ДЯДЯ ВАСО. Герой войны Авдосьев Василий Ефимович в воспоминаниях автора сайта
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 14.01.2012 |
|
Вначале я расскажу о своём дяде Васо языком официальным, то есть так, как о нём написано на сайте "Подвиг народа", а потом поделюсь своими воспоминаниями об этом четырежды герое Отечественной войны.
Часть первая. Официальная
Авдосьев Василий Ефимович, 1924 г.р., русский.
Призван Лагодехским РВК, в Красной Армии с 3 марта 1942 года, участвовал в боях Отечественной войны на Северо-Кавказском фронте (с 21.3.1944 по 21.11.43), Отдельной Приморской армии ( с 21.11.43 по 27.7.44), на 1-ом Прибалтийском фронте ( с 27.7.44 года). Ранен 18.9.43 года.
За мужество и доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, удостоен следующих правительственных наград:
1. Медаль «За отвагу»
Красноармеец взвода связи, беспартийный. В боях за высоту 141.7 южнее станции Крымской Краснодарского края 26 мая 1943 года, под сильным пулеметно-минометным огнём противника три раза производил исправление порванного минами телефонного провода, обеспечивая бесперебойной связью командование полка с ротами.
2. Медаль «за Отвагу»
Красноармеец, телефонист роты связи, беспартийный.
В боях за станицу Молдаванская Краснодарского края с 13 сентября по 15 сентября 1943 года под ураганным огнём противника устранил 20 повреждений линии связи, чем самым обеспечил боеспособную связь КП полка с батальонами.
3. Орден Славы 3 степени
Гвардии красноармеец, телеграфист кабельного взвода 39-ой отдельной роты связи 32-ой гвардейской стрелковой Таманской Ордена Суворова 2-ой степени дивизии, член ВЛКСМ.
Во время прорыва обороны немцев северо-западнее и юго-западнее города Шауляй 5 октября 1944 года показал себя стойким, волевым, хорошо знающим свое дело специальное. Несмотря на сильный артиллерийский огонь противника в районе высоты 144,7 умело прокладывал линию связи за 2 батальон 82 гвардейского стрелково-снайперского полка. Несмотря на сильный артиллерийский и миномётный огонь противника порывов связи не было.
В районе высоты 117,3, проводя линию связи за 80 гвардейский стрелково-снайперский полк, попал под сильный артминогонь противника. Не теряясь, не щадя своей жизни, провёл связь в короткое время, что последовало наилучшего управления боем для комдива за высоту 117,5.
4. Медаль «За отвагу»
Гвардии сержант, командир отделения телефонно-кабельной роты 39 отдельного гвардейского батальона связи 32-й гвардейской стрелковой…………. Краснознамённой Суворова дивизии, член ВЛКСМ
В период сильных боёв в районе высоты 113,6, что к юго-востоку Вальтернемен, сумел организовать бесперебойную связь в период всего напряжённого боя. Лично сам под сильным артиллерийско-миномётным огнём, рискуя жизнью, не ожидая прекращения его, выходил на устранение порывов линии связи.
Только за одну ночь 25 января 1945 года вовремя устранил 14 порывов линии связи. В районе Массаунен под сильным артминогнём противника сумел организовать бесперебойную связь комдива с 85 гвардейским стрелково-снайперским полком, чем обеспечил успех боя.
Часть вторая. Воспоминания
ДЯДЯ ВАСО
Это сейчас я знаю, что его полное имя - Василий Ефимович, знаю, что он - 1924 года рождения и что у него – три медали «За отвагу» и один Орден Славы 3-ей степени. А тогда, в начале шестидесятых, – он был для меня дядей Васей, родственником, двоюродным братом моей мамы Авдосьевой Надежды Владимировны.
Нет, не дядей Васей - дядей Васо.
Мой русский дядюшка Василий Ефимович Авдосьев жил в пяти километрах от Лагодехи, в грузинском уголке села Буденовки (сейчас Нинигори ). Жена его, грузинка, ещё кое-как говорила по-русски, а тёща - та русского совсем не знала.
Многолетнее пребывание в грузинской среде сильно сказалось на дяде Васе. По-русски он говорил с заметным грузинским акцентом, а речь его представляла сочную и гармоничную смесь грузинского и русского языков.
В нашей большой семье моя мама и её брат Пётр звали дядю Васю по-свойски -Васькой, но чаще, на грузинский манер, – Васо. То есть так же, как звали дядю Васю знавшие его грузины.
Откуда мне было знать, что дядя Васо герой Отечественной войны? Он сам, мои родители и их сверстники – поколение, пережившее войну, - о войне говорить не любили. Четыре года страхов, тревог, похоронок, смертей, изломанных судеб, голода, лишений и слёз требовали забвения. Война непроизвольно вытеснялась, выталкивалась из сознания, уступая место радостям мирной жизни. А нас, детей послевоенной любви, война не коснулась вовсе и поэтому казалась чем-то абстрактным, нереальным, произошедшим когда-то очень давно, где-то далеко и не с нами.
Мы, конечно, знали героев той войны, по школьному курсу истории, – генерала Дмитрия Карбышева, Александра Матросова, Зою Космодемьянскую, Алексея Маресьева… Эти имена сидели в голове каждого ребёнка и были для нас иконами. Нам и в голову не приходило, что героями могут быть обычные, простые люди – соседи, знакомые и родственники. Ну, какой герой может быть из моего соседа дяди Рачика Сукиасова? Или из дяди Васо, который, как и дядя Рачик, с тяпкой в руках подбивает лобио, кормит свиней, наводит из горной речки воду, лечит купоросом виноград и гонит чачу? И разве может герой вспыхивать подобно спичке, как вспыхивал, если что не так, дядя Васо? Правда, так же быстро и отходил. Взрыв, вспышка, - и быстро рассеивающийся дымок агрессии, уступающий место спокойствию и извинениям. Лёгким на раздражение, однако незлопамятным, как и все из авдосьевского клана, запомнился мне дядя Васо.
В семье он был главным. По-другому и быть не могло. Что у казаков, из которых происходил дядя Васо, что у грузин, среди которых он жил, патриархальность была в крови. В роли главы семьи дядя Васо был, помню, весьма строг, и домашние подчинялись ему безоговорочно.
Буденовка – село, Лагодехи - город.
Мне казалось, что дядя Васо немного тушевался от того, что живёт в селе, а «Надька и Петька», его двоюродные сестра и брат, - в городском райцентре. Между ними существовало своего рода соперничество, в котором верх брала то одна, то другая сторона. «Городские» всегда были чуть впереди: водопровод, газ, асфальт и другие блага цивилизации приходили вначале в Лагодехи, и только потом – не всегда и не все – добирались до Будёновки. Зато у дяди Васо было одно сильное основание считать себя более удачливым в жизни - земля. Владение большими площадями земли.
Земля в Лагодехи, особенно в послевоенные годы, представляла собой высокую ценность, так как для большинства семей была основным источником существования. В Лагодехи, зажатом в узком пространстве меж двух гор, земли было мало. У нас, как и у маминого брата Петра Авдосьева, весь участок - с домом, надворными постройками и огородом - составлял всего пять соток. А у дяди Васо, как у жителя села, земли было не менее двадцати соток, и она, кормилица, вся была засажена, засеяна и плотно заселена всякой домашней живностью.
Так что дядя Васо, если и имел какие-то комплексы, то легко изживал их тем, что жил много зажиточнее и богаче своих городских родичей. Когда мои родители ездили к нему в гости, он показывал им своё немалое хозяйство – гусей, уток, свиней, коров, лошадь, огород, фруктовые деревья. Хозяйство содержалось в хорошем состоянии, чем дядя Васо откровенно гордился.
Виноградник у него был знатный, высаженный по-грузински, - рядами, на столбиках и натянутой между ними проволоке. В размещённом на сайте материале «Ехал на ртвели, а приехал на мачари», я уже писал, как, будучи подростком, собирал виноград у дяди Васо. Один эпизод из той истории мне особенно запомнился. Он настолько ярко характеризует дядю Васо, что не могу себе отказать в удовольствии написать об этом.
Собранный виноград мы относили под веранду дома, где в тени, на старенькой тахте, рядом с растущей горой винограда, сидела старая, лет под 90 женщина. Она уже почти ничего не слышала, плохо видела, не принимала никакого участия в общих разговорах. Это была тёща дяди Васо, которую он любовно называл «бабо» («бабушка»).
Меня удивила готовность, любовь, с какой он отзывался на каждый жест «бабо». То и дело слышалось «Ра гинда, бабо?» («Что-нибудь надо, бабуль?»), и вопрос этот тут же подкреплялся какими-то действиями. Куда подевались нервность, вспыльчивость, горячность дяди Васо?.. С «бабо» это был совсем другой человек. Он буквально млел перед этой женщиной, - чужой матерью, - и вёл себя как любящий, терпеливый и отзывчивый сын.
Вот, собственно, и всё, что я знаю и помню об Авдосьеве Василии Ефимовиче. Мало, почти ничего…
Несколько лет назад услышал от кого-то, что в начале девяностых дядя Васо покинул Будёновку. Уехал в Россию, на родину предков, где плохо или хорошо, но всё своё и все свои. Этот человек, мой дядя Васо, не боялся ураганного огня противника, лез в самое пекло, чтобы восстановить прерванную телефонную связь, а здесь не захотел быть бессильным наблюдателем того, как ссорят, разводят в стороны два живших в любви и понимании народа.
Через 2-3 года после того, как расстался с Грузией дядя Васо уехали из Лагодехи мои родители, и та зыбкая, скорее теоретическая, чем реальная связь, что существовала у нашей семьи с дядей Васо, прервалась навсегда.
Где он сейчас, чеми гакартвелебулиа Васо дзиа*, жив ли, нет ли, – не знаю.
Прости мне это незнание, военный телефонист, четырежды герой Отечественной войны, русский мужик из Грузии, родной мой дядя Васо.
* чеми гакартвелебулиа Васо дзиа (груз.) – мой огрузинившийся дядя Вася
Если кому-то известно о судьбе бывшего жителя села Нинигори (Буденовка) Лагодехского района Василии Ефимовиче Адвосьеве, прошу сообщить мне по адресу zgonnikov@lagodekhi.net.
P.S. 26.01.2012
Был уверен, что дядя Васо уехал из Грузии.Настолько, что даже и мысли не возникало поехать в Будёновку, где у меня, кроме родственников матери, никого и не было. Как вдруг, после публикации материала «Дядя Васо», мне пришло письмо.
Читатель, подписавшаяся Ниной, сообщила, что информация у меня была неверная, и никуда Василий Ефимович Авдосьев из Будёновки не уезжал, остался там доживать свой век и умер. Совсем недавно, в ноябре 2011 года.
Последние тридцать лет он прожил вместе со своей второй женой Зоей Ивановной Барабаш. Они знали о существовании моего сайта, и очень хотели, чтобы я навестил их... Подали бы весточку, родные, я бы немедленно приехал. А так… не свидеться уже с дядей Васо.
А Зою Ивановну в очередной мой приезд в Лагодехи я обязательно навещу, а очередной - скоро, в апреле. Правда, Зою Ивановну я совсем не знаю. Ну и что ж? На ней лежит отражённый свет жизни дяди Васо, посидим, поговорим, она мне расскажет о нём, и свет этот, разгоревшись, достанет и меня.
Просмотров: 4234
|