Бывал ли Лермонтов в Лагодехах?
Автор: Петр Згонников |
Добавлено: 25.10.2014 |
|
|
Михаил Лермонтов. Худ. Иракли Тоидзе |
Каждому маленькому человеку из маленького города хочется, чтобы история его малой родины была прославлена великими именами. Такими, как Лермонтов, например. И мне хотелось.
А тут такой соблазн: опальный поэт отбывал ссылку всего в каких-то 30-35 верстах от Лагодех! В штаб-квартире Карагач Нижегородского драгунского полка. Это – через долину, на противоположном берегу Алазани, по соседству с Царскими Колодцами (сегодня - Дедоплис Цкаро). Быть в Карагаче и не побывать в Лагодехах? Такого не может быть!
Карагач вознесся над Алазани, он парит в поднебесье, подобно птице, и с него, как на ладони, видны Алазанская долина, снежный хребет Кавказа и поселения у подножья гор. Включая Лагодехи. В 1837 году, в год закавказской ссылки Лермонтова, Лагодехи представлял собой военное укрепление Лезгинской кордонной линии, и крыши его немногочисленных зданий должны были быть хорошо видны из Карагача. У нижегородцев, чьей задачей было остановить прорывавшиеся сквозь кордон отряды лезгин, велись непрерывные разговоры о противнике, о его хитрости и ловкости, о русских солдатах и грузинских милиционерах, противостоявших неприятелю в заалазанском предгорье. Звучал, несомненно, и Лагодехи, - особенно часто и громко по причине свежего в памяти кровавого масакра, учиненного джаро-белоканцами солдатам и офицерам Эриванского полка.
Лермонтов не мог не слышать о Лагодехи и поэтому, казалось мне, не мог не поехать в урочище, где произошла столь нашумевшая трагедия и где могли быть живые ее свидетели.
Версия нуждалась в доказательствах, и они - объявились.
« Едва успел Лермонтов из Кусары и Губы, через Шамаху, Нуху (Шеки), крепость Новые Загаталы, Балакен, Сигнахи и Лагодехи заявиться в свой полк в Кахетии, как…».
|
Кусары, Азербайджан |
Lezgirush, автор статьи «Переехал горы, был в Кубе…» о возможном пребывании Лермонтова в штаб-квартире русского полка в Кусарах (Азербайджан - П.З.) вызвал доверие: прекрасный язык, глубокое знание материала, серьезные аргументы и очевидная работа исследовательской мысли - с сомнениями, с поиском недостающих звеньев, с анализом и выверенностью выводов. Но что-то смутило меня… Нет, не ответ автора на вопрос о пребывании поэта в Кусарах. Да и не важно, останавливался ли Лермонтов в Кусарах у своего старого знакомого, военврача Маршева, ведь меня интересовало другое: действительно ли, возвращаясь из Кусар в Карагач, Лермонтов проезжал через Лагодехи?
И я понял, что смущало меня. Маршрут! Дорога, какой Лермонтов, якобы, добирался до расположения своего полка под Царскими Колодцами. Автор отмечает, что Лермонтов следовал маршрутом Закаталы - Балакен (Белоканы) - Сигнахи – Лагодехи – Карагач. Если соединить эти пункты в указанной последовательности (на карте красным цветом), получится странная, лишенная всякого здравого смысла кривая возвращения Лермонтова. Зачем надо было ехать ему через Сигнахи* и Лагодехи? Допустим, он таки поехал из Белокан в Сигнахи, откуда до Карагача с десяток километров, хотя есть и более удобный путь, о чем ниже. Но почему, достигнув Сигнахи, Лермонтов едет не в полк, а в обратном от него направлении, в Лагодехи, до которого не менее 40 верст? Это все равно, что человек, решивший поехать из Москвы в Санкт-Петербург, делает это через Белгород.
Самый короткий путь из Закатал до Карагача лежал через муганлинскую переправу, которая была расположена рядом с казачьим постом Муганлы. Муганлинской дорогой в 1834 году ехал из Кахетии в Джаро-Белоканы Александр Бестужев (Марлинский), в 1858 году - Александр Дюма (отец). До Карагача из Закатал ею около 60 верст, «красным» же маршрутом, через Лагодехи, все 140-150. Через Лагодехи много опаснее. Шоссе из Закатал до Лагодех жмется к горам, проходит по густым лесным зарослям, где за каждым поворотом и валуном могла быть засада. Джаро-белоканцы, которых русские под руководством малоросса Паскевича недавно привели к замирению, не остыли враждой к русскому мундиру, и решиться на такое путешествие значило обречь себя на смерть. Если, конечно, не ехать в в
|
Маршрут Лермонтова из Кусар в Карагач |
сопровождении многочисленной вооруженной охраны. Лермонтов прекрасно знал о смертельных рисках путешествия по беспокойному краю:: «Раз ночью мы ехали втроем из Кубы, я, один офицер нашего полка и черкес (мирный, разумеется), - чуть не попались шайке лезгин…». Какой же непоборимо притягательной должна быть конечная цель, чтобы поэт мог предпринять такой непостижимый нормальному разумению вояж? И если она была, то почему до сих пор о ней молчат лермонтоведы? Ни одного упоминания о «лагодехском крюке» Лермонтова – таинственном, загадочном и абсолютно абсурдном!
А может и не было никакого Лагодехи в биографии Лермонтова?
Вот и Ираклий Андроников, известнейший лермонтовед, повторивший маршрут поэта, пишет: "…(я) добрался до селения Карагач, где квартировал Нижегородский драгунский полк, в котором Лермонтов в 1837 году отбывал ссылку. Потом переправился на пароме через Алазань и, оказавшись на территории Азербайджана, в Закаталах, покатил к югу — по направлению к Нухе и Шемахе, потому что в Кахетию Лермонтов мог попасть из Шемахи только по этой дороге ».
Часть текста выделена мной, и я понимаю лучшего знатока Лермонтова: в те времена не было более быстрого, более удобного и более безопасного сообщения между Кахетией и Джаро-Белоканами, чем через Муганлы.
Финал истории пусть не разочаровывает тебя, читатель. Есть в нем помимо большой несбывшейся надежды и радость. Небольшого открытия, понятного, быть может, одним лагодехцам. Рассматривая картину Григория Гагарина «Летний лагерь Нижегородского драгунского полка в Карагаче» (1841 год), я обратил внимание на один из фрагментов виднеющегося на дальнем плане Кавказского хребта. Своим видом он давно и неизъяснимо мучил меня, вызывая ощущение déjà vu, - почти болезненного чувства ранее виденного, - но когда, где и при каких обстоятельствах - абсолютный провал. И вдруг взрывом в голове: «Лагодехское ущелье!».
|
Летний лагерь Нижегородского драгунского полка в Карагаче. Худ. Г.Г.Гагарин, 1841 |
Да, господа читатели, Гагарин изобразил Лагодехское ущелье!
Вглядитесь внимательно: прямо по центру картины, за фигуркой одинокого всадника, между возвышающимся слева острым пиком и покатой, вдвое меньшей по высоте скалой справа, лежит Лагодехское ущелье.
Приглядитесь и вы четко увидите: очертания Монастырской горы с ее выходящим в долину лбом-фасадом; распознаете снежные вершины Хочалдаг (справа) и Капуцих (слева); разглядите длинную, хвостатую Кудигору, делящую ущелье на Лагодехское и Шромское. Поражает бескрайность изображенных на картине лесов - они лежат от подножья гор до Алазани.
И все же распознанное мной на картине Лагодехское ущелье, как бы не был уверен в себе, – не более, чем гипотеза. Мои ощущения, убеждения и прочие субъективные вещи не могут служить доказательством. Требуются «полевые испытания». На месте, в Карагаче, нужно найти ракурс, с которого художник писал картину; трое (или более) человек из числа знающих, в каком месте Кавказского хребта находится Лагодехское ущелье, должны, став на место художника, письменно подтвердить, что ущелье лежит там же, что и на полотне Гагарина. Само собой, подкрепить написанное фотоиллюстрациями.
Тогда будут основания утверждать, что Михаил Юрьевич Лермонтов, хотя никогда и не был в Лагодехи, но имел хотя бы возможность видеть его из Карагача.
... А все-таки жаль.
* Сигнахи на представленной карте отсутствует; он расположен рядом с Цнори, отмечен на карте черной меткой
Фото: с помощью Google Просмотров: 3878
|