მლოკოსევიჩის ბაღი - ნამდვილი საგანძურია

Радослав Кониаж: «Бывший сад Млокосевича в Лагодехи – настоящий клад для города…»

Возвращение к сайту?

Что росло в саду у Людвига Млокосевича?

რა იზრდებოდა მლოკოსევიჩის ბაღში?

В военное время вести сайт не получается

Регги и орехи


Посетителей: 2105077
Просмотров: 2327005
Статей в базе: 719
Комментариев: 4652
Человек на сайте: 63







Лазика - суперпроект Саакашвили

Автор: Владимир Цхведиани

Добавлено: 02.06.2012

                                                                                                     Ворота Азии в Европу

«Евромания» на пространстве бывшего СССР с «мечтами об европейской интеграции», в том числе и в Грузии, по инерции продолжается, однако ситуация в мире стремительно меняется.

Сегодня слово Европа чаще всего ассоциируется со словами «кризис, проблемы, противоречия». Зато слово Азия, наоборот, ассоциируется с «прогрессом, развитием и инвестициями». В итоге настало время, если не на словах, то на деле перестраиваться и пытаться извлечь выгоду в долгосрочной перспективе, когда экономическая картина мира еще более изменится.

На наших глазах экономический и геополитический центр глобализирующегося мира перемещается в Азию. Усугубление проблем Евросоюза

 B-President-Saakashvili
 Президент Саакашвили:фантазер или реформатор?

только способствуют «бегству» капиталов в азиатские государства, которые постепенно из «ведомых» начинают превращаться в ведущих и пусть еще робко, но начинают диктовать свои условия европейцам.

«Глобальная гегемония Азии»  – это всего лишь вопрос времени,  причем очень небольшого (еще лет 30-40 назад никто бы не поверил,  что мир будет заполонён китайскими товарами, и как чудо будет восприниматься товар,  произведенный «не в Китае»). Сколько эта гегемония продлится,  сказать трудно, однако даже двух-трех  десятилетий  достаточно,  чтобы коренным образом изменить мир.  Не избежит азиатской экономической экспансии и «старушка Европа», причем осуществляться эта экспансия будет как «напрямую»,  так и через постсоветское пространство.

 И здесь особую роль приобретает Кавказ, который раньше считался «форпостом Европы в Азии», а в ближайшем будущем может стать «форпостом Азии в Европе». Особое место отводится  Черному морю, как наиболее «вдвинутому» вглубь азиатского континента,  что позволит оптимизировать логистические маршруты.

И инвесторы из Азии, судя по всему, намерены осуществить серьезные вложения в это своеобразное «окно из Азии в Европу», которое на наших глазах начинает появляться на восточном побережье Черного моря.

Речь идет о проекте строительства города Лазика, который, подобно «окну в Европу», прорубленному более 300 лет назад на болотистых берегах Невы российским царем Петром І, также строится «на болотах» – черноморском побережье Грузии всего в каких-то 5-10 километрах от административной границы с Абхазией. Но если Петр І строил Санкт-Петербург для своей державы, то грузинский президент Саакашвили осуществляет этот проект  не только для своего государства,  но и – главным образом - «для других». И судя по тому, насколько заинтересованы в его реализации китайские бизнесмены, этот город станет одним из «окон» для китайского капитала в Европу и крупным транспортным центром, через который будет осуществляться перевалка азиатских товаров в западном направлении.

Лазика строится на берегу Черного моря между новым курортным городом Анаклия (в устье Ингури на границе с Абхазией) и селом Кулеви. Предполагается, что город станет главным торгово-экономическим и коммерческим центром страны.

Скорость, с которой начал реализовываться проект Лазики, просто поражает. О Лазике президент Михаил Саакашвили впервые заговорил в декабре 2011 года, а весной уже начались строительные работы. Сегодня, по словам грузинского президента, над Лазикой работают архитекторы, в том числе лучшие в мире. На черноморском побережье есть несколько десятков километров неосвоенных земель; их предполагается задействовать, а также активно развивать портовые коммуникации и торговые пути.

По подсчетам самого Михаила Саакашвили, на Лазику, которая должна стать вторым по величине городом в стране с населением более 500 тысяч жителей, бюджет выделит за четыре года $120 миллионов, но для нормального осуществления проекта за этот период надо как минимум $600-900 миллионов, которые в основном и дадут иностранные инвесторы. Предполагается, что «полноценный» полумиллионный город появится через 10 лет, однако первые постройки сдадут в эксплуатацию уже в ближайшие месяцы.

В первое время считалось, что проект города Лазика связан с американской политической экспансией на Среднем Востоке – о нем заговорили практически одновременно с обострением ситуации вокруг Ирана. Однако антииранская кампания сейчас практически свернута, а реализация проекта Лазики резко ускорилась.

B-Lazika-project
Город Лазика. Осталось "немногое": перенести с дисплея компьютера на поверхность земли

По сути, после распада СССР Лазика станет первым прецедентом строительства «с нуля» полумиллионного города. Аналогичным проектом можно было бы назвать строительство новой столицы Казахстана – Астаны, но у нее был предшественник – вполне благоустроенный советский областной центр Целиноград, на основе которого и было развернуто строительство новой столицы. В Грузии же строится пока что не столица, а просто второй по величине город, но – на пустом месте, там, где кроме болот ничего нет.

Вряд ли в новый город придут инвесторы из охваченной кризисом единой Европы – в ЕС на берегах Средиземного моря и без того вскоре могут появиться «депрессивные экономические зоны». О том, что Лазика может строиться, в первую очередь, в китайских экономических интересах, несколько сгущая краски, утверждают некоторые лидеры грузинской оппозиции. По их мнению, больше всего этот город мог бы привлечь китайцев, которым нужен «выход» в черноморско-средиземноморский бассейн. В настоящее время из Казахстана, граничащего с Китаем, транспортные потоки в черноморский регион через Грузию и Азербайджан уже налажены. Строительство здесь города, который может стать чем-то средним «между Дубаем и Сингапуром», правда – «местного масштаба», вполне вписывается в эти проекты. Предполагается, что китайцы могут вложить от $12 до 14 миллиардов только на строительство жилых массивов в Лазике.

Возникает вопрос: почему азиатские (индийские и китайские корпорации) более охотно идут на амбициозные проекты в Казахстане, Киргизии и Грузии, чем в богатой ресурсами и имеющей все условия для строительства трансконтинентальных логистических коридоров России? Ответ очевиден: по своим масштабам Россия остается крупным геополитическим игроком, у нее есть собственные экономические интересы, которые ее «азиатским друзьям» нужно учитывать. Совсем другое дело – маленькие и слабые государства, такие как Казахстан, и тем более Грузия и Киргизия. Для последних $12-15 миллиардов китайских инвестиций (мелочь в масштабах Китая) вполне достаточно, чтобы полностью заставить учитывать интересы КНР. К тому же в последние годы руководство Грузии делает всё, чтобы создать имидж страны, где иностранные инвестиции надежно защищены.

 

                                                                                         Экономические предпосылки

Самое интересное, что проект строительства крупного портового, транспортного и промышленного центра в том районе, где началось строительство Лазики существовал еще в советские времена. Тогда предполагалось сделать из Западной Грузии высокоразвитый промышленный регион, для чего было запланировано строительство каскада ГЭС по реке Ингури и АЭС в Гальском районе Абхазии. «Успели» построить лишь Ингури ГЭС,  которая сегодня является самой мощной электростанцией Грузии. Так что с учетом реализации проектов строительства других ГЭС - тех же Худони ГЭС и Тобари ГЭС в Верхней Сванетии -  проблем с энергоснабжением нового города не должно возникнуть принципиально.

Предполагалось в советские времена и строительство крупного порта, причем рассматривались две площадки: в районе Очамчиры и в районе Анаклии (т.е. там, где сегодня строится Лазика). Потребность в новом порте в случае динамичного развития региона была,  дело в том, что «пропускные способности Потийского и Батумского портов ограничены. Расстраивать эти города и порты попросту некуда.  Батуми с одной стороны окружен горами, с другой тянется курортная зона Мазинджаури–Кобулети, а в районе Поти с одной стороны расположено озеро Палеостоми,  с другой – река Риони.  Сухуми на эту роль также не подходил, так как изначально рассматривался как «курортный» город да и масштабному строительству там тоже мешают горы.

Таким образом, проекты строительства крупного города и порта в районе современной Лазики существовали давно,  и есть соответствующая проектная документация.

В отличие от тех же Дубая и Сингапура в Лазике не возникнет абсолютно никаких проблем со снабжением города высококачественной пресной водой. Более того,  с учетом роста спроса на питьевую воду на Ближнем Востоке существует проект строительства в районе Анаклии терминала по «перевалке» чистой пресной воды:  предполагалось, что  с гор вода будет трубопроводом доставляться на побережье, оттуда грузиться в специальные танкеры и «развозиться» по тем странам, где качественная питьевая  вода сегодня дороже нефти, как, например, в тех же ОАЭ или Саудовской Аравии.

Море в районе Лазики очень глубокое, и потенциальный порт сможет принимать любые суда. Правда, здесь нет удобной бухты, однако вопросы строителства «волнозащитных» сооружений решаемы. Что же касается желенодорожного сообщения, то здесь без проблем можно проложить новые  ветки  от железнодорожной  станции Хоби, что лежит в 10-15 километрах от будущей Лазики.

Не будет проблем у нового города и с воздушным сообщением – совсем недалеко от его месторасположения, всего в 20 километрах  находится аэродром Сенаки, который вполне может быть приспособлен под полноценный пассажирский аэропорт. Кроме того обслуживать Лазику сможет один из лучших аэродромов на Кавказе – Копитнари, расположенный в 15 километрах к западу от Кутаиси и в 60 километрах  к востоку от строящейся Лазики.  Этот бывший военный аэродром расположен на равнинной местности, гор вокруг него нет. Зато возле него проходит железная дорога и автотрасса, то есть  теоретически пассажиры скоростной электричкой могут за 25-30 минут доставляться в Лазику, либо преодолевать это же расстояние за те же полчаса по автобану. Господствующие воздушные потоки в Копитнари таковы, что направлены только «вдоль» взлетно-посадочной полосы, в отличие от Батуми, где, во-первых, возле аэропорта находятся горы, а, во-вторых, часто дуют «боковые» ветры,  затрудняющие взлет и посадку.

Также нужно учесть, что Лазика будет строиться хоть и на болотистой, зато равнинной местности. Каких либо объектов, которые придется «переносить» здесь нет, нет даже крупных сел. В худшем случае рядом находятся заброшенные чайные плантации, которые уже заросли лесом и давно не представляют какой-либо «хозяйственной ценности».

 

                                                                                               Попутное решение абхазского вопроса

Сомнительно, чтобы главной задачей строительства Лазики была «экономическая интеграция Абхазии с остальной Грузией», хотя и ее не нужно сбрасывать со счетов.

Как известно, большие деньги и экономические интересы смягчают любые геополитические противоречия. В той же Грузии открыто заявляется: несмотря на существующую абхазскую проблему  «Лазика станет центром экономического тяготения» не только для отпавшей Абхазии, но и для огромной территории – вплоть до российского Сочи. Уже сегодня грузинские власти поощряют поездки жителей непризнанной и контролируемой российскими военными Абхазии «в метрополию» – за покупками и для лечения,  чем только увеличивают пока что неявные, но прогрузинские настроения в своей бывшей автономии.

Таким образом, строя Лазику,  грузинские власти вполне могут совместить «приятное с полезным» - переключить на свою страну  значительную часть «европейско-азиатского» транзита и заодно «реинтегрировать» Абхазию, причем не военными, а экономическими методами. Ведь сегодняшнее население Абхазии не более 200 тысяч жителей, из которых абхазов реально не более 50 тысяч – для полумиллионного города это просто “население еще одного пригорода” .

Что же касается России, то российские бизнесмены,  завязанные на торговлю как со странами Азии так и с Средиземноморья, в случае появления такого экономического центра как Лазика, будут объективно заинтересованы в ликвидации «абхазского барьера». И с этой точки зрения, если учесть, что соседний Сочи будет столицей зимней Олимпиады-2014, а Лазика строится «надолго» – экономический и политический расчет грузинского руководства очевиден.  Как известно, олимпиады и чемпионаты быстро проходят, после бума начинается разочарование, поэтому для российского капитала, активно осваивающего черноморский регион,  пытаются предложить «привлекательную зону», которая, к тому же, вполне возможно, будет «раскручена» заинтересованным в «окне в Европу» китайским капиталом. И это  абсолютно реальная перспектива: несмотря на сложные политические отношения двух стран для российского капитала в Грузии никаких препятствий нет и не чинится.

                                                                                                       

                                                                                               Баллы для Президента Саакашвили

И понятное дело: суперпроект, за которым стоит   Саакашвили, только прибавит ему симпатий и уважения со стороны электората. Удастся ли ему сохранить реальную власть по окончании президентского срока, а потом, через промежуток времени,  вновь вернуться в президентское кресло, как это сделал Путин,  остаётся вопросом. Но то, что он войдет в историю Грузии  как самый масштабный и самый успешный её реформатор последних столетий,  представляется несомненным.

                                                                       Владимир ЦХВЕДИАНИ (журнал "Комментарии", Украина), специально для www.lagodekhi.net

                                                                       Подписной индекс журнала "Комментарии" в ДП "Преса" (Украина) - 22821

 

Фото: с помощью Google<

Просмотров: 5111


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): Кахетинец
Дата: 02-06-2012 00:00

Больная голова ногам покоя не дает- пословица про человека, которого Вы упоминули тут, уважаемый автор. Половина Тбилиси это трущебы, о какой Лазике идет речь? Он давно перешел в мир фантазий, не верьте очередному бреду.

Удалить

Комментарий добавил(а): Анаида
Дата: 03-06-2012 00:00

Интересно, что получится..... Но, как говорится, дай-то бог, чтобы моя родина Грузия расцветала. Хотя бы с помощью таких проектов.

Удалить

Комментарий добавил(а): Анаида
Дата: 03-06-2012 00:00

Будем рады приехать и посмотреть на это чудо - Лазику.

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 03-06-2012 00:00

В общем-то хорошей статье вызвала недоумение фраза "контролируемой российскими военными Абхазии". Интересно, и как они её контролируют? Сидят в парламенте и выкручивают руки депутатам? Диктуют законы? Военный начфин сидит в министерстве финансов? Патрулируют улицы? Издают приказы о комендантском часе? Как это происходит? База есть. Есть и приграничная полоса, охраняемая пограничниками. Но за их пределами всё в руках народа Абхазии. Республика на пути своего становления. Пусть пока коряво, пусть в некоторой мере националистично, но строит свою жизнь. Каким будет их дальнейший выбор - покажет время. Как и выбор Грузии. Анаклия! Проект громкий и во многом спорный. Что он принесет Грузии? Процветание? В 20-ти летней перспективе может быть. А может стать и её могильщиком. Любой амбициозный проект потребует исполнитетелей, что в свете открывающихся перспектив и возможностей вызовет отток наиболее амбициозной части населения (не середнячков, а именно самых лучших!) из регионов Грузии. Поскольку речь идет не о строительстве туристического кластера, а мощной портовой зоны со всей её инфраструктурой, потребуется профессионально подготовленная молодежь. Хватит ли её в Грузии? Справится ли система образования? На этапе строительства в поисках работы устремится и слой непрофессионалов, с ростом города переквалифицирующихся в сферу коммунального обслуживания. Что станет с остальными городами и населенными пунктами в Грузии? Как на них отразится отток? Если строительство будет осуществляться гастарарбайтерами Турции или Китая, как отразится их присутствие на окружающем населении в условиях тотальной безработицы? Что станет с селом? Уже сейчас половина населения (проживающего в селах) кормит только само себя, совершенно не работая на Грузию. Что станет с ним с уходом молодежи (старики за проектом не потянутся)? 400 тысяч населения Лазики к 2020г. - это десятая часть всего населения. Как это аукнется на селе? Можно предугадать, что таким образом к 2030г село Грузии будет очищено от населения, препятствующего приходу крупного инвестора. Земля будет заброшена и стоить копейки. И тогда ... Страшно подумать, чем это может закончиться. К 2050г. Грузия переместится вдоль узкой причемноморской полосы и сосредоточится вдоль транспортных магистралей для их обслуживания. Остальная часть территории будет приватизирована. И это не самый худший сценарий. Однако сие маловероятно, поскольку средств для полного осуществления этого проекта у Грузии нет. Да и инвестор туда не ломанется. Ему нужны быстрые деньги. Ждать отдачи от проекта 20-30 лет способен не каждый. Как и все начинания закончится демонстрацией усилий и фасадом проекта. Усилия приносят результат, их видимость - его демонстрацию.

Удалить

Комментарий добавил(а): Ираклий -Третий
Дата: 03-06-2012 00:00

Не переживайте.Все повторяется.

Удалить

Комментарий добавил(а): Дедушка
Дата: 03-06-2012 00:00

Будет Вам и белка,будет и свисток.Дайте только срок.А кому не Вам решать.

Удалить

Комментарий добавил(а): Пётр Згонников
Дата: 03-06-2012 00:00

Анаида, Владимир Цхведиани - не историк. Почитать о нём можно в материале "Кто такой Владимир Цхведиани?" от 6 марта текущего год

Удалить

Комментарий добавил(а): Пётр Згонников
Дата: 04-06-2012 00:00

Алексей, Вы правы: Лазика оттянет на себя всё трудоспособное и амбициозное население страны, как Запад и Россия оттянули на себя сотни тысяч знающих и умеющих грузин. Больше всего меня беспокоит родная мне Кахетия. Здесь и без того не сладко: поля запущены, больше половины населения без работы, апатия в людях и депрессия в экономике. И лучше в Кахетии, похоже, не будет, так как центр финансовой, экономической и политической жизни страны (под последним имею в виду перенос Парламента в Кутаиси) неуклонно перемещается на запад, к черноморскому приморью. Лазика ускорит и сделает это «движение к морю» массовым, что приведет к совершенному запустению Кахетии. Со смертью села, - хранителя национальной культуры и морали, души народа, - грузины потеряют свою самобытность, которой они так привлекательны сегодня. К большой радости тех, кто мечтает превратить Землю в «дисциплинарный санаторий», населенный управляемыми народами-потребителями, - одинаково думающими и предсказуемыми в своих желаниях и планах. Лазика принесет Грузии деньги, но возьмёт взамен душу. Если она, конечно, состоится. Через год у Грузии будет новый Президент и куда и как он поведёт свою страну – покажет время. В теории не исключено, что проект Лазики будет закрыт, как в свое время был закрыт в Союзе проект поворота сибирских рек – за его вредностью.

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец
Дата: 04-06-2012 00:00

Зачем нынешнему президенту нужна Лазика? Неужели кто-то сомневается что она вообще нужна сейчас? Повторю, смотрю на Тбилиси и ужасаюсь - практически 80% города требует восстановления, 50% практически с нуля. Показать абхазам - мол вот как у вас все плохо с Россией, а рядом так нам хорошо, тоже нет. Батуми и Поти находятся недалеко, там можно все это осуществить. Ответ - он (президент) много раз повторял что его эпоха чуть ли превосходит эпохе царицы Тамары, никогда столько не строили в Грузии. Может что-то и строится, но больше для фасадности (хороший пример - на скорую руку открыли новый аэропорт и крышу сорвал ветер в тот же день). А завтра его не будет у руля и что скажет народ, история? Никто и никогда не вспомнит что построил бетонку Тбилиси-Хашури, или покрасил фасады в Тбилиси, или открыл закусочную в Мцхете(и такое бывает, бывает что несколько раз открывает один и тот же объект). Окончательно потерял земли, столкнул народы, правил страну авторитарно, переполнил тюрмы, вогнал страну в кошмарные долги. Вот кем он останется. И сам об этом знает прекрасно. Поэтому хватается сделать хоть что-то (неважно, разумно это или нет, успеет или нет), а решение принимает импульсивно. Лазика прекрасный пример его отчуждения от реальности. И евро 2020 тоже...

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 04-06-2012 00:00

Пётр Згонников Дата: 2012-06-04 Вы смогли сформулировать то, на что я и "замахнуться" не посмел. Такие инфраструктурные проекты надо просчитывать не один год и не нам, а крупным специалистам. На кону - Грузия с её самобытностью. Кахетинец Дата: 2012-06-04 Мне за Вас тревожно. Особенно в свете последних сообщений СМИ по ситуации в Грузии. С уважением,

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец
Дата: 04-06-2012 00:00

Алексею - нам всем тут тревожно. В связи с инакомыслием сегодня преследуются все, причем довольно жестко. Но невозможно остановить процесс который начался. Невозможно остановить начало конца. Грузия должна вернуть себе самого себя.

Удалить

Комментарий добавил(а): Петр Згонников - Кахетинцу
Дата: 04-06-2012 00:00

Читаю Вас и в очередной раз сожалею, что Вы все еще не в авторах сайта. Ваш голос интересен тем, что он оппозиционнен, и мысли Ваши хороши тем, что рождены не эмоциями, а разумом. C уважением, Петр

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 04-06-2012 00:00

Кахетинцу. Если нам удастся удержать молодежь от скатывания с позиций патриотизма в национализм, то время всё расставит по местам. Если нет, то страшно представить последствия последних двадцати пяти лет. И эта проблема одинаково важна для всех нас. С уважением,

Удалить

Комментарий добавил(а): тот самый
Дата: 05-06-2012 00:00

"(хороший пример - на скорую руку открыли новый аэропорт и крышу сорвал ветер в тот же день)"-я так понял,что виноват Саакашвили?

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинец - тому самому
Дата: 05-06-2012 00:00

Понятно что строят рабочие. Виноват системный подход - строить и открывать (иногда два или три раза один и тот же объект) как можно быстро, не важно окончена стройка, нужно ли здание вообще. Главное кричать - мы СТРОИМ!!! Президентом определяется такой подход. Подход неверный изначально, основанный только на популизм. Поэтому и крышу сорвало. В Кутаиси открыли здание парламента, а здание недостроенное. Анегдот короче говоря. Какая спешка была делать все именно к 26 мая, а не к 10 сентября например, а потом ходить в касках? Это частные примеры. Глобальные - такой же подход практически во всех реформах в стране, будь то образование, наука, спорт и т.д. Итог: умирающее сельское хозяйство, несуществующая наука, спорт, необразованная молодежь, острая нехватка квалифицированных кадров. Строить конечно нужно, и дороги нужны и аэропорты и города, но строить нужно с умом, определив приоритеты. Не надо в первую очередь строить второй аэропорт, второй дворец президента, третий (первый на стадии разборки около центральной почты на пр. Руставели, а здание то прекрасное) парламент или стеклянный мост между двумя мостами в старом городе. Надо поднимать социалку, науку, культуру, отстроить трущебы в столице. Чтобы было приятно жить в городе. Абхазы и осетины увидев дело (а не популизм) сами подтянутся. Огромное кол-во людей уехало из страны на заработки, их число только возрастает. Страна глубоко дотационная, внешний долг огромный, его размеры ужасают. Но зато хотим евро 2020, Лазику, штат на Марсе и виноградник на Венере. Царь Давид Строитель не принимал евро по футболу, а некоторые этим не только догонят его а и перегонят!

Удалить

Комментарий добавил(а): Orion
Дата: 05-06-2012 00:00

Очень интересно. Было бы приятно увидеть что-то позитивное на фоне всех проблем. Но как вы все замечаете, эта стройка очень на показуху похожа, на первый взгляд. Я уже лет 20 в Грузии на был и совсем на знаю что там творится, но хотелось бы, чтобы населению полегче стало. Может новые рабочие места как раз и помогут в этом. Но для Лагодехи ничего не поменяется, построят этот новый город или нет. А хотелось когда-нибудь детям показать места где сам родился и вырос, и что-бы при этом не болела душа, глядя на разруху и нищету.

Удалить

Комментарий добавил(а): тот самый
Дата: 05-06-2012 00:00

Не нужно долго думать, чтобы понять: новым «Давидом Строителем» Саакашвили считает себя. Мне интересно ,с кем можно сравнить Саакашвили, в период от Ломинадзе (с 1922г) до Шеварднадзе (до 2003г)?

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 05-06-2012 00:00

Историю Грузии я изучал в школе довольно давно (по-моему класса с 6-го по 8-й, т.е. с 1970г.). Учебник запомнился: был издан на какой-то сероватой бумаге нечетким шрифтом в отличие от остальных. Тогда я узнал, что её история началась задолго до истории России. В памяти отложилось, что Давид получил имя Строителя за "собирание земель Грузинских" под единую руку. Саакашвили в этом отношении до Давида Строителя далеко. На мой взгляд, каждый правитель индивидуален. Проводимая им политика сильно зависела от сложившейся ситуации (как в стране, так и с соседями). Только одни, не в силах противостоять обстоятельствам, шли по воле рока, другие ломали ситуацию "под себя". Таких немного и в Российской и в Грузинской истории. Смысла перечислять их нет. Остальные забыты (не отложились в памяти)из-за своей безликости. По моему мнению,Саакашвили запомнится двумя вещами: началом вывода Грузии из трясины 90-х и бездарной утратой Абхазии и Южной Осетии. Что из этого окажется важней для будущего поколения, вопрос не ко мне, и даже не следующему за мной поколению. Как развернутся события дальше (на протяжении 2020-2030гг), так и будет оцениваться. Станет лучше - его заслуга, хуже - он положил начало. Для сравнения мне почему-то вспоминается период Мджаванадзе. Что-то есть похожее.

Удалить

Комментарий добавил(а): Давид Заалишвили
Дата: 06-06-2012 00:00

Как все плохо-то оказывается... Давайте срочно разберем мост, автобан, выкрасим, причем исключительно в серый цвет, фасады домов, вернем 9-й энергоблок тбилисской ТЭЦ в состояние 2000 года ( вот Майкл Скоул-то порадуется !). Не будем ни чего строить, лучше возьмем и проедим очередной МВФ-овский транш (если дадут), или еще лучше раздадим деньги в виде пенсий в 500 лари и зарплат учителям в 1000 лари ! Все будут довольны, правда совсем недолго... Утрата Самачабло и Абхазии ?! А кто-нибудь пробовал вернуть эти территории кроме нынешней власти? Хоть каким-либо путем? Села запустевают? А что, сельчан насильно гонят в Тбилиси работать диспетчерами на конечных остановках маршрутных такси? Это очень почетная, настоящая мужская работа, стоять весь день с секундомером в руке !!! Секндомер ведь не "тохи", мозоли не натрет... Пусть лучше китайцы "тохают"...Кто-нибудь из сельчан пробовал объединяться? Совместными усилиями обрабатывать землю и делить урожай ? Программа гибридной кукурузы , несомненно "диверсия" властей! Почему-то люди, следовавшие указаниям по выращиванию этой-самой кукурузы, сумели-таки получить тройной урожай. Парламент в Кутаиси - это же ужас какой-то ! А то, что по линии парламентских связей в Кутаиси будут приезжать люди , которых надо кормить, поить и где-то размещать, это ведь ерунда полная. И зачем аэропорт в Копитнари? А кстати, этот самый аэропорт будет принимать самолеты венгерской авиакомпании, цена на билет Киев-Кутаиси в которой - 35 евро. И зачем в Кутаиси новый фонтан? Нет, господа. Все это в корне не верно ! Не строить ни в коем случае ! Срочно переходим на дровяное отопление, еще не весь паркет сожгли и не все заповедники вырубили... Прежде чем судить кого-либо за попытку, давайте сами попытаемся что-то сделать. Время покажет. P.S. "тохи" - это мотыга, если-кто не знает.

Удалить

Комментарий добавил(а): Ведущий сайта Петр Згонников
Дата: 07-06-2012 00:00

Господа читатели! Ваши комментарии показывают, что Основной интерес вызывает не Лазика, а человек, стоящий за ней, - Президент Саакашвили. Предлагаю написать желающим статью на тему " Кем останется Саакашвили в истории Грузии? Хотелось бы услышать голоса сторонников и противников Саакашвили. Писать можно под псевдонимом. Цензуры на сайте нет, приветствуютс любые мысли. Под запретом оскорбления и наклеивание ярлыков. С уважением к любому вашему мнению, ведущий сайта Петр Згонников

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 08-06-2012 00:00

Давиду Заалишвили. Дата: 2012-06-06 Не так всё плохо. Есть серьёзные подвижки в лекарственной и фармацевтической отраслях, виноделии. Закладывается основа производства оливковых масел, цементной отрасли. Серьёзная отдача будет лет через 5-7. Теперь к Вашему "крику души": деревянный мост (самый-самый МОСТ в Европе) в Анаклии, который торжественно открывал Саакашвили, лучше снести. Не случайно после его повреждения в прессе Грузии о нём "ни слуху - ни духу". Интерсно, стоит? Сколько ещё таких "мостов" понастроено без обоснований, расчётов и слушаний? Дорога в Телави через Гомбори (я там жил долгое время)работает? В режиме автобана? Деньги на армию для авантюры в Южной Осетии нашлись, а для пенсионеров 5 лари три года парламент мусолил. До Саакашвили эти территории "воевал" (в силу имевшихся возможностей)каждый президент Грузии. До 2008г. оставалась надежда на мирный исход событий. Но теперь-то понятно, что процесс отложен в долгий ящик и время работает против Грузии. Хотите прогноз? К следующему году граница Абхазии и Грузии будет полностью перекрыта и взята под контроль российскими пограничниками (в Южной Осетии это произойдет чуть позже - через пару лет). Затем будет установлен порядок (на основе законов Абхазии и её правоохранительными органами)в Гальском и других прилегающих к границе районах. После Олимпиады начнется поэтапная передача границы абхазам. А со становлением государственных структур Абхазии и Южной Осетии разговор о добровольном возвращении в Грузию перестанет быть актуальным - власть берут не для того, чтобы потом с ней добровольно расстаться. Примеров на постсоветском пространстве больше, чем достаточно. А второй раз силовой вариант не прокатит, даже под крылышком НАТО. Проблема села Грузии особая. С утратой возможности реализации полуфабриката (разгром примитивных производственных мощностей на момент провозглашения независимости) привел к атомизации (каждый сам за себя) крестьянина. А магазину нужна стандартизованная расфасованная и стабильная по срокам (и ценам)поставка. Единоличнику с этим не справиться. Положение усугубил хлынувший на рынок западный ширпотреб турецкого производства. Кто будет есть хинкали, ведь гамбургер - престижнее. Так город отрёкся от села. Это произошло не только в Грузии, а и в России, Украине...Ну объединятся несколько семей, вырастят продукцию - кому её продать в виде полуфабриката? Посредникам? Это не выход. Покупательная способность населения падает. Спрос падает. Российский рынок, закрывшийся от "фекалий", заполонен продукцией других стран. Западный рынок не ждет с распростертыми объятиями. Америка далеко, туда еще довезти надо. Всё это надо обсчитывать и планировать, сберегая каждую копейку. За попытку никто не судит. Так, базар на кухонном уровне. Судить будут внуки и правнуки. Слава Богу, что их порицание будет нам не в лицо...

Удалить

Комментарий добавил(а): Давид Заалишвили
Дата: 10-06-2012 00:00

Алексею : "Дорога в Телави через Гомбори (я там жил долгое время)работает? В режиме автобана?" - за последнюю неделю я четырежды ездил по этой дороге. Прекрасно работает, в любой сезон. Есть два оползневых участка по 100 метров каждый, они постоянно ремонтируются. Мои гости из Харькова, вчера засняли переезд через Гомбори на видео, как только будет возможность, выложу ссылку на видео. На счет моста в Анаклия - да, тот который был построен, надо снести... и построить новый! К вопросу о хинкали и гамбургерах : - по опросу проведенному полтора года назад среди пользователей интернет-ресурсов в Грузии на тему популярности блюд, с 70% отрывом от всего остального лидируют именно хинкали !) Гамбургер - вполне съедобная штука, детям очень нравится !) До Саакашвили, в Грузии было только два президента. При первом президенте конфликт начался, при втором "заморозился". В первом случае была попытка удержать территории, во втором - "заморозка" конфликта во избежание распространения гражданского противостояния в Западной Грузии. К Вашему сведению - обе де-факто границы, уже четвертый год контролируются исключительно силами ФСБ РФ, впрочем не только границы. Яркий пример - недавние "выборы" в т.н. Южной Осетии. Вряд-ли кто-то "передаст контроль" абхазам или осетинам, уж слишком большие деньги вбуханы. Деньги на "авантюру" нашлись именно у РФ, где пенсионеры кстати, тоже не шикуют. Генералам вроде денег хватило, а вот солдатам "пришлось" мародерствовать и свинчивать унитазы )) Прислать ссылки на видео? Помнится еще история про вилочку и "туфли "о....енные!" На счет села - да, это самая серьезная проблема Грузии на сегодняшний день. К сожалению пока нет внятной политики по этому вопросу. Сегодня презентовали очередную программу, вот ссылка :http://bizzone.info/agriculture/2012/1339201056.php Суть пока не знаю в чем, надеюсь, что сработает. В любом случае, в том, что село "умирает", виноваты не только чиновники, сами сельчане виноваты не меньше. На момент провозглашения восстановления независимости, "примитивные мощности" были результатом не менее примитивной и бездарной сельскохозяйственной политики СССР, уж простите - "что выросло - то выросло". Крестьянин получающий зарплату от государства не может быть собственником ! "Спрос падает" - не понятно о чем Вы? Спрос на продукты ни как не может упасть, кушать всегда хочется!) Город от села не отрекался, скорее село отреклось от работы, от тяжелой физической работы. О "западном рынке", впрочем как и российском, думать пока рано, нужно обеспечить хотя-бы внутренний рынок качественной продукцией. В Америку вообще ни чего возить не нужно, у них как в Греции, "все есть" ) Зачем-же такие мрачные прогнозы - "порицание" внуков и правнуков ?! Больше оптимизма - если сейчас не набьем шишек на лбу, тогда-уж точно , останется только порицаний ждать. Только час назад я вернулся из Кахети. Заезжал на рынки в Цнори, в Гурджаани, в Телави. Привез замечательный сыр из Бадиаури и чурчхелы из Манави. До Лагодехи в этот раз не доехал, правда с удовольствием угостился в Сигнаги лагодехскими баклажанами, огурцами и помидорами. Про вино я вообще молчу !) И все это совсем не "западный ширпотреб турецкого производства" а свое, местное, НАГДИ КАХУРИ ! Барака Кахетс! Барака Сакартвелос !

Удалить

Комментарий добавил(а): тот самый
Дата: 10-06-2012 00:00

Саакашвили все таки реформатор, но судьба грузинских реформ отнюдь не решена.Удачи ему!

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 10-06-2012 00:00

Давиду Заалишвили Дата: 2012-06-10. Спасибо за добрую весть про дорогу через Гомбори! Видео мне будет очень интересно! Ведь в тех местах прошло мое детство. Под "гамбургерами" я имел в виду не только конкретный продукт, а олицетворение навязываемого нам западного образа. Он - образ - хорош в меру, и, если в Грузии с противостоянии Западу так все здорово, то мне остается за неё только искренне порадоваться! Впрочем, мои сомнения насчет реального положения дел Вам развеять не удалось - мешают публикуемые Грузстатом данные. И чем дальше (по времени от 2000г), тем сомнительнее происхождение Вашего оптимизма. Далее. Я имел в виду передачу охраны границы властям Абхазии и Южной Осетии, не ставя под сомнение легитимность и реальное обладание властными государственными полномочиями избранных этими народами представителей. Их позицию по добровольному вхождению в состав Грузии. Вы же попытались перевести стрелки на обладание якобы властными полномочиями России в этих регионах и некую авантюру, затеянную российским руководством. Позвольте с Вами не согласиться. Одним из самых ярких свидетельств именно авантюры со стороны грузинского руководства по попытке возврата Южной Осетии в состав Грузии является снижение расходов на содержание своей армии после её неудачи. Что касаемо мародерства (ложечки, если уж быть точным!), то оно имело место со всех сторон. Доказательств этого вполне достаточно (поройтесь на осетинских сайтах). К сожалению, мародерство всегда сопровождало (и будет сопровождать!) все конфликты с насилием. Вдаваться в полемику по этому поводу я считаю бессмысленным, поскольку есть международное юридическое право - ему и карты (т.е. доказательства) в руки. Может когда-нибудь и правда восторжествует. Мародёр национальности не имеет. По ситуации в селе. Мне импонирует Ваш оптимизм! Значит ещё не всё так плохо, как оценивают эксперты в Грузии и "голосует инвестициями" Запад! Подтверждают Ваш оптимизм и факты отсутствия на переферии (в глубинке) от Тбилиси наличия продукции иностранного производителя. Надеюсь, что до продажи турецких помидор и картошки на сельском рынке ещё далеко. Осталось совсем немного - заставить ленивых крестьян крестьян энергичнее "тохать"! И тогда им воздасться по заслугам! А с сельхозтехникой, толковыми агрономами, грамотной и внятной политикой властей по отношении к родному селу и дураки справяться. Всё же есть в Ваших словах что-такое, что роднит русских и грузин! Предположительно, это бесконечная Вера в непогрешимость властей и происки недругов! Искренне Ваш,

Удалить

Комментарий добавил(а): Давид Заалишвили
Дата: 10-06-2012 00:00

Алексею : Ссылку на видео по Гомбори выложу обязательно, как только харьковчане разместят это видео в сети. Вызывает улыбку Ваша фраза "противостояние Западу" :) Зачем-же "противостоять" тому, что хорошо?! Хотя согласен, отделять "мух от котлет" тоже необходимо, правда это зависит не только и не столько от находящихся у власти, сколько от самого общества. Запад, к примеру, активно навязывает легитимизацию однополых браков. Мне лично, очень трудно представить что-либо подобное в Грузии. Грузинское общество очень традиционалистски настроено, вряд-ли удасться навязать что-либо противоречащее традициям. На бытовом уровне - вполне возможно, это и мода,и молодежные увлечения,и даже кухня в конце концов. Супермаркеты с полуфабрикатами ведь тоже "навязанный Западом" образ жизни, однако работает почти повсеместно. Так и не понял о какой статистике Вы говорите, так-что не могу ни чего конкретного Вам ответить. Не понятна и Ваша "точка отсчета" - 2000 год. Чем он так знаменателен в грузинской истории? На счет "легитимных властей" - у каждого "свой взгляд на майонез", и то, что является легитимным для властей Науру или Вануату, может оказаться совсем не легитимным с точки зрения властей , скажем, Украины или Эстонии. "Аль-каеда" и "Тигры освобождения Тамил-Элама" тоже вполне легитимны для некоторой части населения планеты. Будьте так любезны, пришлите ссылки на видео с фактами мародерства со стороны солдат грузинской армии, мне таковые не встречались. Не сочтите за сарказм, для меня это важно, поскольку моя мама осетинка и мне интересны позиции обоих сторон. Я видел сюжет о "вилочке", впрочем и "ложечками" видно тоже не гнушались. К Вашему сведению ( можете проверить по данным Грузстата ) бюджет Министерства Обороны Грузии вовсе не уменьшается, что кстати является причиной недовольства грузинской оппозиции и части грузинского общества. Что касается "веры в непогрешимость властей" - вряд-ли в сегодняшней Грузии или России кто-то (нормальный) верит в чью-либо непогрешимость. А "происки недругов" - разве их, в смысле недругов, нет сегодня у какой-либо страны? А раз уж они есть, вряд-ли они цветочки в полях собирают))

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 10-06-2012 00:00

Точка отсчета 2000 не привязана к каким либо событиям. Она как "ноль" на сантиметре. Легитимность властей важна в первую очередь для населения своей страны. Что касаемо подбора фактов случаев мародерства, то я не считал необходимым их коллекционировать. Если есть такая необходимость, посмотрите сами на осетинских сайтах. Там есть свидетельства пострадавших. Я полагаю, что они имеют доказательную силу как и фото и видео. Например: http://osgenocide.ru/684-voyna-v-avguste-2008-g-rasskazyvayut-ochevidcy-nikolay-doguzov.html Там есть много таких свидетельств. Надеюсь, этого достаточно? Далее прошу пройти по ссылочке: http://www.geo-army.ge/index.php?catid=27%3Anews&id=290%3A-2012&lang=ru&option=com_content&view=article Финансирование МО Грузии на 2012 год составляет 675 млн. лари. В 2011 году эта цифра составила 704 млн. лари, в 2010 году эта цифра составила 728 млн. лари, в 2009 году - 869,6 млн. лари, а 2008 году - 1.547 млрд. лари.

Удалить

Комментарий добавил(а): Несколько слов о войне
Дата: 11-06-2012 00:00

Война пишет свои правила. Война освобождает человеческие пороки, и ни национальность, ни приверженность демократическим ценностям не являются достаточными преградами для их высвобождения. Хороший тому пример - США. Общепринято, что эта страна - самая демократическая в мире, и мародерства в армии США не может быть по определению. И вместе с тем, в апреле 2003 года, заняв багдадский аэропорт, американские солдаты на протяжении двух недель растаскивали по частям все ценное, что попадалось под руку. Из магазина беспошлинной торговли "дьюти-фри" тащили бутылки с алкогольными напитками, сигареты, косметику, дорогие часы. Мародерство свойственно любой армии в любое время. Как и другие пороки: например, пытки заключенных теми же американцами в Абу-Грейб. Законы войны универсальны, и этому есть объяснение:в сравнении с тем, что можно ЛЕГАЛЬНО убивать себе подобных, нарушение остальных моральных преград представляется малосущественным. Законы войны универсальны. Пётр Згонников

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 11-06-2012 00:00

Пётр Згонников Дата: 2012-06-11. Цитата: "...в сравнении с тем, что можно ЛЕГАЛЬНО убивать себе подобных, нарушение остальных моральных преград представляется малосущественным." В точку!

Удалить

Комментарий добавил(а): Давид Заалишвили
Дата: 11-06-2012 00:00

Бюджет МО Грузии 2008 - 739 млн. лари Бюджет МО Грузии 2009 - 879 млн. лари Бюджет МО Грузии 2010 - 728 млн. лари Бюджет МО Грузии 2011 - 711 млн. лари Бюджет МО Грузии 2012 - 675.7 млн. лари. Данные о государственном бюджете Грузии представлены на сайте Парламента Грузии : http://www.parliament.ge/index.php?lang_id=GEO&sec_id=1 и официальном сайте МО Грузии : http://www.mod.gov.ge/ Как видно из приведенных цифр, бюджет 2009-го гораздо выше, чем 2008-го. Именно рост боджета МО в 2009 году вызвал возмущение оппозиции и большой части грузинского общества. С 2010 года бюджет МО Грузии постепенно снижается, что вызвано ( в том числе) снижением расходов на закупку вооружений за рубежом, в частности отказ от поставок беспилотников из Израиля и размещением части оборонных заказав на местных производствах. Эффективность такого решения спорна конечно, время покажет, может и будет толк от этого. Солдат любой армии мира во все времена готовили и готовят к тому, что можно "легально", убивать себе подобных. Человек, как биологический вид, так же аморален как и любой другой. Бесконечные войны тому подтверждение, еще ни кто "мечи на орала" не перековывал.

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 11-06-2012 00:00

Давид Заалишвили Дата: 2012-06-11 Спасибо за ссылки, но по ним публикуются данные о запланированных расходах. Данные, приведенные Вами совпадают по 2009г и позднее. По 2008г. есть поправка в бюджет, совпадающая с данными приведенными мной www.civil.ge/geo/article.php?id=20037 2008 &#4332;&#4314;&#4312;&#4321; &#4307;&#4304;&#4321;&#4304;&#4332;&#4327;&#4312;&#4321;&#4328;&#4312; &#4311;&#4304;&#4309;&#4307;&#4304;&#4330;&#4309;&#4312;&#4321; &#4307;&#4304;&#4324;&#4312;&#4316;&#4304;&#4316;&#4321;&#4308;&#4305;&#4304; 1.1 &#4315;&#4314;&#4320;&#4307; &#4314;&#4304;&#4320;&#4321; &#4328;&#4308;&#4304;&#4307;&#4306;&#4308;&#4316;&#4307;&#4304;, &#4311;&#4323;&#4315;&#4330;&#4304; &#4332;&#4314;&#4312;&#4321; &#4306;&#4304;&#4316;&#4315;&#4304;&#4309;&#4314;&#4317;&#4305;&#4304;&#4328;&#4312; &#4306;&#4304;&#4316;&#4334;&#4317;&#4320;&#4330;&#4312;&#4308;&#4314;&#4308;&#4305;&#4323;&#4314;&#4312; &#4321;&#4304;&#4305;&#4312;&#4323;&#4335;&#4308;&#4322;&#4317; &#4330;&#4309;&#4314;&#4312;&#4314;&#4308;&#4305;&#4308;&#4305;&#4312;&#4321; &#4328;&#4308;&#4307;&#4308;&#4306;&#4304;&#4307; 1.545 &#4315;&#4314;&#4320;&#4307; &#4314;&#4304;&#4320;&#4304;&#4315;&#4307;&#4308; &#4306;&#4304;&#4312;&#4310;&#4304;&#4320;&#4307;&#4304;. Так что налицо падение финансирования более чем в два раза. В остальном я с Вами согласен. С уважением,

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 11-06-2012 00:00

К моему сожалению, грузинский шрифт отразился вот таким чудным образом, хотя вроде все было нормально. По ссылке можно найти изменения в бюджет. Неисповедимы пути твои - Windows!

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 11-06-2012 00:00

Петру Згонникову. Я не против удаления причуд Виндузы с оставлением ссылки, суть которой заключается в принятии ряда поправок с 1.1 млрд лари (15 июля 2008 г. парламент Грузии утвердил в третьем чтении проект очередных поправок в бюджет на 2008 фин.г. + 295 млн. лари, 10 октября 2008 г. парламент утвердил очередные поправки в госбюджет на 2008 фин.г., + 150 млн. лари). По состоянию на октябрь 2008 г. на финансирование Минобороны Грузии было выделено (с учетом постконфликтного восстановления) 1,545 млрд. лари, что составило 21,3% расходной части госбюджета Грузии. С уважением,

Удалить

Комментарий добавил(а): Давид Заалишвили
Дата: 12-06-2012 00:00

Думаю, что в вопросе нет "спорной" составляющей - да, именно с учетом "постконфликтного восстановления", октябрь ведь после августа. А поправки внесенные в июле связаны с началом активной фазы конфликта, началось-то все именно в июле 2008-го. Изначально бюджет был 739 млн. лари. Мне еще числа 10-11 июля позвонили из Москвы и посоветовали уехать с семьей из Тбилиси на пару месяцев, это было еще до эвакуации жителей Цхинвали. Цхинвали эвакуировали, если не ошибаюсь, в период с 1 по 5 августа, через несколько дней после окончания учений МО РФ "Кавказ 2008". Можно посмотреть точно, в архиве ОРТ или РТР.

Удалить

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 12-06-2012 00:00

По моим прикидкам, июль стал переломным моментом в развитии событий лета 2008г. Тогда ситуацию ещё можно было развернуть в мирном направлении. Но обе стороны выбрали конфронтацию. Причем Саакашвили почему-то был убежден о невмешательстве российской стороны, которая его все время предостерегала от силового решения. Чем вызвана эта убежденность мне не понятно. Очевидно одно, Штаты не являлись подстрекателем последующих событий. И всё же, кто или что подтолкнуло его на эту авантюру? Сие ещё долгое время останется для нас неведомым. С уважением,

Удалить

Комментарий добавил(а): Кахетинка
Дата: 13-06-2012 00:00

Когда была война,я находилась Кахетии.Было жутко!В ту ночь,когда бомбили в Дедоплисцкаро старый аэропорт,если не ошибаюсь,в Дедоплисцкаро,это было под утро,все в деревне проснулись.Взрывы были слышны далеко,и когда спросонья не понимаешь,и в то же время понимаешь,что это,когда не знаешь куда полетит следующая бомба-это кошмарное ощущение!Могу сказать,что впервые ощутила животный страх!Мои близкие почему-то схватили воду,кто-то иконы,кто-то лекарства,и побежали в подвал.Это всё было ужасно!.....Не хочу вспоминать....

Удалить

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки