Ценник Василевского. К материальной стороне жизни лесничих в царской России
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 19.11.2021 |
|
Пётр Згонников Ценник Василевского. К материальной стороне жизни лесничих в царской России 2021
|
Коршун чёрный (Kania czarna). Экспонат из коллекции Млокосевича в Музее и Институте Зоологии Польской АН в Варшаве |
Что можно было купить на один рубль около полутора веков назад в Лагодехи? Что мог купить на 10 рублей проживавший в Лагодехи старший лесничий Сигнахского уезда Людвиг Млокосевич, отправив, к примеру, в Варшавский зоологический кабинет чучело орла или, на 25 рублей, переслав в Зоологический музей в Санкт-Петербурге скелет и шкуру тура? Ценник на зоологические образцы старшего лесничего Ленкоранского уезда Василевского, опубликованный в 1899 году в польском журнале "Lowiec Polski" и сохранившиеся письма Млокосевича дают довольно полный ответ на эти вопросы.
Людвиг Млокосевич, как и многие натуралисты XIX века, долгие годы зарабатывал на жизнь продажей музеям и коллекционерам образцов животных и растений.
Такой род деятельности был продиктован рядом факторов. Прежде всего слободка Лагодехи на востоке Грузии, где Млокосевич поселился после возвращения из воронежской ссылки, в конце 60-х годов была крошечным поселением, возникшем на штаб-квартирных землях стоявшего здесь русского полка. Жители слободки, отставные нижние чины, в сновном бывшие солдаты, жили натуральным хозяйством и охотой. Гражданское население только формировалось, численность его едва достигала сотни человек.
Когда Млокосевич поселился в Лагодехи, там, по сведениям его внука Бориса Викторовича Млокосевича, было всего 36 или 37 дымов. Управление в слободке осуществлялось полковым командованием, гражданских учреждений и организаций не было и, соответственно, не было оплачиваемой правительством работы. Земледелие всё растущую семью Млокосевича кормило едва, а охота, которой он в годы службы в армии (1852-1859) увлечённо занимался, стала с годами расцениваться им «как усиленное и бесцельное уничтожение зверя и полезных птиц», производящее «громадный ущерб в экономии природы», и которая, как он был уверен, с неизбежностью приведёт к печальным результатам в будущем, больше не вызывала у него желания ею заниматься. В поисках подходящего занятия, «которое никому не приносило бы вреда, а, по-возможности, одну пользу, и при котором человек чувствовал бы себя менее зависимым», сознание, пишет Млокосевич, указало ему, «что собирание различных предметов естествознания и вообще для ученых мира есть труд более подходящий под сказанные условия». (1)
Первые 10 лет жизни в Лагодехи, до назначения в декабре 1879 года на должность старшего лесничего Сигнахского уезда, продажа природных образцов была основным источником дохода Млокосевича. Исследования, провёденные в последние годы, документально подтвердили ранее факт интенсивного сотрудничества Людвига Млокосевича с западноевропейскими научными учреждениями, в частности, с Национальным Музеем Естественной Истории в Париже и с частными учёными-коллекционерами во Франции (2 ), а также с Игнасио Боливаром и Museo Nacional de Ciencias Naturales в Мадриде (3). Именно Млокосевичу разные учреждения обязаны многими до того неизвестными видами кавказской фауны и флоры. Присылаемыми образцами он регулярно пополнял коллекцию Варшавского зоологического кабинета, тесно сотрудничая с его хранителем Владиславом Тачановским (4).
Не менее активно Млокосевич занимался поставками природных материалов в российские научные учреждение. Имеющиеся в распоряжении автора копии писем Млокосевича на русском языке, полученные в своё время из Архива Института Зоологии Польской Академии Наук в Кракове, показывают, что он снабжал как зологическими образцами, так и живыми дикими животными русские научные учреждения, в частности, Зоологический музей в Санкт-Петербурге и Зоологический сад в Москве.
Так, 18.11.1879 года в письме директору Зоологического музея в Санкт-Петербурге А. А. Штрауху Млокосевич писал:
Милостивый Государь Александр Александрович!
Письмо Ваше я имел честь получить и вот что могу ответить: 20 рублей за полный скелет тура или дикого барана самцов, да ещё, чтоб были все косточки до последней, для меня задача слишком трудная и по цене неудовлетворительная. … за одну только кожу я получаю более 20 р. И даже 25 рублей, а для скелета работа более сложна (5).
Далее Млокосевич пишет, что он готов, и из желания завести отношения со Штраухом, а также если тот пожелает, может выслать ему скелет тура за 25 рублей.
Меня давно интересовала материальная сторона жизни Млокосевича, и это письмо даёт довольно красноречивый ответ на вопрос о стоимости зоологических материалов, которыми Млокосевич снабжал научные учреждения и коллекционеров. Осталось понять, чего стоил в те времена рубль и что можно было купить в 1879 году в Лагодехи на 25 рублей, полученных, к примеру, от продажи шкуры тура.
В письме от 6 ноября 1879 года Млокосевич пишет зоологу Антону Ваге в Париж, что «в Лагодехах» … недавно (несколько дней назад) на базаре продавали медвежье мясо по 6 копеек, в то время как говядина стоила 5 копеек» (6).
Таким образов, на один рубль в 1879 году в Лмгодехи можно было купить 20 кг говядины, соответственно, продав шкуру тура за 25 рублей, Млокосевич мог купить 500 кг говяжьего мяса.
В 1879 году в семья Млокосевича было 5 детей в возрасте от 1-2 до 10 лет. Исходя из рекомендаций современных диетологов, потребность в мясе для такой семьи составляет около 800 г в день или около 300 кг в год. Иными словами, от денег, вырученных от продажи шкуры тура, семья Млокосевича из 7 человек, была бы обеспечена говяжьим мясом как минимум на полтора года.
Сегодня килограмм говядины стоит в Лагодехи около 5 долларов, и для того, чтобы купить 500 кг мяса, понадобится 2500 долларов, то есть, если положить в основу сравнения «индекс говядины», то покупательная сопособность 1 рубля того времени была эквивалентна 100 долларам наших дней.
Аналогичную оченку покупательной стоимости средств, получаемых от продажи природных образцов времён Млокосевича даёт профессор Петр Дашкевич, автор статьи «Парижские следы Людвика Млокосевича». Комментируя сумму в 100 рублей, полученную Млокосевичем от продажи коллекционеру Ежи Вандалину Мнишеку коллекции насекомых, автор пишет, что «сто рублей [тогда] было немалой суммой, учитывая, что за 1000 можно было купить маленькую ферму в Конгресувке (Королевство Польское в составе Российской империи – автор сайта), а дневная заработная плата рабочего в Варшаве составляла около 60 копеек» (6)
В продолжение темы приведу интересный документ, присланный мне проф. Дашкевичем: «Ценник зоологических образцов в коллекции старшего лесничего Василевского», напечатанный в 13 номере польского журнала "Lowiec Polski" за 1889 год (7).
|
Ценник Василевского, старшего лесничего Ленкоранского уезда Бакинской губернии. 1899 год |
Ценник или, выражаясь современным языком, прайс-лист, содержит цены на зоологические образцы, собранные Василевским по месту его службы старшим лесничим в Ленкоранском уезде Бакинской губернии. Желая подчеркнуть уникальность предложения, автор ценника указывает, что Ленкоранский уезд, известный также как Талыш или Талышинский край, является самой дальней частью южного Закавказья, клином входящий в границы Персии, что определяет высокую степень эндемизма местной фауны.
В объявлении представлены цены на образцы (чучела, шкуры, рога) 20 видов млекопитающих и 19 видов птиц, включая такие эндемичные виды как талышинский тигр, талышинский медведь и талышинский кабан. Цены, предлагаемые Василевским на чучела птиц, колеблются от 3-х рублей (скворцы) до 10-ти (орлы), 4 рубля стоили куропатки, чайки и золотистые щурки, 5 – малиновка, 6 – фазан, 7 – пеликан, 10 - орёл. По 10 рублей стоили пара рогов тура и пара рогов оленя в медальоне из орехового дерева, 25 рублей – рога оленя с лобной костью в медальоне, 25 – чучело дикобраза, 30 – голова с клыками и шкурой талышинского кабана, 150 - шкура и череп рыси.
Нужно думать, что в условиях кокуренции, существовавшей на рынке природных образцов, такого же уровня цены были и у Млокосевича. .
Обращаю внимание, что объявление Василевского было напечатано в 1899 году, когда буханка обыкновенного ржаного хлеба весом в один фунт (454 г) стоила в России 2 копейки, буханка хлеба ситного из первача (пшеничная мука первого сорта, просеянная через сито - автор) – 4 копейки ( 8), килограмм говядины продавался по 11 копеек, килограмм мыла - по 2 рубля 10 копеек, а пару сапог можно было купить за 5 рублей 50 копеек (9).
Таким образом, продав за 10 рублей чучело орла или пару рогов оленя, лесничий, будь то Василевский в Ленкорани, Млокосевич в Лагодехах или же Мурзин в Закаталах, мог купить 90 кг говядины или 500 буханок ржаного хлеба.
От среднестатических российских цен обратимся к ценам лагодехским. В корреспонденции 1903 года в «Кавказском сельском хозяйстве» Млокосевич сообщает, что на базаре в Лагодехи пуд (16 кг) груши сорта гуляби стоит 20 копеек, пуд пшеничной муки – от 80 коп. до 1 рубля, пуд ячменя – от 45 до 50 коп; пуд капусты – 40 коп, пуд свежего масла – 10 рублей. ) (10)
Как видим, за 10 рублей в начале 20-го века в Лагодехи можно было купить 800 кг груш или 400 кг капусты, 160-180 кг пшеничной муки или 16 кг сливочного масла - эквивалент 80 современных 200-граммовых упаковок.
Немаловажная деталь для понимания реалий того времени: ценник Василевского был опубликован в открытой печати. Это свидетельствует о том, что продажа лесничими природных образцов имела в царской России законный характер. Положительные стороны такого лояльного отношения правительства к коммерческой деятельности лесничих очевидны. Легально занимаясь торговлей природными материалами, лесничие получали существенную, как показано выше, прибавку к своему жалованью, что мотивировало их к более глубокому исследованию охраняемых ими территорий, к расширению и углублению познаний в ботанике, зоологии и в других науках о природе. С другой стороны, природные образцы, поставляемые лесничими в научные учреждения и частные коллекции, способствовали развитию науки, а рядовые жители разных стран узнавали о существовании малоизвестных, интересных в природном отношении уголков планеты. В случае с Млокосевичем можно говорить, что благодаря его неутомимой деятельности по рассылке природных образцов, насекомых, птиц, растений и древесных пород, учёные России и Европы узнали о своеобразии природного мира Лагодехи, что стало важной предпосылкой для образования в будущем здесь крупнейшего в Российской империи заповедника.
Благодарности
Автор благодарит профессора, господина Петра Дашкевича (Piotr Daszkiewicz) из Института Истории науки Польской Академии Наук, предоставившего фотокопию "Ценника зоологических образцов Ваксилевского" и госпожу Доминику Миежву-Шимковяк (Dominika Mierzwa-Szymkowiak) за фотографию Сolumba livia, сизого голубя, из коллекции Людвика Млокосевича, экспонируемого в Музее и Институте Зоологии Польской Академии Наук в Варшаве. Птица была отловлена Млокосевичем 24 июля 1887 года.
Библиография
1. Людвиг Францевич Млокосевич (Автобиография)//В кн.: Богданов, А. П. Материалы для истории научной и прикладной деятельности в России по зоологии и соприкасающимся с нею отраслям знания, преимущественно за последнее тридцатипятилетие (1850-1888 г.), собранные Анатолием Богдановым, Председателем Зоологического Отделения Общества. Том третий // Известия Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, состоящего при Императорском Московском Университете, т. LXX, Труды Зоологического Отделения Общества, т.VI. – Москва: Типо-литография Высочайше утвержд. Т-ва Н. Н. Кушнеревъ и К. – 1891. - 258 с.
2. P. Daszkiewicz, Paryskie ślady przyrodniczych badań Kaukazu Ludwika Młokosiewicza (1831–1909), „Kwartalnik Historii Nauki i Techniki”, 2019, 64/3, s. 75–79.
3. P. Daszkiewicz, Korespondencja Ignacio Bolivara z przyrodnikami Warszawskiego Gabinetu Zoolo- gicznego – listy Władysława Taczanowskiego, Ludwika Dembowskiego i Ludwika Młokosiewicza w zbiorach Museo Nacional de Ciencias Naturales w Madrycie, „Kwartalnik Historii Nauki i Techniki”, 2020, 65/1, s. 103–115.
4. К. Kowalska, A. Mroczkowska i B. Zielińska, Władysław Taczanowski. Listy do Antoniego Wagi, Konstantego Branickiego i Benedykta Dybowskiego, „Memorabilia Zoologica”, 1964, t. 12, 317 s.
5. Письмо Млокосевича А. А. Штрауху. - Тифлис, 18.11.1879. - На одном листе. - (В коллекции автора. Ксерокопия. Оригинал хранится в Институте Зоологии ПАН в Кракове).
6. Piotr Daszkiewicz, Dariusz Iwan. Listy Ludwika Młokosiewicza (1831–1909) do Antoniego Wagi (1799–1890)- interesujące świadectwo polskiej obecności na Kaukazie i historii nauk przyrodniczych w XIX wieku //Echa Przeszlosciu, 2020, XXI/1, s. 313-320.
7. Cennik okazów zoologicznych w kollekcyi starszego leśniczego Wasilewskiego//Lowiec Polski. – 1899. - Rok I. - № 13. - 19 września (1 października)//Galeria myśliwska. – [Электронный ресурс]. - (URL: http://www.trofeamysliwskie.pl/admin/upload/File/LP/1899-13.pdf (дата обращения: 19.11.2021).
8. Рыкачев, А. Цены на хлеб и труд в С.-Петербурге за 58 лет // Вестник финансов. 1911. №31// Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. – [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/Database/bor_base.htm (дата обращения: 19.11.2021).
9. Сколько «стоил» рубль в Российской империи, СССР и современной России //Сайт БКС. Блог - [Электронный ресурс]. - URL: https://bcs.ru/blog/skolko-stoil-rubl (дата обращения: 19.11.2021).
10. Млокосевич. Корреспонденция из Лагодех//Кавказское сельское хозяйство. – 1903. - № 500. – с.1298. Просмотров: 456
|