მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2024893
Просмотров: 2273916
Статей в базе: 719
Комментариев: 4651
Человек на сайте: 2







Контакты Людвика Млокосевича с испанским энтомологом Игнасио Боливаром -и-Уррутия

Автор: Пётр Згонников

Добавлено: 12.10.2021

                                                                                        Пётр Згонников 

Контакты Людвига Млокосевича с испанским энтомологом Игнасио Боливаром

                                                                                                    2021

 

                                

Предисловие автора

 Имя польского профессора Петра Дашкевича, историка науки, уже известно читателям сайта по его работе «Парижские следы Людвика Млокосевича» http://www.lagodekhi.net/view_post.php?id=782 (1). В этой работе он раскрыл некоторые неизвестные детали поездки Млокосевича в Париж. В частности, привёл сведения о встрече Млокосевича с Константином Браницким, крупным коллекционером фауны, орнитологом, путешественником   и меценатом, во время которой Браницкий передал Млокосевичу деньги за полученные т него ранее зоологические образцы с Кавказа. В работе было показано, что финансовое благополучие семьи Млокосевича в значительной степени держалось на средствах, получаемых от продажи насекомых европейским учёным и частным коллекцонерам. Кроме того, автор опубликовал обнаруженное им в архивах Institute de France письмо Млокосевича к Ежи Вандалину Мнишеку, обладателю одной из богатейших в мире коллекций жуков, в котором Млокосевич извещает о полученных им 100 рублях и о планах своего путешествия по Армении и Грузии с целью поимки насекомых, отвечающих запросам Мнишека.

Ниже публикуется статья, написанная мной по материалам работы проф. Дашкевича  «Korespondencja Ignacio Bolivara z przyrodnikami Warszawskiego Gabinetu Zoologicznego – listy Władysława Taczanowskiego, Ludwika Dembowskiego I Ludwika Młokosiewicza w zbiorach Museo Nacional de Ciencias Naturales w Madrycie (“Переписка Игнасио Боливара с натуралистами Варшавского зоологического кабинета - письма Владислава Тачановского, Людвика Дембовского и Людвика Млокосевича в собраниях Национального музея естественных наук в Мадриде») (2),  опубликованной в январе 2020 года в  журнале «Kwartalnik historii nauki I techniki».  Как следует из названия статьи, в ней приведена переписка с Игнасио Боливаром троих натуралистов – Людвика Млокосевича, Владислава Тачановского, бывшего в то время хранителем Варшавского зоологического кабинета, и его помощника по Кабинету, энтомолога-любителя Людвика Дембовского.

Объединение в одной статье имён трёх корреспондентов  Боливара не случайно.  Все трое были в разной степени и разными узами связаны с Зоологическим кабинетом, все трое занимались энтомологией и все были знакомы между собой. Так, именно Владиславу Тачановскому Млокосевич отправил   кавказского тетерева, будучи уверенным, что это отличный от широко   известного европейского вида новый вид, а Тачановский, исследовавший   птицу, подтвердил его догадку и назвал тетерева именем Млокосевича (Tetrao mlokosiewiczi) (3). Тачановский встречался с Млокосевичем, о чём можно судить по его фразе из письма Константину Браницкому «Очень интересное впечатление произвёл Млокосевич. Это оригинал, каких мало, представляющий собой сочетание контрастов: с одной стороны, благих намерений, с другой, - непрактичности».

И это он, Владислав Тачановский, критически оценивая планы поездки Константина Браницкого в Лагодехи к Млокосевичу, писал Антону Ваге, что «эти дикие горы хороши для Млокосевича, привыкшего к невзгодам, но не для графа[ Браницкого]" (4).

Людвик Дембовский проживал в Варшаве на ул. Сенаторской, что известно из приводимого ниже его письма Боливару, на этой же улице в отдельном доме проживала семья Млокосевичей.   Людвик Дембовский и Людвик Млокосевич дружили, что подтверждается одним из писем Дембовского Боливару, в котором он прямо называет Млокосевича своим другом. Подтвеждением их дружеских и доверительных  отношений является также тот факт, что  Людвик Дембовский взял на себя труд по адаптации и публикации в журнале Wiedrowiec заметок Млокосевича о его поездке  из Воронежа в Лагодехи и о путешествии по  Закаказью (  

С согласия проф. Дашкевича я несколько сократил его труд, сосредоточившись преимущественно на информации, касающейся Млокосевича, и изменил название, чтобы оно более отвечало содержанию работы.  

Полную версию статьи можно прочитать на польском языке по  ссылке https://www.researchgate.net/publication/339925296.

 

                                                                     --------------------------

 

G Ignasio Bolivar
 Игнасио Боливар-и-Уррутия (1850-1944)
G Ludwik Mlokosiewicz young
Людвик Францевич Млокосевич (1831-1909)

Игнасио Боливар–и-Уррутия (Ignacio Bolívar y Urrutia) (1850-1944), выдающийся учёный-энтомолог, всемирно признанный специалист по прямокрылым, профессор Мадридского университета и директор Национального музея естественных наук в Мадриде, ставшему благодаря ему одним из самых известных музеев природы в мире. Описал более 1000 разновидностей насекомых. Пионер дарвинизма и генетических исследований в Испании, соучредитель станции морской биологии, автор более 300 книг, монографий и статей.    С установлением в Испании диктатуры Франко оставил занимаемые в Министерстве Науки Испании высокие должности и в возрасте 89 лет   эмигрировал в Мексику – «чтобы не жить на коленях». В изгнании   основал один из авторитетнейших научных журналов на испанском языке Ciencia: Revista hispano-americana de Ciencias puras y aplicadas. Занимал пост президента Общества профессоров испанских университетов в изгнании. Умер в возрасте 94 лет в Мексике (П. Дашкевич, 2020). 

Сотрудничество Игнасио Боливара с натуралистами Варшавского зоологического кабинета, в числе которых был также Людвик Млокосевич, началось в 1878 году, когда Боливар обратился к хранителю Зоологического кабинета Владиславу Тачановскому (орнитолог, автор около 590 научных работ, описал в 1875 году Тетерева Млокосевича - автор) с просьбой прислать ему небольшую коллекцию насекомых. Тачановский отправил Боливару 34 вида насекомых, коллекцию малую по числу, но весьма важную для науки.

Результаты исследования насекомых, присланных из Польши, Боливар представил 7 сентября 1881 года на заседании Sociedad Española de Historia Natural (Испанское общество истории естествознания) и опубликовал в статье «Estudio sobre algunos Ortópteros del Museo de Varsovia» («Исследование некоторых прямокрылых из Варшавского музея»).  Кроме того, продолжая сотрудничество с польскими натуристами, Игнасио Боливар описал более тридцати новых биогеографических видов из Грузии (собрание Людвика Млокосевича), из Алжира (собрание Владислава Тачановского из экспедиции 1866 г.), из Перу, Эквадора и Гайаны, а также образцы, собранные в Южной Америке польскими натуралистами Константином Ельски и Яном Штольцманом, среди которых был описан неизвестный науке новый род Oxycercus и шесть новых видов.                      

Основной темой переписки Боливара с польскими натуралистаами был обмен коллекциями насекомых и их описание. Но не только. В то время, когда Боливар хотел позаимствовать образцы прямокрылых из Варшавского зоологического кабинета, Тачановский был увлечён изучением образцов испанской фауны. Особенно его интересовали дятлы.  Образец кавказского дятла, высланный Млокосевичем Антону Ваге, явился предметом переписки последнего с Тачановским.

17 марта 1878 года Антон Вага пишет Владиславу Тачановскому о своих усилиях по поиску европейских образцов дятла, которые ему нужны, чтобы сравнить их с кавказским дятлом Млокосевича и найти отличия, для чего он обратился с просьбой о присылке ему дятлов к Боливару в Мадрид:

«Среди птиц Млокосевича есть очень интересный зеленый дятел, сильно измененная форма в сравнении с типичной, что представляется фактом очень интересным...  Я написал в Мадрид, чтобы мне прислали пару Gecinus Sharpei (Picus Sharpei), чтобы я мог подробно сравнить обе   формы и описать новую. Этот  кавказский дятел имеет клюв настолько отличающийся от типичного, что и его повадки должны быть другими; он не способен к долблению твёрдой древесины и, вероятно, больше роется в муравейниках».

Прямые контакты Млокосевича с Игнасио Боливаром завязались, по всей видимости, благодаря Людвику Дембовскому и   Владиславу Тачановскому.

Хронологически по обнаруженным в архивах Петром Дашкевичем письмам, первым по времени о Млокосевиче как поставщике кавказской энтомофауны сообщил Боливару Людвик Дембовский, польский друг Млокосевича. 

В письме от 4 октября 1879 года он пишет Боливару, что переслал ему новую посылку с насекомыми, полученными им от   Млокосевича, и информирует о  существующих на рынке ценах на насекомых:  «…спешу… сообщить, что я снова отправил вам небольшую посылку прямокрылых из Российской Грузии (Закавказье), собранную моим корреспондентом и другом г-ном Людвиком Млокосевичем…»,  «что касается оценки этих насекомых, то это вне  нашей компетенции, поскольку ни один из наших энтомологов не занимается конкретно прямокрылыми. Поэтому мы можем сделать оценку только путем сравнения с ценами на жуков и бабочек, которыми, в частности, занимаюсь я.  Большинство насекомых, присланных г-ном Млокосевичем, принадлежат к средиземноморской фауне, но среди них есть ряд персидских и сирийских видов. В результате мы обычно оцениваем стоимость сотен жуков в 25-30 франков. Но если партия содержит более значительное количество обычных видов, мы уменьшаем стоимость 100 экземпляров до 18-20 франков».

17 ноября 1879 года Владислав Тачановский соощает Боливару, что попросил Млокосевича заняться сборами для Боливара кавказских прямокрылых: «В соответствии с вашим желанием, я попросил господина Млокосевича, нашего коллекционера на Кавказе, собрать для вас прямокрылых. Я только что получил в конверте партию прямокрылых из Грузии и Перу в хорошем состоянии с указанием даты их вылова. Поскольку г-н Млокосевич вынужден продавать свои коллекции за наличные, дайте мне знать, захотите ли Вы принимать их на таких условиях. Я пошлю их Вам, чтобы Вы смогли оценить их и сообщить мне их стоимость».

Не   удивительно, что Млокосевич проявил   заинтересованность в контактах с крупнейшим энтомологом Европы и вступил в переписку с Боливаром -  продажа природных образцов, как уже говорилось выше, была в то время основным источником его доходов. 

По просьбе   Боливара Млокосевич отправлял ему   с Кавказа не только насекомых, но и рептилий, птиц и млекопитающих, в том числе несколько особо ценных видов кавказских эндемиков.

По мнению проф. Дашкевича поставки Млокосевичем в Испанию были наиважнейшим источником образцов кавказской фауны для Мадридского музея.

Помимо писем к Боливару авторов, в которых упоминается имя Млокосевича, проф. Дашкевич обнаружил в архивах Национального музея естественных наук в Мадриде 4 письма, написанных Боливару самим Млокосевичем.  Из одного из писем видно, что Млокосевич   занимался подготовкой и организацей поездки Боливара на Кавказ. Однако эта поездка не состоялась, вероятно, потому, что Боливар в то время принимал участие в других экспедициях.

По оценке проф. Дашкевича, письма Млокосевича представляют собой ценный вклад в историю европейской зоологии 19-го века, в историю Национального музея естественных наук в Мадриде, в биографию Игнасио Боливара и в биографию самого Млокосевича.

 

 ----------------------------------------------

 

Лагодехи   22.IV.1880

Уважаемый Господин,

     Я только что получил письмо из Варшавы от господина Дембовского, в котором он пишет, что получил от Вас письмо из Мадрида. Вы пишете в нём: «Я напишу господину Млокосевичу, передам ему свои рекомендации по охоте ... и попрошу ловить не только саранчовых (в оригинале – Locustides) (кузнечики, саранча, сверчки, медведки – П.З.), но и животных разного вида...». Жду этого письма, изложите в нём, пожалуйста, самым подробным образом ваши пожелания. У нас довольно много видов млекопитающих и птиц, очень редких где-либо в других местах, или таких, что можно встретить только на Кавказе, как, например, «Tetraogallus caucasiensis», «Tetrao Mlokosiewiczi», «Aegocer caucasicus» и многие другие.

Также пришлите мне, если возможно, рисунки и описания нового вида Gomphocerus (кобылка, насекомое из семейства саранчовых –П.З.). Возможно, я вспомню, где я его поймал, и подробно опишу, всё что вы хотите знать об этом виде и что его касается.

     Прошу принять выражение почтения от преданного Вам Млокосевича.

Адрес

Закакавказье* через Тифлис

Лагодехи Людвик Млокосиевич

------------------------------

Примечание

* «Закакавказье» -  так в оригинале; должно быть «Закавказье»)

 

 

                                                                                * * *

 

     Лагодехи   12.I.1881

     Уважаемый Господин,

     Для меня было истинным удовольствием получить вашу работу "Sinopsis de los ortopteros de Espana y Portugal", я очень благодарен за неё. Это красивое издание является украшением моей библиотеки!

      Я не получил той небольшой коробочки, о которой господин пишет в письме от 30 мая.

      Только что отправил г-ну Тачановскому посылку в Варшаву для ее дальнейшей пересылки в Мадрид. В посылке находятся две Capra caucasica ♂, ♀, несколько змей, мыши, коробка с бабочками, в которой находится скелет Fringilla pusilla с образцом этой птицы, который ничего не стоит, и который отправляю только для того, чтобы показать вам этот вид, и скелет землеройки с Кавказа. Кроме того, есть еще несколько прямокрылых. В этом году я собрал очень мало прямокрылых, так как возникли препятствия в осуществлении  моих путешествий.  Было бы намного лучше, если бы Господин смог найти способ доставки прямо в Мадрид. В Тифлисе работает Maison Richard, который транспортирует грузы, но только до Марселя. У них   2 или 3 парохода: La Vérité, La Meuse и, кажется, ещё один. Пожалуйста, свяжитесь с ними, возможно, удастся организовать доставку непосредственно из Марселя в Мадрид. Это спасло бы нам два или три месяца времени, так как наши внутренние судоходные компании хранят грузы на месте в течение нескольких месяцев.

     Деньги за образцы прошу присылать мне напрямую через Тифлис в Лагодехи, если только это возможно, и мне кажется, что так оно и есть, ибо из Парижа деньги я получаю почтой.  Подобно этому я получу деньги намного ранше, а деньги, по моему несчастью пребывать в нужде, доставляют нам счастливые часы.

  С нетерпением жду счастливого момента, когда Господин прочтёт это письмо, с наисердечнейшим приветом

     Всецело преданный Господину Людвик Млокосевич

     Россия Закавказье

     Через Тифлис в Лагодех

 

Приписка. На стоимость доставки (и транспорт до Тифлиса) я потратил 12 франков. Транспорт из Тифлиса в Варшаву оплачивает господин Тачановский.

 

                                                                                * * *

    Лагодехи   12. III.1881

    Уважаемый Господин,

  Мне написали из Тифлиса, что Maison Richard может принимать грузы в Мадрид, при условии, что в Марселе они будут доверены кому-то для их дальнейшей транспортировки Господину.

Если Вы случайно знаете кого-то в Марселе, кому можно доверять посылки, отправленные на ваш адрес, было бы гораздо удобнее отправить их в Марсель. Доставка была бы быстрее на один-два месяца.

  Несомненно, Вы уже получили посылку, которую я отправил господину Тачановскому 12 января в Варшаву. Если Господин её получил, я, пребывая в большой нужде, попросил бы Вас как можно скорее отправить за неё деньги. Если мне повезёт этим летом, я сделаю все возможное, чтобы выслать Господину интересную посылку.

     Примите слова моего уважения, преданный Господину Людвик Млокосевич

     Россия Закавказье

     Через Тифлис в Лагодех

     Людвик Млокосевич

 

                                                                                          * * *

Лагодехи 18 10 / IV 81

Уважаемый Господин,

Я только что получил ваше письмо, на которое немедленно отвечаю. Что касается цен, то у меня такое мнение: если цена на различные зоологические образцы вам неизвестна, посоветуйтесь с Вашими знакомыми из Университета. Я уверен, что цена, предложенная ими, будет справедливой для обеих сторон. Capra caucasica или Aegocer Caucasicus или Aeg. Pallassii - виды, обитающие только на Кавказе. Их нет ни в азиатской части Турции, ни в Персии, ни в Гималаях. Сходным образом и на Кавказе, где он встречается только на Большом Кавказе и отсутствует на Малом Кавказе. Обитает на больших высотах поблизости снега и в самых труднопроходимых местах. По этой причине охота на него очень опасна и любителей подобной охоты мало.

Я с большим удовольствием могу отправить Мадридскому   энтомологическому обществу то, что оно пожелает, но   прежде всего прошу сообщить мне, чего они хотят.

Расходы на поездку наиболее выгодные из Марселя в Поти. Пароходы Ричарда La Meuse и La vérité плывут из Марселя прямо в Поти, в то время как другие компании отправляются только в Константинополь, оттуда вы сможете сесть на русский корабль в Поти. Поездка вторым классом из Константинополя в Поти стоит 30 рублей. Путь из Поти занимает 5-6 дней*. Железной дорогой из Поти до Тифлис, 300 км, за 10 часов. Плата за это составляет 10 руб. От Тифлиса до Лагодех около 200 км, на почтовых лошадях ехать 24 часа, стоит 18 рублей.

Жизнь в Тифлисе довольно дорога, дороже, чем где-либо ещё в Европе, но в случае большого путешествия эта цена - мелочь. Если вы приедете в Лагодехи, вы будете для меня   желанным гостем, и я буду счастлив иметь возможность встретиться с вами.  Здесь я смогу сопровождать Вас в   путешествиях и могу быть полезным, немного зная языки страны, но ещё больше зная интересные места. Я не знаю, позволят ли мне обстоятельства пойти с вами куда-нибудь ещё. Май - наилучшее время для охоты на жуков, июнь и [месяцы] позднее   - для прямокрылых и клопов. 

Прошу принять слова моего искреннего уважения,

Преданный Вам  

Людвик Млокосевич

----------------------------------------

Примечание

* «Путь из Поти занимает 5-6 дней» - Это очевидная опечатка Млокосевича, написавшего «из Поти» вместо «до Поти». 5-6 дней –   время, необходимое, чтобы в 80-х годах 19-го века преодолеть пароходом расстояние от Константинополя (Стамбула) до Поти.

 

------------------------------------

Библиография

 

1. Daszkiewicz, Piotr. Paryskie ślady przyrodniczych badań Kaukazu Ludwika Młokosiewicza (1831-1909)//Kwartalnik historii nauki I techniki. - 2019. – T. 64. – No. 3. – S. 75-79.

2. Daszkiewicz, Piotr. Korespondencja Ignacio Bolivara z przyrodnikami Warszawskiego Gabinetu Zoologicznego – listy Władysława Taczanowskiego, Ludwika Dembowskiego I Ludwika Młokosiewicza w zbiorach Museo Nacional de Ciencias Naturales w Madrycie// Kwartalnik historii nauki I techniki. - 2020. – T. 65. – No. 1. – S. 103-115.

3. Л. Млокосевич. Кавказский тетерев (Tetrao Mlokosiewitschi Tacz.) //Известия Кавказского Общества Любителей Естествознания и Альпийского клуба. - Тифлис, 1879, 1. - Стр. 17-21.  

4. Kowalska K., Mroczkowska A. i Zielińska B., Władysław Taczanowski. Listy do Antoniego Wagi,  Konstantego Branickiego i Benedykta Dybowskiego, „Memorabilia Zoologica”, Zakład Narodowy imienia Ossolińskich, Wydawnictwo PAN, Wrocław-Warszawa- Kraków, 1964, t. 12, 317 s.  

----------------------------

Перевод: Пётр Згонников

Просмотров: 316


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Radosław Koniarz
Дата: 16-10-2021 10:02

Super!!!

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки