მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2117424
Просмотров: 2334801
Статей в базе: 719
Комментариев: 4652
Человек на сайте: 34







Людвига Млокосевич. Жизнь и дела. Часть 7. Государство Млокосевича

Автор: Пётр Згонников

Добавлено: 31.10.2012

B-Mlokosiewitch-House
 Дом Людвига Млокосевича в Лагодехи

Поселились в самой северной части слободки, в том месте, где  2-ая слободская улица (в будущем- улица 26 комиссаров, сейчас - Важа Пшавела) переходила в дорогу, ведущую в ущелье. В сотне метров от русла речки Хочал-ор (Лагодехисхеви), в полукилометре - от полковой казармы.

Здесь бывший офицер построил деревянный  одноэтажный дом, - прямоугольное, удлиненное здание с двускатной, крытой дранкой, крышей. Со временем пристроил к нему еще один дом  - получилось нечто вроде огромной буквы "Г" с равными сторонами.

Вернулся  в Лагодехи Млокосевич не один. Привёз с собой из Воронежа жену Анну, украинку, казачку из обедневшего дворянского рода.  Официального брака с ней не заключал, что не помешало им прожить длинную жизнь.

Кем была  эта безропотная, удивительная в своей самоотверженности женщина, последовавшая за любимым на край земли?

В 80-ых годах 20 века, когда я  начал  собирать сведения о Л.Ф.Млокосевиче, никто из лагодехцев ее уже не помнил.  Известно только, что она  родила ему 11 детей и страдала всю жизнь от безденежья. Иногда пеняя мужу на его непрактичность. Когда он поехал в Варшаву за частью наследства, оставшегося после смерти матери, то растратил на

B-reka-Lagodekhi
 Дом Млокосевича находился в ста метрах от речки Хочал-ор (Лагодехисхеви)

поездку по Европе  все деньги, возвратившись  в Лагодехи без копейки. На оставшиеся крохи накупил конфет и безделушек, которые раздарил по приезде лагодехской ребятне.

Во время  этой  поездки он посетил многие европейские столицы и побывал в Алжире. По возвращении  в свой лагодехский  дом сказал с порога жене фразу, ставшую достоянием скромного местного фольклора: « Мир велик и интересен, но лучше всего живется в Лагодехах!». Фраза запомнилась. Русские лагодехцы моих дней, подчеркивая  свою влюбленность в Лагодехи, обычно говорили:  «Нет на свете места, лучше нашего Лагодеха». С этой фразы,  слышимой с детства от родителей, начиналась история любви сотен и тысяч русских детей к ставшей им местом рождения лагодехской земле.

Дом Млокосевичей находился  в  самой дальней части слободки, в сотне метров от подножья Монастырской горы, названной так русскими поселенцами по расположенной на ней древней грузинской церкви.   Сегодня на месте  усадьбы Млокосевича, занимавшей в те времена около 10 гектаров, находятся последние дома улиц Важа Пшавела, Пушкинской и Свободы,  советской постройки турбаза «Кавкасиони» и стадион.

В Лагодехи бывший житель Варшавы  жил жизнью обычного крестьянина. Разводил сады, держал пасеку и огород, выращивал табак и виноград, занимался выкормкой шелковичных червей. По двору бегали куры и гуси,  в хозяйстве держались лошади,  коровы и козы. Большое хозяйство было не только жизненной необходимостью, способом выживания растушей из года в год семьи, но и  попыткой воплощения в жизнь посутулатов его идейных кумиров - Жана Жака Руссо и Льва Толстого.

B-Russo
 Людвиг Млокосевич был поклонником идей философа Жана Жака Руссо 

Сторонник руссоистской идеи о развращающем влиянии на человека городов, он спрятался от цивилизации в забытом Творцом уголке Кавказа, сделав свою семью объектом апробации идей женевского философа.      Убежденный  атеист,  он сделал своим Богом  Природу. И к своей вере, к своей любви к природе приобщал с малых лет детей, приучал их к мысли, что и они сами, и все люди, как и птицы, и животные, являются частью природной среды, от чего обязаны жить в этой среде и по ее правилам. Чтобы  привить детям любовь к природе,  он устроил при своей  усадьбе  особый учебный садик с различными растениями, зверями, птицами и насекомыми.  После гроз отправлялся с детьми  в лес,  где они отыскивали  покалеченных стихией птиц и животных и выхаживали  их потом  дома. Одомашнивали диких птиц, прилагая к этому любовь и терпение, обучали их человеческому языку. 

Здесь, окруженный многочисленным потомством, он старался не покидать ворот  своей обители. До минимума свёл контакты с обществом, появляясь в слободке только в силу острой  необходимости.  Детей в школу не отдавал, считая, что она испортит их. Сам был им учителем в языках, математике и естествознании. Верил в силу разума, в науку. Отрицая Бога,  не посещал в Лагодехах ни православной церкви, ни польского костёла.

Считал человека  частью природной среды,  социальные институты  относил к числу неестественных и как мог игнорировал их. Жил в незарегистрированном браке с женой, более того, не оформлял свидетельств о рождении  детей. Когда старшая дочь выходила замуж, это составило серьезное препятствие к регистрации ее брака, и только настойчивость друзей, заставивших Людвига совершить все формальности, необходимые для получения мептрик, позволили разрешить ситуацию. В еще более сложном положении он оказался, когда к концу его жизни  встал вопрос о праве собственности на дом, в котором он проживал: чей это дом – Млокосевича или государства?  Если бы не вмешательство главы местной администрации Медведева, знавшего Млокосевича как кристально честного  человека, тот бы на старости  лет остался без жилья.

Протест против разного рода социальных требований принимал иногда анекдотические формы. Однажды долго искали  метрику одного из детей, пока не  оказалось, что ею была накрыта баночка с вареньем.

Другим кумиром Млокосевича  был социальный бунтарь, отпавший от православной церкви русский мыслитель и  писатель Лев Толстой. Его идеи о  непротивлении злу  насилием, неприятии  эксплуатации человека человеком, осуждении церковного христианства и противопоставлении  ему философии вселенской любви оказались  близки уму и сердцу лагодехского отшельника.    Млокосевич, мягкий, сострадательный от  природы человек,  с самого детства инстинктивно бежал из порождающего агрессию социума в мир природы,    в котором объектом контактов являются не склонные к насилию люди, а естественные порождения  – животные и растения.

B-Tolstoy-Lev
 Русский писатель и мыслитель Лев Толстой - один из идейных кумиров Людвига Млокосевича 

Идеи Толстого подошли к натуре Млокосевича  как ключ к замку. И когда в России толстовство только начало получать свое практическое воплощение в форме толстовских общин, на усадьбе Млокосевичао основные постулаты толстовства реализовывались  уже не первый год.

Глава семьи и его домочадцы  « в поте лица своего» добывали себе  хлеб, исключая всякий наемный труд. У каждого в семье, от мала до велика, были свои, соразмерно  силам и способностям, обязанности. Все были равны между собой, никто не принуждал друг друга  силой к каким-либо действиям, принимались только просьбы и  разумные  аргументы. В отношениях царили любовь, здоровые заботились и помогали больным, старшие – младшим.  В детях Млокосевич воспитывал сочувствие и сострадательность, внимательное отношение к другим людям, готовность к помощи и бескорыстие,  подкрепляя уроки человеколюбия собственнывми примерами.

Целыми днями Людвиг Млокосевич и члены его семьи пропадали среди природы, в которой глава семьи видел «гарантию душевной чистоты».  Жизнь в этом изолированном от общества «государстве» протекала по своим законам, и тем, кто попадал в этот мир, с восхищением рассказывали  об увиденной ими семейной идиллии.

Научный сотрудник Ботанического Сада Императорского Юрьевского Университета Болеслав Гриневецкий, посетивший Млокосевича в Лагодехах в 1900 году, писал в своих воспоминаниях: «Среди собравшейся  за столом семьи бегали собачки, по плечам и столу  прыгали прирученные птицы, а одна из прирученных галок, передразнивая младшего сынка, орала время от времени «Папаша!». Если кто из собеседников хотел напиться воды, то брал со стола  кувшин или стакан и шел к  подножью большой липы, откуда пробивался источник чистой воды. Если хотел кто-то умыться или помыть руки,  то направлялся к берегу потока, куда все мужчины ходили каждое утро. Над другим ручьем, огибающим домовладение, было специальное место, предназначенное для женщин. Со смехом  хозяин мне рассказывал, что как-то его барышни прибежали с криком и полураздетые: на то место, где они обычно купались, явился медведь – попить воды».

Читая эти строки, кажется, будто Млокосевич для устройства жизни своего семейства «на природе» в качестве практического  пособия использовал Седьмую книгу из "Одиссеи" Гомера с описанием сада царя Алкиноя - так удивительны некоторые совпадения.

 

         «Два там источника были: один обтекал, извиваясь,

         Сад, а другой перед самым порогом царева жилища

         Светлою струёю, и граждане в чем черпали воду».

 

B-Mlokosiewitch-territory
 По территории бывшего "государства Млокосевича" ныне лагодехцы ходят в лес

« … Что-то в нем было от Ж.Ж.Руссо, - пишет далее о Млокосевиче  Б.Гриневецкий, - этого воюющего с обществом и с самим собой великого поклонника природы, который чувствовал себя счастливым, собирая растения на отдаленных прогулках и в поездках и который говорил о себе: «Когда собираю растения, я не могу себя чувствовать несчастным»..

Необычный уклад жизни образованного европейца, заточившего себя и свою семью в предгорьях  Кавказа, и те успехи в науке, что сделали его к концу 19 века известным в России и в Европе  натуралистом,  превратят   Млокосевича в легендарную  личность, сравнимую по значимости для Кавказа с фигурой  папы римского для Рима.

Он воспитал из своих детей  прекрасных, добрых, честных и светлых  людей -    идеальных граждан, увы,  несуществующего идеального общества. Такое воспитание имело, к несчастью, оборотную сторону. Дети Млокосевича, повзрослев,  вступали в большой мир неопытными, беззащитными перед подлостью и коварством людьми. И потом долго искали свою нишу в жизни. Отгораживаясь от злых и окружая себя подобными себе. Не случайно жизненная стезя практически всех детей Млокосевича была так или иначе

B-LM-territory-4
Сегодня на месте  бывших сада и пасеки   Млокосевича расположена база отдыха Федерации футбола Грузии 

связана с природой,  с миром, где общение с людьми сведено до минимума - они, как и их отец, максимально отгораживались от общества.

Социальный утопизм  Млокосевича  давал неожиданные плоды -  от курьезных до драматических.

Во время поездки в Польшу его неприятно поразила реакция знатных родственников, которые сочли проявлением дурного тона то, что он подал руку старому, знакомому с детства лакею.

Равное ко всем людям, независимо от их национальности, должности и достатка, отношение составляло основу жизненной философии  Млокосевича. В его доме  часто останавливались простые аварцы, дружбой с которыми он очень дорожил. Спустя 80 лет после смерти Млокосевича я стал  свидетелем отблесков той дружбы. Потомки аварских кунаков Млокосевича  в дагестанском ауле Чородав Млокосевича  установили  ему в горах памятную плиту. Долго, долго, в деталях они пересказывали знакомые им с детства  рассказы своих дедов и отцов об их друге  из Лагодех.

А от государства Млокосевича в Лагодехи почти ничего не осталось. Разве с десяток экзотических деревьев, что росли вокруг его усадьбы... Ни дома, ни хозяйственных построек, ни памятной таблички - пустырь, чеерез который проходит тропа из города в лес. На месте фруктового сада и пасеки - здание бывшей советской турбазы "Кавкасиони", отданная Федерации грузинского футбола и недавно неплохо отремонтированная.

Местные жители, услышав неместную фамилию "Млокосевич", в большинстве своем непонимающе пожимают плечами.

 

Фото: автора  и с помощью Google

Просмотров: 4125


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Владимир Цхведиани
Дата: 03-11-2012 00:00

Людвиг Млокосевич как знаток природу и ботаник был, безусловно, гениален, но с точки зрения общественных идей. его к сожалению занесло не в ту строну. Руссо и Толстой это одни из страшнейших личностей в истории человечесва: первый был предтечей кровавой французкой революции, второй -- русской революции 1917 г. (не зря Ленин о нем писал "Лев Толстой как зеркало русской революции"). Самое страшное в Толстым, что он дерзал рассуждать о Боге, добре и любви, сам будучи человеком гордым, развратным, злобным и мелочным. Да и "гениальность" толстого как писателя приувеличена

Удалить

Комментарий добавил(а): тот самый
Дата: 04-11-2012 00:00

Советую Вам прочитать «Анна Каренина». В этом романе автобиографический герой (Константин Левин)делает все возможное, чтобы найти свое место в окружающем мире и на всем протяжении романа духовно возвышается, постепенно приходя к обретению Бога как главного ориентира в жизни.

Удалить

Комментарий добавил(а): В. Цхведиани -П. Згонников
Дата: 04-11-2012 00:00

Влвдимир, не согласен с тобой в оценке Толстого как писателя. Такой простой, легкий, воздушный язык, каким он пишет о сложнейших движениях души. -это все-таки гениально. А сколько у него позабытых нами понятий! Я как-то сел вписывать их из его кавказских произведений, да быстро устал, - так их много. Чего стоят одни "чакалки". Да, о мировоззрении, философии Толстого можно спорить, но только не об его неоспоримом писательском мастерство...

Удалить

Комментарий добавил(а): Владимир Цхведиани
Дата: 04-11-2012 00:00

Именно тем Толстой и вреден что талантлив. Бог ему дал талант. Но талант он использовал не туда куда надо. Ранние произведения Толстого еще можно читать ими даже можно восхищаться... но поздние? Человек пал, провалился в бездну, в кромешный ад. начал кощунсвовать и святотатствовать, оплевывать все святое, что есть у человека: Церковь, Семью, родительскую любовь, государсво. Причем делает все это низко, подло, по змеиному. Поздний Толстой -- это чудовище. Прочитате хотя бы его "Крейцерову сонату" -- более гадкого и мерзкого пасквиля на институт семьи мене встречать не доводилось. И вообще то Толстого правильно отлучили от Церкви. При жизни он не успел покаяться - хотя мог. А после смерти уже поздно.

Удалить

Комментарий добавил(а): тот самый
Дата: 05-11-2012 00:00

Лев Толстой был крещен и воспитан в православной христианской вере, но уже в университете перестал верить в то, чему его учили. Причину своего неверия он считает характерной для образованных людей своего времени и объясняет так: «...люди живут так, как все живут, а живут все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но большею частью противоположных ему; вероучение не участвует в жизни, и в сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться и в собственной жизни самому никогда не приходится справляться с ним; вероучение это исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от нее. Если сталкиваешься с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью, явлением.» (Л.Толстой, «Исповедь») И Толстой понял, что бог – это то, чем он живет, это сама жизнь, неотделимая ни от него и ни от чего вокруг него. «Знать бога и жить – одно и то же». «Живи, отыскивая бога, и тогда не будет жизни без бога.» Так писатель пришел к возможности жить, и жить с богом в душе.Лев Толстой для меня гений

Удалить

Комментарий добавил(а): Владимир Цхведиани
Дата: 05-11-2012 00:00

То что Толстой - гений с этим никто не спорит. Но, увы. русскому человеку. рано или поздно приходится выбирать. что для него дороже какой бы то нибыл гениальный писатель или Истина (а Истина -- одно из имен Бога, на которого толстой клеветал). И одновременно быть православным христианином и толстовцем человек не может. Надо выбирать одно из двух. Гений не может быть выше Бога, который дает и гениальность и талант, и выше Православной Церкви о которой сказано "кому Церковь не мать тому Бог не отец". И один действительно талантливый человек. всю жизнь почитавший Толстого, такой выбор перед смертью сделал. Об этой поучительной истории статья вот здесь http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45754.htm

Удалить

Комментарий добавил(а): Persona Suspecta
Дата: 06-11-2012 00:00

Аргументы Владимира Цхведиани на порядок выше и грамотней. Моя поддержка Вам. Лев Толстой действительно потерял рассудок к концу жизни. Человек искренне веровавший всю жизнь, стал называть Христа "повешенным иудеем". Однако, Православная Церковь очень тяжело принимала решение об отлучении Толстого. Великий философ Владимир Соловьёв по просьбе Церкви беседовал с Толстым, и после их встречи сказал, Толстого уже не вразумить, так как он не смог простить Христу личной обиды. Иисус за 33 года жизни сделал несравнимо больше в плане утверждения добра на Земле чем Толстой за 82 года. Лев Николаевич будучи гордецом не мог простить этого.

Удалить

Комментарий добавил(а): тот самый
Дата: 07-11-2012 00:00

Сравнивать Толстого с Иисусом не надо. Церковь не простила Толстому его искренности. Церковный Синод отлучил его от церкви и старался натравить на него людей. В ответном письме писателя к Синоду звучит уверенность Толстого в правоте своего поиска: «Я не говорю, чтобы моя вера была одна на все времена истинна, но я не вижу другой, более простой, ясной и отвечающей всем требованиям моего ума и сердца; если я узнаю такую, я сейчас же приму ее, потому что богу ничего, кроме истины, не нужно.»

Удалить

Комментарий добавил(а): Нана
Дата: 15-12-2012 00:00

Вот ответ Льва Толстого на определение Священного Синода :«…То, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо. …И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо …Еще сказано: «Не признает загробной жизни и мздовоздаяния». Если разумеют жизнь загробную в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями/дьяволами и рая — постоянного блаженства, — совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни… …Сказано также, что я отвергаю все таинства… Это совершенно справедливо, так как все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия…» Толстой страдал не от формального отлучения. До самой смерти он не был окончательно уверен в правильности избранного им пути конфронтации с Церковью. Отсюда и его поездки в Оптину пустынь, и желание поселиться в монастыре, и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий). И в этой своей раздвоенности Лев Николаевич действительно глубоко несчастен и заслуживает самого искреннего сочувствия. Но бывают в жизни человека ситуации, когда никто на свете не в состоянии ему помочь, кроме него самого. Толстой так и не смог выбраться из той петли, которую всю жизнь сам на себе старательно затягивал. Александр ТКАЧЕНКО

Удалить

Комментарий добавил(а): Аркадий Гойден
Дата: 04-02-2014 00:00

Забыли все гениального биолого Млокосевича Л.Ф да и зачем его помнить?..... Зачем нужен его парк?..... Для нынешней молодежи главное доллары. Они определяют кто жил и кто будет жить.

Удалить

Комментарий добавил(а): Ника
Дата: 15-05-2015 00:00

Лев Толстой сам себя отлучил от церкви.

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки