Год Святослава
Автор: Петр Згонников |
Добавлено: 30.12.2014 |
|
|
Святослав Рябкин. Декабрь, 2014 |
Миргород, город Гоголя. На въезде трубы какого-то гиганта индустрии. Среди пасторальных пейзажей. Страшно и непонятно – зачем, если Сорочинцы, Диканька, "Старосветские помещики" и тихая речка Хорол?
|
"Девочка с коровкой" |
На картине девочка обнимает корову. Закрыла в блаженстве глаза.
«Святослав, - говорю художнику, - откуда корова? Ты же городской…» - «А она у нас вон там пасется, за углом. И вообще, люблю коровок - они молоко дают».
Святославу Рябкину под пятьдесят. Он живет в Миргороде, в многоквартирном доме из двух этажей на Старосветской.
«Старосветские помещики» - отсюда, что ли?» - «Ну да, здесь где-то».
|
"И дворняга, и поэт любят вкусную колбаску" |
Дом старый, обветшалый, из тех, что построен сразу после войны. Квартирка из двух комнаток, одна из которых мастерская художника, она же спальня и гостиная. «Простите, что не могу предложить вам ночлега…».
Комнату Святослав делит с "хозяйкой" – 20-летней кошкой Нюськой и ее 12-летней дочерью Норкой. Они ему музы и модели. Терпеливо сносят вечно перемазанного красками Святослава и охотно позируют, внося тем посильный
|
"Единорог" |
вклад в творчество сообитателя своих апартаментов.
Во второй комнате живут родители, пенсионеры, скромные, как их пенсия – хоть и летал отец давным-давно на военных самолетах, а мать всю жизнь воспитательницей в садике. В узкой прихожей велосипед на стенке, кухня едва вмещает двоих. «Святослав, ты, как бы это правильнее, не процветаешь...» - «Так я ж из неизвестных. Чтобы вам не рассказывали, художникам без имени за работу никто не даст больше 200-250
|
Афиша выставки 2013 года в Италии |
долларов. Везде так…»
Продавец колбасой, сытный обладатель колбасного рая, горой возвышается над миром, в котором заискивающая, молящая собачка и грустный, стоящий спиной к мясному прилавку поэт. Поэту хочется есть, но поэт никогда об этом не скажет.
«У меня было три, - нет, четыре, кажется, - выставки в Италии. Одна недавно в Венеции, в марте. Вот каталог, возьмите». При прощании,
|
"После темной ночи всегда наступает светлый день" |
вспомнил: «Еще в 90-ых в Штатах, в Нью-Джерси. Тогда модно было все русское. «Неизвестная Россия», работы Шемякина, из молодых отобрали меня... В Украине раз пять...".
Почти все его картины в частных коллекциях. В Киеве, где столица, в Харькове, где учился, в России, Греции, США, Германии и Великобритании. « В Италии штук сто…Нет, сто пятьдесят, точно не помню...».
Я узнал его. Через эти характерные «три-четыре» и «сто-сто пятьдесят». Жил-был на свете художник один, рисовал за миску супа, и не знал он счета своим бесценным клеенкам. Святослав пишет и пишет, не думая, продаст ли, сколько и за сколько, не страдая, купят или нет. Ничего другого он делать не умеет, не может – только писать. К деньгам
|
"Куда ты?" |
отношение суеверное - как к загадочной, недоступной уму и не дающейся ему в руки материи. И уважение к их могуществу, и несчастье от своей от них зависимости - они дают ему краски, холсты и хлеб. «Лучшие холсты – итальянские, здесь не купишь, достаю, где придется. Дорогие – но вещь…».
«Святослав, что за название такое странное у «девчонок на колесах»: «После темной ночи всегда наступает светлый день»?» – «А-а, тут все просто. Мы –эквилибристы на моноциклах,
|
"Всякая тварь радуется Светлому Христову Воскресению" |
неосторожное движение и летишь в кювет. А потом встаешь, боль уходит и снова видишь солнце. Это и есть жизнь. Глаза грустные от того, что память об ушибах, и понимание, что будут новые».
Он почему-то – для чего? – учился в элитнейшем институте советской еще страны для высоколобых - в Харьковском институте радиоэлектроники. Успел даже поработать в «закрытой конторе», не смог, понял, что не его. Ушел и взял в руки кисть. Ни кружков, ни школ, ни училищ, до всего доходил сам. Любит старых мастеров, импрессионистов, Шагала, Пиросмани.
|
"Плачущий Петр" |
«Грузия, Пиросмани… В Миргороде есть музей поэта Гурамишвили, он здесь жил, здесь умер. Памятник в центре. От Грузии у меня осталось ощущение чего-то очень хорошего, теплого. Был у вас раз, во времена Гамсахурдии. Товарищ машину продавал, взял с собой. Запомнилось, что грузины спокойные, много в черных одеждах ходят, в кафе людей полно было. Февраль, у нас холодина, а там вышло солнце и сразу тепло, хоть в рубашке ходи. Еще удивило, что в магазинах ценников не было: смотрят на тебя оценивающе и называют цену. Чудно! Хотели в провинцию поехать, может, и до вашего
|
"Чай на веранде" |
Лагодехи добрались бы, да время поджимало, так и не пришлось».
На кровати холст, на нем задумчиво сложилась в комок Нюська. Норка - дикая. Почуяв гостей, забилась под кровать – не выманишь.
Потрепанная книжка «Дон Кихот». Черная панель ненужного телевизора. И много картин. Новых, несколько старых, из тех, что в электронном каталоге, где «продано» - почти под каждой работой.
Потрясающей трагичности сюжет отрекшегося от Христа «Плачущего Петра». Раздавленный самоуничижением человек и петух - два участника действа, в котором одному предстояло пасть, а другому возвестить об этом. Гордец и красавец, самолюбец и высокомерец, петух занял весь первый план. "Я выше, я лучше, я благороднее", - говорит его внешний вид, усиливая тем самым глубину страдания Петра. Нет «Петра», нет и не будет – уехал в Италию...
Нет и не будет пронзительного «Гефсиманскоого сада» с безмятежно спящими учениками и задумчиво взирающим на них с расстояния Учителем – картина там же, в далекой и солнечной стране у моря. «Всякая тварь радуется Светлому Христову воскресенью», «Рождество», "Авель и Каин", "Воскрешение Лазаря", «Разбойник благоразумный» … В последние годы к Святославу пришел Бог, пришел и остался. Слово Божье, читаемое им, живет в нем, потом обрекает образность и ложится масляной краской на ткань. Он не знает, как это происходит, не может сказать, как рождаются библейские сюжеты его картин. И нет в них законченности, однозначности и определенности, они - не тема, только приглашение к ней.
|
"Окно" ( Моделями: дочь Норка - слева, мать Нюська - справа) |
Святослав будто силится разгадать что-то и приблизившись к сути, останавливается в растерянности, увидев ее новые измерения. Бывает, что садится за одно, а рука наносит совсем другое, не всегда понятное и ему самому.
|
"Золотые волосы" |
О Святославе я узнал года три назад, увидел в Харькове в частной коллекции. Вошел в дом, остановился в изумлении, и сказал себe: "Настоящий!". Изнутри у него, - не нарочитое, не на публику, не « а ля», - а свое, неповторимое, из глубин, выстраданное и пережитое. Когда смешное и ироничное, когда лукавое и веселое, когда грустное и печальное, но всегда – его.
Потом одноколесный велосипед моей судьбы потерял равновесие. Когда же я наконец снова взгромоздился на него, то обнаружилось, что следы Вячеслава утеряны. Ни фамилии, ни адреса, ни телефона. Не стало и покоренного талантом Святослава харьковского
коллекционера, который мог бы помочь мне, - его забрал мир вечности.
Вспомнил об Интернете, перебрал сотни картин старых и новых примитивистов и, как только увидел
|
"Вечер. Танцы" |
"Золотые волосы» девочки у окна, понял – нашелся мой Рябкин! Хотя никогда не видел прежде этой работы, но сразу опознал руку, стиль, который, знал, ни с каким иным не спутаю.
И поехал к нему за двести пятьдесят километров.
Поехал бы и за пятьсот.
P.S. Автором всех картин в настоящей статье явлется Святослав Рябкин. Обширный, хотя и не полный каталог его работ можно посмотреть здесь, презентацию мартовской выставки 2014 года в Италии - здесь.
E-mail: sryab@yandex.ru, тел.: +380962516813.
К ЧИТАТЕЛЯМ
С новым годом, дорогие мои! С Новым годом тебя, Святослав!
2014 год, беспримерно тяжелый во многих отношениях, принес мне неожиданную радость встречи со светлым и чарующим миром Святослава Рябкина. Пусть и у каждого из вас, мои дорогие аварцы, азербайджанцы,грузины, украинцы и русские – жители Лагодехи и близких мне стран - будут в Новом году радующие вас открытия.
До встречи в 2015 году!
Просмотров: 3978
|