Наши игры (из цикла Мое детство прошло в Лагодехи)
Автор: Александр Лапкин |
Добавлено: 14.06.2014 |
|
|
Александр Лапкин. Лагодехи,начало 50-ых годов |
Лагодехская ребячья компания, которая сформировалась у нас, была разношерстной. Хотя в ней преобладали дети военных, были среди нас и ребята, родители которых были гражданскими, местными жителями. Насчитывалось в нашей компании человек 5-6 «постоянных ", костяк, к которому присоединялись те или иные ребята, «приходящие».
Не помню, кем были их родители, да и ребят всех не помню по именам. Могу сказать точно, что местные охотно дружили с нами, и нередко приглашали к себе домой. Один грузинский мальчишка, из местных, все время ходил в серой полосатой рубашке и часто, когда наши игры заканчивались, звал в гости. Отец моего друга постоянно возился с грузовой машиной: открывал и закрывал капот, ложился под машину, стучал железяками и сильно ругался (а может, просто эмоционально разговаривал?), - чем немало пугал меня. Из-за этого я старался всячески увиливать от посещений их дома.
Большинство моих друзей были старше меня, - ненамного, на год, на два, - но в детстве разница в возрасте сильно ощутима, хотя я никогда ее не чувствовал, - мои друзья относились ко мне как к равному. Были среди нас и девочки, которые «ну, были да и были», - на них мы посматривали свысока. Запомнилось имя одной из них - Наташи, она была дочерью одного из офицеров сержантской школы.
Игры наши, детей послевоенного поколения, вращались, понятное дело, вокруг войны. Война закончилась совсем недавно, и мы, наслушавшись рассказов наших отцов, считали себя спецами в военных делах. Во всяком случае, прятаться, стрелять, убегать и догонять, сражаться на "саблях" и "шпагах" получалось у нас очень здорово. Конечно, мы нахватались всяких «профессиональных» слов, знали, чем отличается винтовка от ружья, а пистолет от револьвера, кричали к месту и не к месту «Вперед!», «В атаку!», «Прямой наводкой!» и, конечно же, «Ура!!»… Очень всем нравилось кричать «За мной!»… Из – за этой команды случались ссоры, потому что каждому хотелось, чтобы именно за ним с лихим посвистом неслась кавалерия, катились пушки, шла пехота. Можно себе представить картину довольно хаотичной атаки, когда «за мной!» кричит, практически, каждый, и даже девочки в своих светлых платьицах, с
|
Офицерский состав школы сержантов. Лагодехи, 1954-1955 |
палками – «саблями», мчатся с боевыми воплями в разные стороны.
Было у нас и свое «разделение труда»: кому-то доводилось " воевать" в разведке, что особенно ценилось, а кому-то, условно говоря, поваром. Правда, обязанности с каждой игрой менялись, и бывший «разведчик» в следующей игре вполне мог оказаться вражеским солдатом. Быть фашистом даже в игре не хотел никто, и эту незавидную роль приходилось разыгрывать жребием. Бросали на пальцах или вытягивали травинки: кому выпадет самая короткая, тот и немец. Очень много строилось «блиндажей». Почти каждое укромное место, а их было довольно много в окрестностях воинской части, сразу же обустраивалось и замаскировывалось. В общем, все, как у всех, у кого детство проходило в хорошей компании, будь это в Грузии, в России или на Украине.
Места проведения наших «боевых операций» разнообразием не отличались. Это, прежде всего, городской стадион, - наше любимое место, затем - территория вокруг воинской части. На ней было много всяких зарослей, каменный забор. В памяти всплывают какие – то развалины, в которых мы прятались, огромные кусты бузины- там были «тайные" убежища, какой- то лесной массив - лес ли? роща? - в нем росли деревья с темно – коричневыми, большими блестящими стручками (акация - П.З.). Мы с любопытством пробовали их содержимое, оно было одновременно и противным и сладковатым, из- за этой сладости, собственно, мы, морщась, и терпели неприятный привкус. Забегали иногда в заповедник, хотя туда вход был запрещен, лесничие знали, откуда мы можем проникнуть и отлавливали нас. Направо от основного входа в заповедник, через несколько десятков метров, забор поворачивал почти под прямым углом и еще через несколько метров в заборе была дыра; двух или трех досок не было, и мы, приподнявшись на земляную, утоптанную множеством ног, естественную ступеньку и, перешагнув через нижнюю прожилину забора, оказывались на территории, где от шумевшей недалеко речки в воздухе постоянно висел туман, было сыро и моментально промокали сандалии, отчего ноги в них начинали противно скользить (нужно сказать, что и с родителями мы точно так же проходили в заповедник, только им приходилось пригибаться немного). Там всегда был полумрак, отчего становилось не по себе, откровенно говоря, - лес- то дикий, зверье там всякое, медведи, волки... Поэтому ходили мы туда редко,
|
Трибуна стадиона была местом наших постоянных игр. Лагодехи, 1953 год |
забирались недалеко, да и родители категорически это запрещали.
Часто мы взбирались на большой грецкий орех, что рос во дворе нашего дома, и перебирались с него на трибуну стадиона, с которой во время разного рода торжественных мероприятий принимали парады. Трибуна была двухэтажная; первый «этаж» имел запущенный вид - земляной, замусоренный пол, грязные дощатые стены, - а на второй вела деревянная шаткая лестница. Все это сооружение закрывалось на большой висячий замок, что, вероятно, должно было означать чисто символический запрет на посещение «объекта» - дверь едва держалась на петлях и выломать ее, при желании, не составляло какого- либо труда. Запретность "объекта" так и подмывала нас его посетить, это мы и проделывали, когда нам этого хотелось. Залезали мы на трибуну, чаще всего, минуя первый этаж, прямо с нашего дерева, с грецкого ореха. Завидев на стадионе неизвестных взрослых, которых нужно было на всякий случай опасаться, мы по тому же дереву быстренько сматывались в мой двор, а оттуда разбегались кто куда.
Сюжеты для своих игр мы черпали в кино. Любимыми были, разумеется, фильмы про войну. Нам было все равно, какая будет война, лишь бы были сабли, пистолеты, ружья, пушки и лошади. «Чапаев», «Александр Пархоменко», «Александр Невский», «Звезда», «Фанфан Тюльпан», «Застава в горах»… Эти фильмы мы смотрели по нескольку раз и часто наши игры становились продолжением тех историй, которые мы только что узнавали. Включали в свои игры тексты из фильма, распределяли роли, придерживались сюжета, обогащая его по ходу действия своим «творчеством». Мы самозабвенно перевоплощались в героев этих картин не хуже актеров. Иногда игры заканчивались вполне реальными ранениями, и сказать: «не верю!» не смог бы и сам Станиславский. Родителям с трудом удавалось нас, не евших по многу часов кряду, уводить домой перекусить.
|
Охота на шмелей. Рисунок автора |
Была у нас еще одна " игра" - «посещения» соседских садов. Это было страшно увлекательно - и фруктов-ягодок поесть, хотя этого в изобилии хватало в каждой семье, но – риск! И бешеный адреналин от мысли, что хозяин может садануть - из дробовика, заряженного солью. А случаи такие в Лагодехи нет- нет да случались. Правда, больше этим промышляли старшие ребята, но когда их ловили, для профилактики попадало и нам. А когда мне «перепадало», я оставался на некоторое время без общения и слонялся по двору. Тогда я часто брал отцовский фронтовой бинокль с маркировкой «Carl Zeiss. Jena», залезал на тутовое дерево или на любимый грецкий орех и осматривал окрестности Лагодехи, его горы, сине-зелеными волнами «омывающие» городок. В хорошую погоду были ясно видны оснеженные вершины самых высоких и дальних гор Главного Кавказского хребта, с которых в первые дни зимы всегда тянуло свежим снежным запахом, вызывавшим ностальгию по настоящей, снежной зиме и первым моим лыжам, сделанным дедом там, в Рыбном, и тот близкий, поросший кудрявым лесом Монастырский бугор, начинающийся, как казалось, сразу за стадионом и опускающимся куда-то вниз, к шумной речке…
Одним из наших любимых развлечений была «охота» на шмелей, я уже упоминал об этом. На стадионе уровень футбольного поля был несколько выше основного уровня земли, особенно, со стороны центрального входа. И именно этот еле заметный подъем облюбовали для своей жизни эти замечательные, серьезные и деловитые насекомые. Именно в этом небольшом взгорке они строили свои домики-норки, из которых вылетали по своим важным делам. Мне они напоминали истребители времен войны – «И-16», известные в народе как "ишачки». Я видел их и в кино и на разных учебных таблицах в кабинете отца, так вот шмели были такими же пузатенькими, компактными и гудели, как " ишачки". И мы, безалаберные пацаны, почему – то избрали именно их своей охотничьей целью. Мы собирались всей ватагой, и когда с первыми сумерками эти красавцы появлялись из - под земли, мы, со всей ребячьей дурью, носились за ними с жуткими воплями и пытались палками и прутьями сбить на землю. К счастью, это никому, кажется, ни разу не удалось, и «охоты" наши проходили, в общем, бескровно.
Запомнилось проведение на стадионе местной сельскохозяйственной выставки. Такие выставки стали популярными и даже
|
Местные сельскохозяйственные выставки стали популярны после фильма "Кубанские казаки" |
обязательными после выхода знаменитого фильма «Кубанские казаки», а, может быть, и раньше – после фильма «Свинарка и пастух». Где-то между 1953 и 1956 годами я был очевидцем этого значительного в местной жизни события. С трех сторон стадиона были построены небольшие павильоны, которые затем заполнялись образцами достижений местных колхозов и совхозов. Были там, в качестве достижений и животные – кажется, помню коров; для них устраивались специальные стойла прямо на футбольном поле.
Нас, пацанов, привлекала не так выставка, как процесс строительства павильонов. Мы постоянно вертелись под ногами мастеров и клянчили всякие деревяшки. Очень нам нравились красивые, аккуратно отпиленные и обструганные разного рода планочки, реечки и брусочки чистого, с запахом смолы дерева, из которых мы изготавливали игрушечные мечи и сабли, шпаги и прочее "вооружение". Рабочие охотно с нами делились, и я не помню, чтобы кто – нибудь из них ругался или прогонял нас. А обрезки можно было собирать вообще безо всякой опаски. И очень приятно было зайти внутрь недостроенного павильона, светящегося золотистым светом и пропитанного хвойным запахом, особенно вечером, когда дневные работы заканчивались и взрослые уходили.
Из обрезков досок и планок мы строили разного рода дома и дворцы, а деревяшки треугольной формы в наших военных играх иногда заменяли нам пистолеты. Были, кроме того, и " настоящие" пистолеты, заводского изготовления. У меня их было целых три: наган, купленный мне отцом в одном из лагодехских магазинов, пистолет из силумина, под бумажные пистоны, и пистолет – зажигалка , черный, из материала, напоминающего эбонит. Последние два «ствола» отец привез мне из Германии. Позже, когда мы уже вернулись домой, в Рыбное, я узнал еще об одном пистолете, на этот раз самом что ни на есть настоящем. Отец вывез его каким- то образом из «вражеского логова». Однажды он при мне достал его из своего переносного несгораемого сейфа.
Это было что- то! «Вальтер ППК» или его модификация, дамская модель, никелированный, с перламутровыми щечками на рукоятке и шестью блестящими желтыми патрончиками со сверкающими медными пульками. Вещь изумительно красивая и соблазнительная, в маленькой, ну просто для меня изготовленной, рыжего цвета кожаной кобуре. И - точно по моей руке! Эта любовь к прекрасному, вкупе с прочитанной «Школой» Аркадия Гайдара и привела к неприятной истории в первом классе уже моей, рыбновской школы, в другой жизни… Ну, а вкратце, дело было так:
Я решил прихвастнуть перед своими одноклассниками и сделать так же, как и герой Гайдара: пронести в школу пистолет и сказать, что
|
С таким пистолетом я собрался идти в школу |
привез его с войны отец, специально для меня. Ну, а если удастся, то и пострелять там. Тихонечко… Перед уходом в школу я потихоньку достал из отцовского железного чемоданчика (почему-то отец его не запер) «Вальтер», вынув его из кобуры, ее бросил под кровать, положил пистолет в карман, но на улице решил еще раз полюбоваться на эту «игрушку», зашел за угол дома (там шла стройка и никто не обратил на меня внимания), достал пистолет, стал вертеть его в руках и нечаянно сдвинул предохранительную скобу, испугался, сделал что-то еще, и пистолет в моих руках как бы «переломился». То есть, я, не зная этого, начал его разборку (кстати, к будущему ужасу родителей, в патроннике был патрон). Руки у меня задрожали, я отбросил пистолет куда-то в сторону и на трясущихся ногах, с бьющимся где – то под языком сердцем, пошел в школу. Вернувшись, я первым делом, хотя и с трудом, отыскал пистолет (к моему удивлению, его никто не обнаружил), а дома застал родителей с каменными лицами… они нашли кобуру… Дальше в истории были задействованы некоторые соседи, мои друзья, в общем, рассказывать остальное нет смысла, долго, да и не по теме.
Еще о кино. Оно было одним из главных наших развлечений. Смотрели мы его почти всегда в клубе воинской части, потому что иногда туда можно было сходить и без родителей, своей компанией, хотя и было это чревато
|
Футбольная команда школы сержантов. Лагодехи, 1954-1955 г.г. |
серьезными разговорами с присутствовавшими там взрослыми, которые пытались на корню пресекать нашу безудержную реакцию на происходящее на экране. Клуб располагался в длинном, одноэтажном, беленом известью здании, с северной стороны стадиона. Помимо клуба там были, кажется, столовая (мы с отцом иногда там обедали; он очень любил гречневую кашу и приучил к ней и меня) и библиотека. Кроме военных фильмов мы с удовольствием смотрели фильмы; цветные - все подряд, только потому, что они были цветными, редкость для того времени. Интересно, что почти все они запечатлелись в моей памяти: «Каменный цветок», "Овод», кинокомедия «Мы с вами где-то встречались», великолепные «Верные друзья», из «простых» - любимый фильм моих родителей «Небесный тихоход». Многие их тех фильмов - «Звезда», «Верные друзья», «Небесный тихоход", «Следы на снегу», «Застава в горах" и другие - я время от времени пересматриваю. Ходили и в городской кинотеатр, туда, конечно, с родителями. Очень любила кино мама, и часто после просмотра, дома она рассказывала, объясняла, что мы видели (это касалось, конечно, взрослого кино), рассказывала об актерах. С тех пор я запомнил многие фамилии, которые сопровождали меня и в другие, более поздние годы.
С кино у меня связаны не только приятные воспоминания. В фильме "Пятнадцатилетний капитан» есть эпизод, в котором отрицательный герой Негоро читает объявление о своем розыске. В этот момент кто-то нетерпеливый, из сидящих позади, сказал: - "Сейчас сорвет!..», а мне послышалось: "Сейчас взорвет!» Я маленьким боялся громких звуков и в ужасе, перестав смотреть на экран, закрыл уши ладошками в ожидании взрыва.
Но самое ужасное в кино было впереди. Мне было лет пять, когда пошли мы как-то с родителями, нарядно одетыми, уже в городской кинотеатр, на фильм «Паяцы» - экранизацию оперы Леонкавалло. В то время я уже знал, что паяцы – это клоуны, и был уверен, что мы идем на какой- то очень смешной фильм… Началось мое разочарование с того, что герои почему- то пели, делали это, мне казалось, нескладно и не к месту, тем более, что и на непонятном языке. Ожидание чего- то нового, неведомого и страшного поселилось в моей детской душе, как только я понял, что фильм совсем не такой, странный и никаких там веселых клоунов нет и не будет… Потом я увидел обезображенное (на мой взгляд) гримом лицо одного из главных героев - Канио, и не на шутку испугался, старался не смотреть на
|
От дикого рыдающего смеха Канио я в ужасе хотел рвануть из кинотеатра |
экран, как только Канио появлялся, ну, а желание от ужаса рвануть из кинотеатра возникло, когда я услышал дикий рыдающий смех Канио в его главной арии. Так состоялось мое первое знакомство с одним из шедевров мирового оперного искусства. Помню, что весь фильм просился домой и потом еще долго не любил оперу.
То ли дело – «Свадьба с приданым»! Ее показывали очень часто и знаменитое «Федя, давай!» стало крылатым выражением того времени. Как и " Надо, Федя,надо!", но это уже из другого, более позднего фильма.
На домашних посиделках родителей с друзьями часто цитировались полюбившиеся выражения из фильмов, шутливо перенимались жесты героев, имитировалась их походка... Фильмы были частью нашей жизни, действительно, " главным из искусств" для народа.
В офицерской среде было особое отношение к кино. Те, кто прошел войну, очень критично и даже презрительно относились к показной героике, к малейшим недостоверностям и приукрашиваниям военной реальности, с которыми встречались в военных фильмах. А отец мой фильмов про войну вообще не любил - война оставила в нем слишком большой след, чтобы снова переживать ее на экране; ему и по прошествии многих лет продолжали сниться его военные друзья, даже в конце 60-х годов, когда я уже учился в старших классах школы, я иногда слышал, как он всхлипывал во сне, а потом, утром, говорил маме: - «Опять сегодня ребята снились…». И позже, когда фильмы стало возможным смотреть не выходя из дому, по телевизору, он, увидев, что начинается показ военного фильма, уходил в соседнюю комнату… Исключение для него составлял один- единственный фильм - «Судьба человека». Его он, почему – то, очень любил и мог смотреть бесконечно.
Фото - из архива автора
Кадры из фильмов "Пятнадцатилетний капитан" и "Паяцы" - с помощью Google Просмотров: 4372
|