მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2116635
Просмотров: 2334295
Статей в базе: 719
Комментариев: 4652
Человек на сайте: 38







Каин нашего времени. О рассказе Насти Родионовой "Куколка"

Автор: Пётр Згонников

Добавлено: 24.09.2018

 

 

И мальчики кровавые в глазах... 
И рад бежать, да некуда... ужасно! 

Александр Пушкин

 

G Kain i Avel
Каин убивает Авеля

«Куколка» Насти Родионовой подобна золотнику, что мал, да дорог.  Только золотник рассказа так упрятан в кружева авторского замысла, что разглядеть его с ходу не дано.

Вход в мир «Куколки» прикрыт дымовой завесой из любовного треугольника. Как специалист, сложив направление разных сил, знает, куда упадет взрываемое им здание, так и Настя Родионова, выстроив конструкцию из предсказуемых читательских реакций, точно рассчитала, куда упадёт интимное бельё её героини. Знала, что сработают стереотипы и выставят свои стереотипные оценки: героиня Настя – молодая, алчная и хищная девица, герой Озеров – немолодой похотливый кобель, жена Озерова – жертва, поступок Насти на кладбище – кощунство, история – пошлая, рассказ – подрыв под мораль, под вековечные устои.

Вероятность подобного рода оценок я считал высокой, но думалось, что очевидная незаурядность текста явится для читателей знаком, что надо игнорировать первоначальное впечатление и отправляться в поиск скрытых в зафасадье смыслов. Пусть не в поисках концептуальной направленности рассказа в целом, но хотя бы в оценке отдельных его частностей.  Почему бы не допустить, думал я, что влечение Озерова к Насте могло иметь и более сложную природу, чем простое вожделение? Взять, к примеру, пушкинскую элегию «Безумных лет угасшее веселье»: «И может бытьна мой закат печальный/ Блеснет любовь улыбкою прощальной»?  Озеров, напомню, много старше Насти, и  безоговорочному его осуждению наблюдение Пушкина (как альтернатива) вполне могло бы подойти.

Но случилось так, что любовный треугольник и парящий в воздухе предмет чисто женской принадлежности полностью поглотили читательское внимание, оставив в тени всё остальное.  А поступок героини на кладбище, не вкладывающийся ни в какие нормы, усилил фиксацию на второстепенных деталях, вызвав праведный гнев оскорблённой нравственности. Кто бы спорил, что героиня Родионовой не в борделе, где жрицы любви развлекаются бросанием трусиков в клиентов, а в месте скорбном, где вести себя таким образом может совсем уж невменяемая личность. И если уж автор претендует на право называться писателем, то пусть не забывает, что настоящая литература это не дом с красными фонарями, а горний храм с начертанными на его стенах максимами от небожителей, обитель священников, жрецов и богов, славящих доброе и вечное.(Религиозному отношению   к литературе будет посвящена готовящаяся к публикации статья  писателя Лачина «Когда писатель – бог…»).     

Существует другой подход к оценке творчества, суть которого можно выразить универсальным высказыванием Христа о кесаре и Боге: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Применительно к "Куколке", как и к любому художественному произведению, это означает, что литературу нужно оценивать критериями литературными, мораль - моральными, достоинства хирурга - его мастерством.   

«Куколка» - не книга о правилах хорошего поведения и не пособие по курсу этики. Это литература, которая может быть хорошей или плохой, самобытной или вторичной, шаблонной или оригинальной, свободной от мыслей или наполненной ими, коммерческой жвачкой или явлением. Не поступки вымышленных персонажей, хороши они или плохи, надлежит обсуждать, а  достоинста и недостатки самого произведения:  его язык, композицию, сюжетность, авторский стиль, приёмы.  Пытаться понять, какие сигналы своей души посылает взявшийся за перо, какие мысли и открытия, выловив в общении с собой и с Богом, он хочет донести.  

Так что же хотела сказать своей «Куколкой» Настя Родионова? Она не  ответит на этот вопрос - писатели не любят, когда их об этом спрашивают, скучнеют, смотрят на часы и, опустив глаза, говорят, что опаздывают  на важную встречу. У Льва Толстого, помнится, кто-то из прочитавших «Войну и мир», спросил, что он хотел сказать своим романом, на что услышал приблизительно следующее: «Перечитайте! Всё, что я хотел сказать, там написано».

И сказал [Господь Каину]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. 

Библейские строки о Каине, осмысленные автором в приложении к нашему времени, и есть тот самый золотник, сердце рассказа и его краеугольный камень, на котором держится вся многоплановая конструкция «Куколки». Озеров, каин наших дней, не может, как и его древний предшественник, найти душевного покоя. Образ убитого стал его наваждением. Даже в тёплых женских руках, возвращающих мужчину в младенчество, он не может забыть, как подстреленным воронёнком падал на землю  чеченский мальчик.    

Мы завели его в дом, спросили, где все. Хрип. Пауза.
Дом был пустой, но шел пар из чайника. Хрип. Пауза.
Он залез под стол, скорчился и дрожал. Хрип. Пауза.
Он сказал, что остальные ушли в лес. Хрип. Пауза.
Он просил пощадить, но было нельзя. Хрип. Пауза.
Он был один из них. Он был враг. Хрип. Пауза.
Мальчишка. Лет двенадцать на вид. Хрип. Пауза.
Перед выстрелом он плакал. Хрип. Пауза.
Тело бросили в яму. Хрип. Всхлипывание. Тишина.

Тяжёлое и липкое, как чернозём в осеннюю распутицу, проклятие Каина лежит на Озерове. Он выталкивает его из себя, выплёвывает вязкими, как мокрота безнадёжного туберкулёзника, кусками чёрной памяти, выхрипывает слабеющими связками умирающей души - и не может. И никогда не сможет, говорит автор. Природа не простит. Она наложит на него эпитимью: вернуть вместо одного убитого ребёнка десять живых. Она сделает из него вечного любовника, который неприкаянным казановой будет переходить из одной постели другую, а найдя однажды любовь, тут же будет терять её.

Чёрные кружевные трусики символ беспрерывного скитания Озерова по улицам и закоулкам физической любви, это его наказание и единственная надежда спасти душу. В простыни новых романов его гонит чувство вины, известное каждому солдату, видевшему,  как в предсмертных корчах  расчерчивают чёрную землю синеющие на глазах пальцы убитого им человека: «Что наши герои на закорках войны/ Въезжают в квартиры своих сыновей, и чувство вины/ Их гонит кортежами, как диких зверей, /Отмокнуть в борделях в объятьях внебрачных своих дочерей» (Павел Кашин).     

Озеров, говорят,  блудник, бабник и предатель. Но посмотрите в оконцо, приоткрытое в его душу Настей Родионовой. Там другая картина. Там на чёрном полу, залитом кровью, сидит каин нашего времени, наш сосед по лестничной площадке, ваш коллега, мой друг. Его оболочка украшена приметами успеха, - он и богат, и успешен, и знаменит, - но внутри него  пустота, как у  вылущенного фасолевого стручка.

Две тысячи лет прошло, столько всего изменилось. Пять хлебов и двух рыб заменили макдональдсы и дорогие ресторан, неторопливых осликов -  быстрые машины, пыльную дорогу в Иерусалим – асфальт и красные  VIP-дорожки, пальмовые ветви – фанфары и фейерверки. Не ушло каинство, говорит автор, не должно,  заявляет, меняться и  наше отношение к нему. Убийство ребёнка -  абсолютное зло, ему нет и не может быть никакого оправдания. Подчёркивая свою непримиримость, автор лишает героя единственной отрады, и она, черная и кружевная,  повинуясь писательской воле, падает на землю, не долетев до могилы.

«Обернувшись, я встретилась глазами с мальчиком. Его взгляд был колючим, как и его взъерошенные чёрные волосы.  Я снова подняла глаза на мальчика.  Он усмехнулся и спрятал лицо за еловыми ветками».

Не будет у Озерова, говорит Настя Родионова, покоя в загробной жизни. Черноволосый мальчик лет двенадцати будет каждый день приносить ему  венок из еловых веток, не давая забыть, что похороны озеровской души, начавшиеся в расстрельный день в чеченском лесу, не закончатся уже никогда.

Хороший рассказ написала Настя.

Просмотров: 1641


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Татьяна Романюк
Дата: 26-09-2018 19:53

Как и в теории относительности, все зависит от точки наблюдателя, а если продолжать, то и от возраста, пола , прожитого опыта, жизненных обстоятельств… Все неоднозначно. На пути жизни ничего не бывает таким ясным, как нам хотелось бы. И каждому открываются свои потаенные смыслы происходящего или , пока, не открываются… На мой взгляд, Петр утрирует , перечисляя стереотипные оценки читателей: «Настя-молодая, хищная, алчная… Озеров-немолодой, похотливый кобель…Жена-жертва…». Не очень честно, по отношению к читателям. Разве только «праведный гнев оскорбленной нравственности» вызвал бросок предмета дамского туалета в могилу? Это могло быть и понимание, что в отчаянии можно поступать эпатажно и безрассудно, что отношения героев, со смертью одного из них не заканчиваются. Это могло быть и удивление, найденному изощренному литературному приему(если мы, все же, разделяем Литературу и Жизнь). И «сложная природа влечения» героя не так сложна. А к пушкинской элегии можно добавить и стихотворение Афанасия Фета к Бржеской: « Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем И в ночь идет, и плачет, уходя…» Перечитав комментарии, «нравственного гнева» не нашла. Скорее-растерянность, недоумение,сожаление, неприятие …или одобрение, восхищение смелостью поступка,мучительного, парадоксального. Автор критической статьи продолжает настаивать на необходимости разделения Жизни и Литературы. Согласна в одном, в том, что в произведении читателю кажется банальным и пошлым, в жизни может быть трагичным, безысходным и болезненным. Но, большинство читателей не являются гурманами слова и литературных изысков. Одни ищут катарсиса, нравственного урока, другие экшена, третьи «оснащаются» опытом на чужих ошибках. Они не могут быть прокурорами и адвокатами героев и автора. В талантливое произведение хочется войти, стать участником, отождествиться с персонажами, примерить их судьбу, пережить их страшные минуты или взлеты. И через это- понять что-то важное о себе и других. Как это ни парадоксально, мы, люди- «каины» и «авели» одновременно»! Такова наша природа. Мы плохо знаем себя. Сколько людей умерли праведными и порядочными только потому, что их никто , по-настоящему, не искушал… Наверняка, много раз и мы сами «бросали кружевные трусы на могилы» …или хотели бросить…Сами предавали близких или могли предать… И убивать можно, не только физически… А замечание об епитимье(наказании от кого?) за убийство мальчика –в виде скитаний по чужим постелям вечного Казановы, напомнило мне слова дьявола: «Я не могу сделать привлекательным ад, но могу сделать привлекательной дорогу к нему…». И , если вернуться к истории библейского Каина, то мы помним, что Бог не убил его в наказание, а отметил знамением(печатью): «И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Бытие 15)» Существует множество толкований решения Бога в этом отрывке. И, как предотвращение последующей мести, и как возможность прихода в мир следующих поколений людей, и как ужас и отчаяние Каина, в результате отвержения, которое бы сделало его живым памятником суда Божия . Но мне, ближе всего толкование Свт. Филарета (Дроздова): «Бог не хочет смерти грешника. Он делает его безопасным от скорой и внезапной смерти, дабы показать ему и в самом наказании возможность и надежду милосердия; и дабы страшный первый пример ожесточенного грешника соделать поучительным примером долготерпения…». Бог проявляет Свое неистощимое милосердие, не желая смерти грешника, но открывая ему возможность покаяться в своем грехе в течение последующей жизни. Бог делает знамение Каину, чтобы его никто не убил, и в то же время, говорит, что его убьют в седьмом поколении. А как же знак? Он был дан Каину временно и когда знак был забран в седьмом поколении, его смогли убить. Как это понимать? Может быть так, что люди сегодня не судимы мгновенно. До судного момента, назначенного Богом, Он даёт нам сегодня возможность преобразиться и, как Енох, уйти в Вечность… Интересна была бы позиция автора Куколки. Хотя бы, относительно непредсказуемых комментариев, относительно того, что произведение живет своей жизнью и рождает противоположные реакции и неожиданные ассоциации. И ,как справедливо заметил В. Карганов, вспоминая Тютчева : «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» . Но не менее проникновенная и дающая надежду, последующая строка: « И нам сочувствие дается, как нам дается Благодать…».

Удалить

Комментарий добавил(а): Трезвому -ведущий сайта
Дата: 27-09-2018 09:52

Вы не ошиблись, написав " Жена Родионова"? Может,"жена Озерова"? Если ошиблись, могу внести изменения. Пётр Згонников

Удалить

Комментарий добавил(а): Татьяне Романюк -ведущий
Дата: 27-09-2018 20:16

Татьяна, благодарю за комментарий. Ваши размышления интересны, под какими-то тезисами готов подписаться, каким-то аплодировть, с какими-то поспорить, но это выльется в громоздкое по объему сообщение, поэтому отвечу на то, что Вам показалось непонятным. 1. "Эпитимья от кого", спрашиваете Вы. От природы. Мне казалось. я довольно ясно об этом сказал, привел даже Кашина, его строки о чувстве вины, что гонит солдат " отмокнуть в борделях". Тут можно спорить, ЧТО больше гонит: естественное в условиях войны воздержание или чувство вины. Я сторонник второго. 2. Я не продолжаю разделять литературу и жизнь, напротив. И сильно напротив. Об этом тоже писал в рамках проекта "Настя". 3. Категорически против отождествления автора с его персонажами. 4. Категорически не согласен, что литература должна нести читателю только саетлое и доброе. Это т.з. как раз тех, кто разделяет литературу и жизнь. А разве в жизни только светлое и доброе? 5. Язык произведения должен соответствовать содержанию ( место, время, характеры героев, острота ситуации).

Удалить

Комментарий добавил(а): Трезвый
Дата: 28-09-2018 04:07

Еще анонсируя рассказ Насти Родионовой Ведущий был прав: "...прочитав её рассказ, мне захотелось взять ножницы и искромсать тысячи толстых книг о любви, оставив одну тоненькую, с десяток страниц книжицу - Настину. Поставить на видное место, и всякий раз, устав от окружающей грязи и пошлости, перечитывать, чтобы не забывать: не было и нет бессмертной жизни - была и есть бессмертная любовь". Рассказ Насти и о любви - такой, которая "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Не "медью звенящей или кимвалом звучащим" лихорадочных уверений героини Настя Родионова открывает вдумчивому читателю истинную любовь. Жена Озерова. Ей автор не предоставила ни одной реплики. Но она во всем. И к ней же, после каждого из своих любовных похождений, возвращается герой. Она знает о выхолощенности его души, знает "его сложную природу", его отчаянные попытки забыться, но не бросает его. К ее коленям он прибегает умирать. С ней ему не страшно. "Закат печальный" он предпочёл встретить с её прощальной улыбкой.

Удалить

Комментарий добавил(а): Тревзвому - ведущий
Дата: 28-09-2018 04:14

"Не медью звенящей или кимвалом звучащим" лихорадочных уверений героини Настя Родионова открывает вдумчивому читателю истинную любовь, -.пишете Вы. И далее:"Жена Озерова". Согласен с Вами. Никто и не спорит - за полной очевидностью. Более того, жена Озерова, на мой взгляд, могла бы служить живой иллюстрацией к приведенным Вами апостольским стихам.

Удалить

Комментарий добавил(а): Татьяна Романюк
Дата: 28-09-2018 13:09

Петр, спасибо за разъяснения. Только мне кажется, я не писала о том, что литература должна нести только светлое и доброе. Мы ведь можем узнать себя и в омерзительном персонаже и это станет для нас поворотным моментом. Или за благородным поступком обнаружить неблаговидную мотивацию. Если литература-зеркало, то ведь там можно увидеть все , что угодно. Кому же интересны шаблонные, ходульные, предсказуемые ,стерильные герои? Я имела в виду только то, что литература-серьезный инструмент, а слово-одна из форм энергии, на нас воздействующая, меняющая наше душевное состояние. И что поднимет она со дна души человеческой? Какова цель литературы, надеюсь прочесть у уважаемого мной литератора Лачина, статья которого анонсировалась Вами в последней публикации.

Удалить

Комментарий добавил(а): Татьяне Романюк
Дата: 30-09-2018 09:14

Татьяна, Вы не писали о светлом и добром, верно, но говорили о моем понимании литературы, и моё упоминание о "светлом и добром" - развитие тезиса о литературе как одном из способов отражения и познания жизни, в первую очередь, человека, Что поднимет литература со дна души челоаеческой? Понятно, что, преломившись через призму личности, даст разный результат. Это не зависит от автора, о том, что произведение живет отдельной жизнью от него, убедительно написано в " Смерти автора" Бартом. Лачин будет интересен. Он мыслящий и много образован. Пётр Згонников

Удалить

Комментарий добавил(а): Елена Згонникова
Дата: 09-10-2018 16:45

Анонсировали ЛЮБОВЬ... И она, любовь, конечно, есть: " Любовь по городу чужому одна идёт от дома к дому упрямо, слепо, наугад. Она крадётся воровато, хотя ни в чём не виновата, а перед нею виноват продолговатый город в белом, который вечно занят делом, не относящимся к любви. Лишь завершая пятидневку, употребит её, как девку, и сыто выпустит: - Живи! ( Лариса Васильева)

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки