Лагодехи. Impressions-2013
Автор: Петр Згонников |
Добавлено: 05.06.2013 |
|
|
Лвгодехи. Май 2013 года. В горах - снег |
Первое впечатление: холодно. 29 мая, мы нырнули из знойного северного Харькова в прохладное тело старого Боинга, чтобы к концу дня оказаться в холодном, до дрожи в теле, Лагодехи.
Наше такси взобралось на перевал Цив-Гомборского хребта, и впереди, сквозь синюю дымку Алазанской долины, прорезались покрытые снегом горы.
Пару дней назад, рассказал водитель, сталась непогода. Обрушилась бурей на кахетинские города и села, просыпалась убойным градом в окрестностях Гурджаани, забелила майским снегом дагестанские горы.
|
Речка украшена кустами дикой ромашки |
За разговором о том-сём через два часа езды мы въехали в Лагодехи.
Город на месте. Такого Лагодехи, на стыке весны и лета, я не видел более 40 лет, и тем жаднее вглядывался в окружающее, пытаясь отыскать знакомые с детства картинки весенней природы. Город – такой же, каким я оставил его в свое последнее посещение в декабре прошлого года. Впечатление, что время здесь стояло на месте эти полгода, хотя, как показали последующие дни, кое-какие перемены в облике городка появились.
Такой же маленький и уютный, Лагодехи продолжает здравствовать на подошве прекрасных гор. Умытых густыми дождями и укрытых покрывалом яркой, кричащей молодостью зелени. Две тысячи тринадцатая от Рождества Христова Весна все еще властвует на пространстве Лагодехи, наполняя воздух ароматами цветов и горной свежести.
Цветут плетистые розы, гигантскими шапками разного цвета – от белого до темно-бордового - нависая над заборами и воротами частных домов. Роз немало в Лагодехи, но особенно много в Нинигори, ближнем к Лагодехи первопоселенческом селе Михайловке, переименованного затем в память о красном командире в Буденовку, и наконец - в Нинигори.
Цветет ежевика, трехметровой высоты кустарниками застилая свободные полянки в лесу и на речке. Раздирая сплетения старых веток, рвутся на волю молодые, толстые, похожие на молочай ее молодые побеги.
|
Лагодехи. Розы и гортензия |
|
Помидоры из Кабали. Кабальцы кормят овощами половину Грузии |
Еще неделя-две и вспыхнет шарами необъятного диаметра гортензии – белые, голубые, розовые.
В садиках между домами и улицей, перед домами выбросила стрелы цветоносов юкка, облепив их белыми, с кремовым оттенком, цветами.
Базар завален майской черешней. Вкусная, на мой вкус, много лучше знаменитой в Украине мелитопольской. Есть выбор: темно-красная, розовая и белая. Цена около трех лари, что чуть меньше двух долларов ( 1 доллар – 1.62 лари).
Трасса от Тбилиси до Лагодехи завалена помидорами. Помидоры лагодехские, вернее, кабальские – их села Кабали Лагодехского района. Кабальцы снабжают овощами не менее половины Грузии, вторую, узнал я, обеспечивают марнеульцы. Помидоры вкусом - сказочные, несмотря на то, что тепличные. Можно представить, какая вкуснотища ждет томатофилов летом, когда пойдут грунтовые. Как и зимой (см. Цены в Лагодехи), отметили с женой, что местные овощи и фрукты очень сочны и вкусны.
|
Майская черешня |
Здесь рано встается. Ранним-преранним утром, чуть забрезжи рассвет, я просыпаюсь и, напялив кроссовки-шорты-майку, отправляюсь в заповедник. Иду до леса под неумолчное птичье пение, которое в лесу переходит в настоящий симфонический концерт. Не знаю, как лагодехские пернатые называют меж собой свои утренние спевы, но это настолько радостная и мощная ода жизни, что уходить из этого леса- не хочется.
Лес – живой. Вот парень, под два метра ростом, с огромным рюкзаком за спиной, бодрым шагом направляется наверх, к горам. Вилли, одессит, лет под двадцать пять. Отчаянный хлопчик! Недавно в одиночку сходил на Эльбрус, прослышал о Лагодехи, захотел увидеть своими глазами.
В кустах треск сухого дерева. Пожилой человек, седой и сморщенный, собирает хворост. Его понять можно: пенсия под 75 долларов, лето пройдет быстро, и снова придет промозглая, по-лагодехски влажная и мокрая зима.
|
Ингеборда приехала в Лагодехи из Бонна |
На следующй день встречаю немку. Ингеборда из Бонна. Неспешно идет по дороге, ведущей к Шромскому водоаду, пощелкивает фотоаппартом, который по размерам ненамного уступает рюкзаку Вилли. Беседуем. Ей нравится лагодехская природа, она не жалеет, что проделала столь длиныый путь из бывшей столицы Германии до нашего городка.
Еще день – и новая встреча на лесной тропе. Лукас из Польши, направляется на Озеро Черных скал. В одиночку, рюкзак как у Вилли, только общаемся мы не на русском , а на английском.
Лес мокр. Под ногами раскисшие от воды, слипшиеся меж собой прошлогодние листья, лужицы небесной влаги, пятна обильного мха по обочинам, увитые плющом деревья и поросшие им же участки земли.
|
Лукас из Польши:"Иду на Озеро Черных скал!" |
В сухих, прогретых солнцем местах, густыми ковриками растут похожие на землянику ярко-красные ягоды – местные называют их змеиной земляникой и считают страшно ядовитыми. Эта ложная земляника в текущем году отличается особой агрессивностью спустилась из лесу на верхние улицы Лагодехи, чем доставляет немало беспокойства мамам и бабушкам гуляющих на улице малышей.
Одинокий ландыш, пахучий как духи, примостился на холмике, обрывающемся в шумящую рядом речку. Среди светлых¸ обкатанных водой валунах и гальки, бело-зелеными шарами растут ромашки. Один куст оседлал смотрящие в небо корни вывернутого селем дерева.
На выходе из леса встречаю ровесника, друга детских лет Рафика. Уже пошли грибы, говорит Рафик, и показывает их: белые, маслята… «Хочешь», - протягивает пакет с грибами. «Спасибо, Рафо, ты собирал – оставь себе». Рафика в Лагодехи зовут «Рафик-маляр». Он спец в покраске автомобилей. Жизнь в Лагодехи тяжела, работы постоянной нет. «Может, тебе покрасить чего?..» - спрашивает он. «Спасибо, друг, подумаю», - прощаюсь я.
|
Рафик-маляр - заядлый грибник |
В городке засилье дроздов. Черные птицы с желтыми клювами. Скачут по улицам как лошади. Одно время они исчезли, к чему приложили руку и свои мелкокалиберки и воздушки любители нежного дроздьего мяса. Секрет до банальности прост: запретили их отстрел. Штраф в 500 лари (350 долларов) – мера крайне жестокая. А особеннов стране с зарплатой под 80 долларов и угнетающе высокой безработицей. Но – эффективная. Вот птички – певучие, красивые, шустрые – и стали поглядывать на человека свысока, осваивая его улицы и сады.
Вспомнил в связи с дроздами Костю Надирашвили, нашего земляка, большую часть своей жизни отдавшего работе на радиостанции "Свобода" в Мюнхене. Порядок на Западе, рассказывал он, держится на страхе, там все знают – обязательно найдут и обязательно накажут. И я не раз, задумываясь о природе человека¸ приходил к подобным выводам: все мы,
|
Дрозд на улице Важа Пшавела (бывшая 26 комиссаров) |
русские, грузины, немцы - в этом одинаковы : шалим до тех пор, пока нам не дадут по рукам.
А что народ после смены власти? Народ в большинстве своем продолжает жить в долг - в магазинах по-прежнему ведут долговые тетради. Был свидетелем нервного диалога в магазине между женщиной-покупателем и продавцом. Удивительным было то, что речь шла не о продуктах питания - о мобильном телефоне. Стоил он довольно немало, и я в очередной раз подумал о наднациональном сходстве людей – что в Харькове, где я живу, что в Лагодехи люди кредитуются под дорогие мобилки и вещи ну совсем не первой нелобходимости. «Сейчас и здесь» Фрейда не смогли выкорчевать из людей ни революции (Октябрьская, Роз, Оранжевая), ни отсутствие денег. Браво, Зигмунд!
На вопрос о переменах после прошлогодней смены власти люди отвечают, как правило, кратко: "Чуть лучше"!», что внушает толику оптимизма. Ресурс доверия у населения к новой власти не исчерпан, простые люди уверены, что жизнь наладилась бы быстрее, если бы в стране не существовало двух команд у власти - старой и новой.
Лагодехи понемногу строится, что меня порадовало. Любая новостройка для городка, подобного Лагодехи, - событие. О новостройках Лагодехи напишу в ближайшее время.
Пока же пошел за водой. Краны сухие, все пять дней, что мы здесь. От многолетнего непорядка с водой народ сильно раздражен.
Благо, у меня под рукой уличный ручей- для технических целей, а питьевую воду можно купить в магазине.
Фото: автора
Просмотров: 3875
|