Владимир Высоцкий был в Лагодехи?
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 19.06.2012 |
|
Ведущий сайта. Предисловие
|
"Владимир Высоцкий приезжал в Лагодехи, когда ему было около 20 лет..." |
В статье «Замполит из Лагодехи, опубликованной на сайте 12 апреля этого года, спрашивалось имя замполита одной из воинской частей, стоявшей в нашем городке зимой 1959-1960 годов? Почему вдруг такой интерес к столь далеким временам? И атмосфера засекреченности? И интрига?..
Раскрываю тайну.
В январе этого года житель города Воронежа Василий Паршин, 71-летний пенсионер, рассказал журналисту местной газеты «Молодой коммунар» Леониду Шифрину, что в конце 1959 - в начале 1960-ых годов, когда он служил в Лагодехи, у них замполитом был Высоцкий Семен Вольфович - отец Владимира Высоцкого. И что к нему приезжал его сын, тогда ещё совсем молодой – лет двадцати – и неизвестный широкой публике Володя Высоцкий. Он часто заходил в курилку, общался с солдатами, они вместе курили сигареты и там же, в прокуренной насквозь комнате, пел для них под гитару свои песни.
Василий Паршин навсегда бы, наверное, забыл об этом эпизоде, если бы через двадцать лет, когда Высоцкий стал кумиром миллионов, не узнал в нём паренька с гитарой из своего солдатского прошлого.
Биографы Высоцкого в рассказ Паршина не поверили – им ничего не было известно о «лагодехском эпизоде» из жизни Высоцкого. Основой отрицания являлся возраст «источника информации»: 71 год человеку, запамятовал, перепутал… На Василия Паршина легла тень.
Об этой истории в письме на сайт поведала Виолетта Лаврова, художественный редактор журнала «Воронежское подворье».
Василий Паршин ей - никто, но она возмутилась голословными обвинениями в его адрес. Встретившись с Василием Владимировичем, Виолетта увидела перед собой честного, здравомыслящего, без малейшей склонности к фантазиям и с хорошей памятью человека. Доказать, что Паршин говорил правду, она могла одним путём: установив, что в 1959-1960 годах в Лагодехи замполитом действительно служил отец Высоцкого - Семён Вольфович Высоцкий.
Виолетта попросила меня обратиться к читателям сайта с вопросом: какой была фамилия замполита, служившего в Лагодехи в те годы, о которых говорит Паршин. Я обратился, но никто из читателей на этот вопрос ответить не смог.
А потом пришло письмо из Еревана. Хорошее, обнадёживающее письмо…
Но давайте по порядку. И начнём со статьи Леонида Шифрина.
Леонид Шифрин. «Служили два товарища, ага…»
( Газета «Молодой Коммунар»,. № 7 (12933), 24.01.2012, вторник, г. Воронеж, Россия)
Молодой Владимир Высоцкий развлекал своими песнями читателя «Коммунара» — жителя Новохоперского района Василия Паршина.
|
Василий Владимирович Паршин |
Василий Владимирович смотрит за окно. На улице снег. Морозит. В поселке Централь, расположенном посреди поля и доступном всем ветрам, особенно зябко. Но в уютном домике 71-летнего Василия Паршина — тепло. Хозяин сидит за столом, подперев голову рукой. На правой не хватает трех с половиной пальцев: отхватил «циркуляркой», когда еще работал в колхозе. А что левый глаз плоховато видит — так то еще с детства. Тринадцатилетним мальчишкой работал прицепщиком на тракторе, своевольная пружина отскочила, куда не надо. Впрочем, это не помешало ему в 1959 году быть призванным на службу в Советскую армию.
В годы армейской службы и произошло одно из самых запомнившихся знакомств в биографии нашего героя. Из трех лет, положенных тогда призывнику, почти 9 месяцев он прослужил в войсках ПВО на территории Грузии ( в Лагодехи – П.З.)*, где замполитом полка был подполковник Семен Вольфович Высоцкий — отец Владимира Высоцкого.
Завтра, 25 января, исполняется 74 года со дня рождения любимого всей страной барда и актера. Для многих настоящей сенсацией стал фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», вышедший на экраны в конце прошлого года. Ажиотаж, поднятый центральными СМИ накануне премьеры, вызвал у пенсионера из Централи лишь усмешку: «Я даже и внука просить не буду, чтобы он мне привез DVD с этим фильмом из Воронежа. Уверен, там мало что будет от самого Высоцкого».
Василий Паршин с удовольствием рассказал нам всё, что помнит о Владимире Высоцком и его отце.
— Подполковник Высоцкий был очень приятным человеком, — вспоминает Василий Владимирович. — В его голосе никогда не звучал металл, он никогда не орал, как другие офицеры, на нас, солдатиков. Собираемся, бывало, в курилке, он подходит, все вскакивают, а подполковник так устало рукой махнет — сидите, мол. А однажды так прямо и сказал: «Ребятки, называйте меня просто дядей Сеней…». Один раз, на Пасху дело было, полк отправился на учения, а нас — 22 человека — оставили охранять территорию части. Мы расслабились, ушли с караула, купили несколько лавашей и… ведро чачи, ну и начали «зажигать». Перепились до того, что драку устроили, не услышали, как офицеры начали возвращаться. Подбегает к нам подполковник Высоцкий, влез в гущу дерущихся. Растащил в разные стороны, только и крикнул:
«Прекратите, петухи!». Позже назначил кому-то из ребят минимальные взыскания. Человек был! Политзанятия проводил с нами все в той же
|
Владимир Высоцкий с отцом и мачехой |
курилке, ленинскую комнату он сам, по-моему, не очень-то любил. На этих занятиях «дядя Сеня» все больше о войне рассказывал — как воевал, кого видел, — чем о политике партии и правительства. Однажды я простодушно спросил: «Товарищ подполковник, а почему у нас в стране как кто-нибудь из партийных проштрафится, так его сразу на повышение двигают?» Семен Вольфович погрустнел и тихо сказал: «Сынок, ты знай, где можно такие вопросы задавать, а где нельзя. Мне — можно, я свой, а спросишь где-нибудь в другом месте — и сразу поедешь в Сибирь лес валить. Кедра-то у нас много…»
В начале 1960 года навестить отца приезжал сын — Володя, — продолжает вспоминать Паршин. — Прожил у нас неделю. Я его запомнил в модных тогда узких брюках-«дудочках», сером пиджаке и с гитарой. Каждый вечер он приходил к нам в курилку и пел — свои и чужие, немного приблатненные песни. Сейчас их названий уже не вспомнить. Тогда, видать, у него было туго с сигаретами, а может, отец не давал курить, так он у нас всегда «стрелял» те, что нам, солдатам, выдавали. «Погарские» назывались. Помню, пел очень подолгу, голос у него, конечно, еще не был поставлен, но немного хриплый. Споет пять-шесть песен и, как обычно: «Ребята, дайте закурить…» Мы никогда не
отказывали, а он дымил, как паровоз. Володя тогда рассказывал, что отец с матерью вместе не живут, у отца другая семья, и что с отцом и мачехой (Евгенией Лихолатовой. — Авт.) несколько лет прожил в Германии. Я спросил, служил ли он в армии. Володя ответил, что нет — по состоянию здоровья. Сейчас вот смотрю на его снимки, вспоминаю его отца — и вижу, у обоих оспинки заметны, только у Володи лицо чуть потемнее было, чем у «дяди Сени»…
И лишь спустя долгие годы Василий Владимирович узнал своего случайного приятеля по армейской курилке. Случилось это, когда в 1979 году на экраны страны вышел фильм «Место встречи изменить нельзя». Тогда в телевизоре он увидел сына подполковника Семена Высоцкого и удивился: «Надо же, почти 20 лет прошло, а он мало изменился». Нет, песни Высоцкого Паршин слышал и раньше, но ассоциации с тем парнем, который в армейской курилке в течение недели «расстреливал» пачку его «Погарских», не возникало.
— Песни Высоцкого мне нравятся, — говорит Василий Владимирович, — даже скорее не песни в целом, а тексты. Но не манера исполнения. Она какая-то жесткая, агрессивная. Не для меня это. Хотя, конечно, Володя — талант несомненный.
В жизни наш герой коротко пересекался и с маршалом Советского Союза, дважды Героем Советского Союза Иваном Баграмяном, и с дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Давидом Драгунским. Но общение с отцом и сыном Высоцкими в этом ряду стоит особняком. И это вовсе не дань моде. Тем более что любимый певец пенсионера Паршина — Ярослав Евдокимов…
* Комментарий ведущего сайта. В материале Леонида Шифрина конкретное место службы Паршина не указывается, автор пишет, что Василий Паршин служил «на территории Грузии». Тогда откуда взялся Лагодехи? Я задал это вопрос Виолетте Лавровой. Она позвонила Леониду Шифрину, и тот подтвердил, что Василий Паршин называл ему местом службы Лагодехи, но поскольку эта деталь показалась журналисту несущественной, он опустил её в своей статье.
И всё же, чтобы снять лишние сомнения, Виолетта Лаврова отправилась к Василию Паршину и взяла у него интервью.
Василий Паршин: «Местом моей службы был Лагодехи»
(Интервью Виолетты Лавровой с В.В.Паршиным, 15 мая 2012, Воронеж, Россия) )
|
Василий Паршин во время службы в Лагодехи |
В. Лаврова (В.Л.) – Василий Владимирович, в какой воинской части вы служили, в каком месте?
В. Паршин (В.П.) - Номер войсковой части стоит у меня в военном билете – 92098. Место службы - поселок Лагодехи. Журналисту Леониду Шифрину я называл Лагодехи, но он это в статье почему-то не отобразил.
В. Л. – Как вы призывались в армию?
В. П. – Я призывался 7 октября 1959 года с Воробьёвского военкомата Воронежской области. Направлен был поездом в Воронеж на рассыльный пункт. Нас с Воробьёвки было двое, я и Иван Степанович Цепковский, он попал не со мной, а куда-то под Тбилиси.
В Воронеже мы простояли три дня. Говорили, что нас набирают в связь, кодовое название «Команда-900». Почему в конце оказалась артиллерия, а не связь, это для меня загадка.
Из Грузии в Воронеж за призывниками прибыл эшелон, это был обычный пассажирский поезд. Сопровождение – охрана и офицерский состав - это русские, а вот все проводники были грузины. Запомнил фамилию офицера, который нас сопровождал – Бильчич. Потом эшелон прибыл в часть под Тбилиси, в местечко Навтлуги. Повезли дальше, тоже на поезде, часть ребят, половину эшелона, выгрузили в Цнорисцкали. А остальных, включая меня, повезли на автомобилях в Лагодехи. Это примерно в 30 километрах от Цнорисцкали. Сперва нас отправили в баню, потом мы прошли
|
Лагодехи. Казармы воинской части, в которой служил Василий Паршин |
карантин. А когда нас распределили по батареям, начались встречи и знакомство с руководством.
Первый раз замполита Семёна Вольфовича Высоцкого я увидел на плацу во время построения. Он осматривал строй вместе с командиром части подполковником Скребцовым.
Дежурный офицер представил нам его: «Замполит Высоцкий Семён Владимирович». Это потом я в списках на стене увидел – «Высоцкий Семён Вольфович", но это его как бы официальное отчество, понял я, а все называли его между собой "Владимировичем".
В.Л. – Где находилась ваша часть?
В.П. – В верхней части Лагодехи, поближе к горам.
|
Входная дверь на КПП и въездные ворота на территорию воинской части. Лагодехи, Грузия |
Запомнилось ещё, что перед входом в воинскую часть была площадь с танцевальной площадкой, там устраивались танцы, приходили жители посёлка и танцевали.
В. Л. – А курилка, в которой пел Володя Высоцкий, где она находилась?
В. П. –Между казармой и проходной. Мы, как вечер, собирались в курилке поговорить, пообщаться… Поэтому когда наш замполит Семен Владимирович выходил с территории части, ему было нас не миновать. Да он и так часто захаживал к нам. Там же и пел для нас Володя Высоцкий, когда приезжал к отцу в часть.
В. Л. – Что ещё вы можете рассказать о Семёне Вольфовиче?
В. Паршин – Он очень хорошо к нам относился, между собой мы его называли «дядей Сеней». И жену его знали. На территории части был клуб, где проводились праздники. Помню, на 23 февраля супруга Семёна Вольфовича, такая смуглая женщина, организовывала концерт и потом играла нам на пианино.
В.Л. – Спасибо Вам за интервью!
|
Виолетта Лаврова продолжает вести поиск |
Комментарий ведущего сайта. Тем, кто знаком с Лагодехи, из этого интервью становится совершенно ясным, что Василий Паршин описывает наш город.
Далее Виолетте требовалось проверить: а действительно ли в Лагодехи замполитом служил офицер с такими же фамилией, именем и отчеством, как и отец Высоцкого, – Высоцкий Семен Вольфович. Оказалось, правда. С «Одноклассников» отозвалась Лаура Сираканян, её семья жила в Лагодехи, а отец, Арамаис Сираканян, в те же годы, что и Паршин, служил в в/ч № 92098. На вопрос дочери о замполите, не колеблясь, ответил: « Высоцкий Семён Вольфович».
Ни Лаура, ни её отец не знали, с какой целью Виолетта спрашивала их о фамилии замполита. Затем Виолетта делает следующий ход: отправляет в Ереван несколько фотографий мужчин в офицерской форме, на одной из которых изображён «настоящий» Высоцкий Семен Вольфович. Отец Лауры рассматривает снимки и, показывая на С.В.Высоцкого, говорит: «Вот этого человека я где-то видел в Лагодехи!» Он опознал отца Высоцкого как человека из Лагодехи! Но последний барьер на пути к истине остался невзятым: Арамаис не назвал фамилию изображенного на фото и известного ему по Лагодехи офицера.
Итак. Отец Лауры знает этого человека по Лагодехи, но не связывает его с визуальным образом своего замполита. Свяжи, скажи, что на фото замполит Высоцкий, и в истории пребывания Владимира Высоцкого в Лагодехи была бы поставлена точка.
Причина имеет, на мой взгляд, простое объяснение. Фото отца Владимира Высоцкого, предъявденное на опознание, было сделано в послевоенные годы, а отец Лауры служил с замполитом Высоцким через более чем 10 лет, в 1959-1960 годах.
Люди меняются до неузнаваемости иногда за несколько лет, а здесь – более десяти лет прошло...
Есть, казалось, бы простой путь: обратиться в военные архивы Министерства обороны Российской Федерации. Виолетта Лаврова обращалась, да ей вежливо ответили, что загружены подготовкой ответов на более актуальные запросы, а это, дескать, запрос праздный и ответить невозможно, так как он к тому же еще подпадает под Закон об охране персональных данных. Вот был бы запрос от райвоенкомата, от какой-то ветеранской организации, от каких-то других официальных инстанций, подумалось мне, ответили бы наверняка…
Ведущий сайта - к читателям. Если среди вас есть лица, имеющие прямой доступ к архивам, или же кто-то из вас имеет возможность дать официальный запрос в архив - помогите!
Послесловие ведущего сайта
В этой истории столько совпадений с реальностью, начиная от редкого отчества «Вольфович» и заканчивая сведениями от отца Лауры, что они не могут носить случайного характера. Всё по той же теории вероятности, которую я когда-то, будучи «молодым учёным», прилежно изучал на курсах научно-статистического анализа. Хочу обратить внимание еще на два значимых, по моему мнению, совпадения.
Паршин в интервью Лавровой говорит, что женой замполита Высоцкого была «такая смуглая женщина». А кем была жена у «настоящего" Семена Вольфовича? В книге Ф.И.Раззакова «Высоцкий: козырь в тайной войне» (2009) говорится, что второй женой С.В.Высоцкого была Евгения Лихолатова, в девичестве Мартиросова, женщина армянских корней, рождённая в Баку. Отсюда, из кавказских корней мачехи, и берет, очевидно, начало та самая её смуглость, что запомнилась Паршину.
И ещё одна интересная деталь из воспоминаний Василия Паршина. Жена замполита на 23 февраля организовывала в части праздничные концерты «и потом играла нам на пианино». Автор другой книги о Владимире Высоцком пишет, что Евгения Степановна Лихолатова играла на пианино и обучала игре на нём маленького Володю, когда тот после войны жил с отцом и мачехой в Германии. (Б.Измайлова. «Положивший жизнь свою на струны», 2009).
Можно верить или не верить солдату Паршину. Но как по мне, то сопоставив множество совпадений, я пришёл к выводам, что замполитом воинской части № 920098, стоявшей в конце 1959-го – начале 1960 года в Лагодехи, был всё-таки отец Владимира Высоцкого Семён Вольфович. А раз так, то в наш город приезжал-таки тогда безвестный ещё Владимир Высоцкий. И «стрелял» у солдатиков сигареты, и пел в курилке свои первые песни, и выходил на площадь перед "табачкой", и смотрел на наши горы.
На лагодехской земле стоял человек, чьё имя скоро с замиранием будет произносить разбуженная его песнями страна, а рядом с ним, вокруг него, мирно жил наш город, не подозревая, что спустя полвека о нем, скромном и провинциальном, заговорят, как об одном из мест, с которого начинался фантастический взлёт одного из самых ярких русских поэтов, композитора, исполнителя и актера – Владимира Семёновича Высоцкого.
Я верю, что всё так и было.
Однако с мемориальной доской на стене бывшей в/ч №92098 не торопился бы. До тех пор, пока в расследовании, начатом Виолеттой Лавровой, не будет поставлена последняя точка.
Фото: с помощью Google и Валерия Огиашвили (фото воинской части)
Просмотров: 8121
|