В Грузии католики и православные дружно уживаются друг с другом (Из лагодехского наследия Гиги Чихладзе)
Автор: Гига Чихладзе |
Добавлено: 18.09.2011 |
|
|
Католический храм в селе Хизабавра Лагодехского района Грузии |
Горная деревушка Хизабавра Лагодехского района состоит из одной пыльной улицы с двумя рядами домов. Здесь нет ни магазинов, ни школ, ни каких-либо учреждений. Все это находится на равнине - «ниже», как говорят местные.
Иногда через село проезжают туристы, иностранные биологи или зоологи, посещающие расположенный рядом Лагодехский заповедник в сопровождении лесников.
Строительство католической церкви резко изменило однообразие местной жизни. Теперь в центре Хизабавра, у старого католического кладбища, высится красная кирпичная базилика с почти 15-метровой колокольней.
На фоне гор с лысыми макушками альпийских лугов она смотрится несколько экзотично. Особенно если учесть, что фоном служат горы сразу трех стран - Грузии, России и Азербайджана. Рядом на северо-западе находится Чечня, откуда нередко доносится эхо бомбежек. На северо-востоке - Дагестан, а прямо на востоке - Азербайджан.
|
Капитальный ремонт Свято-Николаевской русской православной церкви. Лагодехи, октябрь 2010 |
В этой горной деревушке живет всего 45 семей. Подавляющее большинство - католики, или «французы», как называют их в Грузии. Пять семей, как они говорят сами, «вернулись» в православие. Но когда в Хизабавра начали возводить католическую церковь, они дружно принялись помогать строителям.
- Почти год ушел у меня на то, чтобы собрать документы на строительство храма, - говорит местный житель Тристан Кобахидзе, один из инициаторов строительства церкви, а ныне руководитель стройки. - Мы ожидали сопротивления со стороны местных представителей патриархии, но они, наоборот, одобрили мою затею. Зато районные власти мешали, как могли.
Тем не менее, за год были собраны все документы и разрешения, в том числе от госуправления дорожной автоинспекции, экологов, архитекторов, пожарной охраны, санэпидстанции и пр. Ныне все население Хизабавра помогает на строительстве.
- Церковь надо строить всем вместе, — считает Михаил, православный месхетинец, чьи предки-католики переселились сюда в 1918 году из Аспиндза (Юго-Восточная Грузия), - в конце концов, мы христиане и помогаем
|
Лагодехи. Собор Казанской Божьей Матери ( в 19 веке - полковая церковь) |
христианам.
Строительство было начато менее года назад, значительную часть расходов оплатил грузинский католический епископат, финансируемый, в свою очередь, Ватиканом. Епископат помогает не только деньгами. Отец Адам, польский священник, приехавший в Грузию несколько лет назад, периодически приезжает в Хизабавра: из Тбилиси. Он привозит деньги на продолжение строительства, стройматериалы, читает проповеди, проводит службы (пока что во дворе одного из местных жителей) и вместе (?- П.З.) удивлен качеством стройматериалов и кирпичной кладки.
Еще недавно местные католики ходили в единственную на весь Лагодехский район действующую православную церковь. Мало кто обращал внимание на то, что крестились они немного иначе и порой обращали свои молитвы к иным святым. Это может служить дополнительным свидетельством того, что между католиками и православными в Грузии нет неразрешимых противоречий.
- Я лишь недавно узнал, что несколько моих знакомых из Хизабавра, с которыми я учился еще в школе - католики, - удивляется Ираклий, водитель из Лагодехи. - Думаю, они сами узнали это не так давно.
Конечно, говорить о полной идиллии не приходится. Строительство католического храма словно провело незримую черту между католиками и православными в селе. Разница в вере дала знать о себе. Но местным жителям нет никакого резона проявлять религиозную нетерпимость по отношению к католикам, проживая на границе с мусульманскими Дагестаном и Азербайджаном. При этом и католики, и православные одинаково неприязненно относятся к сектантам.
Православие в Грузии было принято в первой половине четвертого века и за эти почти 17 веков прочно укоренилось в сознании народа. Католичество тоже имеет давнюю историю - оно пришло в Грузию в 13-м веке, хотя столь широкого распространения, как православие, оно так и не получило.
— Настоящие христиане должны держаться вместе, невзирая на конфессиональные различия, — считает Валерий, учитель одной из лагодехских школ. - А вот с сектантами нам не по пути.
|
Храм Троицы в селе Пона Лагодехского района Грузии |
В то же время, православное большинство относится к католикам словно к малым детям, имея в виду, что богослужение у них проходит не так, как в православных храмах. И говоря о них, местные жители разводят руками, словно говоря: «Ну что с них взять, они ведь католики! ».
Кстати, католический храм будут посещать не только жители крохотной Хизабавра. В окрестностях есть еще три села, в которых проживают месхетинцы-католики, переселившиеся сюда в 1918 году во время угрозы захвата Юго-Восточной Грузии турками. Почти одновременно со строительством католического храма в соседнем с Хизабавра селе начали строить православную церковь. Автор обоих проектов - один и тот же архитектор. Но строительство православной базилики продвигается намного медленнее - не хватает денег и энтузиазма.
- Я уверен, что к нам будут приходить не только католики, но и православные, - говорит Тристан Кобахидзе, - по крайней мере, все, кто проходит мимо строящегося храма, крестятся. И православные, и католики. Каждый, конечно, по-своему.
|
Храм Хошатиани |
Впервые массов ое обращение жителей Грузии в католичество, как отмечалось, началось в 13-м веке, то есть 9 столетий спустя после принятия христианства. Именно тогда католические миссионеры, в основном французы, обещали новообращенным заступничество Папы Римского от набегов турок. И действительно, турки, помня крестовые походы, обходили католические села стороной, предпочитая не связываться с подзащитными Папы Римского.
В те годы в Грузии и Армении целые деревни были обращены в католичество. Впоследствии католиков стали называть французами, ибо воспринимали их не как принявших католичество, а как «офранцуженных», поскольку католические миссионеры были, в основном, французами.
Миссионеры не оставили без внимания и высокогорные села на севере Грузии. Но там уже прочно укоренилась диковинная смесь язычества с православием. Тем не менее, католики и здесь оставили о себе память: в горах есть несколько сел, где едят лягушек и виноградных улиток. Горцы предпочли перенять у французских миссионеров кухню, оставшись при своей вере.
Если еще в 19-м веке основным местом проживания грузинских католиков была Месхети (юг страны), то сегодня они расселены по всей Грузии. Сегодня в стране насчитывается 14 католических храмов. Пять из них, бездействовавшие в советские Времена, были преобразованы в православные лет десять назад.
- В Батуми католикам в качестве компенсации построили новую церковь, - говорит Цицино Хитаришвили, сотрудница редакции газеты «Саба» при католическом епископате Грузии, - а в Кутаиси, где католический храм присвоен патриархией, ведется судебный процесс. К сожалению, городские власти не хотят даже выделить нам участок для строительства нового храма. Но, я думаю, мы обязательно добьемся своего.
|
Образ Спасителя в храме Хошатиани (фреска) |
Католическим священникам, а это в основном поляки и итальянцы, нередко приходится читать проповеди и вести службы в частных домах. В Грузии насчитывается предположительно 10 тысяч католиков и не везде есть храмы. Среди католиков немало месхетинцев, есть также армяне, прибалтийцы, немцы, поляки.
- Мы не настаиваем на возвращении всех храмов, - говорит Цицино Хитаришвили, — но не можем оставаться равнодушными, когда бывшие католические церкви буквально уродуются, как это случилось в Гори, где фасаду храма придали вид православного.
Кроме возвращения старых и строительства новых католических храмов, есть и другая проблема. В епископате сейчас заняты вопросами подготовки грузинских священников. Один католический священник-грузин уже принял сан в Польше, откуда вернется на родину через два года. Ну а пока что священнослужителям из Польши и Италии приходится учить грузинский язык.
В Грузинской православной патриархии весьма осторожно комментируют активную деятельность католического епископата. Наиболее консервативные представители патриархии склонны считать, что сегодня вполне можно говорить о католической экспансии. Тем не менее, сегодня можно говорить скорее о сотрудничестве католиков и православных, нежели об их противостоянии.
Свидетельством отсутствия резких противоречий между двумя христианскими конфессиями служит визит Папы Римского в Грузию в ноябре 1999
|
Воронцовская церковь Успения Богородицы в селе Вардисубани Лагодехского района Грузии |
года. В Тбилиси его встретили с небывалым триумфом и радушием. В отличие от ряда стран, в Грузии в ходе визита не было никаких эксцессов и никаких митингов протеста.
Неприятие же визита Католикосом-Патриархом Грузии Илией II сильно преувеличивалось российскими СМИ, которые достаточно активно ведут информационную войну против Грузии. Говорили даже, что Католикос запретил посещать мессу, которую Папа отслужил во Дворце спорта. В действительности же, Католикос напомнил, что православные не имеют права участвовать в таинствах инословных, но это истолковали как призыв «не посещать католическую мессу». Между тем, это был всего лишь призыв не причащаться на мессе. Посещать же богослужение инословных - пожалуйста. Президент Грузии Шеварднадзе присутствовал на папской мессе, вставал, когда полагалось, и стоя произнес приветственную речь, которую папа выслушал сидя. Президент, естественно, не причащался.
Кстати, благожелательность отношения к Папе Римскому почувствовала даже его охрана. В Светицховели она позволила толпе обступить Папу и Патриарха так близко, как никогда во время других папских поездок: расстояние между Папой и людской массой было не более полуметра.
Тогда в Тбилиси и Мцхета съехалось едва ли не большинство грузинских католиков. Был там и Давид, лагодехский католик.
- Я был от Папы всего в двух шагах, рядом стоял Патриарх Всея Грузии Илиа II, - говорит Давид, — вокруг было множество и католиков, и православных. Я уверен, что в Грузии невозможно такое противостояние между католиками и православными, как это, к сожалению, случается в некоторых странах.
(Опубликовано под псевдонимом Гия Дугладзе в газете "Кавказкий акцент", № 20(69), 16.10.2002)
Фото: Валерий Огиашвили Просмотров: 6655
|