.Болгария - цена европейского выбора
Автор: Владимир Цхведиани |
Добавлено: 23.09.2013 |
|
|
Протесты в Софии в феврале 2013 года |
Так называемые «европейские ценности» в своей основе полностью противоречат традиционным для грузин, русских, украинцев, молдаван ценностям Православия. Когда население Грузии, Украины и других постсоветских стран либералы продолжают морочить мифами о «земном рае», который наступит после евроинтеграции, не лишне вспомнить о примере одной православной и славянской страны, которая уже стала членом Евросоюза, – о Болгарии.
История этой страны – наглядный пример того, как и ставка на национализм и на европейские ценности, отступление от единства Православия приводят народ и страну к катастрофе. Болгария – одна из наиболее пораженных кризисом стран ЕС, ее промышленность и сельское хозяйство деградировали, население вымирает и разъезжается.
В последние месяцы Болгарию сотрясают массовые протесты, которые в июле достигли апогея: демонстранты в Софии заблокировали парламент и держали в осаде депутатов и министров всю ночь с 23 на 24 июля 2013 г. Затем обстановка несколько разрядилась. Президент Болгарии Росен Плевнелиев выступил с обращением к народу, призвав участников акции протеста «сохранить ее мирный характер».
Первые уличные антиправительственные выступления, спровоцированные ростом цен на электроэнергию, начались в Болгарии в феврале 2013 г.
20 февраля 2013 г. правоцентристский кабинет Бойко Борисова («Граждане за европейское развитие Болгарии», ГЕРБ) подал в отставку. Хотя трудно его винить в чем-либо, он просто выполнил свои предвыборные обещания, закрыл четыре блока АЭС в Козлодуе, построенной с помощью СССР, и проект АЭС в Белене – под предлогом, что он «неправильный, дорогой и опасный». Болгары с ним согласились. Но о последствиях такого шага и о том, что импорт электроэнергии будет стоить втридорога, и приведет к росту цен, тогда еще мало кто задумывался.
Однако приватизировавшие энергораспределительные сети и коммунальную сферу иностранные компании работать себе в убыток не собирались. Поэтому повышение расценок на электроэнергию и другие тарифы (тоже связанные с ценой электроэнергии) в Болгарии были неизбежными. А зарплаты, пенсии и другие доходы остались мизерными, болгарскими.
Уровень болгарских зарплат, кстати, соответствует украинским, в болгарской глубинке доходы намного ниже, чем, скажем, в Киеве. Киевская зарплата в 4000 гривен (эквивалент EUR400) в болгарской провинции, пораженной массовой безработицей, кажется несбыточной мечтой. Но платежи за коммунальные услуги по европейским тарифам спокойно могут превышать уровень минимальной пенсии по стране. Как рядовому болгарину выживать в таком случае в своей евроинтегрированной стране, никто не сказал.
Деиндустриализация Болгарии и деградация ее сельского хозяйства зашли намного дальше, чем в Украине. Болгарские черноземы не хуже украинских, а климат в основных земледельческих районах теплее. Однако болгарская агропродукция в рамках ЕС не выдерживает конкуренции с продукцией западноевропейских стран, где дотации фермерам из государственных бюджетов выше. И получается, что в славившейся всегда своими овощами и фруктами Болгарии продаются в супермаркетах голландские помидоры, итальянские персики, польские яблоки. А болгарские фермеры, выращивавшие соответствующую продукцию, разорились; потеряны рабочие места и в сфере переработки агропродукции.
Болгария стремительно пустеет. Города и поселки с брошенными квартирами и полупустыми улицами – типичная картина болгарской глубинки. По некоторым данным, реально по сравнению с годами социализма население Болгарии сократилось более чем в 1,5 раза. Однако чем меньше населения и, соответственно, потребителей коммунальных услуг, тем выше их себестоимость для компаний-коммунальщиков, которую они перекладывают на оставшихся потребителей. Тарифы на водоснабжение, канализацию, вывоз мусора, содержание придомовых территорий в некоторых городах выросли до небес. Вода из крана может обходиться болгарину чуть ли не по цене вина (которое в местных супермаркетах тоже все чаще не болгарское – со вступлением в ЕС виноделие Болгарии деградировало). И при сохранении нынешних тенденций болгарину дешевле принять ванну в шампанском, чем наполнить ее обычной водой из крана. Такая тенденция только способствует опустению болгарской глубинки: жить там, не имея работы и доходов, становится невозможным.
Кое-как влачат существование в Болгарии пока что только курортные регионы, да и то в сезон. Но кризис неизбежно затронет и их. Ведь море в Болгарии холоднее, чем в Греции, Испании и Италии, морской курортный сезон короче, а горы с горнолыжными курортами не столь высоки, как Альпы. Переманить потоки туристов дешевизной обслуживания становится все труднее: в пораженных кризисом Греции и Испании курортно-туристические расценки ниже. Между тем в условиях роста коммунальных тарифов содержание курортной инфраструктуры обходится ее собственникам в копеечку. Кризис неизбежно охватит и курортные регионы, что только увеличит и так высокую безработицу в стране. Судьба Болгарии, обжегшейся на евроинтеграции, должна стать предупреждением для Украины, Грузии и других постсоветских стран, которые смотрят на Евросоюз как на «земной рай».
Однако самое главное следует помнить, что следуя европейским ценностям, на протяжении большей части истории своей государственности, Болгария была враждебна к той самой стране, благодаря которой и появилась на свет.
Своей независимостью и государственностью Болгария всецело обязана России. Но для многих непонятно, как получилось так, что в обеих мировых войнах эта страна была в лагере врагов России. Даже Турция, от которой Россия Болгарию освободила, была в числе прямых врагов России лишь в Первой Мировой войне. Во второй – не решилась. Так что русские освободили болгар от османского ига буквально «себе на голову».
Освобождая Болгарию, Россия рассчитывала создать на Балканах дружественное славянское государство. Русская интеллигенция горячо поддержала освобождение болгар, не обращая внимания на их церковный раскол. Лишь мыслители Константин Леонтьев и Федор Достоевский предупреждали: своими руками Россия выращивает себе на Балканах врага. К ним не прислушались. И все получилось в точности так, как они и предсказывали.
Красноречивый штрих: Россия хотела видеть на Балканах Великую Болгарию, по территории гораздо большую, чем нынешняя. Эту страну планировали «выкроить» из балканских владений Османской империи после поражения последней от России по итогам Сан-Стефанеского мира. Болгария, по мысли русской дипломатии, должна была включать в себя практически всю Македонию (включая ее южную, греческую часть) и большую часть Южной Фракии. Но этому воспротивились другие европейские державы.
Великая Болгария» в границах, соответствующих русским планам 1878 г., все же была образована, но…в 1941 г. – благодаря такому «другу» России как Адольф Гитлер, отдавшему болгарам огромные куски разгромленных и оккупированных с болгарской помощью Югославии и Греции.
И в самое тяжелое для СССР время никакого болгарского антифашистского сопротивления не было. Наоборот, подавляя движение сопротивления на вошедших в состав Болгарии территориях Греции и Югославии, болгарские войска помогали немцам, высвобождая у них значительные силы для переброски на восточный фронт. Лишь в конце 1944 г., поняв, что ставка на Германию обречена, болгары быстро подняли восстание, свергли прогерманские власти и вновь стали «братушками».
Так что ненадежность братьев-славян, каковыми являются для России болгары, налицо. Иного ждать не приходилось. Когда Россия во время войны 1877-1878 гг. освобождала Болгарию, болгары УЖЕ были в расколе с мировым Православием. В 1870 г. они самочинно откололись от Константинопольского патриархата и с подачи султанского правительства провозгласили собственную церковную автокефалию – Болгарский экзархат.
Национализм болгар в то время был направлен против греков – тоже угнетенного народа в составе Османской империи. Вся вина греков была лишь в том, что их духовенство было более образованным и поэтому доминировало. Но болгарское духовенство пошло на поводу у своей либерально-националистической и европейски образованной, а потому и безбожной интеллигенции, на странное преступление – против единства церкви и против будущего своего народа.
Вина греков в расколе с болгарами тоже была. В свое время часть греческого духовенства поддержала создание независимого национального греческого государства, не отдавая себе отчет, что вирусом этнического национализма спустя некоторое время заразятся и другие православные народы Османской империи, включая самый многочисленный (после греков) на тот момент – болгар. Так оно и произошло, стоило заметной прослойке болгар получить образование в европейских университетах. А поскольку единой формой самоорганизации болгар, не имевших на тот момент государственности, была Православная церковь, то раскол был закономерен. На нем настаивали не верующие в Бога болгарские «будители» национального сознания.
Болгарская православная церковь находилась в расколе с мировым Православием с 1870-г. до 1945 г. И все время существования независимого болгарского государства она благословляла болгарские власти на войны и вражду с православными народами – сербами, греками, русскими, румынами. Самым же вероломным было поведение болгар по отношению к соседям-сербам в 1915 г.: Болгария, вступив в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, ударила в тыл Сербской армии. После этого катастрофа Сербской армии была неминуемой.
Пребывая в расколе, Болгарская церковь ничего не видела зазорного в союзе своей страны с неправославными и неславянскими Германией и Турцией. Но и сегодня Болгария по отношению к России – во враждебном лагере. И вместе с теми же Турцией и Германией – член НАТО, военного блока, считающего Россию своим основным врагом. Болгария всячески поддерживала также распад союзной России Югославии.
Не лишне сравнить также судьбу Болгарии с судьбой другой православной страны, которой Россия помогла – Грузии. Здесь различия в судьбе обеих стран, которым пришла на помощь Россия разительны.
Во–первых на момент присоединения к России Грузия уже имела свою государственность, и присоединялась именно на основе Единоверия.
Более того, почему то многие сегодня забывают, что восточная Грузия накануне присоединения к России воевала с могущественнейшей мусульманской державой и фактически победила ее. Речь идет о войне с Ага-Мухаммед-ханом Каджаром. Цель хана-выскочки, ставшего затем ненадолго шахом, была проста - «вернуть Грузию в иранскую империю и заставить грузинского царя (как «одного из ханов», входивших в состав этой империи территорий) признать его шахское достоинство и его власть. Ничего из этого не получилось. Ага- Мухаммед-хан смог лишь разорить Тбилиси (где, кстати, этнические грузины тогда составляли меньшинство населения – город в то время был преимущественно армянско-мусульманским) – но не смог захватить страну и лишить власти законного царя Ираклия второго и посадить своего ставленника. Спустя 17 лет Наполеон тоже захватил и разорил Москву. И что? Победил он Россию? Точно также «победил» Ага-Мухаммед- хан Грузию. Ираклий Второй Ага-Мухаммед-хана шахом не признал, мир с ним не заключил, в подданство не вернулся.
Накануне повторного похода на Грузию Ага-Мухаммед был убит. Грузия, несмотря на огромные жертвы, отстояла свою государственность и Православную веру, но было очевидно, что дальше пред лицом могущественных иноверных соседей их сохранить будет невозможно. В итоге Картли-Кахети вступила в состав Российской Империи в качестве СУВЕРЕННОГО царства при полном согласии всего грузинского народа, который признал Православных российских императоров своими ЗАКОННЫМИ государями и принес им присягу. За мятежными царевичами , делавшими ставку на мусульманских соседей, несмотря на все их старания, грузинский народ не пошел.
Получается парадокс. Русские вроде были «лишили» грузин государственности – и те им потом два столетия были братьями. Враждовать стали лишь тогда, когда Грузия вновь государственность обрела. Болгарам, лишенным свыше 500 лет какого либо государства, русские государственность «подарили» – и сразу же стали им врагами.
Но реально ничего в этом странного не было. Грузинскому народу на тот момент была дороже собственной государственности Православная вера. Грузины понимали, что собственные цари (которые до Ираклия Второго и отца его Теймураза Второго на протяжении почти столетия вынуждены были принимать ислам, чтобы сохранить власть) в отличие от могущественного русского императора вряд ли смогут противостоять иноверной экспансии. А болгарам, особенно из интеллигенции, увы, была дорога «европеизация» и «национальная идея» и ради нее они еще накануне освобождения пренебрегли единством Православия.
Россия – Православная Страна – это для грузинского народа и большей части грузинской элиты двести с лишним лет назад было главным. Никакие «европейские ценности» грузинскую элиту и тем более грузинский народ в те времена не интересовали и интересовать не могли как нечто чуждое (в отличие от бо лгарской интеллигенции, которая приветствовала славян-братушек именно как «европейцев», освобождающих их» от «азиатской тирании». Когда на место евройпейцев-русских пришли «еще более европейские европейцы» - немцы – болгарская элита легко переметнулась в их лагерь.
Все время существования в рамках единой империи и единого государства братство грузинского и русского народов было незыблемым, даже несмотря на отдельные «националистские» поползновения европеизированной интеллигенции. До вражды же наши страны и народы дошли, когда стали ориентироваться на запад и западных ценности. В Грузии вообще одно время началось самое настоящее «евробесие». Покойный грузинский премьер Жвания даже изрек фразу «я грузин, следовательно, я европеец».
К счастью, от «европейской болезни» грузинский народ постепенно начинает излечиваться, чего, к сожалению, не скажешь о болгарском.
Исходя из истории болгарского церковного раскола и геополитической роли Болгарии в противостоянии Запада и России, также становится понятным, почему Запад так поддерживает проект церковного автокефального раскола в других постсоветских государствах, в частности, в Украине. Напомним, что откалывалась болгарская церковь не от Русской православной церкви, а от греческого Константинопольского патриархата. И изначально антирусских настроений даже среди самых больших болгарских маргиналов не было и в помине. Наоборот, простой народ буквально боготворил русских, болгары десятилетиями вспоминали с теплотой и благодарностью «братушек»-освободителей. Тем не менее, факт остается фактом: находящаяся в церковном расколе Болгария стала злейшим врагом России на целые десятилетия.
Верность Грузии Православию - иммунитет для страны и ее народа против повторения печального опыта Болгарии.
Владимир ЦХВЕДИАНИ, главный редактор журнала "Комментарии" ( Украина) Подписной индекс журнала "Комментарии" в ДП "Преса" (Украина) - 22821
Фото: с помощью Google Просмотров: 3560
|