Как мы отдыхали в Лагодехи
Автор: Гюля Ибрагимова |
Добавлено: 10.10.2012 |
|
Предисловие от ведущего сайта. Они живут в Баку, мать и взрослый сын, Гюля и Джейхун. Гюля закончила институт иностранных языков, работает переводчиком английского в крупной иностранной компании, сын – профессиональный пианист. Вдвоём с сыном знают шесть языков: английский, немецкий, персидский, лезгинский, ну, и естественно, азербайджанский и русский. Любят путешествовать по разным странам-континентам.
Много слышали о Лагодехи, мечтали увидеть своими глазами. В середине августа сели на автобус Баку-Белокан и отправились навстречу своей мечте. Не подозревая, что очарование от встреч с лагодехской природой будет сильно подпорчено тем, как их примут в одной из гостиниц городка…
Пётр Згонников
Встреча с Лагодехи
|
Лагодехи. Ели в центральном сквере |
Азербайджанскую и грузинскую границу мы перешли без особых трудностей. Несмотря на раннее утро, с грузинской стороны стояли такси. Через несколько минут приветливый, худощавый таксист среднего возраста привез нас в Лагодехи, и, прощаясь, с истинной кавказской щедростью подарил нам большой арбуз. Наших возражений слышать не хотел, настоял на своем, сказал что обидится.
Лагодехи с первого взгляда поразил нас своей какой-то экзотичностью. Первым заметил это Джейхун, восторженно показывая мне на необыкновенно высокие ели на площади перед гостиницей. Такие величественные ели мы видели всего раз в жизни, на Домбае, и вот сейчас – в Лагодехи.
А совсем рядом с елями мы увидели липы, чуть дальше – пальмы. Три символа сезонности на одном пятачке - зимы, весны и лета... Глядя на липы, вспомнила наш азербайджанский город Шеки. Там липы, как и в Лагодехи, растут всюду, в июле, когда они в цвету, Шеки пахнет их чудесным нежным ароматом. Ради этого аромата мы ежегодно стараемся побывать в Шеки. В Лагодехи с липами мы чуть опоздали - на деревьях висели высохшие желтые цветки, придавая какой-то особый колорит скверу.
Мысленно суммирую свои первые впечатления от Лагодехи: дружелюбный таксист, ели, липы, пальмы. Хорошее начало.
Отель «Эрети»
Остановились мы в отеле "Эрети", это тот, что в центре городка, многоэтажный.
Нас встретил немолодой, я бы даже сказала, преклонных лет грузин, приятный, приветливый, который, как позже выяснилось, был
|
Лагодехи, отель "Эрети" |
охранником. По совместительству он, по-видимому, исполнял обязанности менеджера, так как взялся показать нам номера на втором этаже и назвал посуточную плату – 40 лари (около 24 дол. США). «Выбирать можете любой», - сказал он на прощание.
Выбрав один из номеров, мы заплатили деньги и стали обживаться. И сразу огорчились: кровати оказались не очень удобными, ни стульев, ни кресел в номере не было, а бачок в туалете вообще не работал. Памятуя о возможности выбора любого номера, мы перешли в другой номер, - там и кровати были поновее, и туалет работал, и стоял маленький столик с тремя креслами.
После долгой, 9 часовой дороги, ноги гудели, и я решила отдохнуть. Бросила своё тело в кресло и, к своему ужасу, поняла, что стремительно куда-то проваливаюсь. В следующий миг осознала, что та часть моего тела, которая должна была бы сидеть на кресле, касается пола, ноги мои прижаты к подбородку и стоят перпендикулярно к потолку, а верхняя часть моего туловища втиснута в деревянный проём кресла.
Первой моей реакцией было - предупредить сына. «Не садись в кресло!», - закричала я, увидев, что он намеревается это сделать.
Потом была эпопея по "извлечению из кресла". Мне было и смешно, и страшно – что бы сталось со мной, окажись я в номере одна? Сколько бы так пролежала: сутки, двое?
Осмотрели кресла. Оказалось, что два из трех были декорацией – сидений у них не было, чтобы сделать этот дефект невидимым, а бедный интерьер номера привлекательнее, пустоты прикрыли, бросив на них подушки.
Немного спустя мы cпустились вниз. Хотели предупредить администрацию, что поменяли номер, но в фойе было пусто, и мы пошли знакомиться с городом. Вечером вернулись уставшими, кто-то сидел за стойкой, но мы забыли сказать о перемене номера, полагая, что за прошедший день о нашем переезде администратору должно быть уже доложили.
Утренняя экзекуция
Утром следующего дня, выходя из номера, мы увидели сразу трех работников гостиницы: вчерашнего охранника, молодую женщину-администратора и девушку-регистратора. Лица у них были мрачные.
Не успели мы сойти с лестницы, как охранник начал обвинять нас в том, что мы без ведома начальства перешли в другой номер. Когда мы напомнили ему, что он сам предложил нам выбирать любой номер, вмешалась администратор.
|
Кулак - дело хорошее, но не для сферы услуг |
Она кричала что-то по-грузински на пожилого человека, слов мы не понимали, но по тому, как у охранника начал дрожать голос, догадались, что ему грозят большие неприятности. В конце концов из его объяснений мы поняли, что вся суть конфликта - в 20 лари, которые мы должны доплатить гостинице, так как номер с «проваливающимися креслами» относится к категории «Люкс». Желая быстрее погасить скандал, мы согласно закивали головам, но администратор всё никак не могла успокоиться, продолжала кричать на охранника и время от времени обжигала нас злыми взглядами.
Со стороны могло показаться, что мы отказываемся платить. Мы, переходя то на английский, то на немецкий, то на русский язык, пытались объяснить администратору, что произошло недоразумение, говорили, что доплатим, но она продолжала говорить на повышенных тонах, не понимая нас.
«Поразительно, - обменялись мы потом с сыном своими мнениями, - главное лицо отеля, в котором селятся туристы из Европы, Америки и России, не знает и двух слов на языках своих посетителей». Пусть злой характер, пусть раздражительность, пусть неуважение к клиентам, но как на такой работе без знания языков?! Женщина почему-то решила, что туристы, которые останавливаются в её отеле, обязаны знать грузинский (подобная точка зрения имеет хождение среди определенной части грузинского общества. В Тбилиси, общаясь с молодым человеком, работающим в сфере турбизнеса, я спросил, как же его компания будет обслуживать русскоязычных туристов, если менеджеры не знают русского языка, на что услышал: «Если русские хотят отдыхать у нас, пусть учат английский или грузинский» - ведущий сайта).
Мы доплатили еще 20 лари, и нас наконец выпустили «на свободу». Мне было очень жаль пожилого охранника, который ради того, чтобы выжить, должен терпеть такие унижения от человека, годящегося ему в дочки.
Да, ещё. Мы попросили охранника рассказать администратору об истории с креслом. Он перевел, но ни извинений, ни элементарного сочувствия она нам не высказала.
«Декоративные» кресла, моя «мягкая посадка» на землю, негостеприимная, злая администратор. Впечатления от начала второго дня - резко отрицательные...
(Потом, оставшись наедине со своими мыслями, я старалась найти оправдание поведению администратора, говорила себе, что сейчас много людей не на своих местах, что люди хватаются за всё, что в маленьких городках на работу берут, как правило, родственников и друзей... Успокаивала себя, говоря, что не стоит брать близко сердцу такие вещи. И всё же: разве нельзя было посадить на это место другого человека? Хотя бы с дежурной улыбкой? Ведь по тому, как нас встречают в чужой стране, мы невольно судим об этой стране и населяющем его народе…).
Валико
Позавтракав в соседнем отеле «Лагодехи», мы пошли искать Валико, героя видеоролика журналиста Ивана Затевахина «Форель,Лагодехи». Мой сын – поклонник рыбалки, и одной из главных целей нашей поездки значилась рыбалка, но непременно в компании Валико. Рыбалка любительская: поймал рыбку – и тут же её выпустил обратно.
|
Джейхун и Валико |
В поисках Валико нам пришлось обращаться к прохожим, все старались помочь нам, проявляли внимание и уважение. Один из таких добрых людей и привел нас к порогу дома Валико.
Открыла нам дверь супруга Валико, украинка по национальности. Услышав русскую речь, она поняла, что мы приезжие. Мы сказали ей, что хотим познакомиться с Валико - человеком, который знает толк в рыбалке. Жена Валико пригласила нас в дом, Валико, сказала она, прогуливает собаку и скоро вернется, а ролик, улыбнулась она, ролик тот снимали 8-9 лет тому назад.
Пока мы ждали Валико, его жена успела нам рассказать, что несколько лет назад её муж попал в страшное ДТП, восстановился после травмы полностью, но работу пришлось ему оставить и туристов на рыбалки он давно уже не водит.
Валико задерживался, и мы пошли ему навстречу, в лес, по той дороге, какой он обычно возвращается домой. Только вышли за порог, как увидели Валико. Он привел нас обратно в свой дом, и у нас завязалась дружеская беседа. Под вкуснейший вишневый компот, сваренный его женой, мы узнали о семье Валико, о взрослых дочери и сыне, о том, как он попал в аварию, как всю свою жизнь проработал егерем, как в коммунистические времена ловил форель в разных районах Закавказья, в том числе и на нашей родине, в Азербайджане.
Из разговора нам стало понятно, что рыбалка с Валико, на которую так надеялся мой сын, не получится, так как Валико уже много лет этим не занимается, да и вообще, сказал он, «в реках форели сейчас почти нет».
Говорил с нами Валико дружелюбно и уважительно, предложил на следующий день быть нашим проводником по заповеднику.
На завтра у нас были другие планы и мы, попрощавшись с Валико и его женой, тут же пошли гулять по заповеднику.
В заповеднике
Гуляли до вечера. Шли вдоль реки по направлению к водопаду, получили колоссальное удовольствие от чистого воздуха, огромных деревьев и шума воды.
Давно с сыном мечтали увидеть вживую альпийского усача, красивого жука, обитающего в буковых лесах. Очень надеялись на Лагодехский заповедник, где растет главным образом бук, тщательно осматривали все места, где усач обычно живет. Увы, мы забрели довольно далеко в лес, но красавца-жука так не встретили.
Зато повстречали туристов из Германии и Норвегии. Они не знали, как пройти к водопаду, и, увидев нас, попросили показать дорогу.
Туристы были с палатками и отдыхали в лесу диким образом.
Последний день
Планировали на следующий день поехать на высокий Гургенианский водопад, заказали на утро такси, но вечером на город обрушилась страшная стихия – с тропическим ливнем, градом, ветром и молнией. Во всем городе, и в отеле тоже, выключили свет и воду. Здесь такое
|
Туристы в Лагодехском заповеднике |
часто бывает, сказали нам потом местные жители.
Дождь лил всю ночь. Утром у нас не было воды, - ни умыться, ни воспользоваться туалетом. Работники гостиницы на отсутствие воды никак не реагировали, вели себя так, как будто утренний туалет постояльцев их совершенно не касается.
Если в Лагодехи то и дело выключают воду, почему бы администрации гостиницы не запастись на такие случаи хотя бы парой вёдер воды? История с водой окончательно утвердила меня во мнении, что отношение работников «Эрети» к клиентам - как к классовым врагам, в лучшем случае, - как к пустому месту.
Утром дождь не прекращался, стало очевидным, что поход на водопад невозможен, и мы поехали на такси в Тбилиси.
Таксист неплохо говорил по-русски. Он всю дорогу рассказывал нам о своей родине, о памятниках старины, показал Сигнахи, «город любви», который издалека виден был на вершине горы. Чувствовалось, что он гордится своей родиной и делает всё, чтобы гости его страны остались довольны от встречи с ней. Было очень приятно: видеть его теплое отношение к нам, его любовь к Грузии, стремление показать её с лучшей стороны.
Обратно добирались микроавтобусом. Разговорились с соседкой-грузинкой, общались на русском. Женщине было лет под сорок, ехала она с годовалым ребенком. Рассказала нам о своей семье, о том, как много лет они тяжело выживали, и как, наконец, чуть стала налаживаться жизнь, и они с мужем решились после 15-летнего перерыва позволить себе родить третьего ребенка – того самого сладкого малыша, что мирно спал на её руках...
Я с ней поделилась своими впечатлениями, рассказала о Баку, о войне... Чем больше мы говорили, тем яснее становилось одно: ТВ, ящик дезинформации, сделал свое дело. Живя рядом, мы почти ничего не знали друг о друге. Мы с ней очень подружились.
Когда мы въехали в Лагодехи, там опять начиналась гроза. Мы едва успели добраться до отеля, как небо обрушилось на землю. Творилось что-то ужасное, и мы весь вечер просидели в темном номере, под блеск молний и раскаты грома, без воды и без еды.
Отъезд
|
Гюля Ибрагимова:"Мы обязательно вернёмся в Лагодехи" |
Утром умылись минералкой, собрали вещи и спустились вниз. В фойе сидели четверо: директор отеля, женщина-администратор, охранник и горничная. Мы попрощались и сказали, что уезжаем. В ответ – нулевая реакция. Нам ни то, что не сказали «до свиданья» - на нас даже не посмотрели.
Мы вышли из отеля, прошли несколько шагов, и я остановилась. Мне было не по себе, меня как будто душили, в горле стоял комок…. « Я так отсюда не уеду, - сказала я сыну, - я должна им всё сказать».
Когда мы вернулись в отель, они удивленно уставились на нас. А я уже не могла больше удерживать свои эмоции. Почему вы не ответили на наше «до свиданья», спросила я их, неужели вы не знаете и этого слова? Вы не знаете, как надо встречать и провожать гостей? Знаете ли вы, что гостей отеля надо обслуживать, что им надо помогать, что за ними надо ухаживать? Слышали ли вы, что работники отеля, работающие с зарубежными гостями, обязаны знать хотя бы с десяток слов на иностранных языках? Неужели вы не знаете, что работники сервиса должны улыбаться своим клиентам – если даже им хочется плакать?
Ещё я сказала, что у нас в Баку работают много грузин – открыли кафе, рестораны, - и мы, азербайджанцы, относимся к ним хорошо.
Потом я смалодушничала, но что было, то было: у вас на заборах, сказала я им, висят газовые счетчики, на которых крупно написано «SOCAR» - эта азербайджанская компания поставляет вам газ и бензин, и я, как гражданка Азербайджана, ждала от вас – нет, ни благодарностей, ни заискиваний – я ждала к себе нормального человеческого отношения.
Вы же на Кавказе, вы же кавказцы, сказала я им. Вы что, забыли наши и ваши священные законы гостеприимства?
Я не могла не сказать о Кавказе. До Лагодехи мы с сыном объездили весь Северный Кавказ и нигде не видели такого шокирующего отношения к гостям.
В заключение
|
В частном секторе Лагодехи можно найти небольшие уютные отели |
За день до отъезда из Лагодехи мы познакомились с владелицей небольшого частного отеля. Он расположен недалеко от заповедника. Женщина – молодая, красивая, дружелюбная, говорит немного по-русски.
Несмотря на все наши злоключения и «приятное» прощание с персоналом «Эрети», у нас остались отличные впечатления от Лагодехи и его природы.
Мы сюда ещё обязательно вернемся. Мы точно знаем, где остановимся в Лагодехи в следующий раз – в частном отельчике, у той самой - молодой, красивой и дружелюбной. Уверены, что у неё нам будут улыбаться, говорить «Доброе утро», «Спокойной ночи! и кормить свежими завтраками. И увидев покоряющую улыбку владелицы отеля, мы обязательно скажем ей: «Гамарджоба, генацвале!»
Послесловие от ведущего сайта. No comments! Комментарии расставит рынок! Уже расставляет: Гюля никогда не поселится в «Эрети». И её друзья – тоже. И друзья друзей – тоже… А вообще-то мне, как человеку, связанному с Лагодехи, стыдно. Как и будет стыдно за свой город многим лагодехцам, которые прочтут этот материал. Но слов, как говорится, из песни не выкинешь.
Все фото - автора
Фото "В частном секторе..." - Пётр Згонников Просмотров: 4667
|