Людвиг Млокосевич: От Воронежа до Лагодех. (Из заметок натуралиста, ч. 1 из 5)

Несколько гостиниц и одно казино. (Новости Лагодехи)

Когда писатель - бог...

Каин нашего времени. О рассказе Насти Родионовой "Куколка"

Куколки и бабочки Насти Родионовой. Критические заметки

Куколка. Рассказ Насти Родионовой (Из цикла "Настя", ч. 2 из 2)

Скоро будет Настин день (Из цикла "Настя", ч. 1 из 2)


Посетителей: 1232691
Просмотров: 1518608
Статей в базе: 542
Комментариев: 4221
Человек на сайте: 2







Куколки и бабочки Насти Родионовой. Критические заметки

Автор: Лачин, писатель

Добавлено: 16.09.2018

 

                                                               Предисловие

G Lachin
Лачин, автор статьи

В рассказе "Куколка" Насти Родионовой всё просто и всё сложно. Любовь, страдание и смерть - у него. Любовь, отчаяние и вызов - у неё. Летят на могилу чёрные символы оборвавшейся любви и усмехаются черноволосые мальчики.  

Что в "Куколке" на поверхности, слепящими фарами, а что в глубине, за занавесом из слов и образов, попытался разобраться Лачин, искусствовед по образованию, писатель по призванию, литературный критик по настроению.

Один из самых популярных авторов журнала «Новая литература». Пишет рассказы, повести, публицистические и литературно-критические статьи. 

Философское антиисламское эссе «Тварь» привело Лачина к острой конфронтации со сторонниками ислама.

Мнение Лачина о «Куколке» Насти Родионовой интересно попыткой увидеть за «дамской внешностью» рассказа его глубинное содержание. 

                                                                                   Пётр Згонников, ведущий сайта  

 

                               *************************************************

 Лачин

Бабочки и куколки Насти Родионовой

Всё просто, но и символично – пришёл некий человек. На похороны. Возможно, литературы старого образца, пуританской. И бросил в могилу нечто непотребное. Публика возмутилась.

Так и прозвучал рассказ, о коем пойдёт речь. Неслучайно называется он «Куколка», ибо его внешняя форма – лишь куколка, а что из куколки вылетит, то зависит от читателя.

О рассказе уже немало сказано в его обсуждении на сайте. Повторять сказанное не будем. Рассмотрим некоторые (не все) вопросы ведущего сайта Петра Згонникова.

Ограничивается ли рассказ очевидным: интрижкой и эпатажным поступком героини? Или это фасад, за которым скрываются другие слои (слой?), раскрывающие художественную задачу автора? Если фасад, то какое содержание за ним?  

Безусловно, нет. Не ограничивается. Это русская литература. Не помню автора вступительной статьи к двухтомнику Набокова, вышедшего в конце Союза, но верно подметил он там: западная литература чаще сосредотачивается на частных проблемах, русская – на общественных, «соборных». «Интрижка» и «эпатажный поступок» – лишь фасад, не более, за коим скрываются проблемы общественные. «Куколка» написана вроде как «по-западному». Раньше по-русски так не писали. Не публиковали, во всяком случае. Мол, не по-нашенски как-то... Но это только поверхностный слой рассказа, из-под которого прорывается общественное. Никто в обсуждении не рассмотрел «военную линию» в рассказе. Тему нацменшинств в РФ. Тему буржуазных СМИ, работая в которых, человек принуждён становиться проституткой, да и просто дерьмом. Потому как работа такая. Он плачет, рассказывая об этом любимой женщине, но всё равно иначе не может. Никуда он не денется. Капитализм.

Интрижка и эпатажный поступок» – куколка, из которой может вылететь содержание рассказа, если только читатель окажется на это способен. 

Почему герой просит бросить в могилу трусики? Именно чёрные, кружевные?

Без этого рассказ чуть ли не пропадёт. Весь рассказ и есть трусы, брошенные в лицо обывателю. Чёрные – потому как он довольно мрачноват. Кружевные – потому что довольно изящно написан.

«Куколка» – коммерция или литература?

Синтез того и другого. Чёткой границы ведь нет. Арии Верди и Россини когда-то распевались на улицах. Это была попса. Заодно и классика. «Дон Кихот» был написан как попса, дабы зашибить деньгу, в коей нуждался написавший его уголовник.

«Куколка» – на пограничной зоне. Шаг влево – дамская литература, шаг вправо – высоколобая словесность, малопонятная большинству. Автор прошла по грани.   

Талантлива ли автор?

Безусловно. Иначе съехала бы в сторону от вышеназванной пограничной зоны. В дамскую сторону.

Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Или тебя «расстреляет» буржуазная публика, или интеллигенция. Долго ли Родионова будет удерживаться в пограничье, и куда именно шагнёт – покажет время. (А может, так и будет балансировать на грани, избегая расстрела... И такое бывает).

В. В. Вересаев в своих записках о литературе как-то заметил: упоминая новую публикацию Бунина, критик восклицает: шедевр, бесподобно! И всё. Потом переходит к новому рассказу Леонида Андреева. И будто оживает: начинает спорить, ругаться, критикует автора, возмущается... Бунин – как икона. Приложился, перекрестился, да и пошёл дальше. А Андрееев нам интересен, и разгораются споры, драчки...

Так вышло и с «Куколкой». Вылетели из куколки споры, чуть ли не ссоры... Жизнь кипит. Небось не икона...  

Выше мы уже говорили, что автор бросила в могилу непотребную вещь. Фактически она (вещь, точнее трусы) брошена в лицо обывателю. Уточним кое-что.

В частности, брошены в лицо обывателю русско-исламскому. Ибо русско-православный обыватель – прежде всего мусульманин. Излюбленный его аргумент: «А в исламском мире ты бы смог такое сделать?! Нет? А чего тогда разошёлся?!"  

Во-вторых, сия деталь нижнего белья брошена в лицо обывателю пуританскому. Такова психология пуританина – скажем, напишете вы тыщу страниц с рассуждениями заумными, и только в одном из эпизодов дадите откровенную сцену. Пуританин запомнит только её, и при разговоре о вас всегда будет упоминать именно эту страницу. (Та же ситуация в кинематографе). 

Думая обо всём этом, понимаешь, насколько символична последняя сцена в рассказе. Ибо настоящий писатель во многом тем и занят, что, подойдя к толпе обывателей, бросает в могилы (или ещё в какое-то «важное» место) нечто непотребное – непотребное с точки зрения этой самой толпы. Желательно бросить нечто чёрное, мрачное – ибо пошлые юморины толпа и без того любит. И желательно кружевное. То бишь изящно выписанное.

Так что же вылетает из куколки Родионовой? Вылетает два в одном. Для одних – бабочка-тема рассуждений-размышлений о межнациональных конфликтах, СМИ, а через это начинается тема всей постсоветской нашей жизни. Для других – бесстыдство, вызов. Пощёчина общественному вкусу. Трусы. Пусть даже кружевные. Чёрт с ними. Пусть понимают по-своему.

Побольше куколок, Настя. Кому надо, тот узрит бабочек. Если кто узрит трусы – не беда. Побольше бы их накидать во все могилы обывательского сознания... Хоть с кружевами, хоть без. 

                         ***********************************************

 

Фото: Елена Згонникова

Просмотров: 730


Правила написания комментариев

Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Татьяна Романюк
Дата: 18-09-2018 23:08

Согласна, « что из куколки вылетит, то зависит от читателя…» Лачин отмечает новаторство автора, «западность» и задается вопросом- способен ли читатель усмотреть за интрижкой главное? По мнению Лачина-это вызов пуританскому обывателю. Попса, которая , со временем, обречена стать классикой. Оставим в стороне проблемы нацменьшинств и продажности СМИ. «Могилы обывательского сознания»-вот главный акцент критика. А что за этим фасадом? Как бывший химик, я выписывала, в свое время, журнал «Химия и Жизнь». Не знаю, существовал ли в природе журнал «Литература и Жизнь».По логике, должен был бы существовать…Потому что , одно питает другое. Тем не менее, комментарии к рассказу разделились, практически, по двум направлениям. Часть читателей считает рассказ самоценным, благодаря смелости автора, символизму, метафоричности, гуманистическому посылу, ярким образам, искусству владения словом . Другие ,не хотят разъединять нравственное и художественное, не согласны с такой правдой о душе, не считают невротическую зависимость любовью, не могут принять того, что поступками героини движет эгоизм, не находят критерия различения добра и зла… Так что же может скрываться за фасадом «могил обывательского сознания»? Может, старые, как мир-стыд, сопереживание другому, сожаление, боль за свое предательство, чувство вины, раскаяние за причиненное зло, за разрушение чужой жизни…? Конечно, жизнь полна стереотипов, придуманных людьми правил и законов, иногда нелепых и безжалостных…. Но сейчас я думаю о том самом, «нравственном законе внутри нас»… Действительно, если и писать о чем-то, то только о Любви и о Смерти. Думаю, автор Настя Родионова, очень вовремя умертвила своего героя. Читатель уже начинал чувствовать нестыковку между образом и реальным человеком. Который, с одной стороны, страдал от незаживающей раны, при воспоминании об убитом чеченском мальчике, а с другой, мучил и обманывал двух женщин и, в конце концов, выбрал между любовью и привычными, удобными отношениями- последнее. Как показывают многочисленные истории, жизнь в треугольнике заканчивается, как правило, банально и пошло. Автору пришлось бы искать гениальный ход, чтобы этого не произошло. И все же, по-видимому, главная героиня в рассказе-Любовь. Как пишет «Трезвый»: «…Говорить про какую-то общую любовь невозможно. Но это пример не любви, а зависимости — прямо история болезни, которая закончилась очень плохо. Зависимость дает сильные чувства, но она разрушает жизнь человека. Такие отношения все-таки разваливаются. И это больно, тяжело». Наша Любовь-это особое состояние , это про то, какие мы, а не про то, каков тот,кого мы выбрали, как объект. Она радостная или болезненная, созидающая или разрушающая, поднимающая или унижающая. Насколько мы цельные или поврежденные. Что из куколки вылетит… Не могу не признать, что Настя Родионова очень талантливый автор, профи в своем деле. Справедливы все комплименты в ее адрес. Я , как и другие, наслаждалась и превосходным языком, и легкостью слога, и необычными сравнениями. Но… Кроме участников любовного треугольника, в пространстве рассказа, чувствую себя четвертым, который хочет наслаждаться не только формой …

Удалить

Комментарий добавил(а): Елена Згонникова
Дата: 19-09-2018 05:36

После прочтения критической заметки и комментария Татьяны, не могу отвязаться от шекспировского: " Ведь добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока..."

Удалить

Комментарий добавил(а): Владислав Карганов
Дата: 19-09-2018 13:35

"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся." Гениальность Хайнлайна сделала его "Stranger in a strange land" культовой книгой - библией - субкультуры хиппи, а "The Moonis a Harsh Mistress" источником вдохновения либертарианцев, исповедывающих свободу как основной принцип. Не станем ли мы свидетелями возникновения некой новой субкультуры, воодушевлённой гениальностью синичкинского "Галевина" и не узрим ли новое знамя над "Pussy Riot"?

Удалить

Комментарий добавил(а): Татьяна
Дата: 29-09-2018 15:19

А как чувствовала себя жена (вдова), когда пришла ...эта и бросила на глазах у всех в могилу трусы?.....Все такие понимающие любовницу- а вы представьте себя на месте ЖЕНЫ....

Удалить

Комментарий добавил(а): незваный гость
Дата: 15-10-2018 13:17

есть версия, почему "куколка". Русская народная сказка "Василиса Прекрасная". Не потому ли Настя называет куколкой своего спасителя от страданий, вызванных предательством мужа и разводом? Тайная помощница-утешительница куколка. "...- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. ... Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая: - На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой.

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки