Село Кварели. Год 1893-й
Автор: Е. Зедгенидзе, бывший учитель Кварельского двухклассного училища |
Добавлено: 24.02.2020 |
|
|
Так выглядела обложка первого выпуска "Сборника..." |
Каким был ближайший грузинский сосед Лагодехи по Заалазанью, город Кварели, 130 лет назад? Каковы были кварельцы, их быт, нравы, чем они занимались? Как был основан Кварели и откуда пошло его название? Автор очерка, учитель Кварельской двухклассной школы Е. Зедгенидзе, - судя по всему, кварелец, - дал подробное описание местоположения Кварели, его климата, состояния почв, занятий кварельцев, их времяпровождения и нравственных качеств.
Статья Е. Зедгенидзе была опубликована в авторитетном издании своего времени, «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа». Сборник издавался с 1881 по 1915 год в Тифлисе Управлением Кавказского учебного округа и представлял собой уникальный свод сведений по истории, археологии, лингвистике и этнографии разных народов Кавказа. Ценность его заключалась в том, что его основными авторами были учителя кавказских школ и гимназий, уроженцы Кавказа, говорившие на языках своих народов, жившие внутри них и детально знавших недоступные путешествующим исследователям стороны внутренней жизни соплеменников.
Учителей для местных школ готовили в Закавказской учительской семинарии в г. Гори, первом учебном заведении, коренным образом изменившем на Кавказе ситуацию с широким просвещением народных масс. Изучение русского языка в семинарии было обязательным, благодаря чему учителя-исследователи могли публиковать собранные ими этнографические материалы в различого рода русскоязычных изданиях, делая их достоянием широкой аудитории и научной общественности.
Выпускники семинарии, - грузины, армяне, азербайджанцы, осетины, дагестанцы, - воодушевлённые популярной в то время идеей просветительства народа, отправлялись в самые глухие районы края, выступая не только носителями знаний, но и исследователями народной жизни. Без их подвижнической работы многие пласты духовной жизни народов Кавказа были бы сегодня безвозвратно утеряны.
Е. Зедгенидзе, учитель из Кварели, стал одним из тех, кто был участником грандиозного исследовательского проекта, запечатлевшего этнографический портрет Кавказа конца 19-го - начала 20 веков.
Пётр Згонников
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Село Кварели
[Этнографический очерк] бывшего учителя Кварельского двухклассного училища Е. Зедгенидзе
(1893 год)
I. Внешний вид и образ жизни жителей
|
Е. Зедгенидзе: "Крепость эта называется «галавани», стены её уцелели до сего времени" |
Село Кварели, раскинувшись более в длину, чем в ширину у подножия Кавказского хребта, на незначительном возвышении, лежит на левом берегу реки Дуружи. Площадь, занимаемая селом, имеет в длину 3 версты, в ширину около 2 вёрст. В центральной части села с юга на север, по направлению к Кавказским горам, тянется одна довольно прямая улица, по обеим сторонам которой расположены почти все лучшие дома, церкви, лавки, школа, общественная канцелярия и ссудосберегательная касса. В воскресные дни около лавок бывает такая масса народу, что эта улица принимает вид городского рынка.
Всех церквей пять: одна из них армянская (в 19 веке армянские церкви существовали также в Лагодехи и в Закаталах – П.З.), четыре – православные, причём три штатные, а одна – заштатная Ещё одну довольно красивую церковь построил недавно на свой счёт, около своего дома, дагестанский военный губернатор, князь Николай Зурабович Чавчавадзе.
На северном конце этой улицы находится штаб-квартира местной дружины (организованной из местных жителей – П.З.), ныне преобразованной в первую стрелковую туземную дружину, которая в настоящее время переходит в город Телав (Кварели являлся одним из пунктов Лезгинской кордонной линии, защищавшей Кахетию от нападения горцев, и часто в дореволюционных справочниках, как и Лагодехи, обозначался «Шт.-кв.» (штаб-квартира) – П.З.);
Со времени основания здесь штаба, некоторые хозяева от подрядов по доставке разного рода провианта для вышеназванного штаба–[квартиры] имели возможность заработать порядочные деньги; хозяева эти на нажитые деньги в последнее время стали строить на европейский лад, смотря по средствам своим, одноэтажные и двухэтажные дома с черепичными крышами, а бедные крестьяне, число которых более двух третей всего населения, живут, большей частью, в дощатых домах с соломенными и отчасти черепичными крышами, без окон и без печей. Окна заменяются дверями. У многих огонь разводится на середине дома, что называется «срединный огонь». Дым выходит через отверстия, оставляемые с этой целью в потолке прямо над очагом. Всё помещение состоит из одной комнаты (редко из двух), в которой помещается вся семья, как бы она ни была велика; тут же производятся все домашние работы; весной здесь же помещаются и выводки кур, гусей и т д. Дома эти убраны по-азиатски: по обеим сторонам комнаты, а иногда и по одной, во всю длину или ширину, как вообще удобнее найдёт хозяин, устраиваются нары (тахта) шириной не более двух аршин (аршин равен 71 см- П.З.), на одну четверть аршина от земляного пола (выводки помещаются под нарами). Нары у бедных покрываются войлоками, а у богатых коврами. На одном конце тахты складывают постель. Тахта заменяет кровать, стул и обеденный стол.
Крестьяне вообще живут очень грязно; весьма часто бывают случаи, что крестьянин, надев новую рубашку, изнашивает её, ни разу не вымывши. Грязь нисколько не беспокоит здешнего крестьянина. Сам он никогда не моется. Летом, когда сильный зной, он бросается в холодную воду, но только не с той целью, чтобы вымыться, но для охлаждения тела. В настоящее время многие стали одеваться несколько чище и в домах делать камины и печи. Пройдёт, конечно, немного времени, и исчезнет окончательно «срединный огонь», благодаря которому в доме постоянно копоть, причём целую зиму нельзя затворять дверей, чем разрушается здоровье целой семьи. Под подобными домами есть гомури (конюшни) для скота. Хлеб пекут в больших глиняных цилиндрических печках, называемых «торне». Эти торне, во избежание ломки, скреплены снаружи плетёной обшивкой и помещаются в одном из углов дома, немного подальше от жилых мест из опасения пожара.
Не лишним считаю сказать ещё несколько слов о вышеупомянутой центральной улице, почти единственной в селе, которая, начинаясь у штаба –[квартиры] и доходя до самого конца села, представляет полную возможность свободно ехать в экипаже. Все прочие улицы, хотя тоже довольно широкие, но в некоторых местах так суживаются и так завалены разным сором, в особенности переулки, что нет никакой возможности не только проехать экипажу, но даже пройти пешему человеку. На южном конце описанной улицы находится старая, довольно большая крепость со многими полуобрушившимися башнями. Крепость эта называется «галавани», стены её уцелели до сего времени. Внутри находится колодец, имеющий в диаметре 10 и глубину в 17 саженей; он наполнялся водой, проведенной из реки Дуружи. При виде этих развалин невольно вспоминаешь о неоднократных разрушительных набегах соседних врагов. В настоящее время не только эта крепость со многими башнями, но и все подобные сооружения, встречающиеся во множестве в Грузии и служившие защитой в эпоху неоднократных варварских нападений и переворотов, утратили своё значение, благодаря единоверной России, давшей нашему краю (автор статьи Зедгенидзе, бывший учитель двухклассной Кварельской школы, судя по обороту «нашему краю» являлся уроженцем Кварели – П. З.) не только безопасность от врагов, но и прочное государственное устройство. Ныне все силы и средства, тратившиеся на сооружение стольких крепостей, идут на улучшение нашего собственного благосостояния.
II. Орошение
Река Дуружи берёт своё начало из Главного Кавказского Хребта; она течёт по глубокому ущелью с севера на юг и при дальнейшем своём течении принимает множество маленьких ручьёв, падающих с обеих сторон названной реки каскадами по крутизнам отрогов упомянутого выше хребта. По местам, среди гигантских и сохранившихся до сего времени, по недоступности, деревьев и густых зарослей кустарника, встречаются огромные пирамидальные скалы, с которых Дуружи низвергается с шумом и грохотом. Дойдя до подножия гор Кавказских, она становится совершенно тихой и разделяется на три ветви: первая ветвь, сохраняя своё главное название Дуружи и вторая, под новым названием Хеви, текут с севера на юг по западной части села; третья же ветвь, отделившись от Дуружи, под названием Арихаули, поворачивает на восток почти под прямым углом и, протекая около двух вёрст по северному краю села, у подножия Кавказских гор по довольно ровной местности, вливается в реку Бурсу, которая, кроме Арихаули, принимает в верхнем течении своём ещё одну довольно значительную реку, называемую Чагургула. Река Бурса со всеми своими притоками течёт, подобно другим рекам, с севера на юг, на расстоянии одной версты на восток от села.
Вышеназванные реки орошают многочисленные сады, огороды и поля, засеянные кукурузой и, давая движение не одной мельнице, текут по довольно обширной равнине на юг; все они вливаются в реку Алазань.
Дуружи, как горная река, по временам от таяния снегов и проливных весенних дождей делается многоводной и, разлившись на значительное расстояние, наносит большой вред жителям, поселившимся поблизости от её берегов. Во время дождя и таяния снегов, когда река бывает мутна, поселяне берут воду для питья из довольно многоводного родника, называемого Патмасури. Это название произошло от лезгинских слов «патма» - женщина и «сури» - вода.
О происхождении этого названия существует в народе следующее предание: немного лет тому назад, во время лезгинских нападений, вода во всех ближайших реках помутилась от сильного весеннего полноводия, так что пить воду из этих рек нельзя было, а потому местные женщины отправились с кувшинами за водой на родник, находящийся на значительном расстоянии от села (полторы версты). Когда они подошли к роднику, тогда лезгинская шайка, скрывавшаяся в лесной чаще, стала кричать: «Патма-сури», то есть «источник женщин». С этим криком они бросились на женщин и увели их в плен. Весть о похищении женщин была принесена в село пастухами, пасшими стадо овец недалеко от места происшествия. С тех пор источник стали называть Патмасури.
III. Климат и почва
Климат в Кварели и в окрестностях его умеренный; здоровым его можно назвать только осенью, зимой и весной; летом же, вследствие значительной жары при влажности почвы, он довольно лихорадочный. Лихорадка свирепствует в особенности в окрестностях реки Алазани, по берегам которой много болотистых мест. Зима здесь начинается с 10 ноября не особенно сильными, но сухими морозами. Снег выпадает изредка, начиная с 1-го декабря по 1-е, иногда по 10-е марта. Иногда снег выпадает только как исключение, в ноябре и исчезает через день-два, много – три. Резких переходов от тепла к холоду почти не замечается. Весна начинается обыкновенно с 15 марта, а иногда и раньше; в конце марта появляются первые цветы. Первый гром слышится с 20 апреля. Жаркие дни наступают с 10-го июня и продолжаются по 1-е, а иногда по 10 сентября.
Сильные ветры здесь очень редки. Большей частью, здесь замечается лёгкое дуновение ветерка, и то по утрам и вечерам. Летний зной, продолжающийся весьма часто по целым неделям, умеряется дождём, часто проливным, которому нередко предшествует крупный и кратковременный град, который наводит страх на кварельцев.
Во время града почти во всех крестьянских избах в углу пред иконою зажигают восковые свечи; все горячо молятся, чтобы Бог прекратил град и спас виноградники, которые составляют единственный источник благосостояния крестьянина. Град здесь хотя бывает не особенно крупный, как уже было сказано выше, но тем не менее приносит жителям значительный вред, сбивая виноградные ягоды. Почва в Кварели более чем на две трети пространства земли, занимаемого селом, чернозёмная, с примесью глины и песка. Чернозёмная и глинистые почвы легче переносят засуху, чем песчаные.
IV. Занятия жителей
С основания села здешние поселяне почти все занимались исключительно виноделием и оно, вполне вознаграждая труд кварельцев, получило с течением времени широкое развитие; этому развитию способствовало безденежное пользование лесным материалом из ближайшей кварельской лесной дачи (термин «лесная дача» в прежние времена использовался как обозначение территории леса, предназначенной для хозяйственного пользования – П. З.), ныне отошедшей частью в казну, частью к местным князьям. Здесь лозы на зиму оставляются под открытым небом. Обработка виноградника начинается с наступлением весны; сотня таркальников (колья для подвязки виноградной лозы; «тЫчки» на диалекте лагодехских русских – П. З.) стоит 2руб.50 коп.
Здешнее вино по достоинству одно из лучших во всей Кахетии. Некоторые виноградники поливаются во время летней засухи. В неполивных виноградниках хотя вина получается сравнительно меньше, но зато оно лучше, чем в поливных. Крепость здешнего красного вина доходит, по довольно точным исследованиям, до 15, а белого до 12 градусов. Лучшее вино получается в имениях князей Чавчавадзевых, благодаря хорошему уходу и умелой обработке. Одна чапа лучшего вина на месте стоит от 10 до 15 рублей, среднего от 5 до 7 рублей, а худшего от 3 до 4 рублей. Чапа равна 22 двойным бутылкам.
Вино до продажи держат в глиняной посуде. Сбор винограда начинается с 10 сентября и продолжается до конца этого месяца. Обработка одной десятины (1,09 гектара – ПЗ.) обходится в год от 150 до 200 рублей. Десятина виноградника при хорошем уходе и урожае даёт 2,5 сапалне, при среднем урожае 1,5, а при плохом – 0,5 сапалне, даже меньше. Одна сапалне равняется 30 чапам. Сапалне среднего вина по достоинству на месте стоит от 120 до 280 рублей. Лет десять тому назад вина получалось втрое, даже вчетверо больше означенной выше цифры, но в последнее время виноделие стало приходить в упадок, как вследствие нескольких неурожайных годов, последовавших один за другим, так и вздорожания лесного материала, неимения средств для обработки и появления разных болезней виноградных лоз, о лечении которых многие крестьяне не имеют никакого понятия. В отношении развития виноделия при таких неурожайных годах и стечении вышепоименованных обстоятельств, вследствие коих не только кварельцы, но и вообще кахетинцы утратили всякую охоту и энергию к возделыванию виноградников, играло бы важную роль открытие специальной школы по виноделию в какой-нибудь центральной части Кахетии. Так как в настоящее время виноделие не вполне вознаграждает труд здешних поселян, то они стали усиленно заниматься хлебопашеством, так что с каждым годом пахотные земли захватывают всё большие и большие пространства. Земли казённой осталось немного, вследствие этого кварельцы арендуют землю у помещиков, весьма часто вёрст за 20 от села.
Здесь земледельческие орудия исключительно старой конструкции: деревянные плуги и бороны, изготавливаемые самими земледельцами на месте. В плуг впрягают от 6 до 7 пар быков или буйволов. Относительно железного плуга, в который можно впрягать от 3 до 4 пар быков, крестьяне говорят, что он для их земли, требующей глубокой вспашки, не годится; кроме того, среди них нет мастеров, которые могли бы починить ту или другую часть плуга в случае повреждения.
После вспашки, как водится, боронят бороной, в которую впрягают 5-6 пар волов. Для посева одной десятины употребляют пшеницы 3,5 коды; ячменя 4 и треть коды; кукурузы 2,5 коды. Уборка хлеба начинается с июня и продолжается до конца этого же месяца. Хлеб жнут серпами и вяжут в снопы; потом привозят на арбах на гумно и начинают молотить. Молотьба начинается с июля. При хорошем урожае десятина даёт 10 код пшеницы; ячменя 17 код; кукурузы 12 код. Кода пшеницы равняется 3 пуд. 10 фун.; кода ячменя равняется 2,5 пуд. Молотят на гумне посредством длинной деревянной доски, в которую, с одной стороны, вбито множество заострённых камешков кремня; доска эта четырёхугольная; она в длину имеет от 2 до 2,5, а в ширину от 1 до 1,5 аршин. Кроме вышеуказанных хлебов, сеют кукурузу и просо, в количестве, необходимом для собственного обихода, хотя некоторые при хорошем урожае получают и излишек. За недостатком пастбищных мест, скотоводство и овцеводство находятся здесь не в особенно цветущем состоянии, хотя многие хозяева принимают меры для развития этой выгодной отрасли хозяйства.
Садоводство не идёт успешно, хотя у многих есть сады, в коих прекрасно растут груши, яблони, сливы, абрикосы, орехи, гранаты, айвы и т д. Причина неуспешности садоводства заключается в том, что фруктов некуда сбывать, а о правильном плодосушении здесь почти не имеют понятия (так же остро стояла проблема сбыта фруктов у лагодехских поселян; с началом проектирования Кахетинской железной дороги, проложенной затем от Тифлиса до Цнори и Телава, лагодехцы буквально жили идеей, что ветка о неё будет продлена до Лагодех, о чём свидетельствуют статьи ряда видных лагодехцев в прессе того времени (будут опубликованы на сайте) - П. З.)
Пчеловодством в Кварели занимаются 264 дыма, а в прежнее время пчеловодов было вдвое менее, оно с каждым годом развивается всё больше и больше. В будущем предвидится блестящее состояние и широкое развитие этого промысла. Всех ульев в Кварели в 1890 году было 876. Здесь каждый, занимающийся пчеловодством, обязательно умеет плести ульи для своих пчёл из хвороста. Некоторые пчеловоды изготавливают ульи из липового дерева. Дерево, которое предназначается для изготовления ульев, должно иметь непременно в поперечнике не менее 8 вершков (вершок равен 4.4 см. – П. З.), а в длину 1,5 аршин; чем дерево толще, тем лучше. Сначала дерево распиливают пополам по длине и каждую половину выдалбливают долотом и обтёсывают, а когда образуются достаточные углубления, то обе половины кладут одну на другую так, как они были до распилки, соединяя их и связывая верёвкой или чем-нибудь, причём оставляют в одном конце отверстие для выхода пчёл. Когда хотят достать мёд, то, снимая верхнюю половину, вскрывают улей, причём разводят у одного конца улья огонёк, дым которого гонит пчёл в другой конец улья; таким способом весьма легко достают мёд. Мёд достают зимой (в декабре) на малоосвещённом месте. Приготовление ульев начинается с прекращением полевых работ; ульи летом размещаются поблизости от дома хозяина, в садах или в огородах, а зимой сохраняются где-нибудь около жилых мест, в особо устроенных пчельниках. Пчельники устраивают в таких местах, где шум и стук не беспокоят пчёл.
Пчеловодство здесь могло бы приносить довольно большие доходы, если бы здешние пчеловоды имели бы хоть малейшее понятие о жизни пчёл и об искусственном способе их размножения и приобрели бы ульи новейшего устройства.
Чистый воск добывают через растапливание и прессование «в сумочке». В 1891 году во всём селе получено было 313 пудов мёда. Пуд мёда на месте продаётся от 4 до 5 рублей, а пуд воска за 20 рублей.
И огородничеством занимаются кварельцы, но только для собственного обихода. В огородах сеют картофель, свёклу, капусту, лук, чеснок, салат, помидоры, огурцы, тыквы; сеют также немного, поодаль от виноградников, арбузы; это занятие находится в первобытном состоянии. Табаководством здесь занимаются почти все, но только в незначительном размере.
Зимой и весной многие из кварельцев занимаются охотой. Больше всего охотятся на фазанов, зайцев, оленей, диких коз, свиней, медведей, волков, шакалов и лисиц. Кварельские леса богаты дичью. Шкуры зверей продают местным купцам, а последние продают частью в Телаве, частью же отправляют в Тифлис. Волчьи шкуры продаются на месте по 1р. 20 коп., лисьи по 1р. 50 коп., медвежьи по 2р. 40 коп., пара фазанов продаётся по 60-80 коп. Охота начинается с прекращением полевых работ после брожения вина. Хороший охотник может заработать в год от 85 до 100 рублей.
Кирпично-черепичных заводов в Кварели три; они расположены на восток от села, недалеко от родника Патмасури. Расстояние между селом и заводами 1,5 версты. Все заводы принадлежат местным князьям. Материал для названного промысла добывается на месте, тут же около заводов. Обжигание производится дровами, которые доставляются из княжеских лесов; доставка одной сажени на завод обходится около 5 рублей. Один завод при двух рабочих может дать в год до 400 рублей. Цена 1000 кирпичей 10 рублей, а 1000 черепиц – 20 рублей. Рабочими на этих заводах состоят 4 армянина, 2 грузина и 6 татар. Иногда нанимают работников, при больших работах, из местных крестьян. Изготавливаемый кирпич идёт на постройки в Кварели и окрестных сёлах. Так как с течением времени цена лесного материала всё повышается, то кварельцы стали всё больше и больше сооружать дома из кирпича, и поэтому в будущем можно предполагать значительное развитие этого промысла. Обжигательных заводов известкового камня 4; все они принадлежат местным князьям. Близкое и обильное нахождение известкового камня благоприятствует значительному развитию названного промысла. Способ обжигания известкового камня обыкновенный. Пуд обжигаемой извести на месте стоит от 10 до 15 коп. каждый завод даёт дохода в год 400-500 рублей. Рабочие на этих заводах 16 человек; все они татары.
Винокуренных заводов в Кварели в 1890 году было 8; из них работало только 5. Все заводы дают в год около 150 вёдер водки при крепости спирта 40-60 градусов.
Питейных заведений - 6. Мануфактурных лавок – 3. Мелочных или бакалейных -5. Мукомольных водяных мельниц – 17, из них 12 о двух камнях, а остальные 5 о трёх камнях. Первые дают в год дохода от 120-150 рублей, последние – от 150 до 240 рублей.
Специально изготовлением ароб, колёс, ободьев и тачек занимаются 5 человек, а прежде таких мастеровых было вдвое больше. Материал для названного промысла покупают из ближайшего казённого леса. Способ изготовления как колёс, так и ободьев, обыкновенный: сначала изготавливают спицы, потом ступицу (средняя часть колеса, в которой укрепляются спицы и в середине которой имеется отверстие для оси - П.З.); кругом ступицы выбивают долотом места для спиц, на расстоянии друг от друга вершка или более, в середине ступицы просверливают буровом дыру для оси, а потом увеличивают эту дыру лопатнем, вбивают спицы и на них натягивают приготовленный обод. Средний годовой заработок каждого мастера, исключительно занимающегося названным промыслом, доходит до 150 рублей. Кроме этих мастеровых, означенным занятием занимаются для собственного обихода 85 крестьян. Они занимаются в свободное время от полевых занятий и обработки виноградников; число подобных крестьян с каждым годом увеличивается. Цена лесного материала всё повышается, и поэтому промысел этот и для наших мастеров становится трудным и рискованным предприятием. Обод стоит 30 коп., колесо от 80 коп. до 1 рубля 20коп.
Столяров в Кварели 4; работают они в жилых местах, за исключением одного, содержащего в своей лавке 3 учеников, которых он кормит, одевает, обувает и учит ремеслу. Все столяры главным образом изготавливают столы, шкафы, кровати, тахты, (нары), табуретки, диваны только по заказу. Средний годовой заработок каждого от 300 до 400 рублей.
Плотников 5 человек; строят они амбары, конюшни, дома. Средний годовой заработок каждого от 200 до 250 рублей, двое из них держат по одному ученику, остальные по два. Кроме местных плотников, приезжают ещё имеретины, обыкновенно, осенью, для постройки досчатых домов. Когда работы много, они нанимают временных работников. Каждый такой работник получает в день от 40 до 50 копеек.
Каменщиков 5 человек; 4 из них иногородние, 1 местный; они не уходят далеко на заработки и работают на месте. Средний заработок каждого в год около 240 рублей.
Башмачников 4: двое иногородних, двое местных; занимаются все они в жилых комнатах. Материал для производства этого занятия закупают в городе Телаве. Заработок каждого из них в год доходит до 120 рублей.
Сапожников 2; они сигнахские жители и имеют лавки на базарной улице. Средний годовой заработок каждого из них доходит до 160 рублей.
Портных двое; они работают только по заказу; помимо своей специальности, они занимаются ещё виноградарством. Средний годовой заработок каждого около 180 рублей. Материал для своего занятия они закупают в Нухе. Кузнецов 5 человек; двое из них местные жители, а двое иногородних. Все изготавливают и чинят земледельческие орудия и делают вещи, необходимые для домашнего крестьянского обихода. Делают они, главным образом, топоры, мотыги и железные части для плугов; у каждого из них есть по два подмастерья. Выручка их в год доходит до 130 рублей; помимо своей специальности, они занимаются ещё виноградарством.
По довольно верным сведениям, полученным от здешних штатных и заштатных священников как грузинских, так и армянских, число браков бывает, средним числом, каждый год от 42 до 52. Самое большое число браков в октябре и ноябре – до 15 числа последнего месяца, после окончания полевых работ и брожения вина. Материальное благосостояние играет важную роль при вступлении в брак; вообще, хорошие урожайные годы много влияют на увеличение числа браков. Молодые люди женятся здесь 16, 17 лет, если только средства позволяют.
Увеличению числа браков немного препятствует воинская повинность. Многие, хотя и состоятельные, женятся только по достижении двадцатилетнего возраста. Средним числом, в течение года рождается в среде коренного грузинского и армянского населения 153 души: 88 душ мужеского и 65 женского пола; число же смертных случаев бывает – 129 мужеского пола, женского – 57, за исключением какой-либо эпидемии, которая удваивает, иногда даже утраивает вышеозначенное число.
VI. Некоторые нравственные качества кварельского крестьянского сословия как грузинского, так и армянского
В связи с виноделием, естественно, стоит довольно тесно пьянство. Связь эта вполне доказывается тем явлением, что здесь, за исключением немногих, крестьяне выпивают половину, иногда даже весь своей винный урожай, несмотря на то, что вино для некоторых составляет единственный источник существования. Пьянство наносит весьма значительный вред материальному благосостоянию кварельского населения.
Здешний крестьянин любит пить не рюмками или винными стаканами, а чанами (чашками) и чихвами, т. е. рогами диких коз. В этой выпивке, доходящей по временам до бесчувственности, находит он своё главное, ничем не заменимое наслаждение; он делается бесконечно весел. После предварительного пьянства с друзьями в доме, он приглашает пирующих в марани, т.е. туда, где хранятся винные кувшины; здесь открываются все кувшины, какие только есть; хозяин выпивает по чашке из каждого кувшина, предлагая выпить и другим; в это время тамада остаётся на заднем плане, а тосты провозглашает сам хозяин. Выпивку чашками хозяин продолжает до тех пор, пока не опьянеет совсем. Попойка сопровождается хриплым пением, криком, шумом, а нередко и бранью. После того, как хозяин свалится и заснёт, гости, ещё не потерявшие сознания, уходят, а остальные остаются тут же и предаются также сну; тамада, которого выбирает компания, пьёт больше всех и остаётся всегда трезвым; на него возлагается обязанность провожать уходящих домой. Такое препровождение времени и повальное пьянство начинается после брожения вина, во время переливки «…гадахгеба……… ». Кварельцы пьянствуют ещё в дни какого-либо семейного торжества; они охотно идут работать подённо к тем помещикам и состоятельным крестьянам, которые после работы дадут им выпить. Выпивка для некоторых рабочих дороже заработанных денег. Многие любят выпить на даровщину, хотя эта даровщина обходится им недёшево.
Наряду с весьма немногими проявлениями милосердия, кротости и любви к человечеству, бросаются в глаза совершенно противоположные явления, в которых ясно рисуется варварская грубость, жестокость, злоба и зверство. Весьма многие из крестьян за малейшую обиду со стороны соседа решаются на убийство его, а если это не удастся, то ночью тайком поджигают или дом, в котором он живёт, или сено, или овин, или овчарню; не довольствуясь этим поджогом, иногда вырубают у него целый виноградник. По довольно точным сведениям, полученным от местного старшины и кварельского участкового пристава, я насчитал в течение 1891 года 28 пожаров и 19 вырубленных виноградников. Жертвами пожаров сделались жилые дома, овины и сено. Убыток от вырубленных виноградников и пожаров простирался до 4050 рублей; всё вышесказанное делается из мести друг другу и всё это сходит с рук безнаказанно. Кварельцы отчасти склонны к воровству. Семейная жизнь многих кварельских крестьян отличается грубостью и проявлением физической силы. Уважение к личности определяется у них, главным образом, богатством, при помощи которого данная личность может победить противника своего во всех присутственных местах, наняв хорошего адвоката. Отчасти уважение к личности определяется и физической силой. Причина всех вышеуказанных печальных явлений заключается в том, что кварельцы (я говорю только о крестьянском сословии) пока ещё находятся во мраке грубого невежества, хотя в настоящее время среди них замечается стремление к образованию, которое заметно увеличивается с каждым годом.
VII. Пища
Кварельцы, за исключением некоторых зажиточных крестьян, питаются преимущественно растительной пищей. Самое обыкновенное кушанье, приготавливаемое практически ежедневно, лоби (так в оригинале; без сомнения, имеется в виду лобио, фасоль (рус.) – П.З.); мясо едят только во время великих праздников, свадеб и во время каких-либо семейных торжеств. Режут баранов, свиней, коз; можно достать почти всегда говядину по субботам и по воскресеньям. Кварельцы готовят разного рода похлёбку; пекут пироги и жарят яичницу. Хлеб пекут, большей частью, из пшеничной муки. Самые любимые кушанья из мясных блюд – шашлык и каурма.
VIII. Расходы общества
На содержание общественной двухклассной школы выходит ежегодно 522 рубля; на наём сторожа для названной школы – 80 рублей; писцу ссудосберегательной кассы платят 240 рублей в год; сборщику казённых податей – 120 рублей в год. Ночных караульных 14 человек; каждый из них получает в год по 40 рублей. Десятских 4 человека; каждый из них получает натурой по два литра с дыма пшеницы; литра равняется 22,5 фунта.
Средним числом, казённых податей ежегодно собирается до 7500 рублей. На содержание общественной канцелярии с писарем платят 350 рублей. Итак, все платежи кварельского коренного крестьянского сословия как грузинского, так и армянского, ежегодно доходят до 9372 руб., а натурой до 120 код пшеницы.
IX. Предание относительно основания селения Кварели
В отдалённую старину, в одно прекрасное летнее утро, один из грузинских царей отправился на охоту со своею дружиною. После долгой ходьбы и довольно удачной охоты, он остановился на богатой растительностью равнине, лежащей на левом берегу реки Дуружи, для отдыха и завтрака. Здесь он велел постлать бурку и приготовить шашлык и каурму из набитой дичи. Всё было сделано по приказанию. Совершая прогулку после сытного завтрака с целью насладиться разнообразными красотами природы, царь уселся у маленького водопада, с целью умыться и охладить себя. Восхищённый чудной природой и пением соловьёв, он невольно в восторге воскликнул: ეს რა საყვარელი ადგილია, აქ სოფელი უნდა აშენდეს» («эс ра сакварели адгилиа, ак сопели унда ашендес» - («это что за любезное место, - здесь селение нужно основать»).
И действительно, в скором времени он основал здесь селение, переселив жителей из ближайшего селения ყორიანი (Кориани). Новое селение он назвал: «ყვარელი» (Кварели), отбросив от слова «საყვარელი» ( сакварели) слог «სა» («са»). Таким образом, от слова «сакварели» (любезное), отбросив слог «са», получилось слово «кварели».
----------------------------------------------------------------------------------------
Печатается по изданию:
Село Кварели, Тифлисской губернии, Телавскаго уезда. – Бывшаго учителя Кварельского двухклассного училища Е. Зедгенидзе//Cборник для описания местностей и племён Кавказа. - Тифлис: Издание Управления Кавказского Учебнаго Округа, 1893. – Выпуск 17, с.73-89.
Оцифровка текста: Пётр Згонников
Фото: с помощью Google Просмотров: 742
|