Лазика - суперпроект Саакашвили
Автор: Владимир Цхведиани |
Добавлено: 02.06.2012 |
|
Ворота Азии в Европу
«Евромания» на пространстве бывшего СССР с «мечтами об европейской интеграции», в том числе и в Грузии, по инерции продолжается, однако ситуация в мире стремительно меняется.
Сегодня слово Европа чаще всего ассоциируется со словами «кризис, проблемы, противоречия». Зато слово Азия, наоборот, ассоциируется с «прогрессом, развитием и инвестициями». В итоге настало время, если не на словах, то на деле перестраиваться и пытаться извлечь выгоду в долгосрочной перспективе, когда экономическая картина мира еще более изменится.
На наших глазах экономический и геополитический центр глобализирующегося мира перемещается в Азию. Усугубление проблем Евросоюза
|
Президент Саакашвили:фантазер или реформатор? |
только способствуют «бегству» капиталов в азиатские государства, которые постепенно из «ведомых» начинают превращаться в ведущих и пусть еще робко, но начинают диктовать свои условия европейцам.
«Глобальная гегемония Азии» – это всего лишь вопрос времени, причем очень небольшого (еще лет 30-40 назад никто бы не поверил, что мир будет заполонён китайскими товарами, и как чудо будет восприниматься товар, произведенный «не в Китае»). Сколько эта гегемония продлится, сказать трудно, однако даже двух-трех десятилетий достаточно, чтобы коренным образом изменить мир. Не избежит азиатской экономической экспансии и «старушка Европа», причем осуществляться эта экспансия будет как «напрямую», так и через постсоветское пространство.
И здесь особую роль приобретает Кавказ, который раньше считался «форпостом Европы в Азии», а в ближайшем будущем может стать «форпостом Азии в Европе». Особое место отводится Черному морю, как наиболее «вдвинутому» вглубь азиатского континента, что позволит оптимизировать логистические маршруты.
И инвесторы из Азии, судя по всему, намерены осуществить серьезные вложения в это своеобразное «окно из Азии в Европу», которое на наших глазах начинает появляться на восточном побережье Черного моря.
Речь идет о проекте строительства города Лазика, который, подобно «окну в Европу», прорубленному более 300 лет назад на болотистых берегах Невы российским царем Петром І, также строится «на болотах» – черноморском побережье Грузии всего в каких-то 5-10 километрах от административной границы с Абхазией. Но если Петр І строил Санкт-Петербург для своей державы, то грузинский президент Саакашвили осуществляет этот проект не только для своего государства, но и – главным образом - «для других». И судя по тому, насколько заинтересованы в его реализации китайские бизнесмены, этот город станет одним из «окон» для китайского капитала в Европу и крупным транспортным центром, через который будет осуществляться перевалка азиатских товаров в западном направлении.
Лазика строится на берегу Черного моря между новым курортным городом Анаклия (в устье Ингури на границе с Абхазией) и селом Кулеви. Предполагается, что город станет главным торгово-экономическим и коммерческим центром страны.
Скорость, с которой начал реализовываться проект Лазики, просто поражает. О Лазике президент Михаил Саакашвили впервые заговорил в декабре 2011 года, а весной уже начались строительные работы. Сегодня, по словам грузинского президента, над Лазикой работают архитекторы, в том числе лучшие в мире. На черноморском побережье есть несколько десятков километров неосвоенных земель; их предполагается задействовать, а также активно развивать портовые коммуникации и торговые пути.
По подсчетам самого Михаила Саакашвили, на Лазику, которая должна стать вторым по величине городом в стране с населением более 500 тысяч жителей, бюджет выделит за четыре года $120 миллионов, но для нормального осуществления проекта за этот период надо как минимум $600-900 миллионов, которые в основном и дадут иностранные инвесторы. Предполагается, что «полноценный» полумиллионный город появится через 10 лет, однако первые постройки сдадут в эксплуатацию уже в ближайшие месяцы.
В первое время считалось, что проект города Лазика связан с американской политической экспансией на Среднем Востоке – о нем заговорили практически одновременно с обострением ситуации вокруг Ирана. Однако антииранская кампания сейчас практически свернута, а реализация проекта Лазики резко ускорилась.
|
Город Лазика. Осталось "немногое": перенести с дисплея компьютера на поверхность земли |
По сути, после распада СССР Лазика станет первым прецедентом строительства «с нуля» полумиллионного города. Аналогичным проектом можно было бы назвать строительство новой столицы Казахстана – Астаны, но у нее был предшественник – вполне благоустроенный советский областной центр Целиноград, на основе которого и было развернуто строительство новой столицы. В Грузии же строится пока что не столица, а просто второй по величине город, но – на пустом месте, там, где кроме болот ничего нет.
Вряд ли в новый город придут инвесторы из охваченной кризисом единой Европы – в ЕС на берегах Средиземного моря и без того вскоре могут появиться «депрессивные экономические зоны». О том, что Лазика может строиться, в первую очередь, в китайских экономических интересах, несколько сгущая краски, утверждают некоторые лидеры грузинской оппозиции. По их мнению, больше всего этот город мог бы привлечь китайцев, которым нужен «выход» в черноморско-средиземноморский бассейн. В настоящее время из Казахстана, граничащего с Китаем, транспортные потоки в черноморский регион через Грузию и Азербайджан уже налажены. Строительство здесь города, который может стать чем-то средним «между Дубаем и Сингапуром», правда – «местного масштаба», вполне вписывается в эти проекты. Предполагается, что китайцы могут вложить от $12 до 14 миллиардов только на строительство жилых массивов в Лазике.
Возникает вопрос: почему азиатские (индийские и китайские корпорации) более охотно идут на амбициозные проекты в Казахстане, Киргизии и Грузии, чем в богатой ресурсами и имеющей все условия для строительства трансконтинентальных логистических коридоров России? Ответ очевиден: по своим масштабам Россия остается крупным геополитическим игроком, у нее есть собственные экономические интересы, которые ее «азиатским друзьям» нужно учитывать. Совсем другое дело – маленькие и слабые государства, такие как Казахстан, и тем более Грузия и Киргизия. Для последних $12-15 миллиардов китайских инвестиций (мелочь в масштабах Китая) вполне достаточно, чтобы полностью заставить учитывать интересы КНР. К тому же в последние годы руководство Грузии делает всё, чтобы создать имидж страны, где иностранные инвестиции надежно защищены.
Экономические предпосылки
Самое интересное, что проект строительства крупного портового, транспортного и промышленного центра в том районе, где началось строительство Лазики существовал еще в советские времена. Тогда предполагалось сделать из Западной Грузии высокоразвитый промышленный регион, для чего было запланировано строительство каскада ГЭС по реке Ингури и АЭС в Гальском районе Абхазии. «Успели» построить лишь Ингури ГЭС, которая сегодня является самой мощной электростанцией Грузии. Так что с учетом реализации проектов строительства других ГЭС - тех же Худони ГЭС и Тобари ГЭС в Верхней Сванетии - проблем с энергоснабжением нового города не должно возникнуть принципиально.
Предполагалось в советские времена и строительство крупного порта, причем рассматривались две площадки: в районе Очамчиры и в районе Анаклии (т.е. там, где сегодня строится Лазика). Потребность в новом порте в случае динамичного развития региона была, дело в том, что «пропускные способности Потийского и Батумского портов ограничены. Расстраивать эти города и порты попросту некуда. Батуми с одной стороны окружен горами, с другой тянется курортная зона Мазинджаури–Кобулети, а в районе Поти с одной стороны расположено озеро Палеостоми, с другой – река Риони. Сухуми на эту роль также не подходил, так как изначально рассматривался как «курортный» город да и масштабному строительству там тоже мешают горы.
Таким образом, проекты строительства крупного города и порта в районе современной Лазики существовали давно, и есть соответствующая проектная документация.
В отличие от тех же Дубая и Сингапура в Лазике не возникнет абсолютно никаких проблем со снабжением города высококачественной пресной водой. Более того, с учетом роста спроса на питьевую воду на Ближнем Востоке существует проект строительства в районе Анаклии терминала по «перевалке» чистой пресной воды: предполагалось, что с гор вода будет трубопроводом доставляться на побережье, оттуда грузиться в специальные танкеры и «развозиться» по тем странам, где качественная питьевая вода сегодня дороже нефти, как, например, в тех же ОАЭ или Саудовской Аравии.
Море в районе Лазики очень глубокое, и потенциальный порт сможет принимать любые суда. Правда, здесь нет удобной бухты, однако вопросы строителства «волнозащитных» сооружений решаемы. Что же касается желенодорожного сообщения, то здесь без проблем можно проложить новые ветки от железнодорожной станции Хоби, что лежит в 10-15 километрах от будущей Лазики.
Не будет проблем у нового города и с воздушным сообщением – совсем недалеко от его месторасположения, всего в 20 километрах находится аэродром Сенаки, который вполне может быть приспособлен под полноценный пассажирский аэропорт. Кроме того обслуживать Лазику сможет один из лучших аэродромов на Кавказе – Копитнари, расположенный в 15 километрах к западу от Кутаиси и в 60 километрах к востоку от строящейся Лазики. Этот бывший военный аэродром расположен на равнинной местности, гор вокруг него нет. Зато возле него проходит железная дорога и автотрасса, то есть теоретически пассажиры скоростной электричкой могут за 25-30 минут доставляться в Лазику, либо преодолевать это же расстояние за те же полчаса по автобану. Господствующие воздушные потоки в Копитнари таковы, что направлены только «вдоль» взлетно-посадочной полосы, в отличие от Батуми, где, во-первых, возле аэропорта находятся горы, а, во-вторых, часто дуют «боковые» ветры, затрудняющие взлет и посадку.
Также нужно учесть, что Лазика будет строиться хоть и на болотистой, зато равнинной местности. Каких либо объектов, которые придется «переносить» здесь нет, нет даже крупных сел. В худшем случае рядом находятся заброшенные чайные плантации, которые уже заросли лесом и давно не представляют какой-либо «хозяйственной ценности».
Попутное решение абхазского вопроса
Сомнительно, чтобы главной задачей строительства Лазики была «экономическая интеграция Абхазии с остальной Грузией», хотя и ее не нужно сбрасывать со счетов.
Как известно, большие деньги и экономические интересы смягчают любые геополитические противоречия. В той же Грузии открыто заявляется: несмотря на существующую абхазскую проблему «Лазика станет центром экономического тяготения» не только для отпавшей Абхазии, но и для огромной территории – вплоть до российского Сочи. Уже сегодня грузинские власти поощряют поездки жителей непризнанной и контролируемой российскими военными Абхазии «в метрополию» – за покупками и для лечения, чем только увеличивают пока что неявные, но прогрузинские настроения в своей бывшей автономии.
Таким образом, строя Лазику, грузинские власти вполне могут совместить «приятное с полезным» - переключить на свою страну значительную часть «европейско-азиатского» транзита и заодно «реинтегрировать» Абхазию, причем не военными, а экономическими методами. Ведь сегодняшнее население Абхазии не более 200 тысяч жителей, из которых абхазов реально не более 50 тысяч – для полумиллионного города это просто “население еще одного пригорода” .
Что же касается России, то российские бизнесмены, завязанные на торговлю как со странами Азии так и с Средиземноморья, в случае появления такого экономического центра как Лазика, будут объективно заинтересованы в ликвидации «абхазского барьера». И с этой точки зрения, если учесть, что соседний Сочи будет столицей зимней Олимпиады-2014, а Лазика строится «надолго» – экономический и политический расчет грузинского руководства очевиден. Как известно, олимпиады и чемпионаты быстро проходят, после бума начинается разочарование, поэтому для российского капитала, активно осваивающего черноморский регион, пытаются предложить «привлекательную зону», которая, к тому же, вполне возможно, будет «раскручена» заинтересованным в «окне в Европу» китайским капиталом. И это абсолютно реальная перспектива: несмотря на сложные политические отношения двух стран для российского капитала в Грузии никаких препятствий нет и не чинится.
Баллы для Президента Саакашвили
И понятное дело: суперпроект, за которым стоит Саакашвили, только прибавит ему симпатий и уважения со стороны электората. Удастся ли ему сохранить реальную власть по окончании президентского срока, а потом, через промежуток времени, вновь вернуться в президентское кресло, как это сделал Путин, остаётся вопросом. Но то, что он войдет в историю Грузии как самый масштабный и самый успешный её реформатор последних столетий, представляется несомненным.
Владимир ЦХВЕДИАНИ (журнал "Комментарии", Украина), специально для www.lagodekhi.net
Подписной индекс журнала "Комментарии" в ДП "Преса" (Украина) - 22821
Фото: с помощью Google< Просмотров: 5111
|