Святая Нино и судьба современной Грузии
Автор: Владимир Цхведиани |
Добавлено: 28.05.2013 |
|
Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у него. Я же буду тебе Покровительница» (Православный календарь)
|
Святая Нино, Просветительница Грузии |
В наш рационалистический и пытающийся все объяснить век существование Грузии должно быть вообще загадкой и чудом. Как непонятным представляется вопрос, отчего страна, в которой в последние годы проводились такие нужные, казалось бы, реформы, как реальная и беспрецедентная по эффективности и масштабам среди стран бывшего Союза борьба с коррупцией, сказала «нет» свои реформаторам на парламентских выборах прошлого года.
Начнем с первого, с чуда обращения в Христианство. Ну ладно, современный человек понимает, как крестил Русь святой равноапостольный князь Владимир. Все таки он князь, ему возражать трудно. Но просветительница Грузии святая Нино?... Молоденькая девушка. С крестом из виноградной лозы. Пришла одна в совершено незнакомую страну. Пришла туда, куда боялись соваться римские полководцы с их прославленными легионами…
Представьте себе, киевская (тбилисская, лагодехская) семиклассница идет проповедовать в горы Афганистана – и страна обращается ко Христу. Это трудно себе представить – но именно подобное чудо имело место с Грузией.
Грузия или Иверия по древнему благочестивому преданию, на которое ссылается Стефан Святотворец, есть удел Пренепорочной Божьей Матери, то есть удел Девы. Уделом же, уточню, в старину называлось некая область, земля, страна, выделенная под опеку и управление кому-то, а также участь, судьба. А раз так, то по промыслу Божьему Иверия должна была стать местом, где проповедовать Евангелие Ее Сына должна была дева (девушка) и обращение людей в христианство должно было стать смыслом и целью ее жизни - судьбой.
Так и произошло. Пришла в Иверию в 4-ом столетии нашей эры юная девушка Нина из Каппадокии и принесла иберам истинную веру.
В последующие века здоровенные, сильные и смелые мужчины с огромными армиями огнем и мечом не раз пытались грузинский народ от Православия отвратить. И это им не удалось. Попытки предпринимались отчаянные и жестокие, и все безрезультатно.
Отсюда следует вывод: если с человеком Бог, то каким бы этот человек физически слабым не был – победа все равно будет за ним. Пусть не в этой жизни – но в вечности.
Грузины, будучи в то время язычниками, увидев, как беззаветно, с какой неистовой верой и самоотречением посвятила себя служению Богу молодая, беззащитная девушка, прониклись к ней огромным уважением и почтением. Приняв же истинную веру от этой слабой девушки – сохранили ее до сегодняшних дней.
Исторический путь Грузинской Церкви, пишет архимандрит Рафаил (Карелин), - есть путь мученический, это многовековой путь борьбы за Православие с языческим и мусульманским миром. И история Грузии, неразрывно связанной с Православием, есть книга, написанная кровью страстотерпцев и слезами преподобных, освещенная багровым пламенем пожарищ и ослепительными молниями битв.
Были времена, когда Грузия представляла собой остров среди бушующего моря иноверного мира, и порой казалось, что она вот-вот безвозвратно будет поглощена свирепой пучиной. Но этого не происходило, так как милость Царицы Небесной всегда была с православной Грузией – и страна поднималась вновь и вновь.
Великие империи гуннов, хазар и монголов исчезли с лица земли; о многих народах, существовавших прежде, мы знаем только по какой-нибудь истертой надписи на камне или случайно найденной монете; были народы и племена, что ушли, не оставив даже следа в анналах истории. А Грузия, отразив бури веков, сохранила как сердце свое — имя Христа, как душу свою — Православие.
Разве это не чудо?
Иными словами, Грузия оставалась Грузией, пока Православие оставалось истинной и непреходящей ценностью для грузинского народа. Впрочем, как и для народа русского. Отец любой смуты – дьявол, и когда он начинает брать верх, то народы отходят от истинной Веры, что практически с неизбежностью приводит к вражде и конфликтам между ними. Однако стоит им снова обратиться ко Христу и Православию, как все различия и разногласия становятся мелкими и не стоящими внимания.
События последних лет в Грузии – тому подтверждение. Сегодня на наших глазах происходит крах навязанных извне Грузии так называемых «западных» и «европейских» ценностей. А христианские ценности по-прежнему остаются эталоном, к которому большинство грузин стремятся.
И здесь невольно спрашиваешь: если «западные» ценности так хороши, почему тогда многие грузины категорически отказываются их принимать? И почему христианские ценности, принесенные в Грузию святой Нино, до сих пор для грузина являются основополагающими? Ответ прост: все дело в их носителях.
От носителей ценностей во многом зависит, как эти ценности будут восприняты. Во времена той же святой Нино носители этих самых христианских ценностей подчиняли им целые страны и народы своим образом жизни: жертвенностью, аскетизмом, самоотречением, борьбой со своими пороками и страстями, жизнью не для себя, а для других...
На примере святой Нино мы видим, что победу христианства и его распространение утверждали люди, которых иначе, как святыми, назвать нельзя. И даже их физическая слабость, испытываемые ими гонения и лишения, противостоящие им толпы, одержимые ложными ценностями и предрассудками, многочисленные враги и противники были только на пользу тому делу, которому они служили. Собственно, они поступали, следуя примеру своего Учителя, Сына Божьего Христа.
Зная о множественных случаях такого самоотречения христианских подвижников, становится понятным, почему Православная церковь, сохранившая христианские ценности и догматы в первоначальной чистоте, пользуется в современной Грузии из всех социальных институтов наибольшим авторитетом.
Да, отдельные православные могут иметь определенные человеческие слабости. Но ведь образцами для подражания являются не они, а святые, подвижники, мученики. На них и «равняются» верующие. С такими «носителями ценностей», которые были в истории Грузии, можно с уверенностью сказать, что Православная церковь просуществует в Грузии до скончания веков и «врата ада не одолеют ее».
Посмотрим теперь с таких же позиций на последние события в Грузии. Почему потерпели крах сторонники «западного пути»? Почему грузины отказались идти за теми, кто обещал ввести их в сады западного благополучия и в храмы европейских ценностей? Ведь никто, по идее, не должен был возражать против того, чтобы стать богатым и счастливым. А возражали, почему и потерпели… И это - несмотря на фантастические размеры помощи со стороны США, Европы, НАТО, от всяческих западных фондов и бесчисленных соросов.
Ответ для меня очевиден: грузины не увидели в носителях западных ценностей людей, которых можно было хотя бы рядом поставить с известными им эталонами святости. И сложилась кажущаяся, на первый взгляд, парадоксом ситуация: вся совокупность титанических усилий сторонников западного пути для Грузии, подкрепленная поддержкой крупнейших стран мира и немалыми финансами, уступили место одной слабой девушке, которой нет на этом свете уже почти 17 веков – святой Нино.
После этого удивляться тому, что грузины до сих пор верны Православию, а сторонников «европейских ценностей» при первой же возможности «прокатили» на выборах, несмотря на все их благие, казалось бы, намерения, не приходится.
Фото: с помощью Google Просмотров: 4149
|