მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2119171
Просмотров: 2336102
Статей в базе: 719
Комментариев: 4652
Человек на сайте: 14







Польская часовня в Лагодехи

Автор: Пётр Згонников

Добавлено: 15.12.2020

G kaplica in lagodekhi
 Польская часовня в Лагодехи. XIX - начало XX века. (Из коллекции Валерия Огиашвили) 

В северной части Лагодехи, в конце улицы Цминда Нино, в районе дома №38 находится здание энергокомпании "Энерго-Про Кахети".  Обычная организация: с директором, его заместителями и помощниками, со штатом электриков, с кабинетами, складом, расчётным центром и бухгалтерией. Только здание, в котором они располагаются, необычное – ни грузинской, ни русской архитектуры, с лицом неместным, но настолько примелькавшимся, что никто уже из местных жителей не задаётся вопросом, какого оно роду-племени. В Лагодехи остались единицы тех, кто помнит его историю и понимает, почему из тысяч людей, равнодушно проходящих  мимо этого здания, лишь одни гости-поляки, завидев его, останавливаются, достают фотоаппараты и взволнованно начинают щёлкать камерами, будто встретили нечто очень родное, очень важное и очень ценное для себя.    

Здание некогда благородных форм, обезображенное кондиционерами и пластиковыми окнами, крытое старым, совершенно чуждым ему серым шифером, с обшарпанными стенами, разрушающимся забором и дедовских времен телевизионной антенной – бывшая польская часовня.  Со времён царской Росссии стоит. В Закавказье служили поляки, как сосланные за участие в Ноябрьском и Январском восстаниях, так и добровольцы. Для них на деньги казны построили в разных местах Закавказья часовни, в верхах знали, как губительны, особенно в воинских коллективах, где все должно быть подчинено общей цели, любого рода распри, тем более, на религиозной почве.  Избегали поэтому всячески. Свобода вероисповедания  была не на бумаге, каждый солдат и офицер, какой бы веры он ни держался,  мог беспрепятственно молиться своему богу: «Свобода веры присвояется не токмо христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам (а): да все народы, в России пребывающие, славят Бога всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих…» (ст. 45 «Основых законов»).  

 
 
G south side of former kaplica in Lagodekhi
 Южная сторона бывшей польской часовни в Лагодехи. Фото: Роланд Осипов.  2020 г. 

В армии устанавливались богослужебные дни. В назначенный час военные выходили общей колонной из части, доходили до места, где дороги их расходились, и далее отдельными колоннами следовали к своим храмам. В Лагодехи православные шли в сторону Закатальского шоссе, к церкви Покрова Казанской Богородицы, поляки-католики – к своей часовне, на нынешнюю улицу Цминда Нино. 

Автор Bakililar пишет, что в прежние времена в Белом Ключе (Тетри Цкаро, Грузия) существовал большой римско-католический военный приход.   В 1882 году он объединял часовни в Баку, Лагодехи, Закаталах, Манглиси, Бечиаги, Ханкиди и Ереване с общей чисиленностью прихожан 10 500, а управляющим прихода был ксёндз Валентин Шамотульски. Замечу, что    если польская часовня была построена в Лагодехи до 1882 года, то православный храм (полковая церковь) был построен пятнадцатью годами позже, только в 1897 году.   

На старинной фотографии часовня в Лагодехи представлена в своем первоначальном, сказочной архитектуры и красоты виде: рвущееся к небесам здание, большое и величественное.  Символично выглядит группа людей в военной в форме перед фасадом часовни, я насчитал более 20 человек, и, похоже, большинство из них офицеры. Выстроились в цепь, будто готовясь защитить своими телами часовню, священный символ далёкой своей Родины. Не смогли. Революция 17-года в России и советизация Грузии в 1921 году стали приговором для католической часовни в Лагодехи, как и для тысяч православных храмов в России.

G Roland Osipov
 Роланд Осипов

Роланд Осипов, 1956 года рождения, живёт возле бывшей польской часовни и хорошо помнит, какой она была в годы его детства. 

«В 60-ые годы в часовне располагались лесопильня и гидроэлектростанция. Мы, детвора, всё свободное время проводили в этом дворе, на лесопилке и электростанции. Рабочие делали нам деревянные мечи и разрешали брать  обрезки дерева и опилки, а работники электростанции разрешали купаться в противопожарном пруду, вода в который поступала  из турбинного зала станции и сбрасывалась затем из него в протекавшую рядом  речку [отводной канал от речки Лагодехисхеви, протекающий по улице Давида Анмашенебели (бывшая  ул. Чкалова) - П.З.]. Станция работала от этой речки, воду забирали в трёхстах метрах выше, от того места, где стояла мельница.  Ниже мельницы сделали бетонную запруду со шлюзом, вода из него отводилась в сбитый из досок лоток, установленный на сваи. Настоящий римский водопровод, в лагодехском исполнении. Лоток подводил воду к лесопильне, где он соединялся с металлической трубой, подававшей воду в станцию на турбину.  Турбина стояла на полу в огромном зале с куполообразным потолком, - это был, наверное, раньше молитвенный зал, - вода,  падая с высоты, вращала лопасти турбины. От стариков помню, что станция давала электричество, но не на весь город, её мощности хватало только  на лесопилку, воинскую часть, поликлинику в Липках, райком партии, райисполком, табачную фабрику и несколько близлежащих домов.

Во дворе электростанции росло инжирное дерево, давало очень крупные и  сладкие плоды, нам разрешали их есть. Говорили, что дерево было посажено ещё поляками и поэтому все  называли его «полонури лехгви», то есть, «польский инжир".

Помню управляющего станцией поляка дядю Юзика и его жену тётю Полю, были очень хорошие люди, у нас все их очень любили. Их огород был единственным на нашей улице, который мы, детвора, не разоряли, они нас звали и угощали с огорода сами.  Я был в классе 5-ом (около 1971 года – П.З.), когда они скончались. Жили они через дорогу напротив часовни, у них был большой земельный участок и самый большой деревянный дом на всей  улице. Думаю, Юзик был из бывших военных поляков, но точно не знаю. 

G west side of former kaplica in Lagodekhi
 Западная (центральная) сторона бывшей польской часвони в Лагодехи.  Фото: Роланд Осипов. 2020 г.

После смерти Юзика управляющим стал грузин Шеитнишвили, имя забыл, тоже  хороший человек. Помню,  какой он скандал устроил, когда разбивали барельефы крестов на здании.

Сторожем при мне работал старожил Лагодехи Немченко Алексей, жил он в переулке возле дендропарка (бывшая усадьба Людвига Млокосевича - П. З.)  за домом Вити Макеева. Говорили, что этот Алексей любил сильно выпить. По-грузински не говорил, но когда выпивал, мог без  запинки рассказать всю поэму "Витязя в тигровой шкуре".

В 60-х годах электростанцию и лесопильню убрали. Куполообразную часть здания разобрали, и оно перестало быть похожим на храм, превратилось в обычный дом Сейчас там обычные, невысокие потолки, зала нет, его перегородили на множество комнат, сделали из них кабинеты. 

Здание уже далеко не такое, каким я его помню. Раньше центральный вход (тот, что на старинной фотографии – П.З.) находился с западной стороны здания и выходил на улицу Цминда Нино. Перед входом был большой двор, через него прихожане заходили в часовню.  В 60-х годах  двора не стало, на его месте, едва не вплотную к часовне,  поставили трёхэтажный жилой дом, в котором я  живу. Центральный вход заложили,  из-за дома к нему стало ни поедъехать, ни пройти. Новый вход сделали с южной стороны, разломали окно до пола и поставили вмест окна дверь. С годами, как пришла мода на металлопластик, заменили деревянные окна и двери на металлопластиковые.  Овальный верх окон сделали глухим.

Окна северной стороны выходили на пустырь, из окон открывалась чудесная панорама Главного Кавказского хребта. Ничего этого сейчас нет. С севера тоже построили жилой дом, пятиэтажку, и бывшая часовня, окружённая  домами с запада и с севера, оказалась в каменном мешке. Видна лишь с одной южной стороны. 

Лет 15 назад мы сидели с соседями во дворе, играли в домино. Зашли трое поляков, я понял это по их речи, и начали измерять лазерным прибором здание бывшей часовни, делать записи в блокноте. Их заметили работники энергокомпании, повыскакивали, начали кричать и возмущаться.  Поляки их еле убедили, что ни отнимать здание, ни покупать они не собираются, а просто хотят написать статью о польской часовне в Лагодехи». 

-----------------------------------------------------

 

G Lagodekhi map
 Маршрут водовода от мельницы до электростанции (бывшая польская часовня)

От ведущего сайта

Красной линией на карте Лагодехи я изобразил маршрут, по которому подавалась вода на турбину электростанции. Верхняя точка линии - мельница, нижняя  - электростанция и лесопильня (бывшая часовня).  

Мельница находилась в конце улицы Чкалова, которая в ту пору  была короткой и заканчивалась  чуть выше мемориала героям и участникам  Великой Отечественной войны, возле переулка, соединяющего сегодня  между собой улицу  Агмашенебели (б. Чкалова) с улицей Вашловани. Дома на  Чкалова сплошь были невысокие, маленькие, русской архитектуры. Фасадами смотрели на запад, на широкое каменное русло речки, за которым виднелись   огороды и крыши домов жителей села Вашловани, включённого позже в черту Лагодехи.

Улица Чкалова перед мельницей обрывалась и переходила в тропу, ведущую в лес. Выше никто уже не жил.  В конце 50-х - начале 60-х  годов за мельницей построили цех, "газконтору". Там фасовали природный газ в баллоны, а спецмашины развозили его по городу.  В 60-х годах начали строить турбазу "Кавкасиони" (сегодня спортивная база Федерации футбола Грузии). Нещадно воровали цемент, от чего турбаза, поднявшись до третьего этажа, дважды заваливалась, кого-то, наверное, за это сажали, а, может, и нет, назначали нового директора, и турбазу в конце концов построили. 

В выходные дни на мельнице собиралось много людей. Приносили и привозили на помол пшеницу, ячмень и кукурузу.  Занимали очередь, порой ожидание затягивалось на несколько часов. 

Выше мельницы на берегу речки росли вербы, редкое для Лагодехи дерево.  Ниже  был "бассейн" - искусственный водоём с глубиной воды до двух метров. Русло перегородили бетонной стеной с винтовым шлюзом. Это было единственное место в посёлке, где можно было поплавать и понырять. На самом деле это бы никакой не бассейн, а резервуар воды для электростанции, снабжавшей электричеством жизненно важные объекты посёлка.   Возле бассейна с вашлованской стороны стоял небольшой домик-сторожка, в нём жил аварец Муса с женой, они присматривали за "стратегически важным объектом", регулировали шлюзом уровень воды, смотрели, чтобы никто  не трогал шлюз.   

                                                                                                            Пётр Згонников

 

------------------------------------------------

Просмотров: 680


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Роланд
Дата: 16-12-2020 08:05

Спасибо Пётр! Приятные воспоминания до слёз! И за здание...обидно до слёз. Думаю можно было за полтора века выделить,, дворец" директору , кассирше , сторожу...и созранить Здание. Ведь это не наследие большевиков и реликвии коммунистов... ИСТОРИЯ - красивая и богатая...и так испохабить...Зато сейчас , спустя полтора века,, становимся поляками" .... за счёт этого бизнеса можно было бы и часовню отреставрировать! Но УВЫ, в наше время даже святое ,, прости Господи они не ведают что творят" теряет смысл.

Удалить

Комментарий добавил(а): София, Тбилиси
Дата: 19-12-2020 20:38

Очень грустно было узнать об этом Но может красоту еще можно спасти

Удалить

Комментарий добавил(а): Софии
Дата: 19-12-2020 21:25

София: дело в том, что красоты уже нет. Посмотрите на нижние снимки, сегодняшнее здание не имеет ничего общего с прежним. Петр Згонников

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки