Очарование Болгарии. Часть пятая. Стелиян и его приёмники
Автор: Пётр Згонников |
Добавлено: 03.12.2011 |
|
|
Стелиян Господинов с коллекцией радиоприёмников. Их у него - более ста двадцати |
Стелиян Господинов – мужчина среднего возраста, с открытой улыбкой и измазанными машинным маслом руками. Стелиян – автомеханик. Живёт в Варне, работает в пригороде, в небольшом селе Кичево.
Когда социализм ушел, он выкупил у государства автосервис. Огромный ангар, похожий своими размерами на цех по сборке самолётов. Механики, коллеги и друзья Стелияна, остались с новым хозяином. Платил Стелиян хорошо - было из чего. Машины в то время были предметом роскоши, ценились высоко, и народ не скупился на содержание и ремонты своих автоконей. Денег Стелиян не копил, тратил с той же легкостью, с какой они приходили.
Неожиданно обнаружил в себе страсть к путешествиям, посетил в своих поездках с женой сорок семь стран мира.
Но свобода, сделавшая Стелияна успешным владельцем собственного бизнеса, имела и обратную сторону. С открытием границ в Болгарию хлынул поток подержанных европейских автомобилей. И часто по такой цене, что в случае серьёзной поломки было проще машину выбросить и купить новую - такой же откровенный автохлам, но в лучшем состоянии. Бизнес Стелияна стал быстро худеть. Работники неделями и месяцами сидели без работы, а потом начали массово увольняться… За короткий срок ушли 30 человек.
Осенью 2008 года, перед началом мирового финансового кризиса, у Стелияна оставалось всего четверо механиков. К весне этого года – двое, а летом ушли и они – поток клиентов окончательно иссяк.
И остался Стелиян один. И един, во многих лицах: учредитель фирмы, её руководитель и механик. Бухгалтерию, бумаги разные взяла на себя жена. Она же встречает и провожает клиентов, поит их кофе и водой, производит расчёты. Рядом с родителями
|
Стедиян Господинов: владелец автосервиcа и его единственный механик |
крутится сын, вчерашний школьник. Самостоятельную работу Стелиян ему не поручает. Парень то ключи отцу подаст, то гайку раскрутит, то колесо снимет. Нет у него будущего в отцовском деле, и это они понимают, - и сын, и Стелиян.
Пытаюсь перевести разговор на позитив: придут, мол, ещё времена, Евросоюз всё же, вот-вот Шенген, а он в ответ молчит, ухмыляется.
Он верит в Бога, но не верит в манну небесную, что рассыплется над его домом и его страной. Он не верит в существование господ, которые ночами не спят, думая, как сделать жизнь Стелияна цветущей, а утром, освежившись Kartier, приедут к нему в Кичево и, вытащив из кармана пачку хрустящих, скажут : « На, Стелиян».
А жить надо. Он берётся за любую работу, не давая себе ни отдыха, ни пощады. Учится, если надо, новому ремеслу. Везут, например, Стелияну из Европы поломанные, разлаженные компьютеры. Те, что европейцам и выбросить жалко, и до ума доводить неинтересно. Дело для Стелияна было неизвестное. Ну и что ж? Почитал, подучился и превратился в хорошего специалиста. И сейчас старые компы и ноуты выходят из-под его рук, будто вчера с конвейера. Он ставит на них болгарскую клавиатуру, устанавливает программы, придаёт «железу» товарный вид и продаёт. Цены ниже магазинных почти вдвое. На «прожить» хватает, на путешествия – пока нет.
Стелиян не отчаивается. Если много работать и сильно хотеть, считает он, всё будет: и деньги, и путешествия, и многое другое, что дают деньги.
Таким я увидел Стеляина, когда приехал к нему для замены разбитого на дорогах Украины амортизатора. Пока Стелиян возился с
|
Один из экспонатов коллекции |
машиной, его жена провела меня в комнату ожидания. Я вошел и обмер. Вся комната, от пола до потолка была заставлена радиоприёмниками. Старыми, очень старыми, старинными, диковинных форм и расцветок, большими и маленькими, деревянными и металлическими, советскими, болгарскими, немецкими, английскими и ещё Бог знает какими…
«Мой друг занимался этим делом. Когда собрался в Европу, принёс мне остатки своей коллекции, штук пять было, на, говорит, будет тебе на память обо мне…»
Стеляин поначалу подарку растерялся – зачем они ему? Но взял. Думал-думал, да и выставил там, где было место, - в комнате для клиентов.
И тут началось. Люди стали нести Стелияну свои покрытые пылью и паутиной приемники. Выуживали их из кладовок и чердаков, доставали из-под кроватей и из шкафов.
За пару лет собралось более 120 приёмников. Самое удивительное, что больше половины из них - работают! И звук такого качества, что современным ширпотребовским приёмничкам до них, как Жмеринке до Америки. Стелиян отремонтировал их! Своими руками! Все они на лампах, которых сегодня днём с огнём не сыщешь. Я в последний раз видел радиолампы лет 30 назад. Где и как их находит Стелиян, для меня осталось загадкой.
Приёмников Стелиян не продает. Это, говорит, для души. Для души, подумалось мне, для доброй души Стелияна, так и не превращенной искусами златного времени в бесстрастный механизм по приёмке-выдаче денег.
Фото: Пётр Згонников Просмотров: 3146
|