К письму Чородинки
Автор: Петр Згонников |
Добавлено: 18.02.2016 |
|
" Чородинка" пишет:
" Спасибо за статью.Трогательно, правдиво, Чорода такая же, и будет такой через много лет. В этом селе удивительно сохраняются люди, нравы, быт, как будто время над ними не властно".
Могу сказать, уважаемая " Чородинка", что и воспоминания мои о Вашем ауле так же ярки, как 25 лет назад. По натуре я, наверное, бродяга: не могу сидеть на одном месте больше 2 месяцев, - и много стран видел, и много языков слышал. Что-то улетучивается, не оставляя следа, что-то активно вытесняется не принявшей душой, а что- то застревает и остается на вечное проживание. Чорода - в числе самых сильных, прикипевших, не подверженных эрозии сплавов любви, уважения, преклонения и трепетного восхищения. Место, где я был счастлив и где хотел бы бывать еще и еще, если бы не "если бы".
Таких любимых точек на нашей планете у меня несколько: Лагодехи, Магамаллар ( предгорное село возле Белокан), Джары ( аул чуть выше Закатал) и Чорода - Ваша, Чородинка, и моя, моя, пока я жив. Еще русский Север, вологодские края, в которых жила моя сестра Светлана. И тюменские " севера", где люди, как и в Чороде, настоящие, - многажды проверенные критическими условиями жизни на гнилость.
Помнится, как бурно мы, 30-40 летние, приветствовали в конце 80-х перестройку. Хотели благ демократии, одним из которых будет, рассказывали раскрывшему рот народу, полное открытие границ. Вселенский шенген, неограниченная свобода передвижений, ибо так гласит Всемирная Декларация Прав Человека.
Тогда, в конце 80-х, в 8 утра мы, бесправные совки, выехали из Лагодехи. Через час беспрепятственно были в Белоканах ( нынче заграница), к обеду - на перевале с Дагестаном ( нынче заграница), и вечером - в Чороде. И никто нас не останавливал, и никто не спрашивал паспортов, и нигде мы не видели людей в казенных униформах, и никто не рылся в наших рюкзаках и не просил вывернуть карманы.
Пять-шесть лет назад в ауле Джары я зашел к главе местной власти. Хотел узнать, сохранились ли следы старой крепости Закаталы, с падением которой закончилась вольная жизнь Джаро- Белоканского союза аварских обществ. Я давно мечтал увидеть этот трагический символ закатных дней истории заалазанских аварцев, но пришлось вначале отвечать на вопросы, кто я, что здесь делаю, как попал и почему без разрешения. А часом до этого в Закаталах, в парке, - замечательном, сделанном со вкусом, как и весь город, ставший неузнаваемым, - к нам подошел вежливый человек и вежливо попросил показать сделанные мной и моими друзьями снимки.
Это к тому, "Чородинка", что Чорода, которая мне дороже чем Диснейленд в Орландо, остров Самуи в Таиланде и турецкие Анталия с Аланией вместе взятые, стала для меня еще одним " потерянным раем", о возвращении в который я вынужден был забыть.
Но до сих пор - закрою глаза и вижу: старый деревянный мост через шумливую, грозную Джурмут-ор, впадающие с нее с гор речушки и крутую, размытую дождями, единственную улицу Чороды, - уходящую в небо. Просмотров: 2004
|