Скамейка и калитка (К истории полкового сада в Лагодехи)
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 11.12.2016 |
|
|
Скамейка из полкового сада в Лагодехи |
В конце 50-годов 19-го столетия Людвиг Млокосевич заложил в Лагодехах, ниже Закатальского шоссе, на 50 гектарах земли, сад Тифлисского гренадёрского полка, лучший в Кавказской армии. В саду были устроены освещённые дорожки, разбиты красивые клумбы и вырыты декоративные пруды, поставлены беседки и скамейки. Вечерами, под музыку полкового оркестра, по саду прогуливались офицеры, дамы в нарядах, обыватели, высыпало всё лагодехское общество - себя показать, на других посмотреть.
С уменьшением сроков воинской службы сад начал приходить в запустение, о чём с горечью, призывая к его спасению, неоднократно писал Млокосевич. В 30-х годах 20-го века сад прекратил существование.
|
Половина входной калитки в полковой сад |
"Я был дошкольником, это начало 30-х, когда [моя бабушка] перестала ходить в сад, говорила, чтобы не расстраиваться от его вида. От полкового сада в то время осталось одно название, хотя сохранились ещё крупные лиственные деревья, уцелела также небольшая часть экзотических кустарниковых растений… Никаких прудов, дорожек, скамеечек и прочих принадлежностей - только хорошо утоптанная дорога через сад от Закатальского шоссе в Калиновку» ( Из воспоминаний Константина Чикваидзе).
В конце 80-х годов прошлого столетия я искал следы знаменитого детища Млокосевича. Бродил по улицам и переулкам, меж домов, машин и людей, занявших его место. Обнаружил несколько старых, умирающих лип. «Из того ли сада?» - спросил живущих там людей. - «Может», -неопределённо пожимали они плечами.
|
Верхняя часть прутьев калитки. Металлу 170 лет |
Несколько лет назад Валерий Огиашвили выслал мне фотографию гинкго, единственного оставшегося в живых обитателя сада. "Вот и всё, - подумалось, - рано или поздно уйдёт гинкго, и не останется ни одного материального свидетельства". Пока в декабре 2015-го я не оказался в доме Михаила Толстова на Калиновке. Только я вошёл в его небольшой двор, как он кивнул на стоящую здесь скамейку: « Из полкового сада». В то время, как я отщёлкивал со всех сторон скамейку, представляя сколько поколений лагодехцев она помнит, Михаил огорошил ещё одним сюрпризом: « А это - половинка от входной калитки в сад».
Когда и при каких обстоятельствах они оказались в его родовом доме, Михаил не знает. Толстовы живут в Лагодехи давно. Дед Михаила, Михаил Аркадьевич, родился в 1881 году, отец – в 1912 году.
Калитку и скамейку Михаил помнит столько, сколько и себя.
Фото: Пётр Згонников
Просмотров: 1908
|