Особенности грузинского государства
Автор: Владимир Цхведиани |
Добавлено: 15.10.2012 |
|
|
Полицию в Грузии уважают и боятся |
От ведущего сайта. Статья была подготовлена к публикации на сайте до парламентских выборов в Грузии, но в связи с технической остановкой в работе сайта смогла быть опубликована только сейчас.
В Украине в последнее время все чаще приводят в пример Грузию, как там удалось победить коррупцию, и что полиция там не берет взяток. Полиция (в частности ГАИ) в Грузии действительно взяток не берет, но по одной простой причине – это государство быстро превращается полностью в полицейское, где полицейская система «берет все оптом».
Курс на строительство полицейского государства типичен для всех государств, которым в рамках нынешнего глобального разделения труда отведена роль туристических. За право быть туристической страной во многом сегодня и борются нынешние грузинские власти, намереваясь в этом брать пример с соседней Турции. Турция отличается минимумом демократии: власть там контролируют военные, а полномочия полиции очень велики. Аналогичная ситуация и в Египте: несмотря на «цветную революцию», всевластие полицейского аппарата в стране только укрепилось.
В туристических странах обычно относительно низкий уровень уличной и бытовой преступности поддерживается именно репрессивными полицейскими мерами. Делается это для того, чтобы у относительно бедного местного населения не было соблазна поживиться за счет богатых туристов, нарушая закон (в рамках закона – пожалуйста, и если удастся всучить доверчивому туристу безделушку за баснословную цену, это всего лишь считается удачным бизнесом). В условиях, когда можно схлопотать несколько лет за украденный мобильник, человек десять раз подумает, прежде чем совершить в отношении иностранца даже мелкий противоправный поступок.
Между тем, по мнению экспертов, исследующих положение в туристических развивающихся странах и оппонентов нынешних грузинских властей, стремясь создать в государстве образцовый правопорядок, полицейская машина занимается, по сути, вымогательствами «по-крупному» настолько эффективно, что в мелких поборах попросту не нуждается.
Полномочия полиции в таких государствах как Турция, Египет, а сегодня и Грузия – огромны и спорить с ней бесполезно. Более того: полицейский аппарат вымогательствами преследует тех мелких предпринимателей, которые чем-то не угодили действующей власти, либо перешли дорогу транснациональному капиталу. В той же Грузии уже внедрена официальная система откупов: против человека заводят уголовное дело, но тут же говорят, что от этого срока можно официально откупиться денежным пожертвованием (в зависимости от тяжести преступления и благосостояния обвиняемого). В итоге реальные преступники очень часто откупаются и остаются на свободе, однако те, кто не имеют денег, чтобы откупиться либо сидят в тюрьме, либо находятся на крючке полиции, получив условный срок.
В некоторых грузинских селах на условных сроках сидит значительная часть молодежи. Это самый излюбленный метод контроля власти над социально активным населением. Условный срок можно получить за всякую мелочь – главное, чтобы была соответствующая кляуза или донос. Дают условные сроки крестьянам – за браконьерство (а охота в окрестных лесах для многих селян – подспорье, позволяющее людям выживать), за незаконную порубку леса (в это понятие может входить просто сбор сухостоя и хвороста), посягательство на чужую собственность. Последнее вообще можно приписать многим жителям страны: как известно, после распада СССР развалилось и промышленное производство, и колхозно-совхозная система. И нищее население, лишившееся работы в колхозах, совхозах и на предприятиях, начало брать и использовать в хозяйстве металл, стройматериалы, запчасти из заброшенных предприятий, ферм, складов, собирать чай с заросших ежевикой заброшенных чайных плантаций (вместе с той же ежевикой), и т.д. И сегодня у властей появилась прекрасная возможность «привлечь» практически любого жителя села, который в хозяйстве, скажем, использовал кирпич с развалившейся колхозной фермы.
Роль полиции в Грузии, скорее всего, будет увеличиваться и строительство полицейского государства продолжится. Недавно грузинский президент Михаил Саакашвили инициировал перестановки в руководстве страны. Глава МВД Грузии Иван Мерабашвили стал премьер министром. Укрепление позиций «полицаев» на этом не закончилось. Главный тюремщик Грузии Дмитрий Шашкин (который работал и министром образования) стал главой Министерства обороны. Министром образования вместо Шашкина стала Хатия Деканоидзе, работавшая ректором Академии МВД Грузии. Большая часть высшего руководства Грузии стала явно «полицейской», и это совсем не случайно.
За пределами Грузии имена Мерабашвили или Шашкина ничего особо не говорят, между тем именно благодаря этим субъектам страна быстро превратилась в полицейское государство, причем на этот факт западные борцы за демократию, так переживающие об условиях содержания Юлии Тимошенко, обычно закрывают глаза.
Между тем по количеству заключенных на 1000 человек населения Грузия находится на одном из первых мест в мире и уступает только своей новой метрополии – США. Развитие системы тюрем во многом было заслугой Дмитрия Шашкина, которого затем перебросили в Министерство образования, где он внедрил беспрецедентную систему доносов под названием «школьных приставов» (это люди, которым ученики должны «стучать» на неугодных учителей, и такое стукачество приветствуется).
Но удивляться тому, что чистокровный русский по происхождению Шашкин сейчас будет министром обороны Грузии – страны, которая находится в состоянии военного конфликта с Россией из-за Южной Осетии, – не следует. Ведь в России извне тоже готовится «цветной переворот» и спонсорам московского «майдана» в случае чего вполне могут понадобится «свои русские кадры», чтобы перебросить из одной маленькой колонии, в которую уже превращена Грузия, в более крупную колонию, каковой они надеются сделать Россию.
В полном понимании не является грузином и Иван Мерабашвили – католик по вероисповеданию. Для значительно более религиозной, чем многие другие бывшие республики СССР, Грузии этот факт имеет большое значение: исторически долгое время грузинами считали только православных, тогда как грузин-мусульман называли «татарами», а грузин-католиков – «французами». Таким образом, во главе бывшей советской республики ставят людей, которые в чем-то являются «не местными», специально – из таких, как правило, получаются лучшие проводники прозападной политики. Ведь не случайно в свое время тот же Иван Мерабашвили заявил, что никакой альтернативы западному пути развития нет.
Те, кто говорит, что Украине нужно брать пример с Грузии, хотят создать у нас в стране такое же полицейское государство. Учитывая, что у украинской милиции огромные права и полномочия, и то, что в стране существует негласная система заложничества (о которой уже писали «Комментарии»), когда людей просто закрывают в СИЗО и затем вымогают деньги, ничего хорошего от строительства в нашей стране полицейского государства ожидать нельзя.
Владимир ЦХВЕДИАНИ (журнал "Комментарии", Украина)
Печатается по изданию: : Журнал "Комментарии" (Украина), №825, 16.07.2012
Подписной индекс журнала "Комментарии" в ДП "Преса" (Украина) - 22821
Фото: с помощью Google
Просмотров: 3661
|