Мой заповедник
Автор: Тина Донжашвили |
Добавлено: 09.12.2011 |
|
|
Очерк Тины Донжашвили "Мой заповедник" |
Неодолимое желание побывать в Лагодехском заповеднике не давало мне покоя. И в то же время я боялась этого желания, боялась коснуться заповедного уголка своей души, который до сих пор оставался нетронутым, огражденным от всех перипетий моей беспокойной жизни. В том уголке неизменно светился один день из моего солнечного детства — один день из
|
"Мой заповедник" напечатан в книге "Горбатая скала" (Тбилиси, изд-во "Мерани", 1986) |
жизни шестилетней озорной болтушки, самого младшего ребенка многодетного семейства.
В тот день, увидев в этом заповеднике врезанный в кроны высоченных деревьев рассвет, девочка приняла его за розовое платье лесной царицы со шлейфом, отороченным зеленым кружевом. Потом, увидев пляшущие на траве золотистые блики, она подумала, что по всей земле расстелили ковер, вытканный из солнца и листьев. Встретив огромные поваленные деревья, она решила, что это верные рыцари лесной царицы, павшие в схватке со злыми духами. А когда дошла до родника, ей показалось, что это слезы лесной царицы, которая плакала потому, что потеряла волшебное кольцо. В озере меж белых камней, зеленого мха и красных корней деревьев скользили форели, и девочка решила, что они ищут колечко. Когда стало жарко и лес притих, девочка поняла, что птицы отдыхают, отдыхает и лесная царица, и она тоже должна отдохнуть. Но лежать спокойно она не могла, расшумелась. И лес рассердился. Стало темно, поднялся ураганный ветер, загремел гром, заметались молнии и хлынул проливной дождь. Старшие дети, схватив за руки маленькую, укрылись в пещере. В суматохе девочка потеряла своего зайчика, видно, злые духи, напавшие на лес, похитили его и опустили дождевую завесу, чтобы скрыть свои следы. И девочка горько заплакала. Но вдруг в грохочущей тьме замелькали светлячки и кто-то крикнул:
— Нас ищут!
|
"Когда открылись железные ворота заповедника..." |
Девочка подумала, что это лесная царица выслана им на помощь своих добрых витязей. Впереди бежал самый смелый, самый добрый и красивый витязь. Это был папа!
Он передал кому-то фонарь, а сам схватил в охапку свою меньшую. Девочка знала: отец вызволит ее из плена злых духов, отнимет у них похищенного ими зайчика, благополучно проведет через все заслоны, приведет к маме, и снова будет солнечный день. Успокоенная, она уснула у него на руках, и потому первая та встреча с заповедником назсегда осталась за чертой реальности, сказкой, в которой ома побывала в далеком детстве.
Когда открылись железные ворота заповедника, мне вдруг показалось, что маленькая горная речушка узнала меня, радостно кинулась ко мне и торопливо, захлебываясь словами, приветствовала меня, и... я тотчас поняла, что в той сказке ничего не изменилось, что никогда я не смогу войти сюда серьезно, по-взрослому. Хорошо, что я вовремя спохватилась, незаметно для других помахала речке рукой, загнала в глубину души тот радужный день и деловым шагом, ведя био-гео-метео-ботанические разговоры со своими попутчиками, углубилась в лес.
Есть книга — если не прочтёшь ее сам, сколько бы тебе ни пересказывали ее содержания, все равно ты не почувствуешь волшебной красоты строк, тебя не коснется божественная сила того, кто написал эту книгу.
|
"К деревьям ластится и плющ. Он обнимает ольху, ясень, бук..." |
Многие знают о существовании этого заповедника, многим он знаком по описаниям, но вне собственных пяти чувств невозможно приобщиться к нему. Заповедник, как книга. Это библия, написанная природой. Ты сам должен прочесть ее. Каждый шаг здесь — новая глава, жалко расставаться с прочитанной страницей и вместе с тем не терпится перевернуть ее...
Здесь полновластный хозяин — природа... Человек не вмешивается в ее царство. Здесь само по себе происходит рождение новых поколений флоры и фауны, их рост, возмужание, размножение. Здесь дружба и братство и беспощадная
борьба за существование. Здесь любят и враждуют, и болеют, и терпят поражение, и погибают в борьбе со стихией, и, умирают от старости. Здесь и эндемы — растения, могущие жить только на этой, родной им земле, Здесь и зкзоты — пришельцы из далеких стран, - обретшие тут приют. Здесь продлевают свой род реликты — вымирающие растения древних эпох.
Лес начинается частым грабом вперемежку со степенной ольхой, кружевным ясенем,
кокетливой берёзой. Над гущей взметнулась лапина. Рядом — бук, одичавшая красавица павловния, липа, осина, орех, коренастый грузинский дуб и разнородное семейство кленовых, из которых выделяется бархатистый клен. Выделяется, величавостью. Может быть, потому, что в нем звучат таинственные мелодии, те самые, которые впоследствии польются из скрипки, изготовленной из его древесины... Рож
|
"Гигантским амфитеатром расположены скалы, горы и зеленеющие гряды, отходящие от Кавкасиони" |
денное в этом дремучем лесу дерево стремится к свету, солнцу, во всю силу тянется в рост. Овладеть высотой пытается каждое дерево. Все деревья. Их стволы быстро вытягиваются и лишь там, наверху, - начинают ветвиться. Потому-то лес—это стройные стволы, а над ними зеленый шатер из переплетенных ветвей.
|
"Глава семьи, до сих пор несгибаемо выдерживающий натиск времени, стихии, болезни, дрогнул..." |
Под сводом, образованным старшим поколением, поднимается поросль. Не верьте тому, будто она беспечно веселится. Она зорко следит за старшими и с нетерпением ждет своего часа. И вот тот час настает!
Глава семьи, до сих пор несгибаемо выдерживающий натиск времени, стихии, болезни, дрогнул. Он долго и мучительно, прощается с солнцем, но, обессиленный, с глухим стоном падает на землю. И бдительно выжидающий этот час молодняк безудержно стараясь обогнать друг друга, устремляется ввысь, на завоевание открывшегося им кусочка неба.
А павший гигант распростерт на земле. Человеческая рука не коснется его. Рожденный землей,- он должен превратиться в прах. Жизнью своей украшая лес, он и смертью не хочет уродовать его. Остатки жизненных соков до последней капли отдает своему и чужому потомству, И на его умирающем теле вырастает миниатюрный ботанический сед — зеленеют побеги, распускаются красочные цветы, плодятся всевозможные ягоды и грибы… .
|
" И на его умирающем теле вырастает миниатюрный ботанический сед — зеленеют побеги, распускаются красочные цветы, плодятся всевозможные ягоды и грибы… " |
Грибов и грибков здесь много. Плоские, с закругленными краями, они с северной стороны облепляют стволы излюбленных деревьев до самого верху, и деревья становятся похожими на многоэтажную башню. Одни грибы злоупотребляют добротой хозяина, впиваясь в него корнями, они безжалостно выедают его сердце; другие пристраиваются к корням гиганта, злобные и невидимые, они не отстанут, пока не свалят его.
Одни безвредной зеленой заплатой ложатся на ствол, другие, как огромный темный нарост выделяются на клене, орехе или карагаче. Но этот с виду ужасающий нарост всего лишь без вредный нахлебник, он довольствуется совсем малым, создавая в лоне своем изумительные нерукотворные узоры - радостную находку для народных умельцев.
Кое-где желтой свечой, словно чахоточное, высится дерево с оголенной древесиной. Это карагач. Никто не знает, какой незримый вредитель поражает его, какай злая сила поставила себе целью уничтожить карагач на всей планете. И здесь, в заповеднике, он не выживает. Растет стройный, здоровый, жизнерадостный карагач. Вот он вытянулся, нашел себе место под солнцем, самое время, теперь размахнуться, раскинуть ветви, но... Увы, у него уже нет сил на это. И горе сушит сиротливый ствол, он желтеет, чахнет, роняет кору и, обессиленный, безвольно покоряется паразитам, которые, облепив его и торопливо насытившись остатками его крови, зеленым саваном бесстыдно обволакивают его умирающее тело.
К деревьям ластится и плющ. Он обнимает ольху, ясень, бук, но кто знает, почему он больше всего любит лапину?! Плющ не вредит ей. Цепляясь за нее, причудливо извиваясь вокруг ствола, он достигает ветвей и кроны. Так же доверху ползет мох. Он усердно обволакивает ствол, ветви, а потом продолжает расти и спускается с кончиков ветвей, зеленым канделябром повисая в воздухе...
Под лесным шатром чуть ли не осязаем аромат густого ягодника — разметнувшихся кустов черноплодного боярышника, мушмулы, кизила, шиповника, ткемали, ежевики и орешника.
...Низина с шумной горной речкой остается справа, и дорога идет вверх, постепенно сужаясь и превращаясь в тропинку.
Начинается новая глава книги.
|
"...бук постепенно подавляет собратьев и в конце концов остаётся полновластным хозяином" |
Отсюда бук постепенно подавляет собратьев и в конце концов остается полновластным хозяином. Каков здесь бук? Низкий и гигантский. Нежный и мужественный. Здоровый и с выеденной сердцевиной. Голый и выряженный в атласный плющ. Больной и вылеченный дятлом. Молодой и дряхлый. Стоящий в гордом одиночестве и окруженный собратьями. Шумящий зеленью и высохший. В этом непроходимом царстве буков, где даже кустику негде развернуться, ни одно дерево не похоже на другое. Царство это многолико, у каждого дерева свое неповторимое лицо. И язык у каждого свой, собственный, К голосу деревьев присоединяется эхо переклички горных рек или шум водопада, или смех речушки, или тихая колыбельная родника, или журчание целебного источника.
…Горная лошадка — искусный верхолаз. Одолев закрученную, как пружина, цепляющуюся за небо тропинку, она облегченно ржет и галопом несется по извилистой дороге с холма на холм, по подъему и спуску, к знакомому роднику. У родника словно чья-то добрая рука разбросала глыбы камней. Чтоб усталый путник мог отдохнуть. Здесь можно и жажду утолить и новую главу библии природы прочесть.
Гигантским амфитеатром расположены скалы, горы и зеленеющие гряды, отходящие от Кавкасиони. Они с трех сторон обступают неохватную глазом сцену — долину. Из ущелий, как из-за кулис, выбегают горные реки, одаривая долину серебристым монистом. А если ты везучий человек, то перед тобой, где-то наверху на одной из вершин, как эмблема заповедника, мелькнет царь-царей здешних мест — тур с гордо вскинутой головой, с закрученными рогами...
С сожалением переворачиваешь и эту страницу и с нетерпением перелистываешь новую.
Повисшее в небе солнце бессчетными иглами пронзает кожу.
Ароматный воздух пьянит, как щербет.
|
" Мы в субальпийской зоне..." |
Мы в субальпийской зоне!
Впереди, как мираж, мерцает какими-то волшебными красками расшитый ковер, такой фантастический, что боишься, как бы он в самом деле не исчез.
Но нет! Это субальпийский луг. Мы стремительно несемся к нему, и он приближается к нам, стирается успокоить чудесным сплавом ароматов, но разве, можно успокоиться, когда вокруг буйство красок, буйство нежных и резких красок. Цветы, разнотравье, ягодники легионами обступили клены. Это совсем другой клен. Гордый клен. Он удрал от долинных родичей. Здесь, наверху, ему вольготнее, ему не надо искать света и солнца. Он здесь рано ветвится и ветви его усеяны множеством горящих алых, светильников.
Дальше лошади идут лениво, видимо, им тоже не хочется расставаться с этой чудесной страницей. Быстро меняется все вокруг. Исчезают клены, кончаются цветники. Похолодевший ветер агрессивен, он рвет в клочья нависшие тучи, и, словно, через частое сито, пропускает дождь на головы путников. Изредка высвечивающее из-за туч солнце не греет. Чтобы выжить в этой суровой полосе, надо быть сильным и выносливым, потому-то здесь выстоял только борщевик, с широкими, как лопата, листьями, с цветком, венчающим ему макушку наподобие сванской шапочки, с глубоко проникающими в почву корнями. Он приноровился к здешним условиям и разросся настолько, что целиком скрывает всадника, продирающегося сквозь его заросли.
|
" Это метеостанция Заповедника. Здесь путников ждет тепло, горячий чай, отдых..." |
Хоженой в этих зарослях лошади остается чутьем отыскивать свои же старые следы, и оно, опустив голову, короткими шажками медленно продвигается вперед, наконец, вырывается из джунглей, обрадованно переходит на рысь, а потом вскачь несется вперед, одолевает бог знает какой по счету подъем и спуск и останавливается перед маленьким домиком, замаскированным островками борщевика.
Это метеостанция Заповедника. Здесь путников ждет тепло, горячий чай, отдых. Но ночь бессонная. Только задремлешь, и прямо над головой ухнет сова, сердито уставится зелеными глазами-фарами. Опять задремлешь и слышишь злобный рык. Кажется, рыси захотелось твоей крови, и она вот-вот ворвется в окно и вцепится, тебе в горло. Снова вздремнешь. И твой неокрепший сон разгоняет осторожный шорох. Еще не знаешь, кого бояться, но, видно, этот неизвестный сам тебя боится. Только пошевельнешься, он стремительно убегает. А-а, он-то должен бояться тебя. Это же лань! И человек может убить ее, убить ради одного вертела шашлыка.
Наконец решаешь выйти из комнаты, ставшей для тебя западней, предпочитаешь лицом к лицу встретиться с «врагом» и, накинув бурку, выходишь на волю.
Усыпанное звездами небо, словно копьями, пронзено вершинами гор, голоса недремлющих ночных обитателей всей окрестности влекут тебя, зовут в ночь, и ты готов поддаться искушению — поверить в возможность - приобщения к величайшей тайне вселенной...
...Я не понимаю, почему наш проводник навьючил на свою дошадь хурджины с поленьями. Но не спрашиваю. Он сердито хмурит лоб, и даже не смотрит в мою сторону. Оказывается, ночью лошади ушли далеко от ночлежки, и ему пришлось долго искать их в росистых зарослях. «Для того, чтоб ревматизм я нажил, вот для чего тут шатаются всякие», — ворчит он, а я в душе молю солнце поскорее выглянуть и высушить ему одежду.
И снова перевалили мы за девять гор, и небо девять раз заволакивало тучами, и мы девять раз мокли под дождем, и девять раз теряли друг друга в густом тумане.
Мы поднимались все выше, и становилось все холоднее. Далеко внизу остались и островки борщевика. Их заменила пронзительная зелень дзигви, сплошь покрывающего склоны и небольшие полянки между ними. Здесь выживет тот, кто выстоит против буйства ветра, дружит и с палящим солнцем, и с путающимися в небе тучами - дождевыми, градовыми, снежными. Дзигви скромностью своей завоевал эти необъятные имения. Он не противится-ветру: куда ветер подует, туда и дзигви стелется, корнями он цепляется за землю в такой глубине, что никакому урагану его не вырвать. Он и под снегом, и под градовым покровом, хорошо себя чувствует, и солнце не высушивает его — он может и в самую засуху достать из земли влагу. Есть у него и родичи. Но уж один бог знает, чем они-то существуют. Обвалится скала, покатятся от нее большие и малые глыбы, навечно застрянут где-то, в пути и... начинают зеленеть. Какие-то живые существа находят на них пристанище, селятся колониями, быстро размножаются и зелеными заплатками покрывают обломки гордых скал.
|
Покатые вершины лагодехских гор покрыты изумительными коврами альпийских лугов. Фото: Леван Осипов |
Мы издали заметили приютившуюся в лощине хижину под красной крышей и, закоченевшие, во весь дух помчались к ней. Это сторожка. Но будь она хоть чертовым логовом, все равно она показалась бы нам сказочным дворцом, ибо внутри мы, обнаруживаем железную печурку и нары вдоль всей стены! Только теперь я поняла, почему проводник тащил снизу поленья. Его предусмотрительность оказалась спасительной — ночевавшие здесь до нас сожгли и половину досок от нар, и рукоятку от лопаты, и даже веник!
Морозной ночью ветер с диким улюлюканьем набрасывался со всех сторон на хижину и пытаясь сорвать оконную раму и дверь, протискиваясь во все щели, производил психическую атаку. А из дверцы негреющей печурки огонек выглядывал, как глаз готового к прыжку хищника.
Наконец рассвело. Переступив порог хижины, я даже растерялась. Тихо. Небо сияет бездонной голубизной, и солнце, будто, подстерегая меня, с добродушной ухмылкой вдруг выкатывается из-за гор.
Неожиданно возникший рядом со мной заспанный проводник бесцеремонно толкает меня в бок и шипит:
— Затаись, чтоб не учуял, и гляди туда. Главарь на разведку вышел...
Напротив хижины, на высоком холме за широкой лощиной к деревянному корыту с солью, осторожно перебирая длинными стройными ногами и зорко оглядываясь вокруг и прислушиваясь, выходит величавый тур. Обойдя корыто и не обнаружив ни на земле, ни в воздухе, ничего опасного, он с гордо вскинутой головой так же медленно и степенно удаляется. Проходят минуты напряженного ожидания, и вот он снова появляется во главе целого стада животных, олицетворяющих удивительное сочетание изящества, мужества, красоты и благородства. Они с явным наслаждением аккуратно вылизывают соль, потом, попарно или группами разгуливают и потом уже видимо по приказанию вожака, снова собираются и скрываются вдали.
Впереди у нас еще долгий путь. Он лишь к закату солнца завершается в Черных горах. Подошвы этих гор, соединяясь, на высоте 3500 м образуют обширные котловины, вмещающие ледниковые озера. Воображаемая линия пересечения зеркала одного из самых больших озер является границей между Грузией и Дагестаном. Здесь и кончается Лагодехский заповедник. Лучи заходящего солнца, отражаясь с поверхности, многочисленных озер, игрой светотени ежесекундно меняют картину вокруг.
|
Граница между Дагестаном и Грузией проходит по Озеру Чёрных скал - " Здесь и кончается Лагодехский заповедник" |
Эти «черные» горы дают жизнь кристально чистым стремительным рекам и благословляют их в путь. Реки эти прокладывают, себе дорогу среди скал, гор и лесов к лагодехским долинам. Многоводные, быстрые и шумные, текущие по проложенному ими неприхотливому, руслу они совершают в пути головокружительные прыжки со скал, изливаются водопадами, миллиардами радужно сверкающих брызг щедро увлажняют воздух, утоляют жажду лесов и текут дальше, вбирая в себя приточные речушки, на ходу игриво омывая шиповник и плющ, нависающие над выдолбленными водой пещерами и гротами.
На берегу озера в Черных горах — последний, привал. Пастухи-лезгины принесли нам «из-за границы» охапки хвороста, а ведь в этих горах каждая хворостинка на вес золота! Наш проводник, видимо, давний друг-кунак тех пастухов, вместе с ними наловил в озере форелей, разжег костер, на длинный кинжал сомнительной чистоты навесил рыбешек и как медведь, топчась вокруг костра, отворачивая лицо от едкого дыма жарит их.
Наш попутчик — старожил заповедника — Бежан, ведет с пастухами разговор на их родном языке, а я блаженно растянувшись на пригретой солнцем земле, гляжу на него. У Бежана обычное смуглое лицо, темные глаза, сухощавая фигура. Правда, он до застенчивости скромен в разговоре, как-то изысканно вежлив со всеми, но ведь не это отличает его от множества окружающих его людей!
И вдруг я поняла, что пытливый, взгляд его темных глаз, вся его внешность, его характер, его молчаливая доброжелательность отмечены талантом, необходимым для истинной дружбы с природой, для проникновения во все его сокровенные тайны.
Бежан знает и разделяет горе и радость каждого дерева в лесу.
И лес понимает его, потому что Бежан, как другу, поверяет ему свои, радости и печали. Конечно, такая дружба—участь избранных. Бежан не боится говорить в том, что наступит старость, а затем он свалится, как один из его любимых деревьев-старожилов. Он относится к этому философски. Философия его не умозрительна. Он готовит себе смену, готовит не одного, не десять, а множество защитников заповедника. Ему удаётся внушить утилитарно настроенным людям и даже самым злостным браконьерам, что заповедник — это лицо, слава и гордость народа. Сегодня многочисленная армия его последователей как зеницу ока оберегает этот заповедник - бесценную библию природы.
Фото: Валерий Огиашвили
Печатается по изданию: Тина Донжашвили. Горбатая скала (Роман, рассказы, очерки). Перевод с грузинского// Тбилиси, Издательство "Мерани", 1986. - 184 с.
О Тине Донжашвили
Донжашвили Тина Георгиевна, грузинская советская писательница. Родилась 8(21) сентября 1916 года в Тбилиси. Член КПСС с 1949 года. Окончила 1-й Московский медицинский институт и Ленинградскую военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Участница Великой Отечественной войны 1941‒45 годовм и войны с Японией 1945 года. Военные эпизоды легли в основу повести «Я не покину тебя» (1947). Теме дружбы советских народов посвящён роман «Рассвет» (1950, в рус. пер. «Слава», 1951). Послевоенная жизнь грузинской деревни изображена в романе «На Алазани» (1956, рус. пер. 1968). Пьесы Д. «Улыбки победителей», «Светлый путь», «Сказка полей» ставились на грузинской сцене. Награждена 5 орденами, а также медалями. Просмотров: 3985
|