Украина: евроинтеграция отменяется?
Автор: Владимир Цхведиани |
Добавлено: 30.11.2013 |
|
На минувшей неделе стало очевидным: здравый смысл среди украинской правящей элиты восторжествовал. Кабмин единогласно принял решение приостановить заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Соответствующее распоряжение от 21 ноября 2013 г. № 905-р подписано Премьер-министром Николаем Азаровым.
По словам вице-премьера Украины Юрия Бойко, правительство Украины приостановило процесс переговоров по подписанию с ЕС Соглашения об ассоциации до того момента, пока не будет найден выход из ситуации, когда падение украинского промышленного производства и отношения со странами СНГ будут компенсироваться за счет европейского рынка. А поскольку допускать на свой рынок украинские товары, не соответствующие евростандартам, да еще в объемах, близких к объемам экспорта этих товаров в Россию, в ЕС не собираются (не для того они готовили вступление Украины в ассоциацию), то можно с уверенностью сказать: евроинтеграция Украины заморожена надолго. А учитывая печальные перспективы самого Евросоюза, скорее всего – навсегда.
Решение власти отойти от евроинтеграции было озвучено достаточно дипломатично. Когда «злой» Кабмин принимал единогласное решение о заморозке подготовки Соглашения, «добрый» Президент Украины Виктор Янукович, находясь с визитом в Австрии, с уверенностью заявлял, что для Украины «альтернативы евроинтеграции не существует». Однако все прекрасно понимают, что последнее слово в смене вектора интеграции было за Януковичем, и именно он был истинным автором вышеупомянутого распоряжения Кабмина. Но окончательного «нет» Евросоюзу Янукович не говорит и продолжает торговаться, прекрасно понимая, что ассоциация Украины с ЕС больше нужна Евросоюзу.
Но то, что произошло 21 ноября 2013 года, – случай беспрецедентный. Впервые в истории страна, которую Евросоюз приглашал «в прихожую» и предлагал ассоциацию, в лице своего правительства открыто заявила: «Спасибо, мы подумаем». В нынешних условиях это очень смелый и решительный шаг. Ведь до последнего времени постулат о том, что «Евросоюз – это рай земной», в который все страны Европы должны только мечтать вступить, казался незыблемым. Относительно евроинтеграции вот уже несколько десятилетий унижается Турция, о верности принципам евроинтеграции заявил Азербайджан. А тут огромная страна в центре Европы фактически говорит «нет».
До этого все страны – кандидаты в члены ЕС и претенденты на ассоциацию – выступали в качестве униженных просителей. Прецедентов, чтобы Польша или Венгрия, Латвия или Болгария накануне подписания каких-либо важных документов с ЕС от этого подписания демонстративно отказались, в истории не было. Украина показала себя как ЕДИНСТВЕННАЯ по настоящему суверенная страна в Восточной Европе, которая дала понять Евросоюзу, что просто так отказываться от независимости и суверенитета не намерена.
Ни одна из стран, которым ЕС навязывал крайне невыгодные и убийственные для их экономик условия евроинтеграции, на такое не решилась. Кроме Украины. Впервые в истории страна сказала решительное «нет» евроинтеграции, чего практически никто не ожидал. А когда окончательно станет понятным, какой катастрофой странам и народам, в него входящим, грозит Евросоюз, 21 ноября можно будет в том или ином виде сделать даже государственным праздником – подобно тому, как Греция празднует 28 октября «День охи!» или «День нет!» – только с украинской «спецификой», где слово «нет» заменяется более дипломатичным: «Мы подумаем». ( Греческое слово «όхи» («όχι») обозначает «нет». Таким был ответ греческого правительства утром 28 октября 1940 года на ультиматум фашистских Италии и Германии (тогдашних «евроинтеграторов») с требованием допустить войска этих стран на свою территорию с тем, чтобы они заняли «стратегические позиции». Решительное «охи!» («Нет!») высказал агрессорам и греческий народ, который вышел на демонстрации. В этот же день Италия объявила войну Греции, и итальянские войска вторглись на греческую территорию - автор).
Но после Второй Мировой войны Греция все же поддалась евроинтеграционному соблазну, вступила в Евросоюз и сегодня пожинает плоды своего европейского выбора, когда промышленность и сельское хозяйство деградировали, а значительная часть населения скатывается в нищету.
Украинскую власть, и прежде всего Виктора Януковича можно поздравить. Первое искушение евроинтеграцией он прошел достойно и с большим выигрышем для себя, показав политическое умение торговаться. Такую виртуозную многоходовую и многовекторную комбинацию, заставившую Запад и прежде всего Евросоюз раскрыть все карты и начать едва ли не упрашивать украинскую власть, чтобы получить желаемое, трудно даже придумать.
Виктор Янукович действительно в первой партии игры проявил себя как геополитический гроссмейстер, заставив считаться с собой и Россию, и Запад, а заодно укрепив свои позиции внутри страны и выставив оппозицию в весьма неприглядном свете. Нет сомнения, что «разворот от Европы» еще больше укрепит Партию регионов и ее поддержку на востоке и юге страны.
Однако успокаиваться украинской власти рано. Давление со стороны Запада будет нарастать. Помощь же России также будет сопряжена с рядом вопросов, где для украинской верхушки важно тоже не поступиться своей самостоятельностью.
От ведущего сайта. Находясь во время описываемых событий в Грузии, я не мог наблюдать за происходящим в Украине «изнутри». Не следил за политикой, интерес к которой потерял давно, телевизора в Лагодехи у меня нет. Но когда ко мне здесь раз, два и три подошли знакомые, – абсолютно простые, занятые сельским трудом люди, – и искренне посочувствовали мне, как человеку из Украины, я встревожился. Побежал к соседям, посмотрел грузинские новости и понял.
Телевидение едва ли не в режиме нон-стоп показывало восставших против решения властей украинцев. Бурлящий, шумящий, кричащий и борющийся с милицией народ, заполонивший главную площаль страны – Майдан Незалежности (Площадь Свободы). Суть комментариев сводилась к тому, что под давлением России власти Украины пошли против воли своего народа. Прозвучала цифра о количестве протестантов - тысячи и десятки тысяч, едва не более 100 тысяч человек, Чтобы успокоить грузинскую общественность, выступил президент, заявивший, что в Грузии повторение украинского сценария невозможно, и Грузия при любых обстоятельствах останется верна своему евроинтеграционному выбору. Это, разумеется, право Грузии и народа решать свою судьбу, я – о другом.
Об охватившем меня недоумении. Ежедневно общаясь с друзьями в Украине, я ни от кого не услышал ни озабоченности, ни возмущения действиями правительства. Более того, они не даже ни нару не упомянули " о событиях". За всю "революционную" для Украины неделю, я не услышал ни слова о массово возмутившемся народе.
Что же на самом деле происходило на Майдане Незалежности? Каков был масштаб протестных выступлений? Как они освещались СМИ? По этому поводу Владимир Цхведиани в в одном из последних номеров журнала «Комментарии» ( №890) пишет ( привожу фрагмент статьи).
«СМИ откровенно дезинформировали общественность, называя около сотни собравшихся на Майдане Незалежности «тысячей человек протестующих против остановки евроинтеграции Украины».
Евромайдан-2013 стал слабой пародией на майдан-2004 из-за незначительного количества майданщиков и желания поскорее уйти в теплые квартиры тех, кого привели по разнарядке оппозиционного начальства. С «многотысячными массами украинского народа, возмущенного срывом евроинтеграции», у организаторов акции стало явно не складываться с самого начала. По данным МВД, по состоянию на утро 22 ноября на Майдане находилось около 50 активистов – это все, что осталось от «тысяч» возмущенных провалом евроинтеграции украинцев.
Ничтожное количество евромайданщиков в первую ночь после отмены евроинтеграции показало: время майданов в Украине прошло. Оппозиции в борьбе за власть нужно пользоваться новыми, более креативными методами. Однако для этого, во-первых, нужна согласованность действий между оппозиционными силами, а во-вторых – наличие харизматического лидера. Ни того, ни другого у оппозиции сегодня нет. Пока реальность такова, что шансы стать Президентом Украины в 2015 есть только у Виктора Януковича. А после «Нет» на приглашение Евросоюза, соответствовашего мнениям большей части украинского общества, эти шансы еще более упрочились".
От ведущего сайта. Украина сделала то, что сделала. Это ее суверенное право. Она его использовала. Что за этим стоит – банальный торг за обещанные Евросоюзом Украине 610 миллиардов евро, урезанные затем без внятных объяснений до 160 миллиардов, осознание масштабов негативных последствий, которые могли бы оказаться катастрофическими для экономики страны, давление северного соседа (мало верится в его эффективновсть: Украина - не из пугливых), страх Президента перед необходимостью жить по нормам демократии (версия Тимошенко) – вопрос второстепенный. Более важно, что Украина смогла сказать «нет», когда остальные и помыслить об этом не смели. "Единственная, сказавшая "нет" - ключевая фраза материала Владимира Цхведиани. И этот факт, хочешь-не хочешь, надо признать.
Фото с помощью Google
Просмотров: 3475
|