Елизавета Петровна де Корнюалей
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 10.10.2013 |
|
|
Элизабет (Елизавета Петровна) де Корнюалей |
|
Аполлинарий Никитин |
Вы живете в Лагодехи. Ваша соседка – молодая женщина. Ее зовут Елизавета де Корнюалей, и она говорит с иностранным акцентом. На ней платье по последней парижской моде, доставленное в Лагодехъ из самой столицы Франции… Да в Лагодехи ли вы? В Лагодехи, в Лагодехи… Только на дворе не нынешнее грубо-меркантильное время, а романтично-благородный 19 век… И дама эта, Елизабет де Корнюалей, жена русского офицера Аполлинария Никитина, из тех воспетых Булатом Окуджавой времен, когда за женщин стреляться считалось нормой, а за родину умереть - честью.
История с Елизабет де Корнюалей приключилась следующая. Родилась она в Швейцарии, во французской дворянской - судя по приставке «де» к ее фамилии - семье.
Европа в то время зачитывалась «Кавказом» Дюма, и нет ничего удивительного, что как-то родители Элизабет отправились в путешествие именно в этот далекий край, захватив с собой юную дочь.
Пакуя свои платья, банты и шляпки, мадемуазель Элизабет и подумать не могла, что попав на Кавказ, встретит там русского офицера, который станет её судьбой.
Они встретились в Тифлисе, и девушка поняла, что влюбилась. С первого взгляда и - навсегда. Аполлинарий Никитин, - статный, красивый офицер, - не смог устоять перед обаянием прелестной чужеземки, и, подгоняемый ее скорым отъездом, по-военному быстро и решительно признался в ответном чувстве. Да вот досада! Элиз не доставало нескольких лет до совершеннолетия, а трагедия влюбленных состояла в том, что ни швейцарские, ни российские законы не позволяли им переступить через возрастной ценз, чтобы стать супругами.
|
Александро-Невский Военный Собор в Тифлисе. В нем венчались Элизабет и Аполлинарий |
Тогда они приняли единственно возможное решение: ждать.
Элизабет в слезах уехала в Швейцарию, а Аполлинарий остался в Тифлисе. Через несколько лет, когда возраст Элизабет перестал быть помехой, она вернулась в Тифлис и венчалась с возлюбленным в Александро-Невском Военном Соборе.
Поселились в Лагодехи, где проводили большую часть жизни, лишь изредка, когда наскучит провинциальная жизнь, выезжая в столичный Тифлис.
Жили, предполагаю, неплохо. Точно знаю, что русско-швейцарская чета развела сад. Во второй половине 19-го века поселенцы Лагодех серьезно увлекались садоводством, и в одном из дореволюционных источников я прочитал, что лучшие сады были у Клименкина, Никитина и Лорис-Меликова.
Потом родилась дочь Елена, у Елены – своя, внучка Никитина и де
|
Елена, дочь Никитиных Аполлинария и Элизабет |
Корнюалей, - Конкордия.
А время текло – не останавливаясь, как текут, не прерывая своего шумливого движения, лагодехские речки. Не стало мужа, Аполлинария Аркадьевича. Новые времена, отменившие господ и варварски уничтожившие Собор, что был местом их бракосочетания, превратили бывшую мадам Элизабет в обычную жительницу Лагодехи. Соседи и знакомые, русские лагодехцы, называли Элизабет более привычным для них - Елизаветой Петровной, и она, вконец обрусевшая, совершенно не противилась этому. Елизавета Петровна до конца своих дней оставалась верна мужу и Лагодехи - более не выходила замуж и доживала свои годы в местечке, в котором прошли счастливые годы её жизни. Родина, Швейцария? Она признавалась, что Лагодехи ей так напоминает родину, что она совсем не скучает за нею.
Умерла Элизабет-Елизавета Петровна Никитина-до Корнюалей перед Великой Отечественной войной.
Похоронена, скорее всего, на русском Слободском кладбище. Буду поздней осенью этого года в Лагодехи, постараюсь разыскать ее могилу. Но дело это трудное: территория кладбища уже много лет как не знает опеки человека и поросло непроходимым кустарником. И все же попытаюсь.
P.S. Эту историю рассказал мне в письме на сайт Иракли Кикилашвили, житель Тбилиси. Он из потомства Аполлинария и Елизаветы. Гордится тем, что его прапрапра дедушка и бабушка были среди тех, кто возрождал Лагодехи.
Меня, как человека, как ведущего сайта, обращенного в прошлое, радует, что Иракли наделен исчезающим в наши времена чувством родовой памяти. Особо радует. В таких случаях мне всегда думается, что человечество не окончательно разменяло свои душевные качества на потребы тела. Спасибо, Иракли!
Фото: из семейного архива Иракли Кикилашвили (Тбилиси) Просмотров: 3705
|