მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2119170
Просмотров: 2336101
Статей в базе: 719
Комментариев: 4652
Человек на сайте: 13







Мать - это святое...

Автор: Татьяна Романюк

Добавлено: 06.05.2016

An-grand-soleil-Daniel-Ridgway-Knight
Сильное солнце. Худ. Даниэль Риджуэй Найт (1839-1924)

Мать - это святое. 

Можно  восхищаться, понять, принять и оправдать любые её крайние проявления -  как стремление на уровне инстинктов защитить дитя, так и безоглядное самопожертвование.

Но в написанном Еленой Крамаренко есть явное противопоставление  и противостояние  между  женщинами, родившими детей  и потерявшими их.

 Елена  Крамаренко:

    "...  я не плакала, да и никто не плакал. Все мы, по разным причинам потерявшие детей, лежали в отдельной от других рожениц палате. Придавленные горем, почти не общались. И вдруг одна, молоденькая совсем девчушка, восклицает: " Девочки, деток везут по коридору! Давайте посмотрим!" Не знаю, что на меня нашло, никогда не выходила смотреть, как развозят на больших каталках туго спелёнутых младенцев, но тогда вдруг подумала - почему бы и нет? Посмотрю. Вышла вслед за девчушкой, за мной и другие. Стоим вчетвером у дверей, прижавшись друг к другу, смотрим, как озабоченные мамочки подходят и разбирают:  каждая - своего. Собственная трагедия начала было размываться лучиками надежды: когда- нибудь и моего ребёнка привезут в такой каталке, как вдруг одна из мамочек, повернувшись в нашу сторону, выкрикнула: " Чё стали! На своих смотрите!" И тут я увидела множество разъярённых глаз, услышала выкрики: " Чего смотрят! Пусть смотрят на своих!"  

Почему на улицах города никогда не видела таких страшных женщин? Растрёпанные, халаты не сходятся на огромных грудях, кажется, вот- вот с кулаками набросятся... Злые, похожие на фурий. 

Мы, бестелесные мумии - в те годы, чтобы не прибывало молоко, грудь туго бинтовали -  затолкались в свою палату. 

Было чувство стыда за себя, странное понимание того, что эти женщины были вправе так поступить".


Ничего, кроме неприкрытого чувства собственности, я не увидела у первых: "Моё, а ты пошла прочь…» . Ни сочувствия, ни соболезнования, ни  понимания, ни сожаления. И ведь речь не идёт об угрозе жизни ребёнку.

Ради справедливости,  можно предположить, что,  в ряде  случаев,   причинами, оправдывающими такое агрессивное поведение  этих женщин  будет временное проявление-  медицинское, психологическое, либо страх, что ребёнка могут «сглазить».

И все же, плохо себе представляю, что  такая разъярённая, злая, бессердечная  фурия когда- либо поднимется до мудрости, необходимой  для воспитания, поддержки  и понимания   «данной  ей  на сохранение»   драгоценной  души ребенка.

Общество предлагает нам  некий архетип, идеал матери, женщины, типизируя  ее качества. Образ безупречной, достойной подражания  женщины-матери, которую хотелось бы уважать, которой хотелось бы восхищаться. 

А в реальной   жизни существует большое разнообразие. Один мой   друг  говорил:  «Какой человек, такая у него и любовь». Наверное,  по аналогии, справедливо и высказывание: «Какой человек, такая и мать…» 

И правда в том, что  женщины, в том числе и матери,  очень разные.

Есть те, у кого так и не проснулся материнский инстинкт (психологи называют  десять процентов) , а есть такие, что  воспитали  не своих детей и стали им родней родных.  Я сталкивалась и с теми несчастными детьми, что были отвергнуты родными матерями и видела, как это ломало их судьбы. 

Безоглядная материнская любовь вызывает восхищение, если бы не её результат - дети-эгоцентрики. Любовь ли это, если она сеет в душе ребёнка  семена его неизбежных страданий?

Немало женщин, которые воспринимают рождение ребенка, как свою личную заслугу и единственный долг, не сознавая, что это только начало,  «зачёт», а «экзамен» Создателю на звание Матери еще  впереди.

В моем представлении, хорошая мать  необязательно должна быть идеальной. И это не та, чьи ожидания ребёнок обязан будет оправдывать, вопреки своим природным способностям, своей индивидуальности и  не  та, которая впоследствии   потребует  благодарности за «потраченные годы и подаренную молодость.
Но это  та, которая вложила в душу ребёнка высокие начала, помогла раскрыться его способностям, научила бороться с вызовами жизни и  сама многому научилась у своего ребёнка. И здесь не имеет значения- родила она его сама или воспитывала чужого.

С  рождением детей связано ещё одно серьезное испытание для женщины - возможная бездетность.   Это не только серьезная психологическая травма. Бездетным  женщинам общество передаёт  ощущение ущербности и неполноценности, не разбираясь в таких " мелочах", как причина, которой очень часто может быть здоровье  мужчины.

И не каждая из них, вопреки стереотипу, осознает и  спокойно примет бездетность как  свою судьбу, свой путь, данность. И  не каждая перестанет  через всю свою жизнь тащить чувство вины и безнадёжности. И не каждая поймёт, что у неё никто не может отнять способность изливать свою Любовь на  "своих»  и  «не своих».

Это наши, человеческие, непридуманные  драмы.  И все же,  мне кажется, что Создателю виднее, чего нам разрешать, что нам давать, а чего нет. Может, по грехам нашим, а может, наоборот, из «милости». Ведь мы не видим всю разворачивающуюся картину в целом. Может, невозможность родить, будет гораздо меньшим несчастьем, чем возможные последующие события

В конце концов, цель размножиться, продолжиться - не единственная в человеческой жизни,  хотя, кто будет спорить, очень и  очень  важная.

Дети вырастут, родители умрут, супруги могут расстаться. 

И если  женщина не научится жить в согласии с собой, без претензий к миру, перестанет развиваться, не поймёт, что все мы, по большому счету, родственники, а все дети- наши дети, и что,  часто, самыми близкими могут быть люди не  по крови, то будет и сама несчастна  и сделает несчастным свое окружение.

О чем я? 

Наверное, о многомерности понятий  Природа, Человек, Женщина, Мужчина... О нашем ограниченном, клишированном, излишне эмоциональном, ангажированном видении Мира.

Просмотров: 3257


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Паата Нозадзе
Дата: 06-05-2016 00:00

Читаю и думаю, вот они - мои слова, мои мысли и мои чувства. Огромное спасибо.

Удалить

Комментарий добавил(а): Наталья
Дата: 06-05-2016 00:00

Конечно, автор пишет правильно, рассуждая философски. Я не философ, не могу так широко описывать свои мысли. Но по своим ощущениям могу только сказать, что те женщин, которые "фурии", в повседневной жизни вели себя и до рождения детей так же по-хамски. Такое хамское поведение (никакой это не материнский инстинкт) не появляется внезапно, для защиты ребенка, оно присутствовало и присутствует в их обыденной жизни постоянно. Я сама не смогла бы так себя повести в аналогичной ситуации, потому что нет во мне хамства (надеюсь). Так никогда бы не повел себя воспитанный, умный культурный, добрый человек. Только грубые неумные женщины так себя ведут. Так я думаю.»

Удалить

Комментарий добавил(а): Людмила
Дата: 06-05-2016 00:00

Не поднимается рука высказывать осуждение, также и защищать. В предоставленном нам фрагменте текста есть слова:"никогда не выходила смотреть". От этого "никогда" мурашки бегут - не впервые? Пётр выделил из текста то, что потрясло именно его, и он прав, как мужчина, как исследователь. Но мы, женщины, видим большее, и нам страшно представить глаза тех, чьих детей Создатель забрал себе. А роды - всегда стресс и стресс рождает агрессию, к тому же в нынешнее время новорожденные детки с первых минут находятся рядом с матерями, а в те годы их держали отдельно и привозили только на кормление, что вызывало у мамочек инстинктивное чувство беспокойства...

Удалить

Комментарий добавил(а): Наталье - ведущий
Дата: 06-05-2016 00:00

Наталья, роды и рождение ребёнка - не повседневная жизнь.

Удалить

Комментарий добавил(а): Александр Т.
Дата: 06-05-2016 00:00

Не думаю, что нападение "фурий" на несчастных женщин, потерявших детей, - это временное помрачение. Нет, это нечто мировоззренческое, они боятся, что детей сглазят, в силу своей духовной и душевной дремучести. И это сложнее, чем простое "стряхивание с себя социальных пут". У меня за окнами, между гаражами поселилась какая-то собачонка, которая всех изводит своим визгливым лаем и днём и ночью, почти без пауз, адресуясь ко всему, что мимо движется. Наконец настолько достала, что какой-то мужик пошёл на неё с железным прутом - и тут женский голос из окна (я случайно стал свидетелем события): Не бей, у неё детки! Оказывается, собаченция бесстрашно бросалась на всех подряд, потому что защищала от воображаемых врагов своих щенков... Если фурии действовали так же, то стоит ли падать на колени перед такой животной, нерассуждающей, безмозглой реакцией самок, стоит ли полагать, что именно в ней сосредоточено то, что мы называем женственностью? То, что естественно для животного, для человека - поражение, ибо человек и есть постоянное усилие одолеть в себе животное. На следующий день,вот что я увидел из окна сегодня рано-рано утром. Из одного из подъездов вышла молодая женщина и стремительно, направилась к гаражам, где устроила дом для своих щенят та самая собаченция. Вижу, что женщина собралась кормить нашу псину. И тут происходит нечто в своем роде замечательное. Собаченция пулей вылетает из-за гаражей и начинает носиться по двору, а женщина молча стоит и ждет. Она явно охраняет покой щенков, пока мама делает свои собачьи дела. Но как они договорились? На каком языке? И мне подумалось: какой мужик способен вот на такое? Минут через десять, побегав, собачья мама вернулась к щенкам, а женщина оставила свой пост и пошла по своим делам. И мне опять подумалось, что мы ценим женщин как раз за эту отзывчивость, не просто за то, что они рожают и защищают своё потомство, на это способна и собаченция, но куда больше - за их неистребимую потребность и фантастическую способность поддерживать и опекать Жизнь во всех её проявлениях.

Удалить

Комментарий добавил(а): Валерия, Харьков
Дата: 08-05-2016 00:00

Сегодня в Украине отмечают День Матери! Всех поздравляю! У каждого она есть - МАМА.

Удалить

Комментарий добавил(а): Татьяна Романюк
Дата: 08-05-2016 00:00

Хороший праздник. Присоединяюсь к поздравлению.

Удалить

Комментарий добавил(а): Марина
Дата: 08-05-2016 00:00

А мне почему-то, прочитав этот рассказ, первым делом, пришла в голову мысль,что женщина сказавшая :"пусть смотрят на своих",могла не знать о трагедии этих женщин. Ведь,из своего жизненного опыта знаю,что женщины после родов в роддоме находятся очень не продолжительное время,и так заняты своими чадами, что зачастую не знают даже кто находится в соседней палате,не говоря уже о всём отделении. Мне почему-то не вериться,что женщина только что став матерью,способна на такую жестокость.Допускаю,сказать могла,но не зная о том, что эти женщины потеряли детей.А ведь этот нюанс в корне меняет всю картину.

Удалить

Комментарий добавил(а): Нюта
Дата: 08-05-2016 00:00

Согласна с Мариной. 4 года назад я родила сына. В роддоме была лишь три дня после этого, в отдельной палате из двух смежных комнат. Ребенок с первых же минут был со мной, также как и муж - для него был отдельный диванчик. В палате был санузел и холодильник. Я вообще ни разу не выходила в коридор и не видела никого из других рожениц. Оплатила по 100 дол. в сутки. Никаких эксцессов и общений.

Удалить

Комментарий добавил(а): Ведущий
Дата: 08-05-2016 00:00

История, описанная Еленой Крамаренко, произошла лет 30 назад, в советском роддоме. Это важно. Тогда женщины лежали после родов 7 дней, мужей дальше порога не пускали, детей женщины видели только во время кормления, всё остальное время были заняты сплетнями на актуальные темы - кто родил, как проходили роды, кто и как потерял ребёнка, знали друг о друге, одним словом, всё. Тем, что остались без детей, туго бинтовали, чтобы прекратить секрецию молока, женщины ходили будто помеченные, и ни у кого не возникало сомнений, кто они и что с ними произошло. Санитарки, кроме того, разносили новости по палатам, это тоже было нормой. Так что, уважаемая Марина, женщина, сказавшая " пусть смотрят на своих", прекрасно знала, и те, кто к ней присоединился, тоже всё знали. Ваше предположение логичное, но, как видите, в реальности было иначе

Удалить

Комментарий добавил(а): Александру Т. - Ведущий
Дата: 08-05-2016 00:00

Уважаемый Александр, интересен Ваш комментарий и рассказ о собаке- маме. Вернусь к ним попозже, но вот эта часть комментария вызвала у меня недоумение: "Если фурии действовали так же, то стоит ли падать на колени перед такой животной, нерассуждающей, безмозглой реакцией самок, стоит ли полагать, что именно в ней сосредоточено то, что мы называем женственностью?" Вернитесь к моему тексту: в нём нет ни слова ни о " фуриях", ни о " женственности". " Фурий" у меня не было - были женщины. О женственности речь тоже не шла - я говорил о том, что Вы, Александр, описали очень точно как "животную, нерассуждающую, безмозглую реакцию самок". Это и вызвало моё восхищение: не думая, не рассуждая, отключив мозги, броситься защищать своё дитя, даже если угроза носит гипотетический характер. "Пусть я погибну - ребёнок должен жить". Род и народ продлятся во времени, пока будут существовать такие " безмозглые" женщины. . Я отсёк всё лишнее - чтобы показать это. Готовность умирать ради продления жизни.

Удалить

Комментарий добавил(а): Марина ведущему
Дата: 09-05-2016 00:00

Не знаю,может вам видней,но я тоже родила в советском роддоме 27лет назад,и пролежать там мне пришлось 11дней,и ни о ком кроме соседок по палате понятия не имела.Санитарки сплетни не разносили, еду роженицам носят в палату,деток на кормление тоже разносили по палатам, в коридоре никто не слонялся,все находились на своих местах.

Удалить

Комментарий добавил(а): Ведущий - Марине
Дата: 09-05-2016 00:00

Марина, не могу сказать, что мне виднее, так как опыт у нас разный. Вы рожали и родили, я консультировал рожениц и родильниц. Бывал в роддоме довольно часто. Вы полагаетесь на свой единичный опыт и принимаете его за эталон: если не как у меня, значит, неправда. В жизни иначе. Одного человека укусила пчела, и он умер, другой остался жив и начинает утверждать, что смерти от укуса пчёл не бывает, так как он это знает по себе. Пётр Згонников, с уважением

Удалить

Комментарий добавил(а): Елена, Тюмень
Дата: 09-05-2016 00:00

Можно спорить о частностях и увязать в деталюшках, но гипотезу о том, что женщина готова на всё ради своего ребёнка, я поддерживаю. И вспомните фильм Андрея Звягинцева " Елена". Сам Звягинцев говорит об идее фильма:" Меня интересовала внутренняя перемена в этой женщине, Елене, которая действует инстинктивно, как животное, защищающее своё потомство." Во время сильных стрессов инстинкты, к сожалению или к счастью, берут верх над духовностью, моралью...

Удалить

Комментарий добавил(а): Ведущий - Марине
Дата: 09-05-2016 00:00

Уважаемая Марина, я написал " санитарки, кроме того, разносили НОВОСТИ по палатам", Вы же. возражаете мне, переиначивая моои слова на "санитарки СПЛЕТНИ не разносили". Когда- то я говорил о себе, что " как пришёл неучем в этот мир, так неучем и уйду". Меня многое интересует, но так сильно, как человек, не интересует ничто. Пример "новости- сплетни" иллюстрирует явление, распространённое в спорах, - подмену тезисов оппонента с нейтральным содержанием на тезисы с негативным оттенком ( это, можно сказать, " норма" дискуссий). Прошу понять меня правильно: мной движет исключительно любознательность, когда я задаю вопрос :" Марина, Вы заметили эту подмену? " Пётр Згонников

Удалить

Комментарий добавил(а): Елене, Тюмень - ведущий
Дата: 09-05-2016 00:00

Уважаемая Елена, за Звягинцева спасибо! Этих слов его я не знал, из того, что Вы привели именно их, вижу, что Вы абсолютно правильно поняли суть моего " открытия" в рассказе Елены Крамаренко ( см. " Матери жизни"). Напомню, что исследованию "животных инстинктов" посвящены фильмы других известных режиссёров: Ларса фон Триера (" Догвилль", "Рассекая волны", " Танцующая в темноте", " Антихрист"), Александра Сокурова ( "Мать"). Идея безграничной жертвенности женщины, отвергающей себя ради потомства, волнует меня давно, впервые публично высказался об этом в статье " Мясо для сына". В Вашей фразе: " Во время сильных стрессов инстинкты, к сожалению или к счастью, берут верх над духовностью, моралью..." считаю излишним " к сожалению или к счастью". Природа - данность, не зависящая от наших оценок. И ни тигрице,,, ни женщине, бездумно отдающим свою жизнь за своих детей, нет никакого дела, что о них думают люди.

Удалить

Комментарий добавил(а): Марина ведущему
Дата: 11-05-2016 00:00

Я ведь не утверждала,что такого не может быть в принципе. Все почему-то поняли всё буквально, и никто не допустил мысли,что могло быть иначе,вот я и написала исходя из собственного опыта. А опыт у меня далеко не единичный,иначе и не написала бы.Извините не уточнила в прошлый раз, что имела в виду при советском союзе, остальные родились позже. И довелось мне быть на месте тех и этих,так что знаю о чем пишу.Либо мне так повезло,либо случай описанный Еленой Крамаренко является единичным.И если это было в действительности так как написано,то эта женщина психически неуравновешенная,и такую надо лечить а не восхищаться ей.Вы как специалист должны как никто это понимать.Мы женщины способны на многое ради своих детей, но есть барьер который никому не дозволено переступать.Одно дело защищать своих детей, другое-бить ниже пояса и без того несчастных женщин.И вопрос не в том, что о тебе подумают другие, а в том,как ты с этим будешь жить дальше.

Удалить

Комментарий добавил(а): Марина ведущему
Дата: 11-05-2016 00:00

А переиначила я Ваши слова сознательно, ибо в моем понимании,такие НОВОСТИ называются СПЛЕТНИ. Вы же назвали сплетнями общение новоиспечённых мамочек.Я вас правильно поняла,не волнуйтесь. И как человеку любознательному просто как могу пытаюсь донести, что вы заблуждаетесь относительно женщин.Мы в основной своей массе не такие ужасные. С уважением Марина.

Удалить

Комментарий добавил(а): Марине - Ведущий
Дата: 11-05-2016 00:00

Вы пишете: " А переиначила я Ваши слова сознательно, ибо в моём понимании ТАКИЕ ( выделено мной - ведущий) НОВОСТИ называются СПЛЕТНИ. Какие " такие", Марина? Вы опять, вижу, приписываете мне то, чего не было. Вот моя фраза: " ... санитарки, кроме того, разносили новости по палатам". Где Вы увидели в ней конкретику? С уважением, Петр Згонников

Удалить

Комментарий добавил(а): Марина ведущему
Дата: 12-05-2016 00:00

Да ничего я Вам не приписываю, у меня же написано ,,в моем понимании"-это я от себя,понимаете?Вы назвали нормальное общение мамочек между собой, сплетни, я же в свою очередь назвала сплетнями новости,которые из палаты в палату разносили санитарки, так как я это понимаю. Да и что вы зациклились на этих новостях? Суть же не в этом. Вначале я пыталась объяснить поступок этой женщины незнанием,ведь никто же не знает точно, знала она об этих женщинах или нет,такое на мой взгляд вполне можно допустить. Вы же утверждаете на 100%,как будто сами лично с ними общались. В последствии, раз Вы так все в этом уверены,я дала свою оценку исходя из того как это было по словам Елены Крамаренко. Я беру только этот,отдельно взятый случай.Если мыслить глобально о женщинах отвергающих себя ради потомства,готовых отдать жизнь за своих детей,тут я с Вами согласна, но ещё раз повторюсь, этот случай аномалия, и ничего общего не имеет с самопожертвованием, и восхищаться тут нечем. С уважением Марина.

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки