Ясон и Гурам
Автор: Петр Згонников |
Добавлено: 09.03.2013 |
|
Перечитайте предыдущий материал «Свой среди волков». В нём я обратился с вам с просьбой сообщить, известно ли кому-нибудь что-либо о судьбах его героев. Известно! О Гураме Гуриелидзе и Ясоне Бадридзе! Они живы-здоровы, занимаются любимым делом, а один из них даже успел пожить в волчьей стае...
Напомню, что в 80-ые годы прошлого века эти герои репортажа Л.Стишковской "Свой среди волков" ходили тропами Лагодехского заповедника: Гурам Гуриелидзе в качестве члена экспедиции Института зоологии Академии наук Грузинской ССР, Ясон Бадридзе - как член комиссии по волку Териологического общества Академии наук Советского Союза.
Что за общество с таким странным названием - териологическое? В Википедии пишется, что териологи – это люди, преимущественно ученые, - а также, надо понимать, и простые смертные, - изучающие млекопитающих: в силу своей любви к ним и в силу своей профессии, причем любовь в этом дуэте, на мой взгляд, стоит во главе.
Со времен той экспедиции прошла четверть века. Многое изменилось за эти годы: одни ученые стали лавочниками, лавочники - учеными, врачи – бизнесменами, учителя – бухгалтерами... Были и исключения, были люди, которые смогли сохранить верность раз избранному в жизни делу. К таковым относятся Гурам Гуриелидзе и Ясон Бадридзе.
Волны перестройки, открывшие врата капитализму на просторы нашей бывшей Родины, помолотили, потрепали, но не сломали Гурама и Ясона. Они, как и прежде, живут на своей родине, в Грузии. Как и тогда, они занимаются своим прежним делом - изучают волков. Что у меня вызывает к ним сильное уважение - как к людям, чей стержень научной страсти устоял под напором соблазнов и возможностей свободного предпринимательства и кого не поработил Золотой Телец материального преуспеяния.
|
Гурам Гуриелидзе |
Гурам Гуриелидзе как был, так и остался зоологом. Работает в Тбилиси, в самом теплом и сладком для сердца «ученого по животным» месте - в Тбилисском зоопарке. Он – его генеральный директор, а говоря другими словами, – главный опекун, защитник, отец и мать, брат и сват многочисленных зверей, птиц, рептилий и прочих обитателей этого искусственного уголка дикой природы. Профессор Государственного университета имени Ильи Чавчавадзе, признанный в Грузии специалист по «волчьей тематике».
В последние годы в Грузии участились случаи нападения волков на людей и домашний скот. Не остался в стороне и Лагодехский район. Мне рассказывали, как недавно в окрестностях лагодехского села Мсхалгори волки прямо на глазах людей напали на стадо домашних животных.
Вся информация о дерзких «проступках» волков ложится на стол Гураму Гуриелидзе. Изучая материалы, он пришел к печальному вывод: одним из главных виновников возросшей агрессивности волков является млекопитающее вида Homo Sapiens, то есть мы с вами, существа, называющие себя людьми, венцом природы и прочая, прочая приятное для нашего Я.
Так вот, хомо сапиенсы в лесах и горах Грузии так радикально истребили «кормовую базу" волков - ланей, косуль, оленей – что, обреченные на голодную смерть волки, пренебрегая опасностями, были вынуждены пробираться к человеческим жилищам в поисках «бродячей пищи» - домашнего скота. Ну чем не иллюстрация к теории экологического бумеранга? Швырни в природу одним камнем - она ответит дюжиной...
Это еще ничего, говорит корреспонденту газеты "Аргументы и факты-Тбилиси" профессор Гуриелидзе, были в Грузии времена и похуже, когда власти объявляли массовый отстрел волков, и их расстреливали даже с вертолетов.
Я помню, что подобные "массовки", правда, без вертолетов, имели место в 50-60 -ых годах в Лагодехском районе. В какой-то день – в весенний ли, в осенний, не помню уже за давностию лет, – официально объявлялось об открытии охоты на волков.
Видели бы вы этих возбужденных предвкушением близкой крови охотников; их лихорадочно горящие глаза, полные готовности убивать; слышали бы их разговоры о ружьях, о патронах и порохе. Помню, как сбивались они в охотничьи стаи и с утра пораньше отправлялись в лес; как устраивали там засады; как хвалились количеством убитых зверей; как с гордостью приносили в дом деньги, полученные в местном отделении «Охотсоюза» за каждую убитую "единицу". Ружья тогда были во многих семьях, а магазинчик «Охотсоюза», что располагался на центральной улице, неподалеку от речки, был всегда полон людей. Ружья кормили, и их любили, лелеяли и холили, радовались и хвастались ими.
Но кровавой вакханалии тех времен можно было найти хоть какое-то объяснение. Дело после войны, голодно, холодно, и порой одна единственная козочка, похищенная клыкастым хищником, оставляла без еды 2-3 малых ребятишек. И предмета такого –экология – тогда не знали, и широкого понимания, что волк – санитар леса, что без него природа на безладье обречётся – не было… Но сейчас-то народ вроде попросвещеннее, с мобилками каждый второй, ан нет – все по-старому… И потому Зурабу Гуриелидзе вновь и вновь приходится повторять, убеждать, просить – не убивайте косуль, не убивайте оленей, не убивайте туров, не убивайте волков!
|
Ясон Бадридзе |
Ясон Бадридзе, Ясон Бадридзе… Не знал я до последнего времени о том, что живёт на планете такой прекрасный, такой редкой души и ума человек, а узнал и будто светом яркой звезды наполнилась моя внутренняя жизнь. Я всегда радуюсь этому нечастому счастью – встретить людей, которые живут на Земле, не чувствуя её притяжения. Людей, у которых душа болит за вечное, Богом данное,- данное всему человечеству, а не одному гражданину, сообществу или стране. Это люди вне границ, вне нации, вне языка – это люди планетарного мышления, это личности вселенской глубины.
Я не знаком с Ясоном Бадридзе, и это, быть может, дает мне право говорить о нём так, как я сейчас говорю. Говорить искренне, без оглядок, - как чувствую и как вижу этого человека. Ясон Бадридзе - фигура, величина среди ученых-этологов, светило и авторитет в мировом «департаменте» зоологии, изучающей поведение животных. Ясон Бадридзе сделал то, чего никто не делал до него, – внедрился ему одному известными путями в волчью стаю и прожил с волками два года. Журналисты называют его «человеком-волком». Не буду пересказывать перипетии этой поразительной истории, она объёмно и увлекательно изложена в интервью Ясона Бадридзе журналисту Шуре Буртину.
И все же не могу удержаться от пары слов. Ясон жил с волками не ради того, чтобы стать знаменитым и видеть свое имя в разных гиннессах. Он ставил перед собой чисто научные задачи, и другого способа реализовать их, как подсмотреть жизнь волчьей стаи изнутри, у него не было.
Когда мы говорим о жертвенности ученых, это именно тот случай. Поскольку на кону у Ясона была с одной стороны его жизнь, с другой – новое знание, являющееся, по сути дела, солью любой науки.
Ясон это новое знание получил.
Что такое электронный ошейник для животных, знают многие. Но единицы знают, что изобрел его в 70-ых годах Ясон Бадридзе для экспериментальной работы с волками. Но как это нередко происходило в советской системе, пока у нас долго думали да гадали, мучительно согласовывали и подписывали, ошейники начали массово производить чуткие на прибыльную новизну американцы.
В рассказе Шуры Буртина о Ясоне есть грустная нота. Последние полтора года, пишет он, (интервью опубликовано в апреле 2010 года) Ясон Бадридзе сидит без дела в своей небольшой тбилисской квартирке. В маленькой, с трудом поднимающейся на ноги Грузии, когда «быть бы живу», для Ясона работы нет. За отсутствием в республике научной базы, за ненужностью государству такой некоммерческой темы как «поведение волков». Увы, это вечная трагедия отмеченных Богом личностей, когда масштабы одаренности одного человека превосходят потребности и возможности государства...
Такая научная база есть в России, но в Россию просто не поедешь – другая страна. А визы Ясон в 2010 году получить не смог. С волками общий язык найти для него оказалось легче, чем пробить визовые преграды наследного государства когда-то общей для всех державы. Это известная истина: люди науки часто совершенно беспомощны в бытовых ситуациях, теряются в бумагах, параграфах, статьях и прочих чиновничьих придумках.
Такому человеку, как Ясон Бадридзе, был бы рад самый престижный университет в мире. Россия ему, конечно, ближе Запада: по языку, по культуре, по научной юности. Но он не блистательная кинозвезда, что у всех на виду, и Россия не увидела его.
Будь на то моя воля, я подарил бы Ясону всех волков России, вместе с ее гражданством, работой и маленьким домиком на опушке большого леса. Чтобы был он поближе к своим любимцам, к волкам. Ведь и они ждут его, единственного на свете человека, говорящего на их языке.
Фото: Гурама Гуриелидзе -totocaster, Ясона Бадридзе - с сайта rusrep.ru ,волка - Ясон Бадридзе.
P.S. Благодарю читателя сайта под ником "Кахетинец", который дал мне толчок к поиску информации о героях очерка в Интернете.
Просмотров: 4773
|