Мой Лагодехи. Вера ( Из трилогии Татьяны Романюк Вера, Любочка, Маруся)
Автор: Татьяна Романюк |
Добавлено: 09.01.2014 |
|
|
Вера. Худ.Елена Турдакова (Москва) |
Рядом с подвалом, на первом этаже бабушкиного дома находилась небольшая комнатка, где жила Вера. Как она попала в наш дом, мне неизвестно. Денег за проживание с нее бабушка и дедушка не брали, да и родители всегда привозили ей подарки и приглашали за праздничный стол.
Это была худенькая, маленькая, молчаливая женщина без возраста, очень много курившая, отчего имела низкий, хриплый голос.
Вера работала городским дворником в центре Лагодехи. Каждое утро, затемно, она с метлой из сухого кермека спешила на место своей службы. Благодаря такой работе, Вера всегда была в курсе всех городских новостей. Несмотря на немногословность, она часто рассказывала о них бабушке. Я очень любила при сем присутствовать.
Иногда на посиделки к нам заходили Верина подруга с дочерью Валей. Девочка была очень умна, а также необычайно красива лицом - смуглая, оливковая кожа, карие глаза и длинные волнистые волосы. Но, к сожалению, она страдала каким-то эндокринным заболеванием (кажется, пониженной функцией щитовидной железы), отчего имела прогрессирующее замедление в росте. В свои десять лет она, думаю, уже осознавала трагичность своего положения, потому что почти всегда была грустна. Я очень за нее переживала и все время спрашивала бабушку - можем ли мы ей чем-нибудь помочь? Мне кажется, в наше время, медицина справилась бы с этим недугом.
Я часто забегала в Верину уютную комнатку, где стояла кровать, стол, стул, шкафчик и печка-буржуйка. Мне нравился запах дешевого табака. Я заворожено следила за тем, как Вера ловко крутит «козью ножку»(самокрутку) из куска газеты и махорки. Сначала от старой газеты отрывался небольшой прямоугольник, затем он складывался пополам и в образовавшуюся бороздку засыпалась махорка, которая приминалась указательным пальцем. Потом, крутящими движениями пальцев обеих рук, через газету, махорка уплотнялась, одним из краев газетного прямоугольника накрывалось содержимое и начиналось заворачивание. На последнем этапе верхний край газеты смачивался языком и прижимался пальцами по всей длине образовавшейся трубочки с начинкой. Пару раз я пыталась повторить этот процесс, но потом поняла, что здесь нужны годы тренировки… Возможно, Вере нравился сам ритуал, иначе, зачем было мучиться, когда дедушка Николай, тоже заядлый курильщик, всегда угощал ее сигаретами «Прима».
Вкусней яичницы, приготовленной на Вериной керосинке, ничего не было. Она часто меня ею угощала, тем более, что наши куры беспрерывно и неистово неслись. Мне кажется, что я зачастую злоупотребляла Вериным гостеприимством, но ни разу она мне на это не намекнула.
Когда после смерти дедушки, бабушка осталась одна, Вера очень скрашивала бабушкино одиночество в периоды между нашими наездами. Ехать жить к нам бабушка категорически отказывалась.И я ее понимаю. Ни одно место на земле не могло сравниться с любимым Лагодехи, который стал для Марии земным раем, который помнил ее молодой и счастливой, который безоговорочно принял и одарил ее...
Но годы берут свое. И когда бабушке было уже трудно выходить в город за покупками, Вера всегда оказывала ей помощь в таких делах.
Так получилось, что и в последние минуты жизни бабушки Вера была рядом. Она рассказала, что бабушка «отошла» очень легко. Накануне она хорошо себя чувствовала, а в последний день прилегла на кушетку и вдруг произнесла: «Как неожиданно…». Как-будто увидела что-то удивительное в последние мгновения жизни.
До сих пор мое сердце сжимается от сожаления, когда думаю о том, что могла бы чаще навещать бабушку, и комок появляется в горле, когда представляю, как она сидит на веранде, опершись на перила и высматривает - не появимся ли мы…
После смерти дедушки и бабушки встал вопрос о продаже дома. Мне известно, что мама ходила в Администрацию города Лагодехи и «выбила» Вере жилье.
К сожалению, дальнейшая судьба Веры мне неизвестна.
Просмотров: 3436
|