Новое лицо Лагодехи
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 03.05.2011 |
|
|
Лагодехский филиал Тбилисского международного университета находится на первом этаже бывшей русской школы |
О том, что Лагодехи стал институтским городом, узнал около года назад. Чудно как-то стало: Лагодехи - и институт?.. Привык, что институты – это крупные города, где много народа, в том числе учёного, всяческих наук кандидатов, профессоров и академиков. Где есть НИИ, лаборатории, больницы, заводы – база для практического обучения. Но какой может быть институт в городке с населением семь тысяч человек, с одной, едва живой больницей, и полным отсутствием заводов, лабораторий и кафедр?
Оказалось, может.
Версия такова.
Несколько лет назад ингилойцы (грузиноязычные граждане пограничных с Грузией районов Азербайджана- П.З.) обратились к правительству Грузии с просьбой. Поскольку мы, этнические грузины, скучаем по исторической родине и не хотим от неё отрываться, не могли бы вы открыть для нас какой-нибудь вуз. Желательно недалеко от наших домов, ну, к примеру, в Лагодехи. Мы, азербайджанские грузины, будем учиться в нём на родном языке, что, понятное дело, пойдёт на пользу Грузии и Азербайджану, укрепит дружбу между народами, сблизит, разовьёт, улучшит и т.п.
Как там дальше дело шло, кто и какие решения принимал, какие приказы-указы подписывал, для меня осталось неизвестным. Но факт, что
|
Ингелоец-магометанин из села Белоканы. Худ.Теодор Горшельт |
просьбу уважили и открыли в Лагодехи филиал Тбилисского международного университета. А точнее, как меня поправил директор этого филиала Юрий Тартаршавили, не филиал, а всего лишь учебный корпус. Правда, на вывеске почему-то значилось «филиал», но я не стал искать объяснений этому противоречию – было первое октября, первый день нового учебного года, и захлопотанному директору явно было не до пространных бесед.
Корпуса я также не обнаружил, если только не называть корпусом правую половину первого этажа здания бывшей русской школы, в которой филиал университета располагается. Бывшей - не оговорка: русской
|
Азербайджанские студенты на улице Важа Пшавела (бывшая 26 комиссаров) |
школы в Лагодехи уже нет, сейчас она называется «русским сектором Лагодехской средней школы № 1». После массового отъезда русскоязычного населения нужда в трёх этажах пропала, и, при желании, в школьном здании можно разместить ещё два-три института, подобных существующему.
На сегодня институт, - так называют филиал университета лагодехцы, - это окола десятка бывших классных комнат. Часть их отдана администрации института, в остальных готовят студентов разного профиля.
Перечень профессий впечатляет: стоматология, программирование, экономика, юриспруденция, менеджмент и маркетинг. Обучение платное, – более тысячи долларов в год. За отсутствием общежитий студентам приходится снимать жильё, в год набегает ещё до трехсот долларов. Если добавить затраты на питание, получится что-то около двух тысяч долларов в год.
Сумма по лагодехским меркам - фантастическая! Что же касается ингилойцев, ради которых институт вроде бы был создан, то и вовсе запредельная. Живут они преимущественно в сёлах, кормятся с земли, денег больших не имеют. Если в институте и учатся дети ингилойских крестьян, то считанные единицы. Основную массу студенчества составляют азербайджанцы из состоятельных семей. Грузинским они не владеют, русский знают слабо. Чтобы "донести знания", преподавателям приходится искать в группах ребят, которые, зная несколько языков, переводят: сказанное преподавателем – ученикам, мовленное учениками – преподавателю.
В 2009 году на первый курс было зачислено под тысячу человек, точной цифры не знаю, но чаще всего в разговорах звучит цифра восемьсот.
Что много, критично много для крошечного городка.
В утробе более чем миллионного Тбилиси тысяча приезжих растворилась бы, а вот малолюдному Лагодехи такое количество – не переварить.
Из-за незнания грузинского и русского языков у азербайджанских студентов затруднены контакты с местным населением. Это – одна из причин, почему студенты держатся изолированно и предпочитают ходить по городку группами по пять-шесть человек. Время от времени возникают конфликты с местными жителями, доходящие иногда до драк. Недалеко от места обучения как-то открыли азербайджанское кафе, в нем день и ночь, громко, играла национальная музыка. Жители стали возмущаться – не так думаю шумом, как ломкой привычной картины
|
Лагодехи, октябрь 2010 года. Азербайджанские студенты в поисках жилья |
мира – и кафе закрыли.
Все чаше раздаются голоса, что открытие «азербайджанского института» было ошибкой. Высказываются опасения, что через пять лет, когда с каждым новым курсом число обучающихся будет расти на восемьсот человек, к семи тысячам лагодехцев добавится четыре тысячи приезжих. Молодых, энергичных и состоятельных азербайджанцев. А в том, что это так и случится, сомнений нет. Вот-вот институт будет переведен из русской школы в приличный корпус на западной окраине Лагодехи. В советские времена в нём размещался филиал одного из тбилисских вузов, в котором учились преимущественно жители Грузии. Корпус уже отремонтирован и выглядит так, что в нём не стыдно разместить институт. Это не разбитые классы с буржуйками бывшей русской школы, а вполне современное и красивое здание.
Превращение Лагодехи в институтский город имеет один несомненный положительный аспект. Деньги, квартплата. Лагодехцы с нетерпением ждут начала учебного сезона. Такса – около двадцати долларов с человека, три студента в одной комнате – почти шестьдесят-
|
Из русской школы филиал переберётся в здание на набережной реки Лагодехисхеви |
семьдесят долларов в месяц. Весьма внушительная прибавка к стандартной пятидесятидолларовой пенсии.
За постояльцев идёт борьба, порой – без правил. Прослышав, сколько студенты платят тому или иному хозяину, конкуренты пытаются перебить клиента более низкой ценой. Поэтому стоимость аренды хранится в тайне, если только не проговорятся сами постояльцы. Иные хозяева сдают полностью дом, сами же перебираются к родственникам или снимают более дешёвое жилье. Всё это не от сладкой жизни - «на студентов мы молимся», не раз слышал я.
Откровенно рады владельцы продовольственных магазинов. На полке грузинское вино, полусладенькое «Киндзмараули», не лучшего разлива. Цена около 15 долларов. «Для кого Вы его завозите, - изумляюсь я, - ведь лагодехцы пьют исключительно домашнее, по цене доллар за литр?! Кто купит за пятнадцать?!» «Азербайджанские студенты, - с нотками восхищения в голосе отвечает мне продавец, - они и более дорогие напитки покупают».
Азербайджан - государство светское, но с сильным влиянием мусульманства. Молодежь находится под безусловным влиянием общественного мнения и семейных требований. Лагодехи для них - эдакий островок свободы, где нет папы-мамы, старших братьев и сестер, всевидящих соседей и бдящих соотечественников. И это обстоятельство тоже одна из причин притягательности моего городка для молодых азербайджанцев.
|
Заброшенный русский дом |
Четверть века назад у Лагодехи было грузинское лицо. С выраженными славянскими чертами. Сейчас место славян занимают азербайджанцы, и воздушное пространство города заполнилось звуками непривычной речи, и общий портрет города стал другим…
Кто-то из грузин сожалеет: лучше бы русские не уезжали, говорят они, исчезла, говорят, особая аура Лагодехи… Да, конечно, исчезла… Но это эстетика городского облика, его макияж. Есть более серьёзная проблема: русские и грузины были единоверцами, ходили и молились в одних церквах. Если что-то и разводило народы в разные стороны, то общая религия - сводила. Здесь иначе: религия - разводит. Немало времени должно пройти, чтобы мусульмане и христиане собрались под сводом общей церкви, да и вряд ли такое произойдёт когда-либо вообще.
Новый облик Лагодехи, признаюсь, вызывает непроизвольный протест. А потом, охолонув, говоришь себе: нельзя жить вчерашним, нельзя брать прошлое за эталон. Как это ни грустно, как это ни больно…
Сегодня иная жизнь, иные реальности. Новое лицо Лагодехи – данность. И никто, кроме Бога, не знает, что плохо, а что хорошо для сегодняшней Грузии. Уехавшие из нее русские или прибывающие в неё тюрки.
Завтра - покажет. Просмотров: 7250
|