Синапы и политика
Автор: Петр Згонников |
Добавлено: 25.09.2014 |
|
|
Калиновка, бывший сельский пригород Лагодехи |
Материал о синапах вызвал неожиданно большую почту. Как и обещал, отвечаю на ваши письма.
Татьяну Галкину статья вернула в детство, и слово она вспомнила совершенно детское: синапка! Синапка, конечно же, синапка! Именно так называли мы наши любимые яблоки. А когда, взрослея, узнали, что «синапка» говорить, оказывается, неправильно, приняли эталоном сухое, лишенное очарования понятие «синап». Думалось, это мудро: быстрее выбраться из детства…
Татьянины синапки вытянули на свет подзабытую картинку из да-лекого прошлого. Мы, мальчишки восьми-десяти лет, набрав за пазуху яблок, шли к воинской части осваивать, как сейчас понимаю, азы частного предпринимательства. Усаживались на сложенный из речных камней забор, что отделял воинскую часть от пустыря (т.н. «верхний плац» между в/ч и улицей Пушкина (сейчас - Асатиани) – то была наша «биржа» - и ждали покупателей-солдатиков.
Солдат тогда все поголовно - и грузины, и русские - любили и жалели. Когда они летними вечерами по 2-3 человека прогуливались по нашей улице, сидевшие на скамеечках возле домов жители останавливали «солдатиков», угощали их фруктами, виноградом, чурчхелами.
Наши солдатики были покупателями-богатеями. Получали они в месяц чуть больше трех рублей, огромнейшие в мальчишечьем представлении деньги, и никогда не торговались. Продавали мы синапы по копейке штука и еще сильно переживали: не дорого ли? Заметив первые признаки сомнений у покупателя, тут же панически сбрасывали цену вдвое. Купеческого нашего рвения хватало не чуть-чуть, уже через четверть часа, разомлев от одуряющей жары, мы отдавали непроданное «за так» и мчались на речку. И все же, сходив пару раз «на забор», я заработал на мороженое. Была гордость добытчика, было наслаждение от сладкого деликатеса, не было - стыда. Укоры совести пришли через годы. Традиция «денег с солдатиков не брать», рожденная Кавказской войной и вписанная в качестве табу в свод лагодехских неписаных правил подспудно жила, выяснилось, во мне и вылезла со временем наружу.
Елена из Тюмени пишет, что никогда не пробовала синапа и не может найти его в своем городе. Дорогая Елена, боюсь, что и не найдете, потому что сын «Тамары родом из Буденовки» уже давно и безуспешно ищет их на московских рынках. Так то ж Москва, торговый Вавилон, а здесь хоть и любимая мной со времен студотрядов, но все ж более скромная Тюмень… Мой совет: берите билет на прямой рейс из Тюмени до лагодехского село Кабали, там большой рынок, думаю, синапы найдутся. Нет, попробуете, в конце концов, настоящий овечий сыр, а заодно и Лагодехи увидите.
|
Азалия. Лагодехи, конец апреля. 2014 год |
Анаида тепло вспоминает синап у бабушки в Калиновке. Анаиду помню по школе, позволю себе на «ты». Вот тебе и повод, Анаид, навестить родину. Может, и синап на месте. Если нет, будет помнить обнимавшая его земля. Наберешь земли горсточку, привезешь домой, поставишь на рабочий стол и каждый раз, как взглянешь на нее, перенесешься в волшебный мир детства.
«Ах, синап», - восклицает «Тамара родом из Буденовки». Тамара, рядом с Вашим «ахсинапом» так и просится «Ах, Тамар», «Ах, Арбат» или «Ах, Буденовка». Последнее мне теплее и ближе. Нинигори, бывшее в прошлом Буденовкой, да так и оставшееся таковой для многих, - место удивительной красоты! Не родись я в Лагодехи, считал бы за счастье родиться в Буденовке. Чувствую себя в долгу перед этим селом, мало его на сайте. Недавно получил письмо, спрашивают фото Буденовки. Увы, нет. Буду в Лагодехи, постараюсь исправиться.
«Татьяна» характеризует синап как «безупречный», видит в нем «неуловимое совершенство и изысканность».У Вас, Татьяна, синап подобен человеку. Склонность наделять предметы и явления, растения и животных человеческими качествами присуща всем нам, особенно в детстве Когда вижу такую черту у взрослых, проникаюсь к ним нежной симпатией. Взрослые, не растерявшие способность к детскому восприятию, блаженны. Они воспринимают объекты сотворенной Господом природы как равных себе, избегая тем самым соблазна гордыни и приближаясь к Творцу.
Александр из Сибири, если бы Вы в свое время не Ваши письма с соответствующими вопросами, «Воронцовские синапы Лагодехи» могли бы и не появиться. Вы вдохновили и побудили меня на эту статью, и за это я Вам благодарен.
В недавних своих комментариях Вы вспоминаете о …вениках. О тех самых, без которых не обходится ни одна домохозяйка. Вы пишете, что в свое время вязание комнатных веников составляло «целую отрасль лагодехских русских сел и деревень». Подтверждаю: так оно и было. Писать, однако, не готов: темы не знаю. Помню разве, что каждую осень отец покупал на базаре большущую вязку растения, из которого эти самые веники делали. Длинные, мощные стебли с усеянными крупными
|
Лагодехи, территория административной части заповедника |
семенами метелками. Называется растение, как узнал многими годами позже, сорго. Местные этого слова не знали, в ходу было что-то попроще, может, и просто «веники». Сорго в Лагодехи завез, как многие уже догадались, Людвиг Млокосевич, я нашел этому подтверждение - публикации об опыте разведения сорго в Лагодехах, написанные самим Л.М. Когда-нибудь напечатаю.
Мой отец драл веники, используя металлическое ведро. В самой технологии вязки ведро также играло ключевую роль, но как это делалось, я не запомнил. Ежегодно отец «производил» 15-20 веников, оставлял с десяток дома, остальные продавал, оправдывая тем самым затраты на покупку материала. Баланс получался в худшем случае нулевым, а чаще с доходом в пять-десять рублей, что, по крестьянскому безденежью, делало занятие выгодным: хозяйка весь год с бесплатными вениками и на чай с сахаром надолго хватало. Труд, как принято в сельских домашних хозяйствах, никто не считал.
Никак не думал, что синапы могут будоражить поэтическое воображение. «Еще не стала инеем роса, еще не называют воду влагой… Сейчас мы только сны и голоса, обернутые хлопковой бумагой, - отправленные тщательной рукой подобно недозрелому синапу, в подхваченную под бока пенькой дорожную корбку из-под шляпы». Стихи выслал Лирик. Не поэт и не критик, рискну, однако, сказать, что это – поэзия. Настоящая. Критерий у меня чисто субъективный, на уровне чувствования. Только какая? Русская, начала 20-го века?
Пересмешник: «Посадили синапы в саду, тихо, тихо, чтоб их ободрить, шепчет осенний дождь; напрасно дрожит червяк на ветру – уже не стать ему бабочкой». «Пересмех», читатель мой, боюсь, не получился - много трагизма. Страх возможной смерти в первой строке и несбыточность, обреченность мечты о совершенстве - во второй. И хорошо, что не смешно. Вышло нечто ценное само по себе...
М. А. Сарита пишет: « Яблоневая мечта, будь она у каждого из живущих, смогла бы сделать наш мир лучше». Если бы да Вашими словами! Тогда мы давно бы жили в цветущих садах. А мы жадны, мы ненасытны и инстинкт пожирания гонит нас к ложным целям, пока, не обессилев, мы не прекращаеем свой бессмысленный бег. Вначале мы сжигаем в печах прекрасные деревья, чтобы потом оплакивать утраченный рай.
Историк советует мне «не лезть в политику». Откуда Вы взяли, что лезу? Ни в каких партиях, включая советскую коммунистическую, не состоял, не состою и не буду, пропагандой и распространением партийных идей не занимаюсь. Но политика меня интересует. Сильно. Как любопытнейший продукт человеческого сознания. Как сфера человеческой деятельности. Как возможность, изучая поведение политиков, понять суть человека как такового. Для меня политика есть объект любопытства и анализа – безотносительно к содержанию политических идей.
|
Айн Рэнд (1905-1982), апологет капитализма |
Дед Лужанский и Александр из Сибири. Их реакция на реплику Историка весьма интересна. Они – бросились. Бросились защищать никогда не виденного ими человека. Рынок за двадцать пять лет своего присутствия в нашей жизни сформировал (и продолжает формировать) из бывших советских людей «нового человека». Сознание старого, докапиталистиеского типа претерпевает коренную ломку. Альтруизм выходит из моды, эгоизм, напротив, приветствуется - как наиболее адекватный рынку способ взаимодействия индивидуума с социальной средой (об этом много, логично и убедительно у Айн Рэнд). Сегодня не стыдно быть за себя, для себя и во имя себя. Реакции Деда Лужанского и Александра из Сибири говорят о том сопротивлении, что их души оказывают новой и противной им морали. И меня, приверженца патриархальных ценностей, это радует: люди не хотят превращаться в мечту мирового капитала- просто в потребителя, статединицу с формальными учетными параметрами (пол, возраст и т.п.), заложив которые, можно спрогнозировать спрос. Так и политика – интерес мой к ней исключительно человековедческий.
Эли из Белгорода, Ваш комментарий прочел и в той части, где Вы комплиментарно характеризуете меня, покраснел. Знаете, как тосты в грузинском застолье? Тамада говорит о человеке долго и красиво, те, к кому алверды, стараются не меньше, и только по по незнанию можно подумать, что человек, за которого поднимают тост, едва ли не ангел, на деле все понимают, что речь не о том, каков человек есть, а каким бы его хотели видеть. Так и я буду относиться к Вашим словам, ладно?
Снова к синапам. «Вопросник» спрашивает, рос ли синап в Воронцовском саду в Тбилиси? Не знаю, уважаемый, ответ, возможно, найдется в библиотеке Тбилисского Ботанического сада, Сад до революции издавал свои «Труды». Или запросите сотрудников. Успехов!
История происхождения синапов существенно дополняют Уточняющий и Григорий Потаман. Первый пишет, что синапы относятся к крымскому аборигенному сорту и были так названы в честь победы в Синопском сражении (разгром турецкой эскадры кораблями Черноморского Флота под командованием адмирала Нахимова в ноябре 1853 года – автор сайта). До этого они назывались «крымскими яблоками» и разводились еще до присоединения Тавриды к Российской Империи.
|
Синапы из г. Лозовая. Харьковская область, Украина |
Григорий Потаман приводит доказательства, что синап относится к основным адыгским сортам яблок. В Адыгее он известен как «синап черкесский сладкий» из долины реки Псебе, оттуда его другое название - Псебашхамий. Дерево достигает 13 метров высоты, живет до ста лет и дает до 600-800 кг плодов. О том, что адыгский синап аборигенного происхождения свидетельствуют, по мнению Григория, также адыгские народные предания.
Александр из Сибири сообщает, что саженцы синапа выращивают в Горно-Алтайске. Посаженное им деревце чувствует себя хорошо, но чтобы в случае сильных морозов не вымерзло, Александр окружил его со всех сторон кустами вишни.
И о синапе, на сей раз о харьковском. Никогда не видел на местных рынках, а на днях на Благовещенский базар привезла женщина из Лозовой. Этот город на 150 км южнее Харькова. Синапы ровные, без «родинок», очень красивые. Показались мне один в один с теми, что остались в памяти с детства. И на вкус как наши, лагодехские, изумительные, одним словом.
Пишите. И я буду писать. И буду ждать комментариев. Они мне дают ощущение нужности того, что я делаю. Без диалога с вами я рискую зачахнуть, так и не рассказав до конца всего, что знаю о нашем Лагодехи.
Фото автора
Фото Айн Рэнд - с помощью Google Просмотров: 3597
|