Грузия по Брейшу, или Немецкие штрихи к портрету Грузии образца 2005 года
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 09.09.2010 |
|
|
Разрушающиеся дома в Лагодехи |
Несколько дней назад нашёл в Интернете путевые заметки из путешествия в Грузию и Азербайджан в конце сентября 2005 года. На тему, затронутую мной в статье «Грузия жива, Грузия живёт!..» - какой страна была до Саакашвили и какой стала с ним. Автор заметок Л.-Э.Брейш, гражданин Германии, архитектор, но из наших, советских. Более того – родился в Грузии, в 1939 году. В начале войны семья Брейшей, как немецкая, была выселена в Казахстан. Закончил в Союзе школу, получил высшее образование, работал, а потом, как многие его соплеменники, уехал на ПМЖ в Германию.
Не видел Грузии 64 года, но всегда помнил, что это - место его рождения, родина. Знал о Грузии по рассказам родителей, много читал, собирал литературу. И всю жизнь мечтал: увидеть страну, в которой несколько веков назад поселились его предки, немецкие переселенцы-колонисты.
Было такое в истории России. В шестидесятых годах восемнадцатого века Екатерина Вторая дозволила иностранцам занимать пустующие земли, даровала переселенцам освобождение от воинской повинности высоких податей и волю, наделила правами самоуправления и оставила свободу вероисповедания. Свободная экономическая зона в современных терминах с особым правовым статусом физических лиц внутри зоны. VIP-Россия – при условии, что ты не россиянин, а гражданин иностранного государства. Поехали многие, но массово - немцы, ведь ехали под крыло и гарантии «своего человека», немки, урожденной Софии-Фредерики-Амалии, принцессы Ангальт-Цербстсой - Великой Императрицы великой страны.
Надежды Екатерины оправдались. Россия получила касту крепких, умных, работящих и честных. В подражание жаждущим, живой укор - лентяям.
Второй родиной для первых колонистов и первой родиной для их детей, внуков и правнуков стала земля тогдашней России: Катариненфельд (Болниси) в Грузии, Еленендорф (Ханлар), Гринфельд (Акстафа), Анненфельд (Шамкир), Георгсфельд ( Чинарли) – в
Азербайджане.
Ехал Брейш, как и остальные члены делегации, за собственные средства. Тысяча пятьсот
|
Немецкие колонии являлись своеобразным "евростандартом" своего времени для крестьянского населения Российской Империии |
евро за десять дней. В группе восемь человек, в основном архитекторы, специалисты по памятникам старины и реставрационным работам, потомки колонистов. Поездку организовало Кавказско-Европейское культурно-научное Объединение („EuroKaukAsia“ (Kaukasisch-Europäischer Kultur-und Wissenschaftsverein EuroKaukAsia e.V.). Его руководитель, профессор и доктор наук Ева-Мария Аух, возглавила делегацию, а менеджер Объединения Расим Мирзаев сопровождал гостей. В Грузии немецкие путешественники посетили Тбилиси, Болниси и Лагодехи, и почти десяток населенных пунктов – в Азербайджане.
Путевые заметки Брейша - документ эпохи, ценный своей искренностью и правдивостью. Написан по известному принципу: что вижу, о том и пою. Без заботы об изяществе слога, политкорректности и цензуре.
Заметки Брейша печатаю как необходимое дополнение к своему материалу «Грузия жива, Грузия живёт!..». На случай, если образ Грузии 2003 года, созданный мной, покажется кому-то чрезмерно обильным чёрной краской. Почитайте Брейша, который не знал меня и которого не знал я, и спросите себя: как два незнакомых друг другу человека увидели одно и то же ?
Путевые записки Брейша дают яркое представление о том, какую страну получил в наследство от старой власти молодой Президент Саакашкили. Я не сторонник Саакашвили, а в каких- то вопросах и бескомпромиссный его оппонент. Но то, что сделал этот человек для Грузии, какой он сделал Грузию, - достойно восхищения. Хотя бы потому, что реализуя свой проект «Новая Грузия», он стартовал не с нуля или высотки, как лидеры других постсоветских государств, а с жирного минуса. Ему пришлось не адаптировать страну к новым реалиям, а вытягивать её из зловонного зиндана, на дне которого она испускала свой последний дух.
Хватит предисловий, читаем Л.-Э.Брейша. -----------------
|
Новый международный аэропорт в Тбилиси Брейшу наверняка бы понравился |
20 сентября 2005 года из Франкфурта «самолёт грузинской авиакомпании AIRZENA GEORGIAN AIRLINES поднялся в воздух с небольшим опозданием. Обслуживание на борту было далёким от желаемого, очень безвкусная пища, да к тому же очень неудобные и тесно поставленные кресла, в которые всю дорогу упирались мои колени».
«… Ещё из самолёта я увидел два убогих здания аэропорта советских времён, какие были построены по типовым проектам почти во всех рядовых областных центрах бывшего Союза. Только выглядели они тогда гораздо лучше и ухоженнее…».
« Тяжелое впечатление нарастало во время нашего марша в зал прилёта по кривой рампе, больше похожей на кишку, и настроение окончательно испортилось от процедуры паспортного контроля. В зале прилёта на 2-м этаже, по нужде отгороженного от остального пространства аэропорта, спроектированного когда-то как внутренний, а не международный, скопилась огромная масса пассажиров от двух прилетевших рейсов – нашего и из Амстердама. Стояла невыносимая духота от нагретого за день солнцем здания. Я сразу же взмок. Очередь к контролёрам двигалась медленно, так как они постоянно путались с пассажирами разных рейсов. Я старался побыстрее пройти контроль и поэтому прошёл его первым из нашей группы, которую потом пришлось ещё долго ждать. Я был весь мокрый. Вся эта процедура длилась больше часа. Тут же толкались разные типы, предлагавшие свои услуги по проезду в город. Каждый стремится хоть что-то заработать… Багаж получили относительно быстро в так называемом зале выдачи багажа, представляющем из себя небольшое и до предела грязное помещение, на полу которого стояли лужи и лежали какие-то трубы и провода и куда прямо с машины сбрасывали наши бедные чемодан».
Думаю, сегодняшний аэропорт Брейшу бы понравился. Тбилисский международный аэропорт недавно признан лучшим среди аэропортов Восточной Европы, стран Балтии и России. Удобный красивый, глянец, лаконичные формы и чистота. Вежливые пограничники, сразу несколько, очередь с нашего, харьковского, рейса рассосалась за пять минут. Пограничный офицер общался с нами по-русски. Выполнив необходимые процедуры, совершенно неожиданно взялся отдирать с обложки моего паспорта наклеенную ещё в Египте какую-то цветную бирку. «Паспорт не должен иметь ничего лишнего», - объяснил он свои действия.
«Отсюда (из Метехи – автор) открывается совершенно великолепный вид на старый город, на текущую далеко внизу под скалистым берегом, Куру и красивый мост через неё». Но… « Наш автобус тотчас же окружили нищенствующие старушки, все в чёрном, и ребятишки с протянутыми руками. Меня охватило странное чувство удивления, жалости и обиды за гордых грузин. В советские времена такого здесь не было. Раньше только цыгане цеплялись к прохожим».
|
Арба всё ещё атрибут грузинской провинции
|
Политика властей в отношении русского языка Брейшу, как и мне в своё время, показалась недальновидной. «… Русский язык из обихода почти исчез (молодёжь его уже не знает)»; «…русский язык в грузинских школах сегодня не изучается. Только по желанию его учат как иностранный язык. По-моему – это большая ошибка сегодняшних властей Грузии».
Проезжая по промзоне, Брейш с горечью отмечает: «Многие предприятия не работают: или просто превратились в руины, среди которых торчат колонны и другие конструкции и валяется никому не нужное оборудование – верный признак развала и упадка экономики».
В сёлах «особое внимание и восторг у нашей группы вызывали арбы, которые тянули за собой одна или несколько ослиных сил. Конечно, для европейцев это – экзотика, но если вдуматься, то это признак почти средневековой отсталости страны и для меня в этом не было ничего смешного и весёлого.. Мы (выселенные из Грузии немцы – автор сайта) это проходили и хорошо ещё знали по Казахстану. Тогда, сразу после войны, это ещё было понятно. Но сейчас, в 21-м веке – это печально».
« Бросаются в глаза кучки мужчин на окраинах или в центрах сёл, через которые мы проезжали. Оказывается это безземельные подёнщики (бывшие колхозники и совхозники), которые ищут хоть какую-нибудь работу, пытаясь наняться к новым богатеям».
Профессиональным взглядом отмечает он обветшавший, запущенный облик некогда ухоженного города. «…Узнавал многие здания, которые для нас, архитекторов, когда-то были примером, многие из них награждались архитектурными и государственными премиями. Сегодня на них больно и жалко смотреть. Да и прекрасные здания времён «русского колониализма», ободраны, запущены и просто разрушаются».
Роскошный банкет, устроенный организаторами в честь уважаемых гостей, не может
|
Руины Лагодехского табачно-ферментационного завода, некогда флагмана местной промышленности. Такой недавно была вся Грузия |
скрыть жестоких реалий Грузии. « Всё новые блюда сменялись одно за другим. Я не буду все перечислять, их надо просто приехать и попробовать. Расимом произносились многочисленные и, на кавказский манер, длинные и витиеватые тосты за именинницу ( за Еву-Марию Раух – автор сйта) и за присутствующих, запиваемые грузинским вином. Чувствовалось, что организаторы очень старались угодить нам и дать представление об истинном кавказском гостеприимстве. Обслуживали нас очень доброжелательные женщины, которые с большой охотой рассказывали нам о подаваемых на стол блюдах. Однако, когда Расим Мирзаев сказал, что большинство населения сидит на хлебе и воде и уже забыло вид таких продуктов и блюд и только немногие могут себе их позволить по причине их невероятной дороговизны, – у меня ком встал в горле. Сразу пропало всё очарование обеда и мне уже непроизвольно казалось, что вокруг меня стоят голодные молчаливые люди, которые печальными глазами с укором смотрят на нас, поглощающих всё это изобилие. Мне просто не верилось, что за эти 15 лет Грузия – эта одна из самых процветавших когда-то республик в СССР, могла так обеднеть и опуститься. В последующие дни это всеобщее обнищание резало взгляд не только в городе, но особенно в сельской местности».
Неизгладимое впечатление на немецкую делегацию произвели таможенники моего родного Лагодехи. Город лежит в пяти границах от Азерабайджана, пропуск через границу контролирует КПП «Лагодехи»: «... Таможенники обязательно хотели проверить наш багаж. Грузинские таможенники, молодые ребята, одетые и обутые во что попало и без всяких знаков различия, больше походили на бомжей, чем на представителей государства, в которое мы въезжали. Я даже сразу не понял, что за галдящая толпа вдруг окружила наш автобус... Несмотря на все усилия Расима, объяснявшего им, что мы делегация из Германии и имеем разрешение на свободный проезд, они всё же заставили нас открыть два чемодана... Увидя наши, не первой свежести вещи и что им нечем поживиться у нас, они не стали дальше досматривать багаж остальных и отпустили нас с миром».
Сейчас за несколько долларов взятки в Грузии таможенника сажают. В тюрьму. В 2009 году я с друзьями и женой пересекали границу с Азербайджаном на том самом КПП «Лагодехи». Увидев мои с женой украинские паспорта, грузинский пограничник, - молодой, подтянутый, в красивой униформе, - поприветствовал нас фразой « Ласкаво просымо!» и на украинском же попрощался – «До побачення!». А таможенники попросили открыть багажник автомобиля, бегло глянули и махнули рукой – езжайте.
« Первую остановку мы сделали в небольшом грузинском городке – Лагодехи. Вообще-то программой поездки тут планировалось посетить национальный парк и монастырский комплекс. Но из-за дополнительной поездки в Или-Су мы потеряли один день. Поэтому мы только позавтракали тут на скорую руку в довольно запущенной и грязной столовой говяжьими сосисками красного цвета, сыром и чаем. Госпоже Майен это заведение, наверное, надолго запомнилось отвратительным туалетом, куда она заходила, высоко закатав штанины своих джинсов».
|
Для многих жителей Грузии в 2003 году кукуруза являлась основным продуктом питания |
Не один Лагодехи, вся Кахетия, до самой столицы, предстала перед Брейшем в неприглядном виде. «Дальше мы ехали в сторону Тбилиси мимо городков Цнори и Сагареджо, проезжая по пути через отдельные селения. После Азербайджана нам в Грузии сразу бросилась в глаза гораздо большая бедность селений. Вдоль улиц селений стояли запущенные дома, сильно разбитые дороги, покрытые глубокими выбоинами и ямами, перед домами стоит разбитая сельскохозяйственная техника (комбайны «Нива» и трактора)».
Такой Грузия была всего 5 лет назад. Вотчина бандитов, коррупционеров, с одной стороны, и собрание обездоленных, несчастных, разуверившихся людей, с другой. Сегодня это совсем другая страна. Всё ещё не шибко богатая, с проблемами и трудностями, но уже живая, молодая, энергичная, уверенная в себе, живущая по закону и безопасная для проживания. С отличными дорогами, многочисленными новостройками и хлынувшим в страну капиталом. Российским, европейским, азиатским, американским…
Как это удалось сделать Саакашвили, для меня остаётся загадкой.
И не только для меня – для многих.
Фото: Пётр Згонников
. Просмотров: 5935
|