На чём будет стоять Грузия?
Автор: Зураб Картвеладзе |
Добавлено: 28.10.2013 |
|
Когда речь заходит об ориентации Грузии, необходимо двустороннее рассмотрение данного вопроса - духовное и политическое.
Возьмем первый аспект - духовный.
Грузия является страной многовековой ортодоксальной, то есть православной направленности.
Святой Георгий Мтацминдели (Святогорец) (1009 - 1065) писал, что после того, как грузины познали единого Бога, они никогда не отрекались от Него и всегда были непристрастны к разного рода ересям.
И этому есть хороший пример в новейшей истории Грузии.
Когда Грузия стала независимой, и всенардным голосованием её Президентом был избран Звиад Гамсахурдиа, Запад в лице США предложил ему политическую и экономическую поддержку, если бы Грузия широко открыла двери всем конфессиональным направлениям. Президент Грузии ответил, что "Грузия ортодоксальная страна и 95 процентов ее - православные христиане". "Гамсахурдиа плывет против течения" - так оценили в США политический и религиозный шаги грузинского президента, и тот ответил тогда: "По течению плывут одни только дохлые рыбы!"
Следовательно, когда дело касается духовности - у Грузии не может быть выбора -
в связи с тем, что Грузия всегда была и будет страной, общей по своему религиозному самосознанию со странами с православным вероисповеданием. Она и впредь и все время будет стоять в одной обители с греками, сербами, румынами, украинцами и другими православными народами. В том числе с народом русским, невзирая на политические неурядицы последнего времени.
В 4-6 веках политизация церкви дорого обошлась некоторым соседям Грузии, которые, политически враждуя с Византией, отреклись (отчасти под диктовкой Персии) от характерного для православных диофизитского вероисповедания.
Таким образом, исторический опыт дает возможность заключить, что какими бы то не были те или иные веяния, Грузия ни под каким предлогом не встанет в один ряд со странами с нетрадиционными для нее конфессиями.
Совсем другое дело - политическая ориентация. Здесь у Грузии иные ориентиры, у нее опять-таки есть стремление находиться с себеподобными странами - близкими ей Кроме ментальности, еще и по некоторым важным для грузин параметрам. Прежде всего, имеется в виду традиция государственности тех или иных стран-участников потенциальных союзов.
Если по этому признаку сравнивать между собой Евроссоюз и Евразийское содружество, то становится очевидным, что страны, входящие в них, существенно отличаются по этому показателю.
В Евросоюзе находятся страны с исторически сложившейся государственностью, а к членству в Евразийском союзе стремятся страны, или никогда не имевшие государственности, или так давно потерявшие государственность, что уже практически забыли о ней.
Грузия, за вычетом двух веков при царизме и большевизме, является страной, как минимум, 21-вековой государственности. Государственность стала частью естества грузинского самосознания – от элиты грузинского социума до обычного грузинского крестьянина. Поэтому Грузия не может не стремиться - и стремится! - к политическому союзу со странами с устоявшимся, многовековым опытом государственности. Престижность, как критерий членства в том или ином союзе, является для грузин определяющим в выборе вектора своего политического будущего и как бы не казалось неправдоподобным, именно престижнось для нее незаменима никаками экономическими преимуществами или сиюминутными дивидентами.
Однако, если Евросоюз потребует поступиться за членство православно-христианскими принципами, Грузия не задумававшись, откажется от членства в таком союзе, какими бы выгодными и привлекательными не были бы для нее предоставленные Евросоюзом политические и экономические условия!
Комментарий ведущего сайта
Соглашаясь с безусловным правом автора на собственное мнение, не могу согласиться с основной идеей публикации. С тем, что престижность как таковая может быть одним из определяющих факторов при решении экономических и политичесих задач государства.
Хотя бы потому, что само понятие престижности не имеет четких, объективных критериев для его определения. Кроме того, для государства, как и его граждан, кажется мне, важнее жить хорошо и в безопасности, нежели плохо и беспокойно, но в престижном соседстве.
Наши правители (президенты, премьер-министры,правительственные лица) – сверхпрагматичные люди, от чего, собственно, и оказываются в отличие от нас, простых людей, на верхушке властной пирамиды социальной лестницы. Выбирая между хлебом м престижностью (для себя и для своих граждан), правители всегда выбирают первое. Противовоположных примеров в истории нет или почти нет. По простой причине: народ, как и политики, хочет, в первую очередь, хлеба. И голоса, как показывает практика, избиратели отдают тому, кто более щедр в обещаниях сладкой жизни после выборов. Увы, но это так - все войны, как правило, ведутся за земли, от которых - хлеб, вода,места под застройку и прочие блага.
И если для грузин престижность так важна, тогда почему Грузия более десяти лет назад была одним из главных инициаторов образования и активнейшим членом ГУУАМ (политико-экономический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы, из которого в дальнейшем Узбекистан вышел, и союз превратился в ГУАМ)? Ведь в ГУАМе как раз ни одна из стран, за исключением самой Грузии, не имела опыта государственност или опыт этот был совершенно ничтожен. Прецедент членства Грузии в ГУАМ показывает, что в своих политико-экономических исканиях, Грузия полностью пренебрегает фактором престижности выбора.
"Престижность", к слову, с латинского "prestigium", переводится как "иллюзия, обман чувств". Так оно мне и представляется применительно к обсуждаемой теме. Хотя я, как и всякий смертный, могу ошибаться. Надеюсь, читатели откликнутся и, если нужно, подправят.
Петр Згонников
Фото с помощью Google
Просмотров: 3135
|