Надежды лагодехцев. 1892 (Публикации Л. Ф. Млокосевича)
Автор: Людвиг Млокосевич |
Добавлено: 10.08.2021 |
|
|
Лагодехи 30-х годов 20-го века. Сегодня улица Нино Цминда
|
1892 წელი. რა აღელვებდა ლაგოდეხელებს? რაზე ოცნებობდნენ? რა იმედები ჰქონდათ? ამის შესახებ წაიკითხეთ ლუდვიგ მლოკოსევიჩის სტატიაში ,,ლაგოდეხელთა იმედი"...
В 1892 году Млjкосевич публикует статью «Надежды лагодехцев». Название статьи, в конце которой стоит фамилия Млокосевича, означает, что он идентифицирует себя в качестве лагодехца и считает вправе выступать от имени лагодехского общества, выражая тем самым его чаяния и надежды.
К этому времени Млокосевич прожил в Лагодехи более половины своей жизнии, и всё, что его окружает, всё, чем живёт слободка, чему радуется и от чего страдает, стало ему родным. Он давно уже не внешний наблюдатель, не иностранец этой земли, он внутри, в эпицентре событий местной жизни, один из её архитекторов и реформаторов.
В статье 18 раз повторяется местоимение «наш», конструкт, в котором Млокосевич растворяет своё индивидуальное «Я» в коллективном «МЫ», говоря тем самым, что Лагодехи из места, куда он «поступил в военную службу, но не более как на один год», но «так увлекся Кавказом, что вот 36 лет [здесь ]… и этот мой год все еще длится» (Автобиография. Л.Ф. Млокосевич, 1891), стал для него фактической родиной. Отсюда и так часто употребляемое им слово «наш», золотыми бусинками любви рассыпанное по тексту: «наше урочище», «наше общество», «наша мечта», «наши надежды», «наша жизнь» … Не одними словами он выражает своё отношение к Лагодехи. Привозит из Парижа саженцы китайской и японской крапив, видя в разведении этих культур экономическую будущность для Лагодехи, раздаёт кипарисы всем желающим, разводит саженцы декоративных и плодовых культур, и в садах лагодехцев появляются роскошные кусты олеандров, камелий, японской мушмулы и японской хурмы.
Но эти локальные акции недостаточны, чтобы превратить забытый Богом уголок в цветущий край. Крестьяне в массе невежествнны и суеверны, им не хватает знаний, и избавиться от этой беды можно только одним путём - просвещением. Поэтому надо открывать в Лагодехи сельскохозяйственную школу, именно в Лагодехи, так как, «кажется, нет местности на Кавказе, где бы было сгруппировано на таком малом пространстве такое в сельскохозяйственном отношении разнообразие, какое представляют Лагодехи и их окрестности» (Л. Млокосевич, 1878)
Это вторая статья Млокосевича на тему сельскохозяйственного образования лагодехского населения. Об открытии в Лагодехи земледельческой школы он заговорил впервые в 1878 году, но идут годы, и ничего не меняется, сельхозшколы как не было, так и нет, и в благодатном краю, яблоки и груши из которого знают в Тифлисе и в Петербурге, и который способен завалить страну фруктами, мёдом и первоклассным табаком, нарастает социальная апатия.
Пётр Згонников, автор сайта
--------------------------------------------------
Людвиг Млокосевич
Надежды лагодехцев
1892
Ещё в начале апреля прошлого года директор сацхенисской школы наведывался в наше урочище, не окажется ли здесь удобного места под школу (Сацхениси – военное укрепление на Лезгинской кордонной линии возле села Ахалсопели Кварельского района, в 32 км от Лагодехи – П.З.).
Всё наше общество отнеслось сочувственно к цели его приезда: поселяне предложили безвозмездно участок земли под школу, а также и бесплатную доставку лесного материала, песка и камня для построек школьных зданий; здешний торговый люд обязался поставить 1000 рабочих, и с отбытием директора мы находились в приятном ожидании, что вскоре осуществится наша давнишняя мечта увидеть у себя учебное заведение, этот живительный источник света. Но не сбылись наши надежды. Вот уже более месяца носятся упорные слухи, что сацхенисская школа, наша ближайшая соседка, удаляется от нас навсегда в Телав, и Лагодехи, этот красивый уголок мира, представляющий такое редкое сочетание превосходных условий для основания хорошего специального училища, остаётся в прежнем, безотрадном положении.
Нужно взглянуть на историю нашей деятельности с 1874 года, и тогда выяснится, что с того времени мы ничего не сделали для себя общеполезного, по собственной инициативе; напротив, всё, что у нас было хорошего в 1-ый период нашей лагодехской жизни (Лагодехи основаны в 1857 г.) всё, а в том числе и две школы, во втором периоде прекратило своё существование вследствие нашей полной апатии. Лучшие инстинкты ослабли, а с ними теперешние, так сказать, молодые Лагодехи утеряли способность сознавать ту истину, что каждый из нас член одной общей семьи. Будь у нас солидарность в стремлениях, неужели мы бы не устроили до сих пор, за 17 лет, училища, соответственного нашим потребностям.
Богатая природа нашей местности имеет свои особенности, на которые следовало бы обратить серьёзное внимание, по возможности, скорее. Из 34-летнего опыта оказывается, что предаваться здесь хлебопашеству и виноделию не следует, а лучше было бы сконцентрировать свою деятельность, по крайней мере для настоящего времени и близкого будущего, на пчеловодстве, садоводстве и табаководстве, так как доходнее статей у нас пока не оказывается.
Вот некоторые о них подробности.
1) Пчеловодство когда-то у нас процветало. Здесь были хозяева, получавшие от своих пасек более 2000 рублей годового дохода. Оно ещё и теперь держится, но при благоприятных обстоятельствах, т.е. при знании, оно могло бы воскреснуть с новой силой. Один североамериканец г. Дадо (Dadaut), имеющий свои пасеки в Гамильтоне, в Илинойсе, на берегах Миссисипи, в прошлом году продал от своих пчёл мёда 1125 пудов, да воска 1479 пудов. Разве здешние пчеловоды не могли бы мечтать о таком же производстве: у нас есть примеры, что из 10 колодок пчёл в четыре года образовывались пасеки в 200 колодок. Вообще, пчеловодство занятие приятное, полезное, весьма поучительное и, в особенности у нас, не требующее большого ухода и издержек.
2) Садоводство. При условиях здешнего тёплого, благорастворенного климата, при интенсивном развитии растительности и при быстрых результатах труда, садоводство, самое разнообразное, составляет здесь занятие чрезвычайно увлекательное (У самого Млокосевича на усадьбе росло 920 - девятьсот двадцать, это не опечатка! - фруктовых деревьев и бессчётное количество ягодных кустарников - П.З.). Мы достигли на этом поприще некоторого успеха: наши фрукты в Тифлисе уже давно пользуются известностью, даже и в Петербург их вывозят отсюда. Однако, несмотря на эти завидные условия, садоводство год от года падает, как падает и пчеловодство. Слишком быстрая доходность с табаководства вскружила всем головы, притянула к себе общее внимание, и ради неё вырубаются даже фруктовые сады, лишь бы увеличить площадь табака. При большем количестве знания, при отрезвлении мысли, садоводство, нет сомнения, оживёт с новой силой и достигнет высокой степени развития. Экспорт разнообразнейших фруктов может достичь отсюда внушительных размеров.
3) Табаководство. Лагодехское табаководство пользуется заслуженной известностью. Ежегодно много скупщиков съезжаются сюда из далёких местностей для закупки табака, и вывозят его отсюда в разные центры России, преимущественно в Москву и Петербург, где, в виде сигар, папирос и курительного табака, здешний табак продаётся уже под названием настоящего турецкого. Одни только наши лагодехские окрестности дают с лишком 40 000 пудов табака. Если считать средним числом стоимость пуда в 7 рублей (я продал табак по 12 рублей пуд, а прежде цена его до 30 рублей), то окажется, что здешние плантаторы выручают за свой табак не менее 300 000 рублей. Скупщики же выручают себе от перепродажи не менее 100 000 рублей. Сколько получают фабриканты – это их тайны, для нас недоступные, но, вероятно, львиная доля со всего предприятия оказывается всегда в их кармане. Казна получает с означенного количества акцизного сбора полмиллиона. Но за нашими окрестностями табаководство продолжается, так что из здешнего табачного района получается около 100 000 пудов. Цифра эта почтенная. Но, к сожалению, будущее табаководства внушает опасения: почва на плантациях заметно истощается, ……быстро усиливаясь, разные паразитные болезни на табак.
Всё вышеизложенное указывает, что открытие хорошей сельскохозяйственной школы специально для пчеловодства, садоводства и табаководства оказало бы большое благодеяние не только здешним местностям, но и всей Алазанской долине: наша теперешняя умственная несостоятельность, сочиняющая себе разные беды, значительно ослабнет, энергия общества получит утилитарное направление, сельскохозяйственная доходность, наверное, удвоится, в то же время и силы почвы не будут растрачиваться хищнически. Следовательно, и затраты на хорошую сельскохозяйственную школу всегда окупятся сторицей. Кстати, и здешние условия замечательно благоприятны для школы.
1) Лагодехи отличаются своею опрятностью: здесь не бывает ни грязи, ни пыли, всё вокруг утопает в растительности, речек вдоволь, везде жизнь;
2) Лагодехи – русское поселение и штаб-квартира полка; благодаря этому обстоятельству, школьная молодёжь быстрее и правильнее усвоит себе русский язык, столь ей необходимый для жизни и для более быстрых научных успехов;
3) При полке имеются разные мастерские, библиотека, полковая музыка; всё это будут подспорья для школы, косвенные стимулы школьного прогресса;
4) Самое главное, здесь – 4 доктора и полковая аптека – условие весьма важное для школы и для родителей воспитанников.
В заключение, в случае осуществления наших надежд, необходимо указать на самое соответственное место в нашем урочище для школы. Нет сомнения, что поселяне не откажут в участке земли под школу. Хотя уступка нескольких десятков десятин здешней земли будет для них довольно чувствительна; но этот их участок не представляет тех удобств, какие представляет для школы здешний полковой парк, величиною в 45 десятин; весь вопрос, уступит ли его полковое начальство. Думается, отчего бы его и не уступить. Ведь это делается для серьёзной государственной цели. Тем более, что, при теперешнем кратковременном сроке службы, прошли безвозвратно времена, когда полки могли предаваться садоводству и разводить большие парки; теперь и без посторонних забот еле можно успеть с трудной задачей правильно подготовить солдата к боевой жизни. Вот почему и полковой парк находится в совершенном забвении и запустении, все редкие деревья в нём уже давно высажены или вырублены, остаётся большею частью одна дичь, которую скот и баранта немилосердно огрызают, в особенности зимой.
Словом, теперешний парк – это настоящая развалина; своим непривлекательным видом он производит на гуляющего какое-то грустное кладбищенское настроение и не соответствует своему назначению, так как цель прогулок – отдохнуть, освежиться от разных житейских треволнений. Напротив, прямой расчёт полку отказаться от этой лишней обузы, предоставив её под школу. Тогда парк, эта драгоценная память Тифлисского [гренадёрского] полка, воскрес бы для лучшего, более правильного назначения. Полковое общество от этого не только ничего не потеряет, но останется в явном выигрыше, потому что этим парком оно будет пользоваться для прогулок, танцев и балов, точно так же, как оно им пользовалось до сих пор, но вместо теперешнего беспорядка оно встретит в нём цветники, разные редкие новые растения, отделы образцовых культур и на все эти улучшения парка не требуется ни одного часа солдатского труда. Всё это и приятно, и полезно, и поучительно, в особенности для молодого подрастающего поколения, которого в полку вдоволь.
Млокосевич
Ур[очище] Лагодехи
--------------------------------------------
Источник: Млокосевич. Надежды лагодехцев// Новое обозрение. - 1892. - № 2773 Просмотров: 531
|