Письмо Людвига Млокосевича о восхождении на Большой Арарат. 1889 (Публикации Л. Ф. Млокосевича)
Автор: Людвиг Млокосевич |
Добавлено: 28.11.2010 |
|
|
Гора Арарат. Худ. Иван Айвазовский С сайта gallerix.ru
|
От редакции газеты «Новое обозрение» (6 0ктября 1889 г.) Восхождения на вершины кавказских гор год от года становятся чаще и сделались уже достоянием ни одних англичан и других иностранцев, а привлекают к себе туземцев и старожилов нашего края. Одним из последних является лесничий лагодехского урочища, естествоиспытатель Л.Ф.Млокосевич, совершивший нынешним летом восхождение на вершину Большого Арарата. Рассказ об этом предприятии имеет и тот особый интерес, что в нем принимала участие девица, дочь повествователя, и его четырнадцатилетний, не отличающийся особым здоровьем или физическими силами, сын. Вот собственные слова путешественника, извлеченныя из частного его письма, написанного в городе Эривани несколько дней спустя после восхождения. Это письмо первоначально не назначалось к печатанию, так как писавший эти строки намерен посвятить своему путешествию особый доклад в одном из ближайших заседаний Кавказского отдела Русского географического общества, принимавшего некоторое участие в его путешествии.
-------------------------------------------------
Людвиг Млокосевич
О восхождении с детьми Юлией и Константином на Большой Арарат
1889
«19-го августа [1889 года] мы, т.е. ваш покорный слуга, дети мои Юлия и Костя, Тимофей Крылов и аликизильский объездчик Макар Ходжаев прибыли в Сардар булаг (перешеек, соединяющий Большой и Малый Арарат - П.З.). 20-го числа, взяв с собою 3-х курдов: Кашо-Амо-оглы, Дер-бо-Амо оглы и Село-Муси-оглы, мы двинулись по обыкновенному пути к своей цели. В 10 минут 2-го часа мы прошли Мех-тапе (гвоздь-гора). Вероятно, здесь был первый ночлег Абиха (русский геолог, покорил вершину в 1845 году - П.З.): до сего места можно добраться на лошадях. Около 7- ми часов мы достигли одного большого ледяного поля и расположились у речки, вытекающей тут-же из-под этого ледника. Курды называют это место, а не речку, Сари-бенды. Так как вершина Малого Арарата, была над нами, то я определяю это место в 10,000 футов, но не ниже, на том основании, что в оба наши ночлега, там и обратно, вся речка покрывалась ночью льдом при довольно тихой погоде. 21-го августа, в 5 часов утра, мы уже продолжали свой путь, - сначала прошли это ледяное поле, затем стали карабкаться по камням. Вскоре
|
Малый и Большой Арарат
C сайта ru.wikipedia.org
|
и солнце обрадовало нас своим появлением и когда оно нас достаточно согрело при полной безветренности, я сказал детям, что в виду такого подъема за каждый золотник меньше ноги скажут спасибо, и для облегчения себя не мешало бы скинуть свои пальто. Мы и побросали залишнюю одежду по камням так, чтобы ее легче было найти на обратном пути. В подобных путешествиях я люблю быть или передовым, или последним, но не люблю путаться в середине. Мне все кажется, что в этой середине я лишен свободы и меня ведут под конвоем; но так как направление подъема мне было неизвестно, то я и очутился назади всех, я мог свободнее предаться и другой цели - следить за органическою жизнью местности. И потому я то отставал, то догонял компанию.
Костя, достигши 14,000 футов, не пожелал идти дальше; он и остался на этом месте ожидать нашего возвращения.
Вскоре Тимошу и 2 двух курдов я догнал. Юлия с объездчиком и одним курдом была уже где-то у вершины: их не было видно; при моем приходе Тимоша поднялся, я еще немного поднялся, и при всем желании быть непременно на вершине, я вынужден был отказаться
|
Арарат. Вид из монастыря Кох Вирап
C сайта ru.wikipedia.org
|
идти далее, и таким образом мой высший пункт на Арарате был приблизительно 16,750 футов (самая же вершина Большого Арарата 16,916 футов): до вершины было совершенно близко. Вскоре, я слышу, раздались на Арарате 2 выстрела, - признак, что вершина побеждена; но вся-ли компания достигла ее, или только некоторые счастливцы? Это было задачею моей пытливости. Ждал я компанию обратно, но никто не идет; уже вечерело, а потому я начал спускаться к сироте Косте: с 11-ти часов дня он все время был один. Во время этого спуска я встретил нашу компанию с вершины, но она пошла другим путем. Юлию сильно больную, вели под руки. С ½ 3-ьяго часа сделался на Арарате страшный ураган, какой-то ледяной ветер. Юлия, будучи на-легках, совершенно озябла, а тут еще у вершины она попала в струю удушливого газа, - вот этот газ и свалил ее с ног. Ее почти несли на руках, она жаловалась, что не может дышать. До самой макушки ей оставалось только 20 шагов. Курды утверждали, что только 15, но для большей истины прибавляю 5 шагов, хотя хорошо известно, что удушливый газ у самой вершины. Однако, и это с ее стороны подвиг; меня очень радует, что 1-я женщина, поднявшаяся на Арарат, была она. На самой вершине были Тимоша, объездчик аликизильский Макар Ходжаев и курды. На обратном пути, когда мы попали в район курдских кочевок, множество женщин выходило к нам на встречу посмотреть на свою сестру, вторую Еву, нарушившую заповедь Божию, из любопытства. Вот причины моей неудачи: еще в Сардар- булаге я чувствовал отсутствие аппетита; в день подъема я не имел ни одной крошки во рту, я совершенно отощал, а тут еще поднявшись до 16,750 футов, сделался у верхов Арарата страшный ураган, какой-то ледяной ветер, все ледяные сосульки перестали течь. Я был совершенно на-легках, в одной легкой блузе, а потому я решил не подниматься, и, как теперь вижу, я хорошо сделал. Отсутствие аппетита продолжалось и на 2-й день и на 3-й. Все эти дни я ничего не ел. Мне казалось, что я превращаюсь в доктора Теннера. Теперь в Эривани, мне гораздо хуже, и аппетит до сих пор еще не явился. Впрочем, подобные спячки аппетита бывали со мною не однажды. Вообще, в моем организме есть свои странности. Я могу целую неделю не есть, могу целый месяц не спать. Тимоша выше Сардар - булага убил куропатку на высоте 8,500 футов. Курочку он стрелял на высоте более 11,000 футов. Это хорошие факты. Саламандру кавказскую я нашел только в 2-х экземплярах, назначаю их для Ал. Ал. Штрауха (академик, директор Зоологическог музея в Санкт-Петербурге) - П.З. и пишу ему, что место, где они обретаются, он вскоре узнает из известий здешнего географического общества. Над остальным пока работаю. Всего доброго. С уважением, Млокосевич»
-------------------------------------------------------- Источник: Млокосевич. О восхождении на Большой Арарат [Письмо Л. Ф. Млокосевича о его восхождении на Большой Арарат]// Новое обозрение. - Тифлис, 1889. - №196. - 6 октября.
-------------------------------------------------------- От автора сайта
Выражаю глубокую признательность своему земляку Денису Соловьёву, который по моей просьбе, пренебрёгши драгоценным для молодого человека временем, разыскал в одной из библиотек Санкт-Петербурга подшивку «Нового обозрения», нашёл публикацию, переписал от руки, набрал на компьютере и выслал мне в электронном виде. Денис давно не живёт в Лагодехи, но продолжает любить свою родину и всячески помогает мне в восстановлении её истории.
Спасибо, Денис!
Просмотров: 3942
|