Нина Тулашвили: "Мой дедушка, Людвиг Млокосевич..."

Ноябрьская радуга в Лагодехи

Историк Джанашвили о Закатальском округе

Курмухис-сакдари, древнейший храм близ Лагодех. Трилогия

Под аварскими звёздами (Из цикла "Памяти Петра Леснова")

Ещё о китайской крапиве ( Публикации Л. Ф. Млокосевича)

Ведомость о церкви в сел. Новомихайловка Сигнахского уезда за 1913 год Тифлисской губернии Грузино-Имеретинской епархии за 1913 год (История Лагодехи по церковным документам)


Посетителей: 1582259
Просмотров: 1880992
Статей в базе: 629
Комментариев: 4505
Человек на сайте: 5







Лесной человек по имени "Лагодехи"

Автор: Пётр Згонников

Добавлено: 14.04.2020

G lesn chelowek
 Лесной человек?

В этой местности давно бытовали повествования о гигантских диких людях, покрытых шерстью, которые живут высоко в лесу. В 70-е гг. прошлого века многие старики в горных селениях утверждали, что своими глазами видели этих людей. Им даже дали имя — лагодехи.

                        Ольга Арнольд, биолог, психолог,писатель

 

«Пришелец был совсем похож на человека, шёл на двух ногах, но одежды на нём никакой не было, он был с головы до ног покрыт длинной шерстью тёмного, рыжего цвета».

Примерно в 1955-ом году двое жителей Лагодехского района, заготавливая  дрова в Гургенианском лесу, встретили человекоподобное существо.  “Такие существа называются у нас ткис-каци, лесной человек», - пояснил один из жителей, Габриил Апакидзе из села Кавшири…

Пётр Леснов с Габриэлом Циклаури привели меня в талышские леса. Там я познакомился с зоологом Константином Сатуниным, видевшим биабан-гули,  лесного человека. «Вы из Лагодехи? – спросил Констанин. – Тогда зачем вам Талыш? Возвращайтесь домой, у вас там своих лесных людей хватает…». И я вернулся.

Начало пятидесятых. Я маленький мальчик, с недоверием взирающий на окружающий мир. Мир враждебен, в нём черти, ведьмы, баба-яга и русалки, за околицей лес, там волки, медведи и змеи…   Страхов хватало, а тут ещё пошли разговоры о лесных людях, они, шепчутся взрослые, как звери: покрыты шерстью, живут в лесу и нападают на  обычных людей.   

Однажды по Лагодехи разнёсся слух, что поймали лесного человека и показывают его на базаре. Было воскресенье, мама собрала сумки, схватила меня за руку, и мы поспешили на Закатальское шоссе. Направо от входа, неподалёку от мясного ряда, стояла грубо сколоченная клетка и в ней на полу, застеленном соломой, сидел одетый в обноски человек. Я крепко вцепился в мамину руку. 

Через 60 лет я узнал, что в те самые дни в Лагодехи, может, рядом со мной, стоял другой мальчик, Александр Лапкин, ныне профессиональный художник из Рязани, и, как и я, смотрел на непонятное существо в клетке. В своих воспоминаниях «Моё детство прошло в Лагодехи» он великолепно описал этот эпизод: 

G Alexander Lapkin
 Александр Лапкин

«Мы с мамой на рынке. Народ какой-то возбуждённый, кругом только и разговору, что о каком – то Тарзане: «Тарзана поймали!.. Тарзана поймали!»… Поддавшись всеобщему настроению, побежали и мы в дальний угол базара, где толпились люди. Там, на каком – то возвышении стоит клетка, сбитая из толстых прутьев. В клетке, на корточках, прижав колени к груди и обхватив их руками, сидит весь заросший спутанными, пыльными, рыжеватого цвета волосами человек. На нем старый офицерский китель, видимо, кем–то наспех, кое-как натянутый и подпоясанный тонкой разлохмаченной бечёвкой, и больше – ничего. "Тарзан" босой, пятки в трещинах и царапинах, в подсохшей грязи.  Голову он опустил на колени и спокойно, безучастно смотрит на окружающих пустыми, светлыми глазами. В них ни страха, ни беспокойства, ни агрессии.  Весь он был какой–то бесцветный, пыльный и нестрашный. Но близко к нему всё равно никого не подпускали, опасаясь, по-видимому, непредвиденных реакций с его стороны".

Советский Союз был единственной страной в мире, где проблема поиска человекообразных существ, объединённых собирательным названием «Мнежный человек» была поставлена на самый высокий государственный уровень. В 1958 году была «Комиссия Академии наук по вопросу «снежного человека»*.  В Закавказье особое внимание привлёк треугольник Лагодехи-Кахи-Дагестан, здесь было зафиксировано наибольшее число показаний о встречах со «снежными людьми».  Первыми исследователями стали профессор Поршнев, врач и альпинистка Мария-Жанна Кофман, действительный член Географического общества С. М. Лукомский. Показания свидетелей тщательно протоколировались, если очевидцев было несколько, они опрашивались отдельно.

G snejn chelowek
 Лесной человек?

В 1959 и 1960 годах объектами исследования стали районы Закавказья, прилегающие к Кавказским горам, главным образом Лагодехский район Грузии и Белоканский и Закатальский районы Азербайджана. Одну из первых рекогносцировок сделал в Закатальском и Лагодехском заповедниках С.М.Лукомский. От пастухов и других лиц он услышал о недавних встречах с самцами и самками каптаров. Вот тонкие детали: пастух Мало-Магом, мимо которого самка прошла совсем близко, среди прочих уже хорошо знакомых отличий, пишет в своей книге о реликтовых гоминоидах Борис Поршнев, он заметил, что пальцы на руках плотнее сжаты между собой, чем на человеческой кисти; надбровья сильно выступают, глаза сидят глубоко; рот широкий, губы тонкие. Но один из опрашиваемых особенно удивил С.М.Лукомского: “Зачем расспрашиваешь, когда все о каптаре написано и вид его изображен в книге на арабском языке, которая имеется в нашем ауле?”. Он предложил проводить путника к хозяину этой книги, вероятно мулле, но С.М.Лукомский не мог бы понять арабского текста, ни даже списать заглавие; да и не показали бы ему.

«…От нескольких лиц мы (Борис Поршнев и Жанна Гофман – П. З.) услышали, что знаменитый в Лагодехи охотник Габро Элиашвили рассказывал им не только о своих наблюдениях “диких людей” в условиях ночных охотничьих засидок (причём разные лица повторяли те же детали), но и лично застрелил два экземпляра, а сын его — один экземпляр, однако, когда я лично, в сопровождении Ж.И. Кофман, в октябре 1960 г. посетил дом Габро Элиашвили и расспрашивал его, он утверждал, что не только никогда не видел такого существа, но и в жизни не слышал о нем. Не связывает ли уста большое сходство данного существа с человеком и опасение юридической ответственности?"

Но вот несколько записей.

G Boris Porshnev
 Борис Поршнев

Порознь были опрошены Габриил Михайлович Апакидзе (грузин, 85 лет, селение Кавшири) и Николай Ясунович Капанадзе (грузин 47 лет, селение Грома (Шрома – П.З.). Оба рассказали, что лет пять назад, примерно в сентябре, жили вдвоем в Гургенианском лесу, заготавливая лесоматериалы; хижина их была расположена в 15 метрах от родника, который является единственным источником воды на большом пространстве в этих горах. Однажды рано на рассвете Н. Капанадзе, сидевший у порога у разложенного костра, увидел спускавшегося прямо к роднику человекоподобного зверя. Подойдя к роднику, последний опустился на колени, и, опираясь руками о землю, нагнулся к воде и стал пить; пил он очень долго, минут 15, время от времени поднимая голову и осматриваясь. Он не мог не заметить наблюдателя: спускался он, говорит Н. Капанадзе, лицом к хижине, кроме того он не мог не заметить горевшего костра, наконец, напившись и встав, он кинул взгляд через плечо на людей и лишь после этого снова стал подниматься вверх по склону, откуда пришел, и так же медленно, как спустился. Очевидно, жажда притупила в нем все другие инстинкты. Н. Капанадзе разбудил спавшего еще старика Г. Апакидзе, когда зверь уже пошел обратно, спрашивая, что это за существо, которое явно не было медведем. Старик прошептал: “Молчи, молчи, я знаю, что это”. Хотя Г. Апакидзе видел уходящего только со спины, показания обоих наблюдателей, взятые вместе, рисуют совершенно законченный образ. Напомним, что оба рассматривали зверя на расстоянии 15 – 20 метров.

Пришелец был совсем похож на человека, шел на двух ногах, но одежды на нем никакой не было, он был с головы до ног покрыт длинной шерстью темного, рыжего цвета. На голове свешивающиеся длинные волосы, “как у попа”. На спине шерсти больше, на животе меньше. Лицо полузакрыто волосами, но, в общем, похоже на человеческое. Ростом выше человека. Немного сутулый. Полусогнутые руки выглядят длиннее, чем у человека. Пальцы на руках и ногти очень длинные. Шел он обычной человеческой походкой, но тяжеловатой, при этом по-звериному из подо лба посматривал туда и сюда, словно ожидая нападения; “так человек не ходит, так ходит медведь или волк”. Потом наблюдатели ходили осматривать след: следы были хорошо видны, так как земля была сырая. След был совсем не похож на медвежий, вполне соответствовал человеческому следу. Однако размерами он был больше человеческого следа: длиннее, а у основания пальцев также значительно шире; пятка немного шире человеческой. Пальцы длиннее, чем у человека. На пальцах длинные ногти, оставившие кое-где на подъеме заметный отпечаток. Г. Апакидзе добавляет: “такие существа называются у нас ткис-каци, лесной человек. Я живу здесь около 20 лет и раньше много раз слыхал о том, что люди встречают их. Теперь — не слышу об этом” (Записано Ж.И. Кофман 10 – 11 ноября 1960 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о “снежном человеке”).

О наблюдении вблизи с. Орджоникидзе (Гиоргети - П.З.) Лагодехского района сообщил инженер Б.Ф. Лобжанидзе.

G Maria Zhanna Kofman
Мария-Жанна  Кофман

Летом 1946 г. он вместе с братом и родственником-мальчиком косили траву в 3 – 4-х км от селения, и мальчик с криком указал им на находящегося на дереве человека, сначала осматривавшегося, держа ладонь козырьком над глазами, затем начавшего перебираться с ветки на ветку, причем с такой быстротой, что наблюдатели приняли его за обезьяну. Они подо шли метров на 25 – 30 и тут-то перепугались: “это было что-то страшное — не обезьяна и не человек; он больше походил на человека огромного роста, но тело покрывала негустая шерсть, на голове были длинные волосы; наконец это существо повисло на ветке, впрыгнуло с высоты примерно 4-х м и скрылось в кусты; дерево, на котором находилось это существо, стояло около дороги, — через несколько минут мы услышали шаги и разговор приближавшихся трех мужчин из соседней деревни”. В селе кое-кто посмеялся над этим рассказом, кое-кто с сочувствием сказал, что и сам встречал такое же существо, а некоторые уверяли наблюдателей, что они видели самого дьявола (Письмо Б.Ф. Лобжанидзе от 16 декабря 1960 г. в Комиссию по изучению вопроса о “снежном человеке”).

К тому же Лагодехскому району относятся два воспоминания Роберта Яралова (армянин, 27 лет, наблюдатель Лагодехского заповедника). Один раз они вдвоем с товарищем около 6 часов вечера, подойдя к ручью за водой, увидели на расстоянии около 20 – 30 метров “дикого человека”, обросшего волосами, который бросил камень, упавший в воду, и спрятался за дерево. В том же году купавшиеся мальчики увидели “дикого человека”, и прибежавшие на крик взрослые ясно разглядели убегавшего по дамбе волосатого человека без одежды (Письмо Б.Ф. Лобжанидзе от 16 декабря 1960 г. в Комиссию по изучению вопроса о “снежном человеке”).

Некоторые записи, сделанные в Лагодехи, воспроизводят широко распространённую версию о возможности приручить “дикого человека”, в особенности самку, связывая это, однако, с соблюдением некоторых магических правил.

Колхозник Константин Бегиашвили (грузин, 65 лет, Лагодехи) рассказал, что при жизни его отца была поймана голая дикая женщина (“али”), якобы взгромоздившаяся в зимнюю вьюгу на круп его лошади. Согласно описаниям, оставленная в доме “али” говорить совсем не могла, но часто беззвучно смеялась. Она научилась выполнять простые поручения членов семьи, например, вынести кувшин и т.п. Она очень быстро бегала. Через некоторое время она покинула дом и исчезла».

На границе Лагодехского заповедника с Белоканским районом Азербайджана осенью 1957 года пастух Шарафудин Магомедов, 6-ти лет (? – П.З.), уроженец дагестанского села Камелюх встретил на верхней границе леса обросшую шерстью женщину, которая при виде его издала сильный крик и убежала.

Много случаев встречи с лесными людьми зафиксировано в Азербайджане,  в соседних с Лагодехи Белоканах, Закаталах и Кахи. Там их называют меша-адам (дословно то же, что и «ткис-каци» у грузин, т.е. «лесной человек») или каптар  (кавтар, кафтар),

Приведу случай из книши Поршнева, имевший место в селе Поштбина, что лежит на азербайджнской стороне,  километрах в десяти от Лагодехи.

В 1951 году Рамазан Наурудов, 48 лет, азербайджанец, колхозник, работая сторожем на складе орехов, он как-то рано утром, в сентябре, услышал плеск в речке и, решив подойти проверить, увидел стоявшую в речке женщину, всю покрытую черной шерстью. На голове волосы были очень длинные. Груди спускались до низа живота. Будучи вооружен мелкокалиберной винтовкой, Наурудов решил убить волосатую женщину и стал подкрадываться. Но стоило хрустнуть ветке под его ногой, как волосатая женщина стремительно убежала в кусты; бежала на двух ногах, как человек. 

Задокументированы также рассказы о встречах с лесными людьми в Дагестане. 

Поздно вечером 9 августа 1957 году госохотинспектор Дагестанской АССР В. К. Леонтьев, находясь в Гутанском заповеднике, увидел поднимавшегося по снежному склону на расстоянии 50—60 метров от него дикого огромного человека. Рост его был более двух метров, тело покрыто волосами тёмно-бурого цвета, менее густыми и длинными, чем у медведя. Леонтьев наблюдал за ним минут 5—7, пока тот пересекал снежник, затем попробовал подранить в ноги, но промахнулся, и тот с невероятной быстротой побежал вверх по склону, тщетно преследуемый несколько минут инспектором. На миг зверь обернулся на выстрел, и Леонтьев рассмотрел, что у него не удлиненная звериная морда, а плоская, как лицо человека. Туловище у зверя сгорбленное, ноги немного кривые и массивные, пальцы на ногах, судя по оставленным на снегу следам, заметно раздвинуты, особенно сильно отодвинут первый палец, следов когтей не замечено.

Другой случай, с ветеринарным врачом Рамазаном  Омаровым, заведующим местным  зооветпунктом.   20 августа 1959 года, спускаясь по горной тропе, он увидел, как снизу по тропе движется животное, решил, что это медведь, и спрятался за кустарник. “Животное, которое, оказывается, сначала сидело, поднялось и пошло на двух ногах по направлению ко мне. Оно было похоже одновременно и на человека, и на обезьяну. Я еще с детства слышал рассказы о каптаре, но не верил им. И вот теперь сам увидел. Шерсть длинная, черная, как у козы. Шеи словно нет — прямо на плечах голова…  Хвоста нет”.

048c4f5dcb550b5026c90e2f34d0e2e6
Омар Сулейманов

Я неоднократно писал о высокогорном ауле Чорода в Дагестане, где дважды побывал в конце 80-х годов.  Моим гостеприимным хозяином был Омар Сулейманов, аварец, 60 лет, уважаемый и авторитетный в селе человек. Был свидетелем, как именно в его доме собрался совет старейшин, чтобы обсудить один возникший вопрос. Я проникся к Омару полным доверием, его поступки, отношение односельчан, их мнение о нём, наше общение, всё это убедило меня в том, что Омар человек исключительной честности.

Однажды я спросил его о лесных людях. Наш разговор записал, поначалу хотел включить в «Мою Чороду», но передумал, оставил на будущее, - вдруг когда-то решусь осветить эту тему. 

«Это произошло летом 1979-го года,  днём.  Примчался в аул односельчанин Магомед Мусагаджиев, сильно возбуждённый, перепуганный. Рассказал, что пас телят, те разбрелись, и он залез на дерево, чтобы посмотреть, где они.  Поднял глаза и увидел на горной тропе, проходящей на одной высоте с деревом , огромного, покрытого шерстью человека. Их отделяло не более двух десятков метра. Кавтар сосредоточенно смотрел в ущелье, будто выискивал там что-то, затем повернул голову в сторону Магомеда, и их глаза на миг встретились, после чего кавтар проворно соскочил с тропы, и, быстро помчавшись по косогору, скрылся из виду.  Я не поверил Магомеду, и тут же пошёл искать следы. Ничего не нашёл, вернулся в аул разочарованным, подумал, что Магомед решил нас всех разыграть".

Поверил Омар ближайшей же  зимой.  Как-то поздней ночью он вышел из дому и  услышал страшный рёв. "Я очень испугался, я с  детства в горах  и знаю , что ни одно из животных, обитающих в наших горах, так реветь не может". 

И ещё случай, записанный мной со слов Омара. Фамилии "одного чородинца" я, к сожалению, в своих записях разобрать не смог. «Зимним вечером один чородинец возвращался домой с нагруженным ишаком. Оставалось около сотни метров, как он услышал рёв, такой громкий и ужасный,  что он бросил и ишака, и груз и бросился бежать. Прибежал в аул бледный, весь трясся. Несколько минут не мог выговорить ни слова, издавал одни невнятные звуки».

Верить ли не верить в существование лесного человека, он же снежный человек, он же йети, он же кавтар, он же алмасты, ткис-каци и меша-адам? Я бы не ставил так вопроса, если бы существование лесных людей быдо доказано. Но - не доказано. Хотя очень хочется, чтобы на нашей, сплошь и поперёк исхоженной, изъезженной, истоптанной и вытоптанной планете они были, души наши жаждут  таинственности, щекочущей нервы новизны, чудесного и поразительного, спасаясь таким образом от монотонии известного. Вера как спасение, а её энергия как движитель жизни.  

Мария-Жанна Кофман из 40 из 98 прожитых лет провела в поисках йети, собрала богатую коллекцию свидетельств, но не представила ни одного убедительного доказательства: ни снимка, ни видео, не говоря уже поимке живого йети или  о находке останков умершего. Но – не   сомневалась, верила, и продолжала и продолжала свои поиски. Вера в йети определила её жизненный путь, основные вехи и достижения, сделала из неё лееду. На личные средства  она основала в 1960 году в Кабардино-Балкарии  базу поисковой экспедиции, которая действовала до недавнего времени. В 1987 годы создала а Российское объединение криптозоологов и долгие годы была его председателем, автор множества научных и популярных статей. А лесной человек как был, так и остаётся загадкой.  Сама Кофман неуловимость лесного человека объясняет тем, что он никогда не остается на одном и том же месте. «Сегодня его видели здесь, а назавтра его следует искать уже километров за 10-30 отсюда. А если принять во внимание, что сообщение от крестьянина или чабана, видевшего йети, доходит, как правило, с большим опозданием, то поиск, а тем более отлов алмасты становится делом практически безнадежным».  

Ольга Арнольд, биолог, психолог и писатель,  - не верит. Написала два года назад недавно книгу «Человек и животные: мифы и реальностьь». Развенчивает самые громкие свидетельства как мифы, легенды или  мистификации.  Очень убедительно, научные аргументы, с ним  не поспоришь. И всё же в стальной убежденности Ольги  есть маленькое, с игольное  ушко  отверстие, через которое просачивается едкий запах сомнения, и, как это не удивительно, виной – наш край, Лагодехи, случай на метеостанции, видетелем которого был   известный читателям сайта по публикациям наш современник, советский и грузинский учёный Ясон  Бадридзе.

G Yason Badrydze
Ясон Бадридзе

«Снежного человека, - пишет Ольга Арнольд, - встречали также в горах Кавказа — если, конечно, свидетельствам «очевидцев» можно верить. Впрочем, одному свидетелю я верю абсолютно — это профессор Ясон Бадридзе. Он много лет проводил исследования в Лагодинском (Лагодехском – П.З.) заповеднике, расположенном на Южном Кавказском хребте, на границе Грузии с Дагестаном. В этой местности давно бытовали повествования о гигантских диких людях, покрытых шерстью, которые живут высоко в лесу. В 70-е гг. прошлого века многие старики в горных селениях утверждали, что своими глазами видели этих людей. Им даже дали имя — лагодехи. Однажды небольшая компания, в том числе и Ясон Бадридзе, вечером собралась на метеостанции. Начальник метеостанции вышел из помещения, и вдруг раздался его крик. Выбежавшие из дома люди нашли его на земле, он говорил, что кто-то его ударил сзади, и жаловался на сильную боль. Когда начальника отвели на станцию и раздели, то на спине отчетливо был виден отпечаток человеческой пятерни — только он был в три раза больше, чем от руки обычного мужчины. Ясон Константинович до сих пор задается вопросом, что же это было».

Мне тоже десятки лет не даёт покоя вопрос: кем был человек, демонстрировавшийся на лагодехском базаре? В том, что это был обычный человек, не сомневаюсь.  Не помню, чтобы у него скошенный лоб, близко посаженные глаза, шерстяной покров на теле, сутулая фигура, огромные стопы, признаки, характерные для лесных людей.   Кого ради потехи возили по сельским базарам? Дезертира? Скрывающегося от правосудия преступника, прикинувшегося дикарём? Избегающего кровной мести горца? Психически больного человека? 

Александр Лапкин, оставивший нам описание лагодехского  «Тарзана» уверен, что это  даже не Тарзан, то есть не одичавший человек, а  самый настоящий лесной, ткис-каци, снежный человек:  «Эта встреча запомнилась на всю жизнь, после неё я  с доверием отношусь   к разговорам о «снежном человеке», и когда меня спрашивают, верю ли я в его существование, отвечаю, что видел его своими собственными глазами,  «вот как вас»…»

Пишите. В Лагодехи есть люди, десятки лет проработавшие в заповеднике. Поговорите с ними. Могут ли они рассказать что-то о лесном человеке по имени "Лагодехи"? 

 ----------------------------

* «Снежный человек» - собирательное название, объединяющее  человекообразных существ. « С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. (Кирилл Еськов,   советский и российский  арахнолог и палеонтолог, писатель и публицист.)

----------------------------

Фото: с помощью Гугл и из архива автора 

 

 

   

 

Просмотров: 223


Комментарии к статье:

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки