Пион Млокосевича, или Жёлтый король лагодехских гор
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 20.04.2010 |
|
|
Пион Млокосевича. Ботанический сад Харьковского университета. 9 мая 2009года |
Пион Млокосевича растет в горах Лагодехского ущелья в Грузии. Ущелье это - место классического произрастания пиона, его locus classicus, своего рода «историческая родина». Эндемик лагодехских гор, помимо изысканности происхождения, привлекателен еще и своей необыкновенной красотой. Тонкие изящные лепестки нежно-желтого цвета, густая и мохнатая шапка крупных желтых тычинок, в которых почти всегда возбужденно копошатся пчелы. Пион Млокосевича для пчел и прочих жужжащих любителей цветочного нектара – эльдорадо, один из самых притягательных объектов их сладкой жизни. Слаб, неустойчив в эмоциях и человек, впервые в жизни увидевший этот пион. Ахи и охи составляют традиционное звуковое сопровождение первой встречи человека с желтым чудом Кавказа.
Пройдитесь по сети: у пиона две категории почитателей – первые, его счастливые обладатели, и вторые, те, что мечтают пополнить ряды первых. Там же, в паутине, размещены цветные снимки Пиона, иные из которых выглядят как произведения фотоискусства.
Как Пион прижился в Подмосковье и на Урале, какой достигает высоты, форма листьев, количество лепестков, цвет, болезни – это и много еще чего можно узнать из доступных источников. Но мало кто знает о родном для пиона Лагодехи и жившем в этом местечке первооткрывателе цветка Млокосевиче.
Этот пробел в литературе мне и хотелось бы восполнить настоящей статьей.
Родина Пиона Млокосевича
По воле судьбы, разбросавшей русский люд по окраинам Империи, я родился и вырос в Лагодехи, небольшом райцентре на востоке Грузии. Отроги Главного Кавказского хребта, на чьих склонах природа дала жизнь нашему желтому герою, находились в пятистах метрах от дома моих родителей. Случилось так, что капризами все той же своенравной барыни-судьбы я, человек далекий от истории, - психиатр, кандидат медицинских наук – увлекся изучением истории своего края.
История Лагодехи проста, как и населявшие его простые, бесхитростные люди.
Упоминания о Лагодехи, как крепости, построенной грузинским царем Арчилом, относятся к восьмому веку.
|
Район бывшей слободки Лагодехи. В 19 веке здесь селились отставники русского полка. В 300 м от этого места поселился Людвиг Млокосеивч |
В начале 17 века правитель Персии Шах Аббас «… прибыл в Кахетии ( с большим войском – автор), [население] истребил, пленил, согнал и разорил, ограбил церкви, уничтожил иконы и кресты, а украшения их роздал своим девкам» (грузинские хроники). В результате этого нашествия Лагодехи обезлюдел более чем на два века.
Жизнь вернулась на берега горных речек Лагодех-ор и Анцаль-ор в начале тридцатых годов девятнадцатого века. Русские сделали Лагодехи одним из центров Лезгинской кордонной линии, устроенной ими вдоль всей подошвы хребта для защиты Кахетии от набегов дагестанцев. Более чем на двести верст, от Нухи до Арагвы, были поставлены военные посты, укрепления, сигнальные вышки, казармы, насыпаны валы, вырыты рвы и сделаны укрытия.
В Лагодехи служили выходцы из внутренних губерний России, украинской окраины и Польши, кубанские и донские казаки.
После выхода в отставку некоторые из них оставались в Лагодехи, положив тем самым начало гражданскому поселению.
К началу 20 века Лагодехи проживало около двухсот душ, преимущественно русские, число которых значительно увеличилось в 20-х годах прошлого века, за счет бежавших от массовых репрессий на Кубани казацких семей.
Время и политика сделали своё дело. Сегодняшний Лагодехи – грузинский городок. Последний массовый исход русского населения пришелся на 90-ые годы прошлого века. Сейчас потомков русских первопоселенцев в городке можно сосчитать по пальцам рук.
Открыватель
|
Людвиг Францевич Млокосевич |
На фоне идиллической сельской жизни, какую вёл в 19 веке мой городок, особенно ярко и интригующе выглядела фигура отставного офицера полка Людвига Францевича Млокосевича. Странная, непонятная крестьянскому уму особа был этот поляк.
Родом из Варшавы, отец - генерал и дворянин, мать графиня; в Польше имение, слуги, сытая жизнь, театры и балы… А он трудно, натужно живет в Лагодехах. Как и остальные жители местечка кормится от земли, держит домашнюю птицу, коров и коз, работает в поле. И - читает французских вольнодумцев, выписывает научные журналы, по почте ему приходят письма с заграничными штемпелями и каждый год в его дом приезжают знатные господа, всё профессора да ученые.
В 1853 году молодой Людвиг Млокосевич поступил на воинскую службу на Кавказ, в Лагодехи. Служба не задалась, пришлось увольняться и ехать в Персию, лечить в ее пустынях израненную людьми душу На этом мытарства не закончились: была еще воронежская ссылка и запрет возвращаться в Лагодехи, без которого влюбленный в природу юноша уже не мыслил себе жизни. Разными правдами и неправдами он добился возвращении я в Лагодех и прожил здесь до конца своих дней.
Поклонник Руссо и Толстого, в Лагодехах он нашел возможность полного единения с природой, до минимума ограничив контакты с недобрым и развращенным миром.
«Нет на свете места лучше нашего Лагодеха», - часто говорил он, до последних дней не переставая восхищаться красотой лагодехской природы.
Свое жизненное назначение Млокосевич видел в том, чтобы поставлять в научные центры Европы и России неизвестные наук образцы животных и растений. Большая семья ( 11 детей) и скудная зарплата лесничего мешали ему полностью отдаться любимому делу, но, тем не менее, им открыто около 60 новых видов растительной и животной жизни. Среди самых громких - кавказская саламандра, кавказский тетерев, роща Эльдарской сосны и названный его именем желтоцветковый пион.
За вклад в науку Людвиг Млокосевич был признан ученым миром той эпохи, награжден медалями и отмечен высокими званиями.
Смерть застала его в возрасте 78 лет, во время очередной экспедиции по Южному Дагестану. Любовь и уважение простых горцев к этому человеку были столь велики, что тело «русского кунака» вчерашние враги несли на руках, по горным тропам, из аварской Чороды до границы с Грузией.
Людвиг Млокосевич – самая колоритная, самая известная фигура лагодехской истории. Млокосевич, страстно влюбленный в кавказскую природу, не мыслил своей жизни без Лагодехи, а Лагодехи, не имей такого персонажа, заметно опростился бы своей историей.
Благодаря Млокосевичу ботаникам и зоологам того времени стало известно об уникальной природе Лагодехского ущелья. Людвиг Млокосевич, первым сказавший о необходимости государственной защиты ущелья, обращался по этому поводу к министру зоологии России, к известным ученым, призывал к бережному отношению к природе в своих публикациях. Он не дожил до 1912 года, когда Лагодехское ущелье было объявлено заповедным, всего трех лет.
Жизнь после открытия
Знаменитый Пион был открыт Людвигом Млокосевичем в 1897 году. С этого времени начинается триумфальное шествие цветка по планете. В начале 20 века сад Кессельринга выписывал из Лагодех сотни экземпляров этого растения, которые затем расходились по частным коллекциям и ботаническим садам Европы и Америки. Чтобы спасти Пион от полного уничтожения, ряд ботаники России и Кавказа выступили с призывом к запрету подобной практики и заповеданию, как наиболее действенной меры, всего Лагодехского ущелья.
Одной их составляющих обостренного интереса садоводов и селекционеров к Пиону Млокосевича является цвет его лепестков. Ни один желтый пион в мире не знает таких чисто желтых лепестков, как пион Млокосевича. Похоже на то, что и не узнает - «Млокосевич» не желает делить своего первенства с кем-либо. Все попытки скрестить его с другими видами - в надежде получить новые сорта желтого пиона - оказались безуспешными. В 1960 году в США путем селекции получили сорт из семейства пиона Млокосевича с желтой окраской внешних лепестков. Очень поэтично назвали его Луной Прерии (Prairie Moon), но ликовали, увы, недолго. Бутон Луны Прерии, поначалу желтый, распускаясь, постепенно бледнеет, и к концу цветения становится совсем белым.
В 2009 я узнал, что в Харькове, в городе, в котором я живу, растет Пион Млокосевича. В Ботаническом саду Харьковского национального университета имени Каразина. Директор сада, господин Александр Алёхин, узнав, что я автор публикаций о Млокосевиче, взялся показать мне пион в пору его цветения.
Звонок раздался в канун Дня Победы.
И я увидел.
|
Пион Млокосевича. Ботанический сад Харьковского национального университета |
В затенённой части сада, в окружении кавказских и местных пионов, на фоне темно-зеленой листвы горели, полыхали ярко-желтым пламенем Его цветы. Он был вызывающе красив, доминантен, безальтернативен, подавляя и затмевая привычно-скромные обличья своих красных и розовых собратьев. Внутри цветка деловито работала хоботком пчела, а ее товарки нетерпеливо летали вокруг счастливицы, ожидая своей очереди и игнорируя свободные соцветья других, не желтых пионов.
В Ботанический сад университета семена поступили в середине семидесятых годов, их купили по каталогу заграницей. Мечта – из Лагодехского заповедника, но в сегодняшних условиях это не реально, сказал директор, университету не достает денег на более актуальные вещи.
В Харькове пион зацветает в первой декаде мая, на одном корне может быть несколько цветков. Лесное происхождение дает о себе знать в тенелюбивости, от того и место ему в саду определили в углу между забором и стеной старого дома, под сенью деревьев. Множится пион без помощи человека. Дикарь, цепкий до жизни, он роняет в землю созревающие в августе семена, которые, не перебирая особо условиями, весной дают обильные всходы.
А как ведет себя на родине, в Лагодехском ущелье?
Шота Эриашвили, старший научный сотрудник Лагодехского заповедника и мой давний друг, не один десяток лет наблюдает за пионом Млокосевича.
- В нашем ущелье растет два вида эндемичных пионов - Пион Млокосевича и Пион лагодехский. Оба растения растут на восточных и южных склонах гор, в очень густом, буковом лесу, практически не пропускающем лучей солнца.
Пион Млокосевича более теплолюбив, продолжает Шота, зона его произрастания лежит на высоте от 800 до 1400 метров над уровнем моря, но растет он преимущественно в нижней части ареала. Пион лагодехский, напротив, тянется к прохладе, ниже 900 метров он уже не встречается.
|
Пион Млокосевича в Лагодехском заповеднике, на горе Кудигора, на высоте 1200 м над уровнем моря |
И тот, и другой пионы встречаются в заповеднике в больших количествах. Не редкость поляны размерами до ста квадратных метров, сплошь покрытые пионами. Интересна полоса совместного произрастания пионов, которую Шота называет зоной перекрытия. Зона достигает двухсот метров ширины и производит (как не вспомнить зону у Тарковского) чудовищное разнообразие гибридов с немыслимой окраской лепестков. Два эндемика, непрерывно, сотнями и тысячами лет, скрещиваясь, произвели на свет множество наследных ветвей с цветками как своих «родных», так и с бесчисленными вариациями разных цветов. Это смешение белого, розового, желтого, красного оттенков, чисто белый цвет, лепестки с пестринками, полосками, и пятнами, разного цвета и разной формы… Природный компьютер создал такое количество комбинаций, что они трудно поддаются какому-либо систематизированному описанию, говорит Шота.
Время цветения Пиона Млокосевича в лагодехских горах приходится на первую декаду мая, как и в Харькове. Семена вызревают во второй половине июля.
Пион Млокосевича у себя на родине чрезвычайно скуп на цветы. В лесу , в диких условиях, Пион действует по жесткому принципу: один куст - один цветок. И исключение из этого правила относится к числу весьма редких случаев.
Несколько экземпляров пиона Млокосевича Шота развел у себя в саду, в Лагодехи. Город находится у подошвы Кавказского хребта, на высоте 500 метров над уровнем моря. Воздух здесь теплый и влажный, а климат близок к субтропическому. Один куст у Шоты растет во дворе, в густой тени беседки, заплетенной лозами киви, второй - в маленьком садике перед домом, на солнечной, восточной стороне. В условиях Лагодехи пионы проявили себя неожиданно буйно. На одном из кустов в один год зацвели 24 цветка! Гостивший в это время у Шоты ботаник из Англии все никак не мог поверить, что перед ним – Пион Млокосевича.
Ведут себя оба пиона – и тот, что в тени, и тот, что на солнце – без заметных отличий..
На прощание я попросил Шоту дать мне несколько семян Пиона. Для университетского сада - чтобы сбылась мечта университетских ботаников, и для себя – чтобы быть ближе к родившей меня земле.
Семена в университет я передал. А свои посеял в горшочки с землей.
Свой рассказ о том, что получится из моей затеи, размещу на этом сайте.
Фото (сверху вниз): 1,2,4 - Пётр Згонников. 3- из архива автора. 5 - Шота Эриашвили Просмотров: 18378
|