Жизнь Василия Задорожного
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 22.10.2016 |
|
|
Задорожный Василий Иванович, 1984 год |
Василий первым ворвался на окраину села. Сзади с криками «ура» бежали в атаку товарищи, скрежетала гусеницами готовая к бою самоходка. Двое фаустников вскинули стволы, направили на самоходку. Василий швырнул несколько гранат, и немцы рухнули на землю…
«Жили на Кубани, в станице Холмской. Кормились от земли. В хозяйстве Ивана и Татьяны Задорожных было два быка и надел земли. Это семью-то и погубило. Ивана объявили кулаком, сослали в Астраханскую область, там и затерялся его след. Никто не знает, что с ним. Жинке ни слова, ни весточки, взяли мужика – и с концами. Может, и вовсе не повезли в Астрахань, расстреляли на месте… А чего с нашим братом церемонии разводить? В директиве большевицкой ясно ж написано, что казаки не люди и нужно их поголовно уничтожить. Главный так и казал: «Поголовно». Слышь, Петька, как главный-то казал: сколько голов казацких на Кубани, столько мне на стол и положьте…».
Спутались, переплелись в моей голове две истории - семьи моего героя, Задорожных, и моей семьи, Згонниковых. Родина у нас общая, с речкой Кубанью посреди полей да лесов, только у Задорожных - станица Холмская, у моих - Белореченская. Читаю письмо Виктора, сына Василия Задорожного, и слышу из 1985 года голос дедовой сестры Матрёны Ивановны Згонниковой, под 80 ей тогда было: « Слухай, Петька, как стали у нас станишников расстреливать, так дед твой Йоська в Лагодех с сынами и жинкой и побёг…».
Ивана Задорожного на один поезд посадили, на Волгу, жену Татьяну – в другой, на Урал. 12 ребячьих рук вцепились в мать, не отпускали, тогда и их, щенков кулацких, в товарняк затолкали. Привезли под горы самоцветные и выбросили на голом месте.
Через год Татьяна Ивановна подхватила шестерых и правдами-неправдами, со страхами и мучениями
|
Василий Задорожный в юности |
|
Любовь Тупикова, жена Василия Задорожного |
вернулась на Кубань.
Станица Холмская, окровавленная и примолкшая, смотрела на прибывших тёмными окнами пустых домов.
Комиссары семью не тронули. Огляделась Татьяна Ивановна – ни прежнего приволья, ни богатства, один голод и знамя красное над станичной управой. «Уезжайте, ребята, из этих мест, - сказала сынам. – В Лагодех, там хоть с голоду не помрёте».
Первыми в 1931-ом отправились Василий и Алексей. Обустроились, довольные, написали домой: «Айдате к нам, хорошо тут…». Через два года приехала в Лагодехи сестра Марья и брат старший Николай, с женой.
Лагодехи строился, не хватало рабочих рук, мужики-работяги шли нарасхват. Василий пошёл плотником в «Ремстрой», Алексей устроился на мебельный комбинат. Николая братья привели посмотреть на «Табаксырьё», понравилось тому, так и остался на табачном заводе работать.
С будущей женой Любой Василий познакомился в Лагодехи. Люба работала няней в семье врача Рушадзе. Жили те возле старой электростанции, хорошие люди были, так и остались друзьями с Задорожными, к матери всё «Люба» да «Любочка». Виктор помнит, как в детстве ходил с мамой к ним в гости.
Отец Виктора, Василий, в Любе казачку сразу распознал. Из Имеретинской я, доверилась ему Люба. Как пришли в хату комиссары и объявили батьке, что всю семью на высылку назначили, так она в тот же вечер с сестрой Ольгой в бега и подалась.
|
Кравченко Татьяна, мать Василия Задорожного. Родилась в Харьковской губернии |
|
Меланья и Павел Тупиковы, родители жены Василия Задорожного |
Отец Любы, потомственный казак Павел Тупиков, семь лет прослужил в крепости Карс. Вернулся на Кубань, получил землю, взялся табак выращивать. А тут революция случилась, большевики многим головы заморочили, и пошёл Павел за идеалы революции воевать, кавалеристом к красному маршалу Буденному. Из своих он, из казаков, это-то и подкупило.
В 30-м пришли Павла в колхоз звать. Он – ни в какую. Вцепился в двух быков и корову, отдавать не хотел. «Я с Будённым беляков на Дону гонял, - кричал, - и в Крыму гонял!..» - « Не дури, дядько! - пригрозили ему. – Кулак он и есть кулак, ты кулак и дети твои кулаки». Скот забрали, дом Павла, лучший в станице, реквизировали. Заслуги перед революцией учли - не в Сибирь выслали, а в Ставрополье, поближе к Кубани.
Любе в это время исполнилось 16 лет, Ольге 15. Перехватил казак Павел взгляды комиссарские и, как стемнело, приказал жене Меланье две котомки собрать. Помог дочерям из станицы выбраться, простился и, плача, благословил на дальний путь.
Василий и Люба женились. Жить негде. Попросились на постой к Веленгурским в Калиновке. Промыкались по чужим домам почти 20 лет. Только в 50-м году Василию дали землю под дом возле
|
СПРАВА налево: Василий Задорожный;, его жена Любовь; Ольга, родная сестра Любови; Николай, муж Ольги. Ольга с мужем в гостях у Задорожных. Лагодехи, ок.1939 года. Фото Тиграна Тер-Никогосянца |
Полкового сада. Какие деньги у плотника? Дом строил 11 лет, все эти годы жили в сколоченной на участке времянке.
За год до войны родилась Таисия. Налюбоваться дочкой Василий не успел. Грянула Отечественная война, и парня сразу забрали на фронт. Десяти дней не хватило ему, чтобы дойти до Берлина. 29-го апреля его ранило во время боя.
«В бою 29.04.1945г. за селение Скрижипув [в Чехословакии] т. Задорожный [красноармеец, стрелок 36-го Пластунского полка Пластунской Краснодарской дивизии], действуя смело и решительно, первым ворвался на окраину села и бросками гранат уничтожил 2-х фаустников [гранатомётчиков], пытавшихся уничтожить нашу самоходку, чем способствовала успеху боя, занятию селения Скржипув.
В этом бою т. Задорожный был ранен [два ранения и контузия] и эвакуирован в госпиталь».
По представлению командира полка, полковника Орлова, за действия, совершённые во время атаки на селение Скржипув, Задорожного наградили орденом Красной Звезды.
По выздоровлении он вернулся в Лагодехи. Жена встречала одна. Дочка Таиска не дождалась отца,умерла в четыре годика от пневмонии.
В 1946 году родился Виктор, в 1950 дочь Лидия. Виктор закончил в Лагодехи русскую школу, стал авиатором. Сорок лет в воздухе, оттуда хорошо видны родные места – Кубань, с которой пошли его корни, и Грузия, не давшая пресечься роду Задорожных.
|
На пасеке в Лагодехи. Слева направо: 1.Водитель служебной машины Юрия Цебрия, гл.врача Лагодехской больницы. 2.Валико, водитель скорой помощи 3.Владимир Куксин 4. Юрий Цебрий 5.Василий Задорожный 6. Юрий Дегавцов. 7. Жена Ермаковского 8.Жена Лекерянца (Лекриянца) 9. Лекерянц (Лекриянц) 10....? Лежат: 1. Сторож пасеки 2. Владимир Ермаковский |
Мы были знакомы с Виктором. Он часто приходил в гости к своему двоюродному брату Александру Николаевичу Задорожному, жившему недалеко от моего дома, на пересечении улиц Казбеги и Рабочей. Александр Николаевич, незаметный, уравновешенный, приветливый человек, работал в русской школе учителем труда,
|
Виктор, сын Василия Задорожного |
учил нас мастерить столы и табуретки. Жена его, Толстова Нина Николаевна, преподавала историю. От неё я впервые услышал о Кавказской войне и Шамиле.
Василий Иванович помимо плотницкого дела долгое время занимался пчеловодством. Сошёлся в своём увлечении с Юрием Фёдоровичем Цебрием, братьями Куксиными, Ермаковским, Африкановым, Чикваидзе, Семенютой… Край лагодехский славился мёдом, и этой полезной забавой занимался каждый второй мужик из русских. Он и сыну пытался привить любовь к пчеловодству, надеялся, что передаст с годами Виктору пасеку.
Не срослось. Самолёты оторвали Виктора от лагодехской земли, летал он поначалу в гражданке, потом в военно-транспортной авиации, а местом приземления выбрал Ставрополье.
После смерти отца и матери дом пришлось продать, а ульи со взлелеянными отцом пчёлами перекочевали к новым хозяевам.
Василий Иванович Задорожный умер в 1987 году, его жена Любовь Ивановна Задорожная (Тупикова) - в 1973-м.
Оба похоронены на Калиновском кладбище в Лагодехи.
Фото: из домашнего альбома Виктора Васильевича Задорожного.
Просмотров: 2898
|