Топорик из прошлого
Автор: Петр Згонников |
Добавлено: 25.11.2013 |
|
|
Петр Згонников:"Копаюсь я во дворе и нахожу в земле нечто, похожее на..." |
Копаюсь я на днях во дворе родительского дома в Лагодехи. Сажаю деревья. Чувствую, как штык лопаты упирается в какой-то металлический предмет. Достаю. В руках у меня облепленная землей плоская металлическая пластина толщиной в 3-4 мм. Формой похожа на широкий, удлиненный нож. А может топорик? Но тогда почему без обуха? Цалди, что ли? Цалди - это такой грузинский национальный топорик с широким и длинным лезвием. Конечно, он!
Стоп! У цалди кончик лезвия всегда загнут. Как носок восточного чувяка. Грузинский крестьянин придумал этот незаменимый в его труде инструмент для расчистки кустарников. Лезвие у цалди острое, рукоятка длинная, вес небольшой. Машет им крестьянин, продираясь сквозь чащу густых зарослей, рубит ветки на весу, срубленные подтягивает к себе загнутым кончиком-крючком. .
Моя же находка без наконечного крючка. Значит, не цалди. Что же тогда?
Выбросить рука не поднимается, любопытство протесует. Отдаю находк Роланду Осипову, своему родственнику. Это по его части. Он известный в городке чеканщик по металлу, искусен в резьбе по дереву, но особо прославился как мастер по изготовлению прикладов и цевья ружей.
|
Находка (ручка новая) |
Нас следующий день встречаемся. Роланд спрашивает, знаю ли я, что такое катана. Что-то прошуршало в моей голове – сталь-катанка, комиссар Каттани, карточный шулер-катала - нет, не знаю. Японская сабля, говорит Роланд, настолько острая, что режет бумагу. С этими словами он берет одной рукой лист бумаги, удерживает его в вертикальном положении, а другой плавными движениями сверху вниз начинает нарезать его "топориком" на полоски. Лезвие проходит без сопротивления, беззвучно, не сминая листа. Как раскаленный нож сквозь масло. Несколько взмахов руки, и лист распадается на «макаронины». Потом наступает черед «макаронин». Резкими движениями слева напрвао Роланд кромсает их, и они снежинками беспрерывно сыплются на пол.
Покончив с листом, Роланд берет обычную газету - из тонкой, мягкой бумаги - и повторяет фокус. Я изумлен. И это та старая железяка?.
- Металл кованый и сильно закаленный, - делится своими открытиями Роланд – При заточке искры были светло-соломенного цвета, такое дает только металл очень высокого качества. Будь сейчас здесь японцы, они пришли бы в неописуемый восторг от этой вещички.
Так что же это такое? Каково бытовое ( или профессиональное?) назначение? Откуда эта сверхсталь взялась в Лагодехи?
По последнему вопросу у нас возникло четыре версии. Все они исходят из местной истории: грузины, персы, аварцы, русские.
|
Роланд Осипов |
Грузины. До нашествия персов на Кахетию в начале 17-го века, пока ими не был снесен с лица земли Лапгодехи, «топорик» сделали грузинские мастера. Он не случайно похож на цалди, тот же цалди, только несколько видоизмененный, поэтому – грузинский.
Персы. Для своего холодного оружия персы использовали подобный, сильно закаленный металл. Роланд когда-то нашел в огороде своей бабушки персидский клинок, его даже точить не пришлось, таким он - почти через 300 лет заточения в земле! - оказался острым.
Аварцы. После ухода персов владели лагодехскими землями более 200 лет, до прихода русских. Не жили, выпасали, в основном, зимой овец. Возможно, это какой-то предмет аварского быта. От аварцев «топорик» мог попасть в Лагодехи в 19-ом веке, с замирение Кавказа, когда у них начали налаживаться торговые и экономические связи. с Грузией. И, разумеется, в течение всего 20 века..
Русские. В 19-ом – начале 20 века при русском полке, чья штаб-квартира стояла в Лагодехах, наверняка была кузня. Мой «клад» мог быть творением войскового кузнеца. Или выкован кузнецом гражданским, до 60-х годов 20 века в Лагодехи и в окрестных селах работали кузницы. В одной из них, кажется, в Буденовке мне довелось побывать мальчишкой.
О возможном назачении «топорика» две гипотезы.
|
"Топорик" режет бумагу как японская катана |
Шинковка. По форме «топорик» похож на современный нож для шинкования. Дом, который купили мои родители до войны, находился в русской части Лагодехи, на Слободке. У лагодехских русских в большом почете была соленая капуста. Трудно было сыскать дом, где в подвале не стояла бы огромная деревянная бочка под засолку этого овоща. Может, это старый, с 19-го еще века, нож для нарезки капусты? Но почему он такой острый: чуть отвлекись хозяйка – и нет пальца. Да и капусте такая «бритва» не нужна.
Плотничий инструмент. Нож я нашел на том месте, где раньше стоял плотницкий сарайчик отца. Отец древодельничал, и ему нужны были разные инструменты. Ему мог понадобиться инструмент, с помощью которого можно было бы наносить нарубки на торце доски и стесывать затем лишнее. «Топорик» идеально подходит для такой цели. Отцу выковал нужный ему инструмент местный кузнец.
Есть небольшое возражение. Откуда после войны, когда отец начал плотничать, в Лагодехи могла быть сталь высочайшего качества? Ведь с 1936 года, прояснил Роланд, выпуск такой стали в СССР был прекращен. Разве что завалялась где-то у запасливого кузнеца?..
На большее нашей с Роландом фантазии не хватило.
А что скажете вы, уважаемые господа читатели? Просмотров: 3734
|