მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2117393
Просмотров: 2334769
Статей в базе: 719
Комментариев: 4652
Человек на сайте: 35







Уголок Млокосевича

Автор: Петр Згонников

Добавлено: 25.05.2014

B-Mlokosiewitcl-memor-doska
 Администрация Лагодехского заповедника
B-LM
 Л.Ф.Млокосевич. Мемориальная доска на входе в адмнистративный корпус заповедника

Уголок Людвига Францевича  Млокосевича, первооткрывателя и инициатора заповедания  Лагодехского ущелья,  открылся неделю назад на территории администрации Лагодехских  охраняемых территорий ( Лагодехского заповедника).

Уголок Млокосевича - это небольшая площадка в двух десятках метров от входа в административный  корпус  заповедника. Большой, почти в человеческий рост, речной камень стоит в центре композиции. К нему прикреплена металлическая пластина желтого бронзового цвета   с портретом Млокосевича. Невысокий плетень  из орешниковых лоз полу обнимает площадку с северной стороны, с южной, со стороны Лагодехи,  к памятнику ведет широкая дорожка,  посыпанная красноватым щебнем.

Уголок  организован  Агентством  охраняемых  территорий Грузии ( ранее – Управление заповедников).

B-Mlokosiewitch-kamen
 Мемориальный уголок 
B-Ludvik-Mlokosiewitch
 Камень с портретом Людвика Млокосевича

При входе в админкорпус посетителей встречает мемориальная доска с портретом Людвига Млокосевича. Надпись на двух языках гласит : «Людвиг Млокосевич. Исследователь природы и основатель Лагодехского заповедника». Доска эта – заслуга Посольства Польши в Грузии, установка была произведена  более года назад.

Что касается этой доски, достойны сожаления два небольших обстоятельства. Людвиг Млокосевич  не был основателем Лагодехского заповедника,  он, как я неоднократно писал, ссылаясь на известные факты ( в том числе в польских биографических источниках),  являлся его инициатором.   И второе.  Все свои публикации, так или иначе связанные с Лагодехским ущельем, Людвиг Млокосевич  писал исключительно на русском. Включая частично приводившееся на сайте письмо к министру зоологии России А.А.Штрауху, в котором он с тревогой говорит о мрачном будущем лагодехской природы, если не будут приняты меры к ее сохранению. Надпись на русском соответствовала бы историческим реальностям и языковым предпочтениям самого Млокосевича.

Уголок Млокосевича – в заповеднике, сам натуралист  похоронен на русском (бывшем Слободском)  кладбище. Поднимается вопрос о  переносе праха на территорию администрации заповедника. Нет единого мнения: можно это  делать или нет. Спрашивали  и   меня.  Я – не знаю. 

А что думаете вы?

Фото автора

Просмотров: 3309


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Эли, Белгород
Дата: 25-05-2014 00:00

Нет, думаю, прах переносить не стоит - это не кладбище, пусть ученый покоится с миром.

Удалить

Комментарий добавил(а): МЕФОДИЙ.
Дата: 25-05-2014 00:00

НЕСКОЛЬКО СОТЕН СЛАВНЫХ ЛАГОДЕХСКИХ СЛАВЯН ПОКОЯТСЯ НА КАЛИНОВСКОМ ПОГОСТЕ.ВЕЛИКОМУ МЛОКОСЕВИЧУ ЛЮДВИГУ ФРАНЦЕВИЧУ СЛАВА!!!

Удалить

Комментарий добавил(а): Анна
Дата: 25-05-2014 00:00

Ни в коем случае,зачем тревожить его прах? Пусть лежит спокойно.Частица его,и так в каждом посаженном им дереве.А на кладбище, хороший памятник,ухоженная могилка.Кто помнит,посетит его и там.А тревожить его прах. для того,чтобы было удобней туристам.думаю, не стоит.

Удалить

Комментарий добавил(а): Анаида
Дата: 25-05-2014 00:00

Думаю, переносить не надо. А что памятник сделали - молодцы!!! Узнаю Грузию...

Удалить

Комментарий добавил(а): Путешественница
Дата: 26-05-2014 00:00

Близится время отъезда из райского уголка - Лагодехи. Благодаря автору сайта изучила историю края, прочитала о жизни Млокосевича. Разделяю мнение Эли, Анны, Анаиды - не стоит тревожить почившего. Пусть хотя бы его прах вечного путешественника упокоится рядом с подругой ( надеюсь, это так, ведь их души - невенчанные - не встретят друг друга в вечной жизни) подруга Млокосевича - " безропотная, самоотверженная, родившая ему 11 детей, всю жизнь страдавшая от безденежья, скромная в потребностях", и - " никто из лагодехцев ее уже не помнил..." - итог жизни женщины одержимого великой идеей мужчины. О русском языке - заметила - все таксисты в Лагодехи слушают русский шансон, вечерами из окон жителей городка доносится звук рос ТВ, а меня поразила песня - русская - " Миленький ты мой ..."- напевала девушка лет 16 - ти... Такова нынешняя реальность в языковых предпочтениях. Спасибо автору за кропотливую работу над историей края, прочтя заодно раздел сайта " об авторе", нашла общее с Млокосевичем. - " о себе, самое главное " - родители, школа, институт, кафедра, журналистика, Лагодехи... А жена, дети? Если Вы одиноки - желаю Вам встретить достойную подругу, а всех лагодехцев поздравляю с Днем Независимости. Желаю дальнейшего процветания городку и прощаюсь с ним..

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец
Дата: 26-05-2014 00:00

Анаида, Анна и Эли категорически не хотят беспокоить прах. С другой стороны, скажите, кто нибудь из вас была на кладбище Млокосевича? Где его могила? Я например не знаю, ни разу не был (к моему стыду). Уверяю вас, 9 лагодехцев из 10-ти ни разу не были на его могиле, особенно молодежь. Прах не беспокоится, это не душа. А перехоронение известных людей обычное дело, ведь недавно например Гамсахурдию перехоронили и ничего... Наоборот, каждый кто придет в заповедник, посетит могилу исследователя природы, положит цветы, может поставит свечку. И еще, на табличке надпись на польском должа идти после грузинской, так наверно политкорректнее. А так хорошо все это, замечательно.

Удалить

Комментарий добавил(а): Петр Згонников
Дата: 26-05-2014 00:00

КАХЕТИНЕЦ прав в своих тезисах: где могила - знают единицы, и кладбище запущено уж очень. И надписи, на мой взгляд, должны быть в следующем порядке: грузинский ( место открытия научного значения Лагодехского ущелья, место захоронения), русский ( язык статей Млокосевича), польский страна происхождения).

Удалить

Комментарий добавил(а): Нино, Тбилиси
Дата: 26-05-2014 00:00

Согласна с Эли, Анаидой, Анной и Путешественницей. Лучшим даром памяти Млокосевича считаю приведение его детища - заповедника в достойный вид. Кощунственным актом будет перенесение его праха в так называемый " заповедник", засоренный пластиковыми бутылками, пачками от сигарет, следами костров , разрушенными строениями, и прочим мусором. Лучше уж лежать ему на заброшенном кладбище - там хоть пикников не устраивают!

Удалить

Комментарий добавил(а): Анна
Дата: 27-05-2014 00:00

Да...оказывается чтобы вспномнили,нужно быть похороненным на самом видном месте,тогда тебе и цветы,и свечки...

Удалить

Комментарий добавил(а): Сергей
Дата: 27-05-2014 00:00

Петр Тимофеевич! Согласен с вами и Кахетинцем добавлю только - равнятся надо не на Гамсахурдию а на Ленина - на его посмотреть вобще очереди собираются

Удалить

Комментарий добавил(а): Житель Лагодехи
Дата: 27-05-2014 00:00

А я предлагаю вечный огонь и почетный караул!

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец Анне
Дата: 27-05-2014 00:00

К сожалению в жизни именно так.

Удалить

Комментарий добавил(а): чикваидзе
Дата: 27-05-2014 00:00

За свои 85 лет повидал не мало запущенных кладбищ ,но как правило если на них имелись братские могилы или захоронения знаменитостей ,то местные власти обеспечивали нормальные уход и доступ.И ещё.Все мои родные и знакомые ,посещая могилы своих,непременно заходят и к Млокосевичу ,если с детьми то расскажут о нём всё что знают .Уверен так поступают все.И что? Давайте перекроем и этот ручеёк человеческой памяти.

Удалить

Комментарий добавил(а): Анна Кахетинцу
Дата: 27-05-2014 00:00

Ошибаетесь уважаемый.К счастью большинство так не думает.Почитайте повнимательней о жизни Млокосевича,и может поймете,он был не из тех людей,которые жаждут славы.И очень сомневаюсь,что ему бы понравилось такого рода к себе отношение.И кому только такая идея в голову пришла?

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец Анне
Дата: 27-05-2014 00:00

Железная логика! Вы правы!

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец Петру
Дата: 28-05-2014 00:00

P.s. Русскоязычное население этого не заметит, но всего несколько слов написано по грузински (!!!) и 2 ошибки грамматические, одна историческая. Ради справедливости...

Удалить

Комментарий добавил(а): блондин
Дата: 29-05-2014 00:00

...предлагаю расширить территории заповедника до кладбище

Удалить

Комментарий добавил(а): филолог
Дата: 29-05-2014 00:00

говорил ли Млокосевич на языке Шота Руставели?

Удалить

Комментарий добавил(а): Дима
Дата: 30-05-2014 00:00

Если в городке с разрушеным домом культуры ямами на дорогах и запущенным парком некуда больше девать деньги то пусть перезахороняют хотя дешевле было бы навести порядок на кладбище

Удалить

Комментарий добавил(а): ფიდო Кахетинцу
Дата: 07-06-2014 00:00

Вы пишете: "Русскоязычное население этого не заметит, но всего несколько слов написано по грузински (!!!) и 2 ошибки грамматические, одна историческая. Ради справедливости..." Ради всего святого, укажите на эти ошибки, а то я пять раз перечитал, не нашел и очень нервничаю!

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинцу
Дата: 08-06-2014 00:00

Действительно, о каких грамматических ошибках в грузинской части текста идет речь? Что ЛМ не был " дамаарсебели" ( " основатель") Лагодехского заповедника - это можно назвать исторической ( фактической) ошибкой, но где грамматические? Гоорил с коренными носителями грузинского языка, они утверждают, что текст написан без ошибок. С уважением, Петр Згонников

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец
Дата: 10-06-2014 00:00

1. Вместо "накрдзалис" должно быть "накрдзлис". Склоняется слово, грамматика 7 класса. 2.Этот человек либо Млокосиевич, либо Млокосевич. Тут либо неправильно написано на камне, либо у Вас на сайте и во многих источниках. Спорный вопрос, но Млокосевич и Млокосиевич не одно и тоже. 3. Историческая ошибка - ЛМ можно назвать как угодно - первооткрывателем будущего заповедника, отцом или апологетом, самым главным человеком в образовании заповедника, но не основателем, как там на надписи. Заповедник основан после его смерти, и соответственно основал другой человек. Формально или нет, он (другой человек) и является ОСНОВАТЕЛЕМ.

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец Петру
Дата: 10-06-2014 00:00

На счет исторической - мы оба заметили. На счет фамилии - интересует Ваше мнение. Кто-то не прав))). На счет "накрдзалис" - ни с теми носителями Вы общались))) Мцхета-Мцхетис (но не мцхетаис), кархана - кархнис (но не карханаис), накрдзали - накрдзлис. С уважением.

Удалить

Комментарий добавил(а): Анна
Дата: 12-06-2014 00:00

Бедный Людвиг Францевич.Помню еще в эпоху моего детства,где то в начале 80х,установили в самом конце нашей улицы,рядом с домом Млокосевичей,железный стенд с надписью:,,Здесь жил попогитель флоры и фауны Л.Ф.Млокосевич."Нас конечно же заинтересовало странное слово ,,попогитель",а потом выяснилось,что это банальная ошибка в слове попечитель.Ну ладно тогда стенд был написан на русском языке,а теперь то что?

Удалить

Комментарий добавил(а): Поляки
Дата: 12-07-2014 00:00

Сначала узнайте кто организатор мемориальной доски,а потом пишите,у вас много искажённых фактов! Вы сами верите в то что пишите? Поинтересуйтесь реальными фактами и документами!

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки