Лагодехи-2012. Три кита лагодехского быта
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 04.08.2012 |
|
|
Лагодехи. Июльский дождь |
Я в Лагодехи. Уже почти месяц. Живу на бывшей русской Слободке. С головой окунулся в местную жизнь и, кажется, почувствовал, каково оно – быть лагодехцем. Нелегкое это занятие, скажу вам. Быт любого современного жителя держится на трех китах: свет, вода, газ. Когда они есть, их не замечаешь, считаешь за данность. В Лагодехи свет, вода и газ то есть, то нет, то есть, то нет… Своего рода двоичная система - ноль, один, ноль, один – в ее бытовом выражении. Оказавшись её заложником, превращаешься в пассажира машины времени, которая совершенно бессистемно носит тебя между веком девятнадцатым и веком двадцать первым.
Самая тяжкая для лагодехцев проблема – питьевая вода. Стоит только пойти дождю, как во всем городке ее выключают. По вполне понятной причине – вода поступает в водопроводную систему из горной речки, которая в дождь наполняется стоками с горных склонов. Потоки дождевой воды несут с собой глину, землю, листья деревьев, траву, экскременты животных и другие «отходы производства» дикой природы. Уже через полчаса после начала дождя вода в речке мутнеет, наполняется грязью и становится непригодной не то что для питья, но и для бытовых целей. Понятно, что подачу такой воды немедленно
|
В дожди в Лагодехи выключают воду - приходится создавать её запасы |
прекращают и возобновляют только после того, как речка очистится. А это может занять несколько суток.
Мы приехали с женой в Лагодехи в начале июля - и попали в осень. Первые две недели город заливало дождями. В горах, на самых высоких пиках, выпал снег, а ночью было настолько холодно, что приходилось укрываться одеялом.
С первым же большим дождём воду отключили – на трое суток. Потом, когда дождь прекратился, её включили, и из кранов полилось нечто, что назвать водой не поворачивается язык – какая-то грязного цвета жидкость с песком, илом и ещё с чем-то непотребным… Только через час эта жидкая субстанция приняла вид обычной воды, хотя до полной чистоты было далеко – еще и день, и два на дне ведер и тазов обнаруживались
|
Вода пошла! Можно заняться стиркой-уборкой... |
песчинки и ил...
К «погодным отключениям» воды примешиваются плановые. Последние в Лагодехи называются «санитарным днем» и устраиваются коммунальщиками по средам. Проводятся неукоснительно. Если, к примеру, после непогоды воду включили во вторник вечером, то в среду, по причине санитарного дня, её обязательно выключат.
Поначалу многодневные перебои с водой повергли нас в замешательство. Но мы быстренько накупили дешевых турецких - других в Лагодехи нет - ведер и тазов, поднасобирали пластиковых бутылок и, заполнив все эти емкости водой, обрели утерянное было душевное равновесие. Стали даже находить в такой неустроенной жизни свои прелести. Оказалось, что обливание водой из шланга, не говоря уже о купании в горной речке, – под стрекот цикад, пение птиц и журчание водных струй, – вещь несравненно более экзотичная, чем прием стандартной ванны в городской квартире.
|
"Если у вас нету душа..." |
Проблема с питьевой водой в Лагодехи существовала и в советские времена. Не в такой, правда, острой форме, как сейчас. Тогда за пределами городка, в заповедной зоне, располагалась водозаборная станция. Её территория была ограждена колючей проволокой, в стоявшем здесь же маленьком домике круглосуточно дежурили караульные. На станции были устроены специальные резервуары с речным песком, в которые направлялась вода из речки. Проходя «песочный фильтр», она очищалась от механических примесей. Песок в резервуарах меняли каждые 2-3 года. Со времен распада единой страны фильтры, говорят местные люди, не менялись ни разу. В связи с чем заилились до такой степени, что перестали выполнять свою роль.
В этом году муниципальные власти серьезно взялись за решение «водной проблемы». В верховьях речки строят новые очистительные сооружения. Метод очистки старый, тот что был « при коммунистах» - прогонка воды через речной песок. Ну, а дальше немного хлора и - вперед, по трубам.
|
Иранская переносная газовая печь имеется в каждой лагодехской семье |
(Кстати, интересный оборот местной речи – « как при коммунистах». Его в Лагодехи слышишь часто. Не «при русских», не «при советах», а именно так – «при коммунистах»).
Второй кит комфортного быта – свет. В Лагодехи его выключают довольно часто, но, как правило, на небольшой срок. Свет редко бывает в непогоду, особенно в сильную грозу – южная стихия легко рвет провода. Как это случилось три недели назад, когда на Кахетию, в том числе на Лагодехский район, обрушились ливни с градом. Восстанавливают электросети быстро, самое большее, что нам пришлось просидеть с неработающим холодильником - это 10-12 часов. В минусах – поплывшее в морозилке мороженое, в плюсах - счастливый визг «Сосиски», беспородной собачки, прибившейся к нашему двору и благодарно принявшей царский для нее подарок – полурастаявший айскрим местного производства с романтическим названием «Пирвели сикварули» («Первая любовь»).
С газом дело обстоит нормально. В июле было плановое отключение на пять дней – в городе демонтировали подземный газопровод, проложенный ещё при советской власти. За несколько часов до отключения по улицам разъезжала машина газконторы. Сидевший в
|
Эта любительница мороженого прозвана Сосиской за "изящество" фигуры |
ней мужчина с громкоговорителем предупреждал население о предстоящем отключении, перед включением картина повторилась, но на этот раз граждан просили проявить осторожность в связи с предстоящим заполнением системы.
Напоследок расскажу, что такое джокер по-лагодехски. Это когда одновременно нет света, воды и газа. Джокер здесь случился в начале прошлого месяца: тогда пять дней не было газа, три – воды и полдня – света - и городок моментально погрузился в 19 век. Увы, чистоте первопоселенческих ощущений мешали звонки мобилок, электронная музыка в соседнем дворе и бегающие по улицам автомобили. А окончательно разрушило складывающийся в моей голове образ полного слияния с природой вмешательство иностранной державы – Ирана. Эта мусульманская страна выпускает переносные газовые баллоны-печи. Простая и удобная штука, и есть они почти в каждой лагодехской семье. Отключили газ – не беда, трех-четырех килограммовый баллон дней на десять обеспечит семью горячей пищей. Мы, как люди в Лагодехи « не местные», баллона не имели, поэтому бросились в хозмаги, но услышав в третьем по очереди магазине «Ара, ара маквс» («Нет, нету»), поняли, что опоздали. Довольные продавцы не без гордости сообщали нам, что за несколько часов были раскуплены
|
С наступлением сумерек горы начинают "работать" как гигантский кондиционер |
все товарные остатки баллонов. В погоне за исчезающим на глазах благом цивилизации мне пришлось проехаться по нескольким лагодехским селам, последний экземпляр суперпродукта иранской промышленности удалось купить в селе Нинигори.
Открытием для меня стало то, что ко всем этим неведомым для городского жителя бытовым трудностями привыкаешь быстро. Возникает подзабытый со времен студенческих отрядов мобилизационный драйв, чувствуешь, как в тебе просыпается инстинкт выживания – то, что Джек Лондон назвал « Love of Life». Маслом к этому мысль: «Так жили мои деды и прадеды» - с чувством погружения в их настроениям и переживаниям, а также величественная природа и окружающие тебя добрые люди. Капитализм, конечно, прошелся по менталитету грузин, но изменил их не настолько, чтобы они перестали быть грузинами.
Бальзамом на уставшие за день тело и душу – вечера. В Лагодехи они совершенно необыкновенные. Как только солнце начинает закатываться за Шромский бугор, ущелья оживают - расправляют свои легкие и гонят на городок потоки прохлады. Такого чистого, нежного, ароматного воздуха я не встречал нигде. Идешь по смеркающимся улицам – вверх, к заповеднику, - дышишь этим неземным эфиром, смотришь, как в закатных лучах солнца кружатся бабочки и садятся, налетавшись, на нагретый днем асфальт, и понимаешь, что это – здорово! Несмотря на все сложности быта, уныние полуразрушенных домов, заросшие арыки, ржавые крыши домов – здорово.
Потому что ты – в Лагодехи.
Фото автора
Просмотров: 3598
|