Рязанец из Лагодехи
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 11.03.2014 |
|
|
Александр Лапкин, "Рязанец из Лагодехи". Рязань, 2012 г. |
Кто- то сказал, что нет ничего интереснее судеб людей. И это так. Провел рязанский мальчик Шурик в грузинском Лагодехи чуть больше трех лет своего детства, с двух до неполных шести, и никогда больше там не бывал.
Никогда!
Когда же ему недавно исполнилось 63, он вдруг понял, как много для него значил и продолжает значить этот городок. Чего ради, спрашивается, рязанскому художнику и преподавателю истории Лапкину Александру Андреевичу - тому самому Шурику, - не спится соловьиными ночами на родине Есенина?
Не знаю. Истоки нашей любви к тому или иному месту на Земле - тема глубин человеческой психики, и понять, почему мы, взрослые и сильные, приходим в волнение при виде старых ходиков из родительского дома, не дано.
Это - чувственная сфера, никакие психометрии здесь не помогут.
|
Александр (Шурик) Лапкин, Лагодехи, 1954 г. |
Табурет - советский ширпотреб. Облупленный, на полусгнивших ножках, шаткий. «Продайте». - «Ни за какие деньги». - «Почему?». - «Это - моей матери».
С Александром, с его привязанностью к Лагодехи, еще сложнее. Можно понять тех, кто родился-вырос в Лагодехи и тоскует по нему, оторвавшись на годы и километры. Но Александр? Отец его, офицер, служил в Лагодехи, и этот городок - в те годы поселок – был для него одной из коротких остановок в цепи нескончаемых назначений.
|
Голубиная книга, 1986 г. Худ.А.А.Лапкин |
Александр, его сестра Татьяна, их мать, были не более, чем семейным «прицепом» за отцом, - без права выбора места жительства, без возможности возражать и требовать.
Наш герой, Шурик-Александр, вообще, казалось, должен был бы забыть не только Лагодехи, и название его. А он – помнит. И держит в голове столько деталей из прошлого, что, читая письма Александра, я не переставал удивляться цепкости его памяти.
Лагодехи очень дорог сердцу рязанца Александра Лапкина.
|
Старое крыльцо, 1986 г. Худ. А.А.Лапкин |
«Почему?» - задавался я себе вопросом.
Наверное, потому, что там были живые отец и мать. Возможно, по причине того, что возраст был настолько малым, что всякое положительное ощущение и чувство закладывало основу неизбежной в будущем ностальгии. Не случайным мне кажется, что в Лагодехи Александр всего лишь чуть коснулся мира живописи, а потом, как выяснилось, это прикосновение определило его профессию и судьбу – он стал художником. Все годы, - от неумелых штрихов карандашом в лагодехском детстве, до профессионального владения кистью сегодня, - он писал и продолжает писать. В школе, в армии, во Дворце
|
Храм Покрова с. Петровичи Спасского района Рязанской области, Россия |
Культуры, в Рязанской филармонии, в Рязанском цирке, преподавая историю в Рязанском художественном училище, - везде и всегда он оставался художником. Одно время пришлось заниматься дизайном и реставрацией, а последние годы оказались весьма плодотворными в иконописи, в храмовой росписи.
В 1992 году Александр создал общественную организацию «Центр Духовной Культуры» и стал её директором. Вознамерился собрать в Центре своих бывших учеников из художественного училища и других хороших людей для изучения и воссоздания обычаев и традиций духовной жизни русского народа. Собрал, открыл при Центре специальную школу – с изучением истории, этнографии, с работой в музеях, с лекциями по литературе, искусству, музыке и живописи, с «практикумами» по реставрации, живописи, иконописи, народному танцу… Да время было выбрано, видно, не то. Россия тяжело переползала из несостоявшегося коммунизма в пещерный капитализм, дорвавшихся до власти и денег мало интересовали походы на ладьях и конные путешествия, создание музейных зон в городищах и организация новых туристических маршрутов по Рязанщине. Многие из идей так и остались идеями, и в 1997 году Центр пришлось закрыть.
|
Арахангелы Гавриил, Рафаил, Селафил и Уриил. Роспись купола храма Покрова в с. Петровичи работы Александра Лапкина |
«Последние 7 лет, - пишет Александр, - я расписывал церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Петровичи Спасского района Рязанской области. Храм этот древностью не отличается, но для небольшого села он очень эффектен. Ездить приходилось почти каждый день. Электричка, маршрутки, попутки, автобус… Все это недалеко, 60 с небольшим километров. Сейчас работа практически закончена, остались небольшие исправления и мелкие недоделки. Вот и все…».
Человек 7 лет ездил в село, храм расписывал, иконы писал, и говорит «все», - ничем мол, более достойным упоминания не располагаю. Это меня и привлекло в Александре: скромность. И, кроме того, поразило, что прошло едва ли не шесть десятков лет, как он не виделся с Лагодехи, а он любит, привязан к городу такими нерасторжимыми узами, будто провел там всю
|
Снятие со креста. Роспись свода потолка над северной стеной храма Покрова в с. Петровичи работы Александра Лапкина |
жизнь и только вчера оставил его.
Судя по документам отца Александра, семья прожила в Лагодехи с 30 июля 1952 по 8 января 1956 года. Об этих годах своего лагодехского детства Аександр написал воспоминания. Откровенные и честные, трогательные и добрые.
Ими он и хочет поделиться с читателями сайта. Цикл воспоминаний Александра Лапкина «Моё детство прошло в Лагодехи» будет открыт в ближайшее время статьей «Назначение отца в Лагодехи».
О художнике Александре Лапкине. Ностальгическое «Старое крыльцо», энергичная, буйная, порочная и страстная «Блудомахия», светлая, проникнутая духом покоя и благоговения «Голубиная почта», библейские сюжеты и лики святых на стенах и куполах церкви Покрова в селе Петровичи неподалеку от Рязани, - таков размах художнического таланта Александра Лапкина. Мне нравятся его работы, как и нравится то, что его душа наполнена флюидами любви к красоте. В Фотогалерее сайта создан картинный зал Александра, по представленным в нем картинам можно судить о творческом диапазоне художника.
Просмотров: 4161
|