Об открытии земледельческой школы в Лагодехах. 1878 (Публикации Л. Ф. Млокосевича)
Автор: Людвиг Млокосевич |
Добавлено: 13.10.2020 |
|
|
Людвиг Млокосевич, автор статьи |
9 апреля 1878 года в Тифлисе вышел 81-ый выпуск газеты "Кавказ". Людвиг Млокосевич, автор статьи, напечатанной на 2-ой странице под названием "Лагодехи (корр. Кавказа)", писал:
"В 57 [номере] «Кавказа» было сообщено, что существует распоряжение о закрытии земледельческой школы в Лочино и приискании для школы нового места.
Лагодехи очень пригодное место для такого заведения. Необходимо согласиться, что при выборе места для школы, а в особенности земледельческой, имеющей преимущественно дело с природою, обстановка школы или, определённее, - местность, где она будет находиться, будет иметь не последнее влияние на развитие учащихся, а потому не должна быть упускаема из виду. Теперь везде, в Швейцарии в особенности, при основании учебного заведения обращают большое внимание, чтобы и местность, окружающая школу, соответствовала общей цели, то есть, представляла бы по возможности хорошую пищу для умственных способностей учащегося, для которого далеко не всё равно, где он проводит драгоценные годы своего ученья, когда его впечатлительность отличается наибольшею свежестью и силою.
Богатая своим разнообразием и величественная природа Лагодех и их окрестностей может поспорить с любым местом Кавказа, и в этом отношении Лагодехи соответствуют как нельзя более выбору места для основания хорошей школы, а в особенности земледельческой, потому что, кажется, нет местности на Кавказе, где бы было сгруппировано на таком малом пространстве такое в сельскохозяйственном отношении разнообразие, какое представляют Лагодехи и их окрестности.
Так, первое во всей России виноделие это у нас, - мы в Кахетии; первое шелководство в России тоже у нас, - мы в Закатало-Нухинском округе шелководства, т.е. Лагодехи как раз на границе первого шелководства и первого виноделия в России. Кроме очень успешного хлебоводства (пшеница, ячмень, просо, кукуруза), которого урожаи, благодаря здешним климатическим условиям, всегда обеспечены, рисоводство в наших окрестностях составляет очень прибыльное занятие, - сарачинская крупа (рис – П.З.) из Зарна и Лякита имеет хороший сбыт, так как она отличается своею белизною и вкусом.
|
Статья была опубликована в газете "Кавказ" |
Табаководство в Лагодехах и их окрестностях развивается с быстротою американских плантаций; летом Лагодехи наполнены жителями Трапизонда и Самсуна (города Турции – П.З.), и они в восторге от здешних условий; они находят, что табак здесь вовсе не хуже, чем на их родине, пожалуй, даже лучше; здесь немного менее сырости, а это ему в пользу. Если здешний прошлогодний табак пострадал в качестве, то причиною тому послужило восстание горцев* (восстание в Дагестане и Чечне в связи с русско-турецкой войной 1877-1878 годов, во время которого атакам горцев подверглись Лагодехи и военный пост Картубани, располагавшийся между сегодняшними лагодехскими сёлами Нинигори и Байсубани – П.З.), которое заставило бросить на произвол плантации и упустить удобное время для его уборки. Всё-таки пуд прошлогоднего табаку продавался здесь средним числом по 12 рублей. То же самое можно сказать и о садоводстве: нет местности на Кавказе, где бы оно могло так успешно развиваться. Тифлису известно разнообразие и качество здешних фрукт. Но кроме обыкновенных фруктовых деревьев здесь может расти маслина, фисташка, рожковое дерево (Ceratonia siliqua), чайный куст, даже лимоны, хотя и в кадках; но нигде в нашем крае так роскошно не растут они, как в Лагодехах. Вот доказательство: вообще поселянин не любит тратить время на пустяки, однако, он охотно занимается здесь разведением лимонов, не только ради одного удовольствия, но и с целью получить известный доход.
|
Начало статьи Л.Ф.Млокосевича об открытии земледельческой школы в Лагодехи |
Ежегодно вывозятся отсюда лимонные деревья в разные места нашего края, а лимоны продаются в Тифлис и в ближайшие города. Есть у нас деревья, которые дают хозяину по 400 и более лимонов. Здешнее пчеловодство принадлежит, наверное, к первым на Кавказе. Мы живём в стране больших и очень ценных лесов. Орех "Juglans Regia", у нас обыкновенное лесное дерево. Следовательно, лесоводство и лесной промысел был бы также на виду у учащейся молодежи. Мало мест, где бы можно было делать такие поучительные экскурсии с учащимися, как здесь. Лагодехи имеют столь тёплый климат, что в январе у нас ежегодно цветут Merendera Caucasica, Galanthus nivalis, Primula acaulis, Viola odorata, Scilla bifolia, Taraxacum vulgare и много других растений. Из Лагодех, летом, в июне месяце, в какие-нибудь 10 часов обыкновенного ходу, можно совершить преинтереснейшее путешествие до снегов и очутиться из страны богатой южной растительностью в местах, где уже никакой полярный мох не растёт! Ниже этих снегов пасутся многочисленные стада овец и всё овечье хозяйство лезгино-грузино-тушинское к услугам любопытного (на зиму эти стада и стада с Триалетских гор спускаются в наши окрестности, и тогда вся наша местность наполнена различными субъектами скотоводства). В 20 верстах от Лагодех у Алазани конец большим лесам и начало больших пространств с совершенно степным отпечатком; ещё далее, около 20 верст, Ширакская возвышенность, опять с особым отпечатком и с замечательным, с самыми новыми усовершенствованиями, с фотогенным промыслом братьев Сименс**. Рядом с Ширакскою возвышенностью тянется Эльдарская долина – настоящая пустыня, опять новый свет. Снеговой хребет, травяная полоса, огромные леса, такие - же степи, сплошная возвышенность, пустыня, и все это на расстоянии каких-нибудь 60 верст! Ещё в пользу Лагодех говорит и то, что они, на пространстве между Черным и Каспийским морями занимают приблизительно срединное положение.
Наконец, у нас могло-бы найтись и место для школы: полковой сад – памяти Тифлисского полка - теперь брошен и в нем пасётся скот. Этот сад, достойный лучшей участи, занимает около 50 десятин и мог бы быть назначен под школу (ЛМ из присущей ему скромности умалчивает, что полковой сад - его детище – П.З.).
Вообще вывод из вышесказанного тот, что для такой богатой местности, с таким густым населением и с такими блестящими зачатками разнообразного земледелия, необходима хорошая земледельческая школа.
Л. Млокосевичъ.
* В 70-годах прошлого века братья Сименс имели обширный нефтяной бизнес в Тифлисской губернии: более 200 буровых скважин и нефтяных колодцев в Мирзаани, в урочище Намамбери, на Ширакской возвышенности и в Эльдарской степи. На фотогенном (фотоген - осветительное масло) заводе братьев Сименс в Царских Колодцах (Дедоплис-Цкаро) производились газолин, лигроин, «отделённый» бензин, лёгкое масло, сырой бензин, фотоген, в том числе двойной ректификации, соляровое масло для освещения в лампах, тяжёлое масло для топки, вулканное масло для смазки машин, нефтяной дёготь, вар для корабельных работ, мазь для кожи, туалетная вода для выведения жирных пятен, асфальтовый лак «на железо и дерево» и асфальт.
-------------------------------------------------
Источник: Млокосевич, Л. Лагодехи (корр. "Кавказа"): [о Лагодехи как наиболее пригодном месте для открытия земледельческой школы]//Кавказ. - 1878. - №81. - 9 апреля
---------------------------------------
От ведущего сайта: Земледельческие училища и школы в Российской империи были учреждены для подготовки специалистов сельского хозяйства. Учащимся преподавали общие (Божий закон, русский язык, физика, химия, география, история, математика, статистика, бухгалтерия, рисование, пение, гимнастика) и специальные предметы (сельская технология, сельское хозяйство, скотоводство, скотоврачевание, лесоводство, сельскохозяйственные машины). К концу 19-го века в России существовало семь земледельческих училищ и школ: в Харькове, Херсоне, Москве, Умани, Казани, местечке Горки Могилевской губернии и в селе Николаевский городок Саратовского уезда.
Предложение Млокосевича открыть земледельческую школу в Лагодехи говорит о том, как высоко он ценил природные достоинства и возможности края, как беспокоился о его просвещении и развитии. Но предложение не было услышано, земледельческая школа в Лагодехи не была открыта. Идея научного просвещения жителей края не оставляла Млокосевичаего. Спустя 20 лет, в 1896 году, он снова озвучил её на страницах закавказской прессы.
В 4 верстах от Лагодехи, в урочище Мазым-чай, находился сад Энфиаджианца, крупное, многопрофильное сельскохозяйственное хозяйство (фруктовый и фундуковый сады, табачная плантация, виноградники, участок медоносных растений, питомник саженцев виноградной лозы и фруктовых деревье, насаждения тутовых деревьев, разведение шелковичного червя и производство грены), в котором служил прилашенный Энфиаджианцем специалист сельского хозяйства, некто А. Клаусен.
В одном из номеров «Кавказского сельского хозяйства» А. Клаусен опубликовал статью с описанием хозяйства Энфиаджианца. Людвиг Млокосевич ответил на неё критической статьёй. Отдав должное профессионализму Клаусена в вопросах специальных («Читая первую часть этой статьи...сейчас чувствуешь перо специалиста дела»), Млокосевич оспаривает воторую часть, в которой Клаусен «советует для блага здешней страны устроить сельскохозяйственную школу в саду г. Энфиаджианца, где школьная молодёжь лично работала бы 2-3 года и затем применила бы добытые сведения у себя дома...».
Школа дело нужное и полезное, не спорит Млокосевич, он, как известно, и сам давно мечтает об открытии таковой в Лагодехи, но не в том виде, в каком предлагает Клаусен - в частном хозяйстве, где всё будет зависеть от прихоти «барина», а учёба сведётся к бесплатной на него работе.
Человек крайне независимый, Млокосевич не может допустить и мысли, чтобы школа находилась хотя бы в малейшей зависимости от воли частного лица. Да и Мазым-чай для этого место не лучшее, когда рядом есть Лагодехи, обжитое, цивилизованное, с его несомненными преимуществами:
«Что сельскохозяйственная школа оказала бы неоценимую пользу для всей здешней местности – это истина. Вроде аксиомы – неоспоримая, но чтоб её устроить в саду г.Энфиаджианца, это ошибка. Сельскохозяйственная школа, от которой ожидается столько благих последствий, должна обретаться в возможно лучшей обстановке, а потому её существование всегда будет более благополучным в Лагодехах, чем на пустынном участке г.Энфиаджианца. В ур. Лагодехи есть и русское поселение, и штаб-квартира полка; кроме того, что в полку есть много разных мастеров, часто отличных, которые в свободное для них время всегда пригодятся школе, в кругу этого жительства туземная школьная молодёжь быстрее усвоила бы себе русский язык, необходимый ей для её дальнейшего развития. Кроме этого условия, есть ещё много других, например, духовая музыка – разве не приятное ощущение для молодого слуха? Здесь есть клуб с
|
Лагодехи. Ранее здесь находился сельскохозяйственный техникум, сейчас - Государственная школа администририрования . Фото: Роланд Осипов |
библиотекой и разными периодическими изданиями. Здесь есть базар, почтово-телеграфная контора, несколько докторов и аптека. Такими удобствами школе следовало бы всегда воспользоваться; с другой стороны – и здешним жителям было бы интереснее и удобнее иметь возле себя сельскохозяйственную школу и присматриваться к её деятельности, чем секретничать с наукой в пустынном месте. Наконец, для самой школы гораздо удобнее иметь свой собственный участок и устроить на нём по последним требованиям науки образцовый сад, пасеку, разные плантации, доход с которых наверно обеспечил бы прогрессивное существование школы, чем обретаться целой школе в саду г.Энфиаджианца или у другого лица, это всё равно, - в саду, в котором уже проглядывают ошибки, трудноустранимые, как это видно из слов г. Клаусена, и часто подчиняться разным фантазиям хозяина, не имеющим ничего общего с наукой. Прежде всего всякая школа, и в особенности сельскохозяйственная, для своего правильного развития должна быть, по возможности, более независимой. Впрочем, такого поступка от г. Энфиаджианца и требовать невозможно, даже более, можно быть уверенным, что без правительственной помощи в форме денежной субсидии, надела землёй, правительственного агронома в качестве директора школы, г. Энфиаджианцу трудно согласиться на предлагаемое г. Клаусеном устройство у него в участке сельскохозяйственной школы, а при таких условиях можно без особых затруднений открыть самостоятельную школу, успех которой всегда во всех отношениях вероятнее.
В одном только случае можно было бы променять Лагодехи на Мазымчай, если бы, например, г. Энфиаджианц пожертвовал бы свой участок под школу. Нет сомнения, что такой человеколюбивый поступок был бы достойным образом оценен и обществом, и школой, но непременно ему навязывать это мнение я не намерен, оно высказалось так себе, как говорится, между прочим»*.
Мечта Млокосевича об открытии земледельческой школы в Лагодехи была воплощена в жизнь через 40 лет после его смерти, в послевоенные (1945-1949) годы, когда в Лагодехи был открыт сельскохозяйственный техникум. Поначалу это было ремесленное училище, и только через несколько лет из нег сделали сельхозтехникум. Располагался на трассе Лагодехи -Тбилиси, сразу за мостом, справа. В техникуме учился Поре Мосулишвили, участник и герой итальянского Сопротивления времён Второй Мировой войны.
В настоящее время здание бывшего техникума капитально отремонтировано. В нём располагается колледж «Государственная школа администрирования имени Зураба Жвания». Колледж готовит гидов по культурному наследию Грузии, лесному делу, бухгалтерии и офисному делу, обучает некоторым рабочим профессиям. Подготовка специалистов сельского хозяйства в настоящее время не ведётся - приостановлена.
---------------------------------------------
* Публичной полемике Млокосевича с иностранцами Клаусеном и Эбером, писавшими о хозяйстве Энфиаджианца и допустившими при этом ряд нелестных высказываний о грузинах и лезгинах, будет посвящён цикл статей под рубрикой "Млокосевич против Клаусена и Эбера. Просмотров: 579
|