Людвиг Млокосевич. Вершины ученика Брестского Александровского кадетского корпуса
Автор: Владимир Глазов |
Добавлено: 26.11.2014 |
|
Владимир Глазов
Людвиг Млокосевич. Вершины ученика Брестского Александровского кадетского корпуса
|
Статью в "Брестском курьере" открывает фото Ираклия Кшуташвили |
Сын польского генерала, героя наполеоновских походов, человека сугубо военного, вырос антиподом своего отца. Отданный отцом на воспитание в Брестский Александровский кадетский корпус, проучившись пять лет, он при первой же возможности его покинул. Страстный любитель природы и отшельник, будучи и в военном мундире, он предпочитал изучать флору и фауну. Эта страсть к изучению природы занесла его и в Персию, и на Кавказ, в Лагодехи, где он заложил ботанический сад, который стал основой существующего нынче Лагодехского заповедника.
Все более усиливающийся грохот и сумбур истории зачастую принуждают человека определенного склада характера и темперамента к бегству. На лоно природы, к пустынным берегам и горным вершинам. Как можно дальше от исторических событий и человеческих отношений. И нельзя, наверное, сказать, что дикая первозданность природы делает такого человека счастливее. Это, скорее, попытка найти свое место в бушующем и яростном мире. Деятельный поиск гармонии, попытка синхронизации ритма собственного сердца с ритмом окружающей среды, из которой человечество вышло и которую так беспардонно насилует.
Бегство такого рода, возможно, наивно и идеалистично. Столкновения с действительностью порождают в таком человеке глубоко трагические переживания. Травматический опыт приводит к еще большему отчаянию и желанию к уединению. И происходит это не от малодушия или трусости. Зачастую такой человек куда деятельнее, чем иной общественный лидер. Идеалист не скажет вам, как надо жить, но на собственном примере может показать, во имя чего стоит жить.
Такие, несколько сумбурные, мысли пришли мне на ум в процессе подготовки очерка об ученике Брестского Александровского кадетского корпуса. И все это время лейтмотивом проходили строчки из позднего Пушкина:«…По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам… Вот счастье! вот права…»
Яблочко от яблони далеко катится
|
Газета "Брестский курьер" со статьей о Людвиге Млокосевиче |
Темперамент – данность человеку от природы. Характер же его вырабатывается в столкновениях с окружающей действительностью, часто зависит от того, в каких условиях происходит взросление. Нет сомнений, что Людвиг Млокосевич всю свою жизнь испытывал сильнейшее влияние отца. Даже если это влияние было, что называется, от противного.
Он родился 25 августа 1831 года в местечке Омиенцин Мазовецкого воеводства. Надо полагать, в отсутствие отца, шестидесятидвухлетнего Франтишка Млокосевича, который только что получил звание бригадного генерала, участвуя в Польском восстании на стороне восставших. За плечами Млокосевича-старшего были походы в составе наполеоновской армии в Испании, поход на Москву и отступление, битва при реке Березине, сражение под Лейпцигом. Выходец из бедной семьи, Франтишек что называется, сделал себя сам, всего добился собственными руками, собственной доблестью и храбростью. После разгрома Наполеона он присягнул русскому царю, что не помешало ему участвовать в Польском восстании. И после разгрома ему каким-то образом удалось выйти сухим из воды. Опять присягнул на верность российской короне, а в 1842-м Николаем I было пожаловано ему потомственное дворянство. Наверное, о себе он мог сказать так, как говорил киношный Портос: «Я дерусь, черт возьми, потому что я дерусь!» И такими же хотел видеть своих сыновей. Показательно, что из них троих наибольшей известности и признания добился младший – Людвиг, который оказался полным антиподом своему отцу.
|
Река Мухавец - свидетель отроческих лет Людвига Млокосевича |
Уже с раннего детства он выказывал свои наклонности, копошась со всякого рода живностью, обустраивая в поместье отца зверинец, птичник и клумбы с цветами. Будь родные и близкие более чутким, возможно, судьба мальчика сложилась бы по-другому.
Но воля отца – закон. Тем более – такого отца. И одиннадцатилетнего юного натуралиста отдали в том же 42-м, когда пожаловано было отцу дворянство, на возмужание в Брестский Александровский кадетский корпус. Одаренному и наблюдательному мальчику, к тому же склонному к уединению, было явно не по себе от существования на казарменном положении, от бесконечной муштры, вдали от милых его душе зверюшек, птичек и растений. Наверняка, эти пять лет, что он провел в Брестском кадетском корпусе, были для него мороком, дурным сном. Да и сама система обучения, и преподавательский состав Брестского кадетского корпуса, мы не раз это отмечали, оставляли желать много лучшего. Учился он все хуже и хуже, так что стал чуть ли не самым отстающим. Неудивительно, что сразу после кончины отца Людвиг уговорил мать забрать его из корпуса.
Варшава и мусульманский полк
В шестнадцать лет юный отшельник вновь оказывается в родных пенатах. В домашних условиях он может позволить себе дышать полной грудью и заниматься непосредственно тем, к чему лежит у него душа. А матушка может позволить себе нанять для него домашних учителей. Естественно, сфера его интересов – естественные науки, ботаника, зоология, минералогия. Ну и, конечно, французский – тогдашний главный язык межнационального общения. Думается, что еще больше он постигал сам, зарывшись в книги и энциклопедии...
В Варшаве же в 1849 году, видимо, после удачной Венгерской кампании был расквартирован Закавказский конно-мусульманский полк под командованием генерала Бебутова. Как пишет исследователь и краевед Лагодехского края Пётр Згонников, именно рассказы солдат и офицеров этого полка о Кавказе возбудили воображение юноши. И приводит такую цитату из «Автобиографии» Млокосевича: «… под влиянием этих рассказов я возмечтал увидеть этот край. Став совершеннолетним, я осуществил это желание, приехал на Кавказ и поступил в военную службу…»
Куда приводят мечты
|
Старый Брест. Сквер на Думской площади |
Парадокс: юноша, при первой же возможности сбежавший из кадетского корпуса, едет из Варшавы за тридевять земель, на Кавказ ─ не самый спокойный, мягко говоря, регион ─ и добровольно поступает на военную службу. Вот до чего доводят мечты натуралиста и отшельника! Определили совершеннолетнего мечтателя в 15-й Тифлисский гренадерский полк, расквартированный в Лагодехи ─ небольшом городке, стоящем на одноименной реке, притоке Алазани, на границе Грузии и Азербайджана.
И служба в чине поручика в должности штабного офицера, и быт офицерский вряд ли радовали нашего героя. Конечно, он подчинялся приказам, участвовал, пусть и в редких, вылазках против горцев. Смотрел на них, скорее, как ученый-естественник на любопытный экземпляр, а не как на врагов. И общение с сослуживцами тоже радости не добавляло. В этой среде он был, конечно, чужаком, инородным телом – во всех смыслах. На человеческом, межличностном, уровне слишком разные интересы, да и к полякам относились, мягко говоря, настороженно. Но на фоне величественного пейзажа, на фоне гор, горной речки и вековых лесов, этой нерукотворной красоты, все эти человеческие дела до поры до времени кажутся ему мелкими и незначительными. Даже если ты оказываешься в ситуации один против всех.
Плюс ко всему повезло Млокосевичу с командиром. Проницательный был человек, судя по всему. Видя склонности молодого офицера, этакой белой вороны, он предложил разбить полковой сад. В ведение Людвига было отдано 50 гектаров земли! Тут уж он размахнулся! Собрал богатейшую коллекцию разных видов растений, причем прижились деревья и кустарники из Америки и Японии, разных видов лианы, а для водных видов Млокосевич соорудил специальные пруды. Все это было обустроено причудливыми дорожками, беседками. Казалось бы, облагороженный быт возвышает. Но нет, «все интриги, да обжорство», как сказал поэт. Не выдержав нападок и интриг со стороны сослуживцев, Млокосевич бросает свое любимое детище ─ полковой сад, слывший лучшим на Кавказе, ─ и в 1861 году подает в отставку.
Крутые маршруты
И отправляется он еще дальше от «суеты городов» ─ в Персию! В этом путешествии, длившемся около года, он изучает местную флору и фауну, собирает гербарии, изучает местные наречия. При возвращении, в 1863 году, его, поляка, на русской границе арестовывают. Ну, да, опять Польское восстание. Нашел время возвращаться! Разбираться долго не стали. Отправили в ссылку в Воронежскую губернию. И богатейший материал, собранный им в Персии, конфисковали. В ссылке он встретил свою любовь, украинку Анну. Долго его не продержали, отпустили в 1867-м досрочно. С предписанием жить в Варшаве.
Но после гор и пустынь для такого человека город, пусть и столичный, – тоска смертная. Видя чахнущего брата, его сестра подала прошение Александру II о том, чтобы вернуться ему в Лагодехи…
«Лучше гор могут быть только горы…»
|
Старый Брест. Шоссейная улица |
Он и вернулся в эти места, ставшие для него родными. Работал лесничим. Обзавелся многочисленной семьей – 11 душ детей! Наверняка, здесь сыграло свою роль то, что с юности разделявший взгляды Руссо, он пришел в некотором роде к толстовству. Жили обыкновенной крестьянской жизнью. Чтобы как-то добывать деньги на пропитание многочисленному семейству, выращивал табак и виноград на продажу. Правда, из этой затеи мало что путное выходило. У таких людей нет коммерческой жилки.
При этом всем в 1889 году он совершил восхождение на Большой Арарат, высота которого составляет 5165 метров над уровнем моря. В письме он писал, что не дошел до вершины 50-ти метров.
Опубликовал несколько десятков научных работ, касающихся природы Кавказа. Щедро делился своими коллекциями с членами Русского географического общества. Признанием его научных заслуг стали, названные в его честь, Пион Млокосевича (Paeonia mlokosewitschi) и описанный им Кавказский тетерев (Lyrurus mlokosiewiczi).
Скончался Людвиг Млокосевич в августе 1909 года, окруженный многочисленным любящим семейством и величественными горами и вершинами.
Перефразируя Достоевского и Бродского применительно к жизни Людвига Млокосевича, недоучившегося ученика Брестского Александровского кадетского корпуса, можно, наверное, сказать так: красота мир не спасает, но отдельного человека может спасти.
Источник: Газета "Брестский курьер" (Брест, Беларусь)
Фото: Лагодехи - Иракли Кшуташвили; старый Брест - с помощью Google с сайтов brestcity.com, realbrest.by и radzima.org
Просмотров: 3130
|