кол посадишь - будет расти, пишет он в одном месте. Здешняя растительность поражает своими грандиозными размерами и быстрым развитием, пишет он в другой статье и вспоминает, как во времена Кавказской войны на бывшей Лезгинской кордонной линии проводили просеку на ружейный выстрел по обе стороны дороги для свободного движения войск, а она уже через 2-3 года, к удивлению служивших в полку «северян», чрезвычайно быстро покрывалась густейшей порослью.
Взору Млокосевича, прибывшего в Лагодехское военное укрепление, предстала картина зеленого рая, раскинувшегося у подножья величественного хребта. В Лагодехах «…по причине громадных гор, нависших над укреплением, с которых во время знойного лета навевается прохлада, а зимою защищающих от холодных ветров, воздух приятен и здоров, - писал в 1855 году командующий войсками левого фланга Лезгинской кордонной линии М.Я.Ольшевский (1855). - Кроме того, изобилие в строевом лесе, наполненном разного рода зверями и птицами, в обширных пастбищах, покрытых душистою и высокою травою, в чистой воде, богатой вкусной форелью».
Это позже, когда Лагодехское ущелье станет предметом научного внимания, выяснится, что оно уникально по составу своей флоры. Пока же на берегу горной речки стоял юный подпоручик и в изумлении смотрел на близкие вершины исполинских гор.
Особый ботанический мир Лагодехского ущелья, ставший магнитом для Млокосевича, обусловлен, по мнению ученых, тем, что ущелье каким-то образом избежало непосредственного влияния ледникового периода. По этой причине, писала в 1915 году Анна Млокосевич (дочь Людвига Млокосевича), растения колхидского типа, покрывавшие территорию всей Грузии в доледниковый период, вымерли везде, кроме Лагодехского ущелья. Местный климат, близкий к субтропическому (в дальнейшем я буду пользоваться термином «субтропический» - автор), позволил выжить в Лагодехи многим «доледниковым» растениям и деревьям.
Благоприятному климату урочища способствуют также особенности местной географии.
|
Лагодехское ущелье. Гора Средний Бугор (в правой части снимка) |
|
Лагодехское ущелье. Гора Хочал-Даг (по центру снимка, заснеженная) |
Лагодехское ущелье образуют два массивных отрога Главного Кавказского хребта, выступающих длинными языками в Алазанскую долину. На линии, соединяющей южные оконечности отрогов, стоят крайние, на границе с лесом, дома лагодехцев. Между отрогами проходит обрывистый хребет, называемый русскими «Средний Бугор», который служит водоразделом для двух главных речек ущелья – Лагодехис-цкали и Шромис-цкали (Хочал-ор и Анцаль-ор времен Млокосевича). Речки мелкие, неширокие, летом часто пересыхают, но во время затяжных дождей они переполняются водой, которая со страшным ревом несет тысячи тонн камней, песка, земли и поверженных потоком деревьев.
С севера ущелье замыкается горой Хочал-даг, трехтысячная высота которой препятствует доступу в ущелье холодных масс воздуха из России.
По направлению к югу ущелье, постепенно расширяясь, выходит в Алазанскую долину, открывая тем самым свое нутро прямым лучам солнца. Небо над Алазанью почти всегда безоблачно и поэтому горная щель большую часть года залита солнечным светом.
Закрытость ущелья холодным массам воздуха в сочетании с открытостью солнечным лучам способствуют образованию в его низовьях парникового эффекта. Воздух летом здесь как в русской бане: теплый и влажный - из-за обилия солнца и бесчисленных родников и серных источников, бьющих в ущелье едва ли не из-под каждого камня.
Лагодехи расположился у подошвы Главного Кавказсклоого хребта, между двумя отрогами хребта, называемыми Монастырской и Шромской горами. Людвиг Францевич жил со своей семьей на северной окраине местечка, у подножья Монастырской горы, на берегу речки Хочал-ор (Лагодехис-цкали), что вытекает из Лагодехского ущелья. Сегодня на месте усадьбы Млокосевича, занимавшей в те времена около десяти гектаров, находятся последние дома улиц Важа Пшавела, Пушкинской(Асатиани) и Свободы, туристическая база « Кавкасиони» и стадион.
|
Пион Млокосевича |
Мягкий климат, скупая на снежные дни зима – только 3-5 дней в году лагодехские улицы покрыты снегом - редкие и слабые заморозки создают благоприятные условия для роста субтропической растительности. Классические, настоящие субтропики, те, что на берегах теплых морей, в Закавказье можно встретить только на побережье Черного моря и на Талышском побережье Каспийского. А чтобы субтропики в Закавказье да посреди континента – только в Лагодехи. Субтропический островок Лагодехи невелик по размерам, около 5-6 километров вверх по ущелью и столько же – в ширину. Но на этом карликовом клочке земли расположилось невиданное по своему разнообразию зеленое царство, насчитывающее более полутора тысяч всевозможных видов.
Здесь обитают эндемичные цветы, для которых Лагодехское ущелье является «родиной», место классического произрастания. Самый ивестные среди эндемов - желтоцветковый Пион Млокосевича и красноцветковый , Пион лагодехский, Примула Юлии, открытая дочерью Млокосевича Юлией, Пушкиния, Генциана лагодехская, Леонтица Смирнова, Подснежник лагодехский. Последний - ранний красавец с цветами нежного белого цвета, напоминающими своей формой крошечный колокол, отчего среди местных русских называем колокольчиком. Зацветает в конце января - начале февраля, редко растет в одиночестве, чаще - густыми колониями и в непосредственной близости от городка, отчего в немалых количествах уничтожается детьми, собирающимися его для любимых мам, сестер и девочек.
|
Генциана (горечавка) лагодехская |
Лес в низовьях ущелья напоминает тропические джунгли. Высокие деревья увиты мощными, в человеческую руку, лианами, которые живописными гирляндами свисают до самой земли. При дуновениях ветра эти гирлянды приходят в движение, издавая таинственный шелест. Полусгнившие стволы поваленных ветром и временем деревьев, плотный кустарник и непролазные кусты ежевики затрудняют
продвижение по лесу, тропы, оставленные без внимания человека, быстро зарастают. Отовсюду слышится пение многочисленных птиц, чувствуется присутствие зверей. Медведи, волки, лисицы, туры, олени, косули, пантера – встреча с ними в лесу не редкость. Дикие кабаны и косули иногда забредают в огороды лагодехцев, а по ночам в домах слышен вой «чикалок» - так местные русские называют шакалов – и волков. Лагодехи своего рода сад для бабочек, количество видов этих летающих цветов составляет около восьми сотен.
Но стоит немного удалиться от Лагодехи в любую из сторон, как климат, а за ним и растительность, резко меняются. Яркая зелень уступает место невысоким чахлым деревьям, степному кустарнику, сухолюбам и сожженной солнцем траве. В октябре Кахетия уже погружается в осеннюю спячку, на всем пути от Тбилиси до восточных границ страны деревья стоят голыми, с облетевшей листвой, и только в Лагодехи природа все еще радует зелеными красками лета. Под напором мягкой осени ландшафт
|
Примула Юлии (открыта дочерью Млокосевича Юлией) |
сереет лишь к середине ноября, но уже в декабре на солнечных пригорках появляются первые вестники близкого тепла - одиночные примулы, одуванчики и фиалки. Это робко заявляет о себе первая, ранняя, по определению Л.Ф.Млокосевича (1897), весна, вторая же, настоящая, горячая и буйная придет уже в марте-апреле.
В ущелье множество родников, рек и речушек, несколько десятков водопадов, непроходимые ущелья, лиановые и буковые леса, пещеры, субальпийские поляны с редкими рощицами деревьев, цветочные и травяные ковры альпийских лугов, ледяные высокогорные озера, безжизненные скалы и каменные осыпи.
Встреча состоялась.
Неизведанная природа Лагодех дождалась своего визави. С этого дня она доверчиво, из года в год, будет раскрывать Людвигу свои вековечные секреты, обретая в его лице своего изучателя, поверенного и охранителя.
А Людвиг Млокосевич, имя которого впредь неразрывно будет связана с Лагодехи, радовался в этот день, как никогда: сбылась его давняя мечта о безграничном общении с кавказской природой.
Продолжение здесь
Фото: старая Варшава - с сайта nnm.ru; В лагодехских горах - Валерий Огиашвили; Панорама, Гора Средний Бугор и Гора Хочал-Даг - Иракли Кшуташвили; Пион Млокосевича - Богдан Эриашвили; Генциана лагодехская - с сайта jelitto.com; Примула Юлии - с сайта fotki.yandex.ru Просмотров: 5286
|