Аварские впечатления. На лошади по горам
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 13.11.2012 |
|
|
Лошадь в горах - не только надежный транспорт, но и хранитель человека. В центре снимке- Пётр Згонников, автор статьи. Чорода, Дагестан, 1989 год |
В свои 40 лет лет я ни разу не сидел на лошади.
И когда ее ко мне подвели, я испугался. Белая, сказали мне, лошадь зовут Белая. Опыта езды на лошадях у меня – никакого, а тут тропа, узкий конный путь по склону горы. Вьётся на высоте под 3 тысячи метров. Справа от тропы - пропасть, слева - скалы. Со скал падают водопадики, размывая и без того узкую дорожку. Речка, протекающая где-то на дне пропасти, сверху кажется ручейком.
Я вцепился в луку седла и никак не могу избавиться от страха. Мне все кажется, что мой рюкзак, притороченный к крупу лошади, вот-вот зацепится за выступ скалы, и мы с Белой полетим в бездну. Невольно наклоняю туловище влево, подальше от пропасти, и, освободив правую ногу из стремени, готовлюсь к тому, чтобы в любой момент выпрыгнуть из седла.
Со временем мое беспокойство начинает проходить. Я вижу, что Белая - умная и осторожная лошадь. Она замедляет ход на подъемах и притормаживает на спусках. В тех местах, где тропа особенно узка, лошадь идет, как канатоходец, медленно-медленно, проверяя «на ощупь» каждое свое движение. Поводья на горной тропе оказались совершенно ненужными. Поначалу я пользовался ими, полагая, что подсказываю тем самым Белой, как лучше обойти то или иное препятствие. Но после того, как она, несколько раз, получая мои команды, в недоумении останавливалась, я отказался от них. Я дал лошади полную свободу и вскоре убедился, что поступил совершенно правильно. Теперь у меня не было никаких забот. Я спокойно любовался горными пейзажами и разговаривал со своими спутниками. Не забывая, правда, при этом следить за тем, чгобы какая-нибудь неожиданность не напугала Белую.
На крутом подъеме мы слезли с лошадей. Мои спутники-аварцы ухватились обеими руками за хвосты своих лошадей, и те, тяжело отдуваясь, начали подъем. Так, "на прицепе", обычно одолевают тяжелые отрезки горных троп местные жители. Я пожалел Белую, которую уже успел полюбить за время пути. И тут же был наказан ею. Белая рванула за другими лошадьми и скрылась из виду.
Вы думаете Белая бросила меня? Именно так я и подумал, оставшись в одиночестве. Но нет, лошадь не оставила меня - она ждала меня впереди! Ужа через несколько минут я увидел Белую. Она сошла с тропы и, пощипывая траву, время от времени нетерпеливо скашивала глаза в ту сторону, откуда должен был появиться я. Увидев меня, она радостно заржала. Так мы и дошли с ней до вершины - она забегала вперед, в ожидании меня успевала немного поесть, и снова, убедившись, что со мной все в порядке, убегала вперед на три-четыре десятка метров.
Аварцы считают лошадь мудрым животным. Они рассказывали о случаях, когда лошадь, преодолевая большие расстояния, - ночью, в кромешной тьме, - привозила домой ездока, внезапно потерявшего в пути сознание.
В горах, говорят они, лучше всего довериться опыту и инстинкту лошади. Если у всадника в горах случаются неприятности, то это чаще всего происходит потому, что не всякому человеку дано понять это умное и благородное животное. Просмотров: 3538
|