Людвига Млокосевич. Жизнь и дела. Часть 7. Государство Млокосевича
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 31.10.2012 |
|
|
Дом Людвига Млокосевича в Лагодехи |
Поселились в самой северной части слободки, в том месте, где 2-ая слободская улица (в будущем- улица 26 комиссаров, сейчас - Важа Пшавела) переходила в дорогу, ведущую в ущелье. В сотне метров от русла речки Хочал-ор (Лагодехисхеви), в полукилометре - от полковой казармы.
Здесь бывший офицер построил деревянный одноэтажный дом, - прямоугольное, удлиненное здание с двускатной, крытой дранкой, крышей. Со временем пристроил к нему еще один дом - получилось нечто вроде огромной буквы "Г" с равными сторонами.
Вернулся в Лагодехи Млокосевич не один. Привёз с собой из Воронежа жену Анну, украинку, казачку из обедневшего дворянского рода. Официального брака с ней не заключал, что не помешало им прожить длинную жизнь.
Кем была эта безропотная, удивительная в своей самоотверженности женщина, последовавшая за любимым на край земли?
В 80-ых годах 20 века, когда я начал собирать сведения о Л.Ф.Млокосевиче, никто из лагодехцев ее уже не помнил. Известно только, что она родила ему 11 детей и страдала всю жизнь от безденежья. Иногда пеняя мужу на его непрактичность. Когда он поехал в Варшаву за частью наследства, оставшегося после смерти матери, то растратил на
|
Дом Млокосевича находился в ста метрах от речки Хочал-ор (Лагодехисхеви) |
поездку по Европе все деньги, возвратившись в Лагодехи без копейки. На оставшиеся крохи накупил конфет и безделушек, которые раздарил по приезде лагодехской ребятне.
Во время этой поездки он посетил многие европейские столицы и побывал в Алжире. По возвращении в свой лагодехский дом сказал с порога жене фразу, ставшую достоянием скромного местного фольклора: « Мир велик и интересен, но лучше всего живется в Лагодехах!». Фраза запомнилась. Русские лагодехцы моих дней, подчеркивая свою влюбленность в Лагодехи, обычно говорили: «Нет на свете места, лучше нашего Лагодеха». С этой фразы, слышимой с детства от родителей, начиналась история любви сотен и тысяч русских детей к ставшей им местом рождения лагодехской земле.
Дом Млокосевичей находился в самой дальней части слободки, в сотне метров от подножья Монастырской горы, названной так русскими поселенцами по расположенной на ней древней грузинской церкви. Сегодня на месте усадьбы Млокосевича, занимавшей в те времена около 10 гектаров, находятся последние дома улиц Важа Пшавела, Пушкинской и Свободы, советской постройки турбаза «Кавкасиони» и стадион.
В Лагодехи бывший житель Варшавы жил жизнью обычного крестьянина. Разводил сады, держал пасеку и огород, выращивал табак и виноград, занимался выкормкой шелковичных червей. По двору бегали куры и гуси, в хозяйстве держались лошади, коровы и козы. Большое хозяйство было не только жизненной необходимостью, способом выживания растушей из года в год семьи, но и попыткой воплощения в жизнь посутулатов его идейных кумиров - Жана Жака Руссо и Льва Толстого.
|
Людвиг Млокосевич был поклонником идей философа Жана Жака Руссо |
Сторонник руссоистской идеи о развращающем влиянии на человека городов, он спрятался от цивилизации в забытом Творцом уголке Кавказа, сделав свою семью объектом апробации идей женевского философа. Убежденный атеист, он сделал своим Богом Природу. И к своей вере, к своей любви к природе приобщал с малых лет детей, приучал их к мысли, что и они сами, и все люди, как и птицы, и животные, являются частью природной среды, от чего обязаны жить в этой среде и по ее правилам. Чтобы привить детям любовь к природе, он устроил при своей усадьбе особый учебный садик с различными растениями, зверями, птицами и насекомыми. После гроз отправлялся с детьми в лес, где они отыскивали покалеченных стихией птиц и животных и выхаживали их потом дома. Одомашнивали диких птиц, прилагая к этому любовь и терпение, обучали их человеческому языку.
Здесь, окруженный многочисленным потомством, он старался не покидать ворот своей обители. До минимума свёл контакты с обществом, появляясь в слободке только в силу острой необходимости. Детей в школу не отдавал, считая, что она испортит их. Сам был им учителем в языках, математике и естествознании. Верил в силу разума, в науку. Отрицая Бога, не посещал в Лагодехах ни православной церкви, ни польского костёла.
Считал человека частью природной среды, социальные институты относил к числу неестественных и как мог игнорировал их. Жил в незарегистрированном браке с женой, более того, не оформлял свидетельств о рождении детей. Когда старшая дочь выходила замуж, это составило серьезное препятствие к регистрации ее брака, и только настойчивость друзей, заставивших Людвига совершить все формальности, необходимые для получения мептрик, позволили разрешить ситуацию. В еще более сложном положении он оказался, когда к концу его жизни встал вопрос о праве собственности на дом, в котором он проживал: чей это дом – Млокосевича или государства? Если бы не вмешательство главы местной администрации Медведева, знавшего Млокосевича как кристально честного человека, тот бы на старости лет остался без жилья.
Протест против разного рода социальных требований принимал иногда анекдотические формы. Однажды долго искали метрику одного из детей, пока не оказалось, что ею была накрыта баночка с вареньем.
Другим кумиром Млокосевича был социальный бунтарь, отпавший от православной церкви русский мыслитель и писатель Лев Толстой. Его идеи о непротивлении злу насилием, неприятии эксплуатации человека человеком, осуждении церковного христианства и противопоставлении ему философии вселенской любви оказались близки уму и сердцу лагодехского отшельника. Млокосевич, мягкий, сострадательный от природы человек, с самого детства инстинктивно бежал из порождающего агрессию социума в мир природы, в котором объектом контактов являются не склонные к насилию люди, а естественные порождения – животные и растения.
|
Русский писатель и мыслитель Лев Толстой - один из идейных кумиров Людвига Млокосевича |
Идеи Толстого подошли к натуре Млокосевича как ключ к замку. И когда в России толстовство только начало получать свое практическое воплощение в форме толстовских общин, на усадьбе Млокосевичао основные постулаты толстовства реализовывались уже не первый год.
Глава семьи и его домочадцы « в поте лица своего» добывали себе хлеб, исключая всякий наемный труд. У каждого в семье, от мала до велика, были свои, соразмерно силам и способностям, обязанности. Все были равны между собой, никто не принуждал друг друга силой к каким-либо действиям, принимались только просьбы и разумные аргументы. В отношениях царили любовь, здоровые заботились и помогали больным, старшие – младшим. В детях Млокосевич воспитывал сочувствие и сострадательность, внимательное отношение к другим людям, готовность к помощи и бескорыстие, подкрепляя уроки человеколюбия собственнывми примерами.
Целыми днями Людвиг Млокосевич и члены его семьи пропадали среди природы, в которой глава семьи видел «гарантию душевной чистоты». Жизнь в этом изолированном от общества «государстве» протекала по своим законам, и тем, кто попадал в этот мир, с восхищением рассказывали об увиденной ими семейной идиллии.
Научный сотрудник Ботанического Сада Императорского Юрьевского Университета Болеслав Гриневецкий, посетивший Млокосевича в Лагодехах в 1900 году, писал в своих воспоминаниях: «Среди собравшейся за столом семьи бегали собачки, по плечам и столу прыгали прирученные птицы, а одна из прирученных галок, передразнивая младшего сынка, орала время от времени «Папаша!». Если кто из собеседников хотел напиться воды, то брал со стола кувшин или стакан и шел к подножью большой липы, откуда пробивался источник чистой воды. Если хотел кто-то умыться или помыть руки, то направлялся к берегу потока, куда все мужчины ходили каждое утро. Над другим ручьем, огибающим домовладение, было специальное место, предназначенное для женщин. Со смехом хозяин мне рассказывал, что как-то его барышни прибежали с криком и полураздетые: на то место, где они обычно купались, явился медведь – попить воды».
Читая эти строки, кажется, будто Млокосевич для устройства жизни своего семейства «на природе» в качестве практического пособия использовал Седьмую книгу из "Одиссеи" Гомера с описанием сада царя Алкиноя - так удивительны некоторые совпадения.
«Два там источника были: один обтекал, извиваясь,
Сад, а другой перед самым порогом царева жилища
Светлою струёю, и граждане в чем черпали воду».
|
По территории бывшего "государства Млокосевича" ныне лагодехцы ходят в лес |
« … Что-то в нем было от Ж.Ж.Руссо, - пишет далее о Млокосевиче Б.Гриневецкий, - этого воюющего с обществом и с самим собой великого поклонника природы, который чувствовал себя счастливым, собирая растения на отдаленных прогулках и в поездках и который говорил о себе: «Когда собираю растения, я не могу себя чувствовать несчастным»..
Необычный уклад жизни образованного европейца, заточившего себя и свою семью в предгорьях Кавказа, и те успехи в науке, что сделали его к концу 19 века известным в России и в Европе натуралистом, превратят Млокосевича в легендарную личность, сравнимую по значимости для Кавказа с фигурой папы римского для Рима.
Он воспитал из своих детей прекрасных, добрых, честных и светлых людей - идеальных граждан, увы, несуществующего идеального общества. Такое воспитание имело, к несчастью, оборотную сторону. Дети Млокосевича, повзрослев, вступали в большой мир неопытными, беззащитными перед подлостью и коварством людьми. И потом долго искали свою нишу в жизни. Отгораживаясь от злых и окружая себя подобными себе. Не случайно жизненная стезя практически всех детей Млокосевича была так или иначе
|
Сегодня на месте бывших сада и пасеки Млокосевича расположена база отдыха Федерации футбола Грузии |
связана с природой, с миром, где общение с людьми сведено до минимума - они, как и их отец, максимально отгораживались от общества.
Социальный утопизм Млокосевича давал неожиданные плоды - от курьезных до драматических.
Во время поездки в Польшу его неприятно поразила реакция знатных родственников, которые сочли проявлением дурного тона то, что он подал руку старому, знакомому с детства лакею.
Равное ко всем людям, независимо от их национальности, должности и достатка, отношение составляло основу жизненной философии Млокосевича. В его доме часто останавливались простые аварцы, дружбой с которыми он очень дорожил. Спустя 80 лет после смерти Млокосевича я стал свидетелем отблесков той дружбы. Потомки аварских кунаков Млокосевича в дагестанском ауле Чородав Млокосевича установили ему в горах памятную плиту. Долго, долго, в деталях они пересказывали знакомые им с детства рассказы своих дедов и отцов об их друге из Лагодех.
А от государства Млокосевича в Лагодехи почти ничего не осталось. Разве с десяток экзотических деревьев, что росли вокруг его усадьбы... Ни дома, ни хозяйственных построек, ни памятной таблички - пустырь, чеерез который проходит тропа из города в лес. На месте фруктового сада и пасеки - здание бывшей советской турбазы "Кавкасиони", отданная Федерации грузинского футбола и недавно неплохо отремонтированная.
Местные жители, услышав неместную фамилию "Млокосевич", в большинстве своем непонимающе пожимают плечами.
Фото: автора и с помощью Google Просмотров: 4116
|