Два Новых года
Автор: Петр Згонников |
Добавлено: 31.12.2013 |
|
|
С новым годом! |
В 50-60-е годы прошлого века в Лагодехи первым встречали Новый год по тбилисскому времени. Разница между Тбилиси и Москвой составляла час, и когда в Грузии было 23 часа, в Москве часы показывали 22.
В Лагодехи за новогодний стол садились минут за десять до одиннадцати вечера. В одиннадцать начинали провожать старый год. «Проводы» сопровождались тостами, чоканьем гранеными стаканами, и в это же время в городке раздавались ружейные залпы. Фейерверков сегодняшних тогда не знали, зато ружья были во многих семьях, и палить в небо – было лучшей возможностью выразить свои праздничные чувства.
К Новому году народ специально готовил холостые патроны, чтобы нажимать на курок без страха кого-либо ранить и свинца не тратить впустую. Мой отец охоты не признавал, и ружьем, вопреки общей увлеченности, не обзавелся. Услышав начало канонады, мы выходили нашей маленькой семьей во двор и слушали как в разных дворах, - на Пушкинской, на Батумской, в Калиновке, в центре, - бухают огнестрелы. Собаки, разбуженные громкими звуками, поднимали невообразимый лай, дополняемый воем и тявканьем ещё более перепуганных шакалов, подступавших ночами к городку.
Отстрелявшись, народ возвращался к столам, наполнял стаканы вином и закусывал, нетерпеливо посматривая на часы. Главное пиршество начиналось в полночь, а столы ломились от вкусных кушаний, и нужно было иметь большую выдержку, чтобы сдержать бунтующий желудок. В каждом хозяйстве, - в русских домах, во всяком случае, - держали свиней, по две-три головы. Этих несчастных мишек и васек кололи обыкновенно за несколько дней до Нового года, но горечь потери ставших совсем ручными животных быстро забывалась, когда по комнате разносились одуряющие ароматы салтисонов, кровяной и домашней колбас, ветчины, голубцов, пирожков, жареного картофеля с мясом...
В одном из углов комнаты стояла новогодняя елка, роль которой чаще всего выполняло лимонное дерево. Других елок в Лагодехи тех лет было не достать, а вечнозеленый цитрус стоял в кадках почти в каждом доме. Лимонный кустарничек наряжали в новогодние игрушки, большая часть которых была изготовлена своими руками. Детям особую радость доставляло украшать «елку» конфетами. Одним концом нитки обвязывался узелок фантика, другой привязывали к ветке.
Шампанского не знали. Да и откуда через 10-15 лет после войны в поселке городского типа да еще на крестьянских столах было взяться этому напитку? Пили домашнее вино, «марок» которого было ровно столько, сколько в Лагодехи было дворов. Такими же неизмеримыми были и его запасы, так что с этим проблем не возникало.
В 12 ночи, как только тбилисское радио извещало о приходе Нового года, раздавались радостные крики. Люди вскакивали из-за стола, обнимались, целовались, поздравляли друг друга. И город снова накрывала ружейная канонада. На этот раз мощнее первой, «провожальной». Пальба совершенно необузданная, разгульная и безудержная. Во второй раз за ночь просыпались едва пришедшие в себя от недавних страхов псы, рвали на себе ошейники, в неистовстве бегали по дворам, дополняя ночной хаос своим возбужденным лаем.
Охладив пыл, надышавшись и накурившись, народ вваливался в дышащие теплом дома и снова усаживался за стол. Слушал, не перебивая златоуста-тамаду, дополнял его, подъедал и подпивал, заполняя оставшееся до второго, общего для всей страны Нового года, время разговорами, анекдотами и шутками. Нередко пели. В русских компаниях, в компаниях моих родителей, чаще всего - украинские песни. Почему не русские? Объяснение этому я нашел позже, о чем когда-то расскажу, тогда же не понимал, просто наслаждался необыкновенной мелодичностью "украиньскых писэнь".
О телевизорах тогда и не слышали, роль его выполняло проводное радио. Небольшие приемнички на стенах комнат имели один канал, по которому вещали грузинское и общесоюзное радио, деля каким то образом между собой эфирное время.
За 10-15 минут до полуночи Тбилиси уступал эфир Москве, и люди, чуть охмелевшие и осоловевшие, вполуха выслушав поздравление от Партии и Правителства, ждали главного события - боя курантов. С последним ударом кремлевских часов становилось ясно – Новый год пришел! Официально и окончательно! В твой маленький уголок и в твою большую страну!
И снова Лагодехи погружался в какафонию пороховой пальбы, лаянья обезумевших псов и плача трусливых шакалов. К утру город спал сном новорожденного ребенка, и редко кто из встречавших Новый год, - обессиленные ночными бдениями, градусами кахетинского и обильной едой, - мог видеть, как над лукой Монастырской горы загорается первый рассвет новорожденного Года.
Всем лагодехцам и тем, кто себя таковым считает! Отметьте сегодня и отмечайте всегда приход Нового года по времени той земли, где вы родились,- грузинской. Отметьте и отмечайте Новый год по времени тех земель, что стали сегодня вам кровом, дают хлеб и вино.
Самая же большая радость от Нового года, мне кажется, не так в надеждах,что он в себе несет, как в том, что этим праздником Бог дарит нам всем еще один год жизни. Тяжелой, нервной, трагической, но все равно такой прекрасной! Как весь мир, как наш маленький Лагодехи!
Счастья вам, дорогие читатели, счастья тебе, родной Лагодехи!
С Новым, 2014 годом!
Фото: с помощью Google
Просмотров: 2678
|